Что делать, чтобы ребёнок УМЕЛ ПИСАТЬ
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Жук Инна Анатольевна

Как научить ребёнка писать? Этот немаловажный вопрос стоит перед родителями и педагогами. Многие думают, что надо как можно раньше купить прописи и усадить ребёнка за стол. Вы думаете, что так появится почерк?  Не появится! И ПИСАТЬ так ребёнок НЕ НАУЧИТСЯ!

 

Во-первых, если проблема в созревании одной из функций, участвующих в формировании навыка письма, то пока она не сформируется, ничего не получится. В лучшем случае закрепится неправильный навык, дефективный, где на каком-то из этапов письма одна функция берёт на себя задачи другой, не сформированной. И даже после её формирования автоматизированный навык на правильный сам по себе не поменяется. 

Во-вторых, прописи учат не письму, а списыванию и срисовыванию. Ребёнка можно замучить прописями и получить даже что-то похожее на красивый почерк. Но как только ребёнку понадобится записывать услышанное или собственные мысли (диктанты, конспекты, сочинения), этот красивый почерк «уедет», потому что он — ещё не навык письма. 
Эти пункты о том, что бесполезно. Теперь перейдём к тому, что же нужно делать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что делать, чтобы ребёнок УМЕЛ ПИСАТЬ

 

Как научить ребёнка писать? Этот немаловажный вопрос стоит перед родителями и педагогами. Многие думают, что надо как можно раньше купить прописи и усадить ребёнка за стол. Вы думаете, что так появится почерк?  Не появится! И ПИСАТЬ так ребёнок НЕ НАУЧИТСЯ!

Во-первых, если проблема в созревании одной из функций, участвующих в формировании навыка письма, то пока она не сформируется, ничего не получится. В лучшем случае закрепится неправильный навык, дефективный, где на каком-то из этапов письма одна функция берёт на себя задачи другой, не сформированной. И даже после её формирования автоматизированный навык на правильный сам по себе не поменяется. 

Во-вторых, прописи учат не письму, а списыванию и срисовыванию. Ребёнка можно замучить прописями и получить даже что-то похожее на красивый почерк. Но как только ребёнку понадобится записывать услышанное или собственные мысли (диктанты, конспекты, сочинения), этот красивый почерк «уедет», потому что он — ещё не навык письма. 
Эти пункты о том, что бесполезно. Теперь перейдём к тому, что же нужно делать.

Чтобы записать какую-то фразу, ребёнку надо: 

  • различать все звуки произнесённой фразы, 
  •  вспомнить образ каждой буквы, 
  •  повторять её про себя, чтобы записать строчку целиком, 
  •  в процессе думать о правилах и смысле того, что пишешь. 

Что же можно сделать для того, чтобы ребёнок НАУЧИЛСЯ ПИСАТЬ ПРАВИЛЬНО, КРАСИВО и ГРАМОТНО?

🔷 1. Как развивать функцию звукоразличения 

За этот этап отвечает фонематический слух. Проблемы с фонематическим слухом чаще бывают у детей с проблемами в звукопроизношении и звуковосприятии. Именно поэтому много внимания надо уделять звукопроизношению в дошкольном возрасте. 
Специалисты рекомендуют решать проблемы с фонематическим слухом до начала обучения чтению (это не всегда обязательно) и письму (а вот это желательно). В качестве игры для развития фонематического слуха можно выбрать задания, где ребёнку надо найти ошибку. Например, вот такие из пособия Александры Бубновой «Развитие речи». 

— К нам в окно залетел лук (жук); 

— У дедушки на груди педаль (медаль); 

— Мальчик в конце письма поставил бочку (точку); 

— На асфальт упала лень (тень); 

— Из трубы идёт дом (дым); 

— В океане живёт кит (кот); 

— Спит на заборе кит (кот); 

— Дедушка с пасеки принёс лёд (мёд). 

Другая игра: вы договариваетесь с ребёнком, что он должен хлопать, когда услышит звук «л» («р», «м», «п» и другие). Мама произносит слова, а ребёнок хлопает в нужный момент. 

Ещё одна игра – игра в слова. Когда каждый игрок придумывает слово на звук, которым заканчивалось слово, сказанное предыдущим игроком. Причём, важно, чтобы ребёнок выделял этот последний звук сам, сначала с помощью взрослого, а потом и самостоятельно.
В эти игры можно играть в любое время: в очереди, в машине, где угодно. Если игры вызывают у ребёнка затруднение — обязательно обратитесь к логопеду. 


🔷 2. Образ буквы 

За этот и следующие этапы отвечает зрительное восприятие, для его работы необходимо созревание сразу нескольких функций

  • Зрительно-пространственное восприятие и узнавание 

Эту способность ребёнка отлично развивают игры на узнавание предметов по контуру, геометрическое лото, поиск изображений среди наложенных друг на друга. Для подготовки к письму лучше иметь дело с образами и изображениями букв. 
Повесьте в квартире доску для рисования мелом или маркером и договоритесь с ребёнком о шифре: буква «А», написанная на доске, будет означать «Мамочка, дай, пожалуйста, попить», буква «Б» — «Завтрак готов, садись есть». Можно брать пять-семь букв и раз в неделю менять шифр. Спустя время усложните задание (кажется, папа разгадал наш шифр). Теперь рисуйте только половину буквы (по горизонтали или по вертикали), пишите букву пунктиром, пишите отдельный элемент буквы. 


🔹 Зрительная память 

Почему-то в образовательной традиции главный способ развития памяти — это изучение стихов наизусть. Видов памяти гораздо больше, чем тренируется стихами, но в данном случае нас интересует зрительная.

На коррекционных занятиях  я предлагаю детям одну игру, которая им очень нравится и которую абсолютно  не сложно организовать в любых условиях: дома, во время поездки в поезде, в автобусе, в автомобиле  или в самолёте. Для этого не нужны специальные приспособления, стоит просто оглянуться вокруг или поискать в дамской сумочке несколько обычных небольших предметов. Например: пуговица, скрепка, пазл, магнитик, игрушка из киндер-сюрприза, монетка, кнопка, карандаш и т.д. Выложить все эти предметы перед ребёнком, предложить рассмотреть и попросить  запомнить. Затем ребёнок отворачивается (закрывает глаза), убираем один предмет и просим ответить: «Чего не стало?» (или меняем местами предметы, или меняем зелёную пуговицу на сиреневую и спрашиваем: «Что изменилось?», или добавляем предмет и спрашиваем: «Что появилось?») В зависимости от возраста и возможностей ребёнка меняем (увеличиваем или уменьшаем) количество предметов. Помним, что игра не должна быть слишком простой – она должна развивать, но и не должна быть непосильно сложной – дайте ребёнку почувствовать «ситуацию успеха» и возможность поверить в свои силы.

Можно играть в «Мемори», а можно каждый вечер просить ребёнка запомнить расположение баночек и бутылок на полке в ванной, а утром ответить на вопрос «что изменилось». Это сложнее, но и важнее, чем игра в «Мемори», потому что долговременное запоминание имеет большее значение, чем кратковременное. 
🔷 3. Способность писать буквы 

  • Зрительно-моторная координация 

Я знаю пароль, я вижу ориентир, но попасть туда не могу. Не созрела зрительно-моторная координация. Ребёнок целится ручкой в строчку, но не попадает — ошибка происходит на одном из этапов передачи информации «глаза — мозг — рука». 
Лучшую игру для развития этой функции дети придумали сами — лопать мыльные пузыри. Задача, кстати, не из простых. Амплитуда движения руки большая, пузырь всё время перемещается, ещё попробуй попади. Отличные игры — когда надо попасть по мячику ракеткой. Необязательно играть, можно бить по воланчику или шарику об стену. Незаменимые игры на воздухе: бадминтон, настольный теннис, а с малышом игры с мячом, например «Съедобное-несъедобное», к тому же она ещё и словарный запас обогащает и учит классифицировать. И очень полезно с точки зрения физического развития, потому что развивает ещё и саму руку, и плечевой пояс. И к тренировке моторного навыка добавляется необходимость думать и принимать решение (в школе ребёнку придётся не только писать, но и улавливать смысл).

Усложняйте и меняйте свою игру. Меняйте съедобное и несъедобное на имена девочек (ловим) и мальчиков (не ловим), на названия стран и городов, на живое и неживое. Уменьшайте мячик для игры, пусть в итоге дети играют теннисным мячиком. 
Для развития зрительно моторной-координации подойдёт ещё один неожиданный способ.

Купите лазерную указку и носите её с собой. Когда в очереди или в машине выдаётся минутка, берите указку и обводите с ребёнком вывески на зданиях или кабинетах поликлиники. Сначала можно обводить вывеску по контуру, а позже — каждую букву. Вот сколько полезных развивающих занятий можно найти вокруг себя в повседневной жизни.


🔹 Моторные навыки 

Слитное письмо — навык нефизиологичный, но важный. Он упрощает письмо и экономит время. В масштабах эволюции время, которое человек использует письмо, так ничтожно малО, что наши руки под него подстроиться не успели и поэтому устают. Не только руки, но и весь плечевой пояс. 

Развитию моторных навыков снова поможет бадминтон, игра на музыкальных инструментах, езда на велосипеде, плавание и акробатика. 

Чтобы развивать его и дома, договоритесь с ребёнком, что в ванную вечером вы ходите только «тачкой». Руки на полу, мама держит за ноги и «везёт тачку». Играйте так всего одну минуту, но каждый день. 

Или привяжите к двери ванной верёвку, а к её концу — палочку. И ребёнок, чтобы до ванной дойти, должен накрутить всю веревку на палку, как на веретено. А если ребёнок не один, можно даже устроить соревнования: к верёвочке привязать карандаши с двух сторон а в середине прикрепить колокольчик. Кто первый накрутит до колокольчика, тот выиграл. Это отличная тренировка лучезапястного сустава и снова замечательное упражнение всего на одну минуту в день. 


🔷 Получается, ребёнку совсем не писать? 

Нет, почему же, писать. Но давайте договоримся, что прописей будет ровно столько, сколько требует школьная программа, и ни строчкой больше. А писать он будет под диктовку и от своего имени. 

🔹 Договоритесь с ребёнком каждый вечер писать друг другу записку из одного предложения, а утром ими обмениваться. 

🔹 Сообщите, что заявки на завтрак и ужин принимаются теперь только в письменном виде. Хочешь блины — так и напиши. 

🔹 Попросите ребёнка помогать вам с покупками. Вы диктуете список необходимого — он пишет, а в магазине вычеркивает уже положенное в корзину. 


Увеличивать объём письма можно только после того, как улучшится его качество. Попытки писать и писать, когда навык ещё «не созрел» приведут к автоматизации переписывания и искажённому навыку. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, чтобы научить ребёнка писать красиво?

Ни для кого не секрет, что почерк может многое рассказать о человеке. Характер, жизненная позиция, текущее настроение – все это прочитают графологи в палочках, кружочках и крючочках, оставленных нашей...

Конспект логопедического досуга "Нужно буквы знать, чтоб уметь читать, писать", для учащихся коррекционной школы VIII вида, 2 вариант обучения

Логопедический досуг расчитан для детей коррекционной школы VIII вида, 2 варианта обучения 5 - 10 классовЗанятие подготовили и провели логопеды ГБСКОУ № 613 Куликова Т.А., Яковлева С.С. Цель: зак...

Советы родителям: что надо делать, чтобы ребёнок был уверен в себе. Успешные дети

Советы родителям: что надо делать, чтобы ребёнок был уверен в себе. Успешные дети...

Что обязательно нужно делать с ребёнком, чтобы воспоминания о детстве были яркими и счастливыми

Что обязательно нужно делать с ребёнком, чтобы воспоминания о детстве были яркими и счастливыми...

Беседа для родителей будущих первоклассников: «Что делать, чтобы ребёнок любил читать?»

Разработка будет полезна родителям дошкольников, для привития своим детям  интереса к чтению....

Чтобы ребёнок писал грамотно

Чтобы ребенок писал грамотно...

Логопедическая мастерская «Что делать, чтобы ребёнок запомнил словарные слова».

Логопедическая мастерская «Что делать, чтобы ребёнок запомнил словарные слова»....