Главные вкладки

    Занятие с элементами тренинга как одна из форм формирования унивесальных учебных действий младших школьников с общим недоразвитием речи
    план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме

    Зайцева Ольга Владимировна

    Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Работа педагога-психолога и учителя-логопеда становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом, поскольку результаты их деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie_s_elem._treninga_po_forirov._uud.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие с элементами тренинга по формированию УУД младших школьников с ОВЗ.

    Цель: формирование УУД

     младших школьников с  ОНР.

    Задачи:

    Развитие личностных умений и навыков.

    -Формировать предпосылки к проявлению эмпатии;

    -Способствовать ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

    Развитие коммуникативных умений и навыков.

    -Способствовать формированию позитивных отношений между детьми;

    -Отрабатывать умение присоединяться к группе;

    -Учить сотрудничать в совместной деятельности.

    Развитие познавательных универсальных действий

    -Формировать выполнение логических операций:

    • анализа,
    • обобщения,
    • классификации,

    -Сформировать навыки деления слов на слоги.

    -Закрепить навыки слогового анализа и синтеза

    Развитие регулятивных умений и навыков

    -Учить управлять своей деятельностью;

    -Развивать инициативность и самостоятельность

    Ход занятия

    Упражнение-активатор

    Цель: установка эмоционального контакта.

    Раз, два, три, слушай и смотри.

    Три, два, раз, мы начнем сейчас.

    Упражнение  «Назови соседа ласково»

    Цель: создание доброжелательной         атмосферы на занятии

    Упражнение  «Узнай по голосу»

    Цель: игра на внимание, на сплочение.

    Инструкция: давайте посмотрим, как вы запомнили голоса друг друга.  Сейчас один из вас выйдет в центр и встанет к нам спиной. Остальные ребята по очереди будут говорить фразу: «За твоей спиной стою я,  Угадай скорей меня».

     Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в роли ведущего.

    Повторение изученного материала.

    - Напомните мне, ребята, чему мы научились с вами на прошлом занятии.

    (Мы научились считать слоги в словах)

    - Как же глядя на слово, определить, сколько в нем слогов.

    - Нужно посчитать гласные.

    - Верно, давайте хором повторим правило:

              Сколько в слове гласных

              Столько и слогов.

              Это знает каждый

              Из учеников.

    - А сколько всего гласных букв в нашем языке? (10)

    Давайте их вспомним.

    А О У Э Ы И Е Ё Ю Я

     -Молодцы, ребята!

    - А теперь посмотрите, какое слово у нас сегодня в гостях:

    ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

    - Что же обозначает это слово?

    Ответы детей (это качество человека доброго, отзывчивого, внимательного к людям, вежливого, готового прийти на помощь в трудную минуту)

    - Задание для вашей дружной группы такое: нужно посчитать, сколько в слове слогов. Справитесь?

    Дети работают в группе. Первый ребёнок берёт слово, называет гласную, обводит её красным карандашом. Затем карточку передаём следующему.

    - Кто будет отвечать?

    Дети: Мы решили, что в этом слове 6 слогов.

    2. Новая тема.

    - Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

    Если слово написано и вы видите его глазками, то легко можно посчитать, сколько в нем слогов.

     А если бы мы слово глазками не видели, а только ушками слышали, мы бы смогли так легко справиться с заданием? (нет, мы пока этого не умеем)

    - Хотите научиться? (да)

    - Значит, сегодня мы должны научиться делить слово на слоги, не глядя на него, а на слух. Для этого мы  все дружно отправимся на прогулку в лес.

    ( Пальчиковая гимнастика)

    Разбрелись ребята по лесу. И вдруг мы заметили, что Ромы с нами нет.

    Наверно заблудился. Мы дружные ребята и не оставим товарища в беде. Давайте его позовем.  

    - Как мы должны его позвать, чтобы он нас услышал?

    Громко, протяжно: РО-МА!

    - Теперь он нас услышал, ведь мы слово разбили на части: сначала прокричали слог РО, затем МА.

    - Сколько же частей - слогов в слове РОМА?

    - Два слога.

    - Попробуем разделить на слоги другое слово. Представим, что мы потеряли Марину. Зовем ее: МА-РИ-НА!

    - Сколько слогов в этом слове? (три)

    - Кого еще позовем?

    СА-ША!  ДА-ША!  ЗА-ХАР!  ВА-НЯ!

    Вот мы с вами и научились делить слова на слоги.

    Теперь все ребята на месте. Можно отправляться в обратную дорогу.

    3. Закрепление материала.

    - Итак, как же определить, сколько слогов в слове? Нужно слово прокричать протяжно, нараспев, будто мы в лесу.

    - Давайте проверим, все ли научились делить слова на слоги?

    Каждый ребенок получает карточку с изображением различных предметов.

    - Найдите на карточке такое слово, в котором только один слог. Для этого все слова нужно проговорить вслух. Запишите это слово в тетрадь.

    (все слова дети  проговаривают вслух)

    - А теперь переверните карточку и прочитайте правильный ответ.

    - Кто выполнил задание правильно, поднимите руку. Молодцы! Погладьте себя по голове и скажите: «Я сегодня молодец!»

    Упражнение на обобщение

    Упражнение на внимание

    Упражнение «Не дай упасть»

    Друзья мои, с этим испытанием вы справитесь, если дружба ваша настоящая, крепкая. Давайте построимся в линиюи возьмем своих соседей за руки. У нас получилась цепочка.

    Испытание будет ткаое: нужно довести шарик от начала до конца нашей цепочки, чтобы он ниразу не упал на пол. Сложность в том, что нельзя «разрывать цепочку, то есть опускать руки соседа. Руками держать шарик могут только крайние участники.

    Обсуждение:

    -Удалось ли нам справиться с заданием. Почему нам это удалось (Потому что мы дружно, сплоченно справились с заданием)

     Упражнение «Чемодан в дорогу». Руководитель говорит о том, что наступил момент прощания и скоро все мы разойдемся, но не с пустыми руками, всем мы соберем «чемодан» в дорогу. Каждому раздается лист бумаги А4 на котором нарисован чемодан и цветные карандаши (по желанию дети могут его раскрасить). Затем каждый передает свой «чемодан» соседу, который пишет в «чемодан» свои добрые и хорошие пожелания. Так листочки передают по кругу до тех пор, пока к каждому не вернется его «чемодан».

    Характеристика группы

     ОНР это недостаточное развитие всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

    У данной группы детей нарушения в произношении звуков сочетаются с недоразвитием фонематических и лексико-грамматических средств языка.

    Наблюдается снижение вербальной памяти при относительно сохранной смысловой, зрительной памяти. Для них характерно отставание в развитии общей и мелкой моторики, страдает пространственная и зрительная ориентация, особо затрудняются при словесной инструкции. У таких детей плохо развиты мыслительные операции связанные с речью (обобщение, анализ, синтез, сравнение.), что приводит к снижению познавательной активности.

    Для детей характерно преобладание в активном словаре существительных и глаголов. Мало слов характеризующих качество, признаки, состояние предметов действий и способов действий. В речи используются простые предложения. Допускаются ошибки в согласовании и управлении, затрудняются в использовании сложных предлогов. У них наблюдаются недостатки в звукопроизношении, нарушения слоговой структуры слова и трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.

    У этих детей наблюдаются отдельные недочеты в произношении звуков, недоговаривание окончаний, не четкое произношение некоторых согласных, трудности в различении акустически и арткуляторно близких звуков отсюда сформированность фонематического восприятия недостаточная. Некоторые дети испытывают затруднения в воспроизведении слов сложного звукового состава. В словаре преобладают слова, обозначающие конкретные предметы и действия, при недостаточном количестве обобщающих слов и слов обозначающих абстрактные понятия. В речи преобладают простые предложения. Допускаются ошибки в согласовании, в падежном и предложном управлении.
    В целом речь нарушена негрубо, но создает препятствия к овладению грамотой и усвоению знаний.

    Коррекционные занятия с детьми, имеющими ОНР проводятся 3 раза в неделю.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проекты в начальной школе как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников.

    Инструментом метода проектов является собственно учебный проект, так как обучение происходит собственно в процессе осуществления учебного проекта.  В основе каждого учебного проекта лежит некая п...

    СКАЗКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ (из опыта работы)

    Для создания успешных условий формирования УУД, у каждого учителя имеется в работе немало различных способов и приемов ведения урока. Большой воспитательный эффект на уроках математики имеют математич...

    Формирование интонационной выразительности речи в работе с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.

    В статье представлены этапы формирования интонационной выразительности речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Данная статья актуальна для учителей начальных классов и учителей-логопедов...

    Проектная деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации ФГОС

    Проекты в начальной школе как один из способов формирования УУД в условиях реализации ФГОС....

    Педагогический проект "Формирование универсальных учебных действий у детей с общим недоразвитием речи III уровня в условиях внедрения Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования"

    Мы живём в мире, который с каждым днём становится всё более зависимым от информационных технологий. Знания устаревают настолько быстро, что порой нет смысла зазубривать те или иные параграфы учебника....

    Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи

    Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи...