Рекомендации учителю начальной школы на 2019-2020г.
консультация по логопедии (1 класс)

Данюшина Ирина Геннадьевна

Использование отдельных логопедических приемов коррекции на уроках письма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekom_dlya_uch_nach_shkoly.odt17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Использование отдельных логопедических приемов коррекции на уроках письма.

(Рекомендации учителю начальной школы на 2016-2017г.)

                                           

Рекомендуются упражнения «Закончи слово, вставь недостающий слог» (ра – ря, да – дя, ла – ля, лу – лю, ло – лё и т. д.) .Учитель диктует первый слог слова, а дети выбирают нужный слог с твердой или мягкой согласной и пишут нужное слово:

ра - ря

Бо___ ги___

Ню__ за___

Ло___ ме__

Ю___ но__

Ве___ се___

Шу__ бу___

ды___ Ки__

да - дя

дя___ во__

На___ сю__

Ли___ мо__

Лю___ Воло_

ла - ля

То____ сё____

Ко____ пи___

Ми____ саб___

Га____ туф__

пу____ зем__

иг____

лу - лю

___ди __жа

___ки __жок

___пин __на

___бовь __па

___тик _говый

___чи _кавый

___тый _ковый

ло - лё

__мы __вля

__то __дка

__ва __жка

__тчик __жа

После этих упражнений рекомендуется работа с перфокартами

1. «Вставьте пропущенные буквы А или Я.»

Кв_др_т, х_л_т, пл_ск, шл_п_, м_,л_р, ш_пк_, ц_пл_, В_л_, м_рк_, п_р_д.

2. «Вставьте пропущенные буквы У или Ю.»

Кл_мба, р_башка, р_чка, кенг_р_, кр_пный, ст_кн_л, с_ш_, стар_шка, арб_з, хр_кн_л, л_бл_, р_бл_, вс_д_, пос_да.

3. «Вставьте пропущенные буквы О или Ё.»
М_л_т_к, пил_т, г_р_х, к_ст_р, пр_с_, с_в_н_к, н_с_к, л_т_к, к_зл_н_к, г_л_с_к, б_кс_р, п_с_л_к.

Далее возможна работа с предложениями. Задание остается без изменения: вставь пропущенные буквы.

а – я

Нер_х порос_т искуп_л он до п_т, а чистых реб_т превр_тил в порос_т. (Загадка)

У лисы – лис_т_.

У белки – бельч_т_.

У еж_ - еж_т_.

У волк_ - волч_т_.

У з_йц_ - з_йч_т_.

о - ё

С_р_ка жив_т в зел_ном лесу. В п_ле выс_кий урожай св_клы. Б_кс_р выступает в л_гком весе. П_л_т сам_л_та пр_х_дит нормальн_. Л_дка плыв_т по м_рю, а Сер_жа греб_т в_слами. Н_чью х_р_ш_ смотреть на зв_зды. Б_кс_р пл_х_ пр_в_л б_й.

Значительные затруднения у учащихся начальной школы вызывает тема «Обозначение мягкости согласных II способом (употребление мягкого знака)». Дети заменяют мягкий знак гласными е, и, другими заменителями, пропускают мягкий знак. Эффективно проводить на ранних этапах для развития фонематического восприятия упражнения в виде условного диктанта: Ь, Ь, _ , _ , _ , Ь, _ Что это обозначает? Учитель диктует разные слова, содержащие и не содержащие в себе II способ обозначения мягкости согласных. (Рекомендуется утрировать первоначально в произношении твердость и мягкость согласных). Дети записывают не всё слово, а только информацию о нём: есть мягкий знак – Ь, нет мягкого знака - _. Запись приведенного диктанта расшифровывается так: пальто, школьник, ученик, учебник, парта, крыльцо, земля.

С применением наглядности проводится работа при образовании единственного числа имени существительного:

гуси – гусь

лоси – лось

оси – ось

караси – карась

щели – щель

педали – педаль

журавли – журавль

пни – пень

дни – день

кони – конь

брови – бровь

олени – олень

звери – зверь

двери – дверь

Закрепление умения употреблять мягкий знак в середине слова проводится в упражнении «Образуй от слов, отвечающих на вопрос «что это?», слова, отвечающие на вопросы «какой?, какая?, какое?, какие?»»

пыль – пыльный

даль – дальний

миндаль – миндальный

сталь – стальной

кисель – кисельные

боль – больной

мозоль – мозольный

музыка - музыкальный

Важны разнообразные игровые моменты.

1. «Найди в слове новое слово». Например: патруль, шпулька, колосья, поленья, терпеть, олень.

2. «Найди слово, написанное с ошибкой»: палто, ковыль, фитил, толко, капелька, елник, школник, попалас, мультфилм.

! Все упражнения, проведенные по подобному тренингу, обеспечивают некоторый «запас прочности» у школьников, имеющих незначительные логопедические проблемы и трудности. Объективная языковая трудность заключена в усвоении буквенного обозначения йотированных гласных, мягкого знака, шипящих, обозначения границ предложения, употребления большой буквы. Это может привести к появлению эволюционной дисграфии. Оказать помощь детям, используя отдельные специфические приемы, – задача современной школы. Цель  – помочь учителю на уроках письма в работе с детьми, относящимися к «группе риска». С детьми, имеющими нарушения средней и тяжелой выраженности, коррекционную работу в полном объеме будет проводить логопед школы.

Учитель-логопед:                                                                                                Данюшина И.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по разработке рабочих программ учителей начальной школы по предметам учебного плана и внеучебной деятельности

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федера...

Методические рекомендации для учителей начальной школы по реализации деятельстного метода обучения в рамках ФГОС

Групповая и парная работа - это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. Организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учит...

Коррекция нарушений просодической стороны речи у младших школьников с ДЦП: методические рекомендации для учителей начальной школы

Критериями успешности коррекционной работы является самостоятельное установление социальных взаимоотношений детьми, поддержание       общения,     орг...

Методические рекомендации для учителей начальной школы "Профориентация младших школьников"

Занимаясь опытно-экспериментальной работой, мы проводили и проводим различные исследования среди учащихся школ Санкт-Петербурга. Набрана и проанализирована разнообразная статистика.Какие выводы для се...

Выступление и рекомендации психолога по теме «Работа педагога с детьми с задержкой развития» на городском семинаре для учителей начальной школы

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста, и как правило обнаруживается при начале систематической учебной деятельности....

Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе "Доноведение" (для учителей начальной школы)

В пособии даны как общие, так и конкретные рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности на уроках окружающего мира и уроках доноведения. Учителю предлагаются приѐмы интегра...

«Эффективные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ» Рекомендации учителям начальной школы.

laquo;Эффективные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ» Рекомендации учителям начальной школы....