Рабочая программа по внеурочной деятельности «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие» 1в класс
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Данюшина Ирина Геннадьевна

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, «Положения о рабочих программах по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа  Павловский Посад  Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната.

 

Цель - развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат

городского округа  Павловский Посад  Московской области

                                                     «Утверждаю»

                                                     Директор МКОУ  школы-интерната:

                             ___________________Гришина М.Б.

                                                                                         

« 01 » сентября 2017 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

 «Эмоциональное  и коммуникативно-речевое развитие»

1в класс

                                                    Составил (а): Данюшина Ирина Геннадьевна,

учитель - логопед

                                             

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), «Положения о рабочих программах по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа  Павловский Посад  Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната.

Цель - развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Основными задачами коррекционной работы являются:

-выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации,

 -овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Общая характеристика учебного предмета:

У ребенка с РАС умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Коррекционный курс включает следующие разделы:

Развитие речи средствами невербальной коммуникации. Импрессивная речь. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Чтение и письмо. Глобальное чтение.

В содержании логопедических программ учтены общие специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, а также особенности развития тяжело и умеренно умственно отсталых детей, новые вариативные формы организации коррекции отклонений развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями патологии.

У ребенка с РАС умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия:

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.

Развитие речи средствами невербальной коммуникации . Импрессивная речь.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда,мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста. В программах реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:

  • принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
  • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
  • принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
  • принцип коррекции и компенсации, позволяющий
    определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
  • деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Эмоциональное  и коммуникативно-речевое развитие» обозначен как коррекционный курс, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 1 классе отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.

Содержание рабочей программы по внеурочной деятельности

  «эмоциональное  и коммуникативно-речевое развитие».

Всего часов по четвертям 1 четверть (18 ч.), 2 четверть (13 ч.), 3 четверть (17 ч.), 4 четверть (18 ч.),  итоговое количество часов (66 ч.)

1 класс   (2 часа в неделю)

Личностные и примерные результаты освоения конкретного корреционного курса.

— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов

— Овладение навыками вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

— Использование доступных жестов для передачи сообщения

— Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах

— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Личностные результаты:

1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;

2. Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;

3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.

Планируемые результаты изучения коррекционного курса:

Предметные результаты:

—  Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов  

—  Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

—  Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом

—  Использование доступных жестов для передачи сообщения

—  Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

—  Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

—  Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах

—  Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

     - переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

     - понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

  1. 3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

Календарно-тематическое планирование уроков эмоциональное  и коммуникативно-речевое развитие и в 1в классе

( 2 часа в неделю, 66 часов в год)

Тема

Количество часов

Дата проведения

по плану

по факту

1

Провести первичную (скрининговую) диагностику.

1 ч.

2

Обследование речи:-понимание обращённой речи.- внятность речи.-лексический строй речи.

1 ч.

3

Психомоторное развитие:-мелкая моторика рук.-общая координация  движений.-мимика.

1 ч.

4

Обследование психических процессов.

1 ч.

5

«Игрушки»

1 ч.

6

«Игрушки»

1 ч.

7

«Игрушки»

1 ч.

8

«Игрушки»

1 ч.

9

«Одежда»

1 ч.

10

«Одежда»

1 ч.

11

«Одежда»

1 ч.

12

«Одежда»

1 ч.

13

«Одежда»

1 ч.

14

«Мебель»

1 ч.

15

«Мебель»

1 ч.

16

«Мебель»

1 ч.

17

«Дикие животные»

1 ч.

18

«Дикие животные»

1 ч.

19

«Дикие животные»

1 ч.

20

«Дикие животные»

1 ч.

21

«Дикие животные»

1 ч.

22

«Домашние животные»

1 ч.

23

«Домашние животные»

1 ч.

24

«Домашние животные»

1 ч.

25

«Домашние животные»

1 ч.

26

«Домашние животные»

1 ч.

27

«Домашние животные»

1 ч

28

«Дикие животные»

1 ч.

29

«Дикие животные»

1 ч.

30

«Дикие животные»

1 ч.

31

«Дикие животные»

1 ч.

32

«Дикие животные»

1 ч.

33

«Дикие животные»

1 ч.

34

«Посуда»

1 ч.

35

«Посуда»

1 ч.

36

«Посуда»

1 ч.

37

«Посуда»

1 ч.

38

«Посуда»

1 ч.

39

«Продукты питания»

1 ч.

40

«Продукты питания»

1 ч.

41

«Продукты питания»

1 ч.

42

«Продукты питания»

1 ч.

43

«Продукты питания»

1 ч.

44

«Продукты питания»

1 ч.

45

«Весна»

1 ч.

46

«Весна»

1 ч.

47

«Весна»

1 ч.

48

«Весна»

1 ч.

49

«Весна»

1 ч.

50

«Части тела»

1 ч.

51

«Части тела»

1 ч.

52

«Части тела»

1 ч.

53

«Части тела»

1 ч.

54

«Части тела»

1 ч.

55

«Части тела»

1 ч.

56

«Транспорт»

1 ч.

57

«Транспорт»

1 ч.

58

«Транспорт»

1 ч.

59

«Транспорт»

1 ч.

60

«Транспорт»

1 ч.

61

«Транспорт»

1 ч.

62

«Лето»

1 ч.

63

«Лето»

1 ч.

64

«Лето»

1 ч.

65

«Лето»

1 ч.

66

Фронтальное обследование

1 ч.

Учебно-методическое обеспечение предмета

Диагностическое обеспечение деятельности

  1. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников М.: Айрис-пресс, 2000.
  2. Лалаева Р.И., Венедикторова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Учебно – методическое пособие. СПб.: Союз, 2001.
  3. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. / Г.В.Чиркина. М., 2003.
  4. О.Б. Иншакова. Альбом для логопеда. М., 2003.

Программно – методическое обеспечение деятельности

  1. Инструктивно-методическое письмо. /О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе./ Под ред. Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П. М.,1996.

    2. А.В.Ястребова. Коррекция нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы. Книга для учителя – логопеда. М., «Просвещение», 1984.

   3.  Л.С. Волкова. Логопедия. М., 1989.

   4. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. Пособие для логопедов. М., 2001.

   5. Л.Г.Кобзарева, М.П.Резунова, Г.Н.Юшина. Перспективное планирование коррекции письма у детей с ОНР. Воронеж, 2012.

   6. А.Р. Сайфуллина. Комплексное планирование для логопедических групп. Волгоград, «Учитель» 2013,

   7. Бакисова Л.О. « Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: рабочие программы, индивидуальные и групповые занятия». Волгоград, «Учитель», 2015г.

    8. И.Н. Садовникова. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983г.

   9. Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопедов. М., 2003.

  10. Е.В.Мазанова. Школьный логопункт: документация, планирование и организация коррекционной работы, М. ГНОМ и Д, 2009.

  11. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д, 2008.

  12. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты 13 занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д, 2008.

  13. Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д, 2008.

  14. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д 2008.

  15. В.В.Коноваленко, В.С.Коноваленко. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия. М., ГНОМ и Д, 2006.

  16. С.Ю. Ильина. Речевое развитие умственно отсталых школьников 5-9 классов. С-П. Каро, 2005.

 17. С.Ю. Ильина. Формирование текстовой деятельности учащихся 5-9 классов с интеллектуальным недоразвитием. С-П., Каро, 2006

 18. Е.В.Метусс, А.В.Литвина,. и др., Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс), 2008.

 19. Е.Ф. Рау, В.И. Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. М., 1980.

 20. Н.П.Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В.Леонтьева. Коррекция письменной речи 1-4 кл., 2009.

 21. Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. М. Владос, 2003.

 22.О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Пальчиковая гимнастика. М., 2002.

 23. Ю.А. Вакуленко. Физкультминутки. Волгоград «Учитель», 2007.

 24.И.С. Лопухина. 550 упражнений для развития речи. С-П., 2004.

Список литературы

1.Адаптированная рабочая программа adaptation.ptosv.ru

2.Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №3. – Цветная вкладка.

3. Кириллова, Е.В. Логопедическая работа с «безречевыми» детьми / СПб: Союз, 2011

4. Кириллова, Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011

5. Кириллова, Е.В. Начальные этапы коррекционной работы с безречевыми детьми / / Логопедия. 2005. № 3 (9)

6. Кириллова, Е.В. К вопросу о дифференциальной диагностике безречевых детей / / Детская и подростковая реабилитация. 2007. № 1 (8)

7. Кириллова, Е.В., Мамаева, А.В. Формирование основ коммуникации у безречевых детей 7—9 лет со сложной структурой дефекта// Детская и подростковая реабилитация. 2007. № 2 (9).

8. Куликовская, Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей -М.: Издательство Гном и Д, 2008

9. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

10. Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [пособие для учителя-дефектолога] /М.И. Лынская; под ред. С.Н. Шаховской. — М.: ПАРАДИГМА, 2012

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

12. Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова идр.; Подред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011

13. Рудакова, Е.А. Разработка индивидуальной программы обучения ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014.

14. Царёв, А.М. Требования к структуре образовательных программ для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития и к возможным результатам их освоения в контексте разработки ФГОС для обучающихся с ОВЗ. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014.

15. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант), 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Я - гражданин России" 1 класс

Программа «Я -  гражданин России» имеет гражданско – патриотическую, социально – педагогическую и воспитательную направленность. Содержание данной программы рассчитано на учащихся 6-7 лет, первый...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уйныйбыз да,җырлыйбыз» в 1 классе

Бүгенге көндә  башлангыч сыйныф укытучыларының төп бурычы – балаларны белемле, рухи яктан  бай, әхлаклы, физик яктан сәламәт итеп үстерү. Бу бурычлар төрле юлл...

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности Искусство слова ФГОС 1-4 класс

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс внеурочной деятельности "Искусство слова" нацелен на ра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Общественно полезный труд» 2-а класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Общественно полезный труд» 2-а класс...