Занятие с элементами тренинга как одна из форм формирования унивесальных учебных действий младших школьников с общим недоразвитием речи
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме

Зайцева Ольга Владимировна

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Работа педагога-психолога и учителя-логопеда становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом, поскольку результаты их деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_s_elem._treninga_po_forirov._uud.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга по формированию УУД младших школьников с ОВЗ.

Цель: формирование УУД

 младших школьников с  ОНР.

Задачи:

Развитие личностных умений и навыков.

-Формировать предпосылки к проявлению эмпатии;

-Способствовать ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Развитие коммуникативных умений и навыков.

-Способствовать формированию позитивных отношений между детьми;

-Отрабатывать умение присоединяться к группе;

-Учить сотрудничать в совместной деятельности.

Развитие познавательных универсальных действий

-Формировать выполнение логических операций:

  • анализа,
  • обобщения,
  • классификации,

-Сформировать навыки деления слов на слоги.

-Закрепить навыки слогового анализа и синтеза

Развитие регулятивных умений и навыков

-Учить управлять своей деятельностью;

-Развивать инициативность и самостоятельность

Ход занятия

Упражнение-активатор

Цель: установка эмоционального контакта.

Раз, два, три, слушай и смотри.

Три, два, раз, мы начнем сейчас.

Упражнение  «Назови соседа ласково»

Цель: создание доброжелательной         атмосферы на занятии

Упражнение  «Узнай по голосу»

Цель: игра на внимание, на сплочение.

Инструкция: давайте посмотрим, как вы запомнили голоса друг друга.  Сейчас один из вас выйдет в центр и встанет к нам спиной. Остальные ребята по очереди будут говорить фразу: «За твоей спиной стою я,  Угадай скорей меня».

 Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в роли ведущего.

Повторение изученного материала.

- Напомните мне, ребята, чему мы научились с вами на прошлом занятии.

(Мы научились считать слоги в словах)

- Как же глядя на слово, определить, сколько в нем слогов.

- Нужно посчитать гласные.

- Верно, давайте хором повторим правило:

          Сколько в слове гласных

          Столько и слогов.

          Это знает каждый

          Из учеников.

- А сколько всего гласных букв в нашем языке? (10)

Давайте их вспомним.

А О У Э Ы И Е Ё Ю Я

 -Молодцы, ребята!

- А теперь посмотрите, какое слово у нас сегодня в гостях:

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

- Что же обозначает это слово?

Ответы детей (это качество человека доброго, отзывчивого, внимательного к людям, вежливого, готового прийти на помощь в трудную минуту)

- Задание для вашей дружной группы такое: нужно посчитать, сколько в слове слогов. Справитесь?

Дети работают в группе. Первый ребёнок берёт слово, называет гласную, обводит её красным карандашом. Затем карточку передаём следующему.

- Кто будет отвечать?

Дети: Мы решили, что в этом слове 6 слогов.

2. Новая тема.

- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

Если слово написано и вы видите его глазками, то легко можно посчитать, сколько в нем слогов.

 А если бы мы слово глазками не видели, а только ушками слышали, мы бы смогли так легко справиться с заданием? (нет, мы пока этого не умеем)

- Хотите научиться? (да)

- Значит, сегодня мы должны научиться делить слово на слоги, не глядя на него, а на слух. Для этого мы  все дружно отправимся на прогулку в лес.

( Пальчиковая гимнастика)

Разбрелись ребята по лесу. И вдруг мы заметили, что Ромы с нами нет.

Наверно заблудился. Мы дружные ребята и не оставим товарища в беде. Давайте его позовем.  

- Как мы должны его позвать, чтобы он нас услышал?

Громко, протяжно: РО-МА!

- Теперь он нас услышал, ведь мы слово разбили на части: сначала прокричали слог РО, затем МА.

- Сколько же частей - слогов в слове РОМА?

- Два слога.

- Попробуем разделить на слоги другое слово. Представим, что мы потеряли Марину. Зовем ее: МА-РИ-НА!

- Сколько слогов в этом слове? (три)

- Кого еще позовем?

СА-ША!  ДА-ША!  ЗА-ХАР!  ВА-НЯ!

Вот мы с вами и научились делить слова на слоги.

Теперь все ребята на месте. Можно отправляться в обратную дорогу.

3. Закрепление материала.

- Итак, как же определить, сколько слогов в слове? Нужно слово прокричать протяжно, нараспев, будто мы в лесу.

- Давайте проверим, все ли научились делить слова на слоги?

Каждый ребенок получает карточку с изображением различных предметов.

- Найдите на карточке такое слово, в котором только один слог. Для этого все слова нужно проговорить вслух. Запишите это слово в тетрадь.

(все слова дети  проговаривают вслух)

- А теперь переверните карточку и прочитайте правильный ответ.

- Кто выполнил задание правильно, поднимите руку. Молодцы! Погладьте себя по голове и скажите: «Я сегодня молодец!»

Упражнение на обобщение

Упражнение на внимание

Упражнение «Не дай упасть»

Друзья мои, с этим испытанием вы справитесь, если дружба ваша настоящая, крепкая. Давайте построимся в линиюи возьмем своих соседей за руки. У нас получилась цепочка.

Испытание будет ткаое: нужно довести шарик от начала до конца нашей цепочки, чтобы он ниразу не упал на пол. Сложность в том, что нельзя «разрывать цепочку, то есть опускать руки соседа. Руками держать шарик могут только крайние участники.

Обсуждение:

-Удалось ли нам справиться с заданием. Почему нам это удалось (Потому что мы дружно, сплоченно справились с заданием)

 Упражнение «Чемодан в дорогу». Руководитель говорит о том, что наступил момент прощания и скоро все мы разойдемся, но не с пустыми руками, всем мы соберем «чемодан» в дорогу. Каждому раздается лист бумаги А4 на котором нарисован чемодан и цветные карандаши (по желанию дети могут его раскрасить). Затем каждый передает свой «чемодан» соседу, который пишет в «чемодан» свои добрые и хорошие пожелания. Так листочки передают по кругу до тех пор, пока к каждому не вернется его «чемодан».

Характеристика группы

 ОНР это недостаточное развитие всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

У данной группы детей нарушения в произношении звуков сочетаются с недоразвитием фонематических и лексико-грамматических средств языка.

Наблюдается снижение вербальной памяти при относительно сохранной смысловой, зрительной памяти. Для них характерно отставание в развитии общей и мелкой моторики, страдает пространственная и зрительная ориентация, особо затрудняются при словесной инструкции. У таких детей плохо развиты мыслительные операции связанные с речью (обобщение, анализ, синтез, сравнение.), что приводит к снижению познавательной активности.

Для детей характерно преобладание в активном словаре существительных и глаголов. Мало слов характеризующих качество, признаки, состояние предметов действий и способов действий. В речи используются простые предложения. Допускаются ошибки в согласовании и управлении, затрудняются в использовании сложных предлогов. У них наблюдаются недостатки в звукопроизношении, нарушения слоговой структуры слова и трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.

У этих детей наблюдаются отдельные недочеты в произношении звуков, недоговаривание окончаний, не четкое произношение некоторых согласных, трудности в различении акустически и арткуляторно близких звуков отсюда сформированность фонематического восприятия недостаточная. Некоторые дети испытывают затруднения в воспроизведении слов сложного звукового состава. В словаре преобладают слова, обозначающие конкретные предметы и действия, при недостаточном количестве обобщающих слов и слов обозначающих абстрактные понятия. В речи преобладают простые предложения. Допускаются ошибки в согласовании, в падежном и предложном управлении.
В целом речь нарушена негрубо, но создает препятствия к овладению грамотой и усвоению знаний.

Коррекционные занятия с детьми, имеющими ОНР проводятся 3 раза в неделю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование интонационной выразительности речи в работе с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.

В статье представлены этапы формирования интонационной выразительности речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Данная статья актуальна для учителей начальных классов и учителей-логопедов...

Педагогический проект "Формирование универсальных учебных действий у детей с общим недоразвитием речи III уровня в условиях внедрения Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования"

Мы живём в мире, который с каждым днём становится всё более зависимым от информационных технологий. Знания устаревают настолько быстро, что порой нет смысла зазубривать те или иные параграфы учебника....

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи...

Статья "НАРУШЕНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ"

Роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном ти...

"Формирование навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи. Из опыта работы". Журнал "Магариф" №3, 2018 год

Основные принципы словообразования необходимо развивать в процессе специально подобранных упражнений по формированию навыков словообразования....

Формирование опосредованной памяти у младших школьников с общим недоразвитием речи посредством дидактических компьютерных игр

Логопедическая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, должна быть одновременно направлена на обогощение непреднамеренного запоминания, осуществляющегося в процессе мыслительных действий....

Рабочая программа. Формирование словообразовательных процессов у младших школьников с общим недоразвитием речи

Рабочая программа. Формирование словообразовательных процессов у младших школьников с общим недоразвитием речи...