Программа коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов, имеющих ФНР, ФФН, Дислалия и ОНР
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Программа коррекционно - развивающей работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам,  разработана с опорой на методические системы работы Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, А.В.Ястребовой,  Р.И.Лалаевой, С.Ю.Горбуновой, Е.А.Яструбинской, Т.В.Моисеевой, И. Волковой,Е.В. Мазановой, Коноваленко ВВ

 

Название программы – Коррекция нарушений устной и письменной речи у младших школьников, обусловленной недоразвитием речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов, имеющих ФНР, ФФН, Дислалия и ОНР

Пояснительная записка

Программа коррекционно - развивающей работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам,  разработана с опорой на методические системы работы Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, А.В.Ястребовой,  Р.И.Лалаевой, С.Ю.Горбуновой, Е.А.Яструбинской, Т.В.Моисеевой, И. Волковой,Е.В. Мазановой, Коноваленко ВВ

Название программы – Коррекция нарушений устной и письменной речи у младших школьников, обусловленной недоразвитием речи

Рабочая программа  рассчитанана

подготовительный этап- 1 – ые классы 55 – 56 часов

I этап- 58 часов (2-ые классы),

II– IIIэтапы – 57 часов (3 - и классы),

коррекцию дизорфографии - 57 часов (4 - е классы)

коррекцию звукопроизношения (по необходимости)

Учебное пособие: логопедические тетради на автоматизацию звуков, домашние логопедические тетради «Учим звуки» (Е. А. Азова, О. О. Чернова)

Программа составлена для обучающихся 1- 4 классов, с нарушением устной и письменной речи

УМК учителя -  методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция акустической дисграфии»,«Коррекция аграмматической дисграфии», «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», «Коррекция оптической дисграфии (автор: Е.В. Мазанова, 2014 г)

УМК обучающегося – рабочие тетради.

Цели и задачи курса (в целях курса учитываются цели и задачи
школы, МО):

  • Обеспечить высокий уровень речевого развития личности учащихся;
  • Активизировать мыслительную и речевую деятельность через определенные методы обучения;
  • Создать в образовательном учреждении благоприятные условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального развития личности.

Содержание программы коррекционно – развивающей работы определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка;
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка,  участия в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определенного подхода к ее решению.

Новизна данной программы заключается в следующем:

  • наличие для её реализации комплекта дидактического и

раздаточного материала, занимательного игрового материала на каждом этапе обучения;

  • возможность гибкого использования данного комплекта: детьми,

педагогами, родителями;

  • возможность использования данных пособий полностью или

частично, в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой за регламентированной модели обучения;

  • создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и

совместной деятельности учащихся.

Формы организации деятельности учащихся:

  • - групповая
  • - работа в парах
  • - индивидуальная

Направление работы:

  • Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи. Проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им помощи в условиях ОУ.
  • Коррекционно – развивающая работа обеспечивает своевременную помощь и коррекцию недостатков устной и письменной речи; Способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, познавательных, коммуникативных).
  • Консультативная работа. Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей по вопросам оказания логопедической помощи.
  • Информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанных с особенностями логопедической работы для детей; со всеми участниками  образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), учителями начальных классов.

Задачи:

  1. Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.
  2. Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
  3. Формирование умение различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.
  4. Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.

Критерии оценивания различных видов работ:

Программа предполагает без оценочную систему проведения занятий

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты: используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является:научить детей  использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.

Ожидаемые результаты:

  • ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
  • ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:

  • игровые,
  • наглядно - демонстрационные,
  • словесные

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

  • Своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи (с 1 – 15 сентября и 15 -30 мая).
  • Системный контроль за уровнем и динамикой развития речи детей.

Коррекционно – развивающая работа включает:

  • Выбор оптимальных методов и приемов обучения.
  • Организацию проведения индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления недостатков устной и письменной речи.

Консультативная работа включает:

  • Выработку рекомендаций по основным направлениям работы.

Информационно – просветительская работа предусматривает:

  • Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическом работникам, - вопросов, связанных с особенностью логопедической работы.
  • Проведение тематических выступлений для педагогов, логопедов и родителей по разъяснению причин, методов и особенностей логопедической работы.

Этапы реализации программы:

Коррекционно – развивающая работа реализуется поэтапно:

  • Этап сбора и анализа информации (информационно – аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи.

  • Этап планирования и организации коррекционно – развивающей деятельности. Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно – развивающую направленность. Логопедическая работа (в зависимости от логопедического заключения) проводится в три этапа. Для детей, имеющих дефекты произношения фонем, работа проводится по постановке и автоматизации поставленных звуков. Для детей имеющих диагноз фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), фонематическое недоразвитие (ФНР) и общее недоразвитие (ОНР IIIур.) работа проводится по первому этапу. Для детей, имеющих ОНР IIIур. далее работа продолжается по второму и третьему этапу.

  • Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений и корректировка методов и приемов работы.

        

Требования к условиям реализации программы:

Психолого – педагогическое обеспечение

  • Обеспечение психолого – педагогических условий (коррекционно – развивающая направленность в логопедические работы; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для эффективности образовательного процесса).
  • Обеспечение специализированных условий (использование специальных методов и приемов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей; индивидуальное обучение с учетом специфики речевого нарушения; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятиях).
  • Обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика умственных и психологических перегрузов обучающихся; соблюдение санитарно – гигиенических ном и правил).

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
  4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
  5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

  1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
  3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
  4. способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
  6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
  7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
  8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
  9. Овладение следующими логическими действиями:
  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • классификация и обобщение по родовидовым признакам;
  • установление аналогий и причинно-следственных связей;
  • построение рассуждений;
  • отнесение к известным понятиям.
  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
  2. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

Предметные результаты

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
  4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
  5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
  6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

НОРМАЛИЗАЦИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ 1 класс

Главной задачей начального этапа коррекционного обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что для группы детей как с фонетико-фонематическим, так и фонематическим недоразвитием необходимо сформировать:

  • полноценные фонематические процессы;
  • представления о звуко-буквенном составе слова;
  • навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, а также скорректировать дефекты произношения (если таковые имеются).

Логопедическая помощь учащимся, имеющим только недостатки произношения звуков (фонетические дефекты - I группа) сводится к коррекции неправильно произносимых звуков и закреплению их в устной речи детей.

3анятия по исправлению нарушений звукопроизношения строятся на основе педагогических принципов перехода от простого к сложному, сознательности усвоения материала.системности, регулярности занятий, учета возрастных особенностей ребенка.

Фронтальные занятия  по формированию фонематического восприятия проводятся с III четверти после промежуточного обследования первоклассников

1 этап: Подготовительный

Цель работы:  Включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс.  Формирование   артикуляционной базы речи.

Задачи:

1.Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.      

 2.   Выработка умения узнавать и различать фонемы.

 3.  Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных   умений и навыков.

4.   Формирование и развитие мелкой  моторики  в процессе

систематических тренировок.

         5. Укрепление физического здоровья в процессе различных оздоровительных мероприятий и процедур (массаж, медикаментозное лечение, консультирование врачей-специалистов).

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования.

Знакомство с органами артикуляции. Выделение звуков в словарном ряду. Вызывание звука по подражанию. Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика.

2 этап:Формирование первичных  произносительных умений и  навыков.

Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном  материале.

Задачи:

1.   Постановка звука.

2.   Автоматизация звука в словах и предложениях.

3.   Формирование умения не смешивать звуки.

  4.   Формирование и развитие мелкой  моторики.

Постановка звуков в последовательности:

- свистящие: с, з, ц;

- шипящий: ш;

- сонорный: л;

- шипящий: ж;

- сонорные: р, рь;

- шипящие: ч, щ.

Автоматизация  поставленного звука в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. Автоматизация звука в предложениях. Выделение звука в словах, предложениях. Пальчиковая гимнастика. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения.

3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков

Цель работы: Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Задачи:

  1.  Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах.  Развитие  

внимания, памяти.

           2.  Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой  

моторики. Развитие  мышления.

Автоматизация поставленных  звуков в чистоговорках, пословицах, поговорках, загадках, потешках, стихах. Автоматизация в связной речи: пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок и т.д. Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи: в играх, экскурсиях, на прогулках и других формах жизнедеятельности учащихся.

Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков.

Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические

задания. Графомоторные упражнения.  Пальчиковая гимнастика.

4 этап: Оценочный

Цель работы: Подведение итога логопедической работы.

Задачи:

  1. Оценка результативности коррекционной работы.
  2. Определение перспективы дальнейшей деятельности.

Итоговая контрольная работа.

Праздник «Говорим правильно и красиво!»

Формы и средства контроля

Основная цель контроля - проверка знания изученного материала.

Заканчивается коррекционная работа в середине мая итоговой контрольной  работой (Проверка усвоения навыков сформированности письма под диктовку и списывания) и праздником  «Говорим правильно и красиво!». На празднике подводится итог всей логопедической работы.  В подарок дети получают  Фонетический дневник. Фонетический дневник (рабочая тетрадь по коррекции звукопроизношения)  стимулировал  родителей на протяжении всего учебного процесса, что позволяло качественно и своевременно выполнять домашние задания с ребенком.  

Методы отслеживания результативности:

  •  наблюдение за успешным решением задач осуществляется педагогом

на протяжении всего коррекционного процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей и темпов развития ребенка;

  •  открытые занятия на основе пройденного материала;
  •  обсуждение с детьми результатов деятельности;

 беседы с родителями, анкеты помогают  составить более полную картину качественных изменений в личности воспитанника;

 оценка динамики работы с логопатами;

  •   количественный и качественный анализ ошибок.

Все результаты логопедической работы фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого ребёнка-логопата и в протоколе-диагностике речевого развития.

Учебно-методические средства обучения:

Литература для учащихся:

1.  Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизации звуков у детей. Комплект из 4 тетрадей. М. 2006.

2. Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Комплект из 9 тетрадей. М. 2005.

2 . Ткаченко  Т.А.   Логопедическая   тетрадь.   Развитие   фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.

        3. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. М.; Просвещение. 1993.

Литература для учителя:

Основная:

  1.  Елецкая О.В.  Горбачевская Н.Ю.  Организация логопедической

работы в школе. М., 2001.

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся

начальных классов. М., 2001.

        3.  Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. М.; Просвещение.1965.

4..  Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о  работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.

5. Ястребова А.В. Коррекция нарушений  речи у учащихся общеобразовательной школы. М.; Просвещение. 1984.

       Дополнительная:

  1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н. Методика развития речевого дыхания. М.,2004.
  2. Васильева Т.И. Упражнения по дикции. М.. 1988.
  3. Волкова  Л.С.  Логопедия.  М., Просвещение, 1995.
  4. Выгодский Л.С. Мышление и речь.  М.; Просвещение, 1982.
  5. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М.. 1977.
  6. Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения. М.,2001 .
  7. Новоторцева И.В. Артикуляционная гимнастика. М.. 1996.
  8. Парамонова  Л.Г. Говори и пиши правильно. М.;  Просвещение. 1996.
  9. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М., 1993.
  10.  Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной  к школе группе). М.; Просвещение. 1978.

Оборудование: Магнитная доска. Магниты. Зеркала по количеству учеников. Касса букв. Индивидуальные кассы букв. Звуковые сигналы. Карточки с индивидуальными заданиями, бланковые методики. Речевой и картинный материал по звукопроизношению и лексическим темам. Дидактические речевые игры.

 Наглядно – иллюстративный демонстрационный и раздаточный материал, систематизированный по темам.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.

Недостатки произношения фонем /р/, /р /.

№п/п

Дата

Дата

Тема

1

1 «А»

Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке»

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

2

1 «А»

Звуки речи. Способы образования звуков /р/, /р /. Профили, артикуляция.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

3-6

1 «А»

Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /р/.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

7 - 10

1 «А»

Воспитание правильного произношения звука /р/.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

11-14

1 «А»

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в прямом слоге и в начале слова.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

15-

18

1 «А»

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в прямом слоге и в середине слова

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

19-22

1 «А»

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в закрытом слоге.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

23-26

1 «А»

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в сочетании с согласными.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

27-30

1 «А»

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

31-34

1 «А»

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в связной речи.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

35-38

1 «А»

Уточнение произнесения изолированного звука /р /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /р / и его автоматизация.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

39-42

1 «А»

Дифференциация звуков /р/ - /р / в слогах, в словах, в предложениях.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

43-46

1 «А»

Дифференциация звуков /р/ - /л / в слогах, в словах, в предложениях.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

47- 49

1 «А»

Дифференциация звуков /р /- /л  / в слогах, в словах, в предложениях.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

50-52

1 «А»

Дифференциация звуков /р /- /л / - /й/ в слогах, в словах, в предложениях.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

53-56

1 «А»

Дифференциация звуков /р/ - /л /, /р / -/л / в связной речи.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.

Недостатки произношения фонем /л/, /л /.

№п/п

Дата

Дата

Тема

1

1 «А»

Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке»

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

2-6

1 «А»

Звуки речи. Способы образования звуков /л/, /л /. Профили, артикуляция. Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /л/.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

7 - 14

1 «А»

Воспитание правильного произношения звука /л/. Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в прямом слоге и в начале слова.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

15-18

1 «А»

Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в прямом слоге и в середине слова

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

19 - 22

1 «А»

Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в закрытом слоге.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

23 - 26

1 «А»

Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в сочетании с согласными.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

27 - 30

1 «А»

Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

31 - 34

1 «А»

Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в связной речи.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

35 - 38

1 «А»

Уточнение произнесения изолированного звука /л /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /л / и автоматизация его в слогах, словах.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

39 - 42

1 «А»

Воспитание и закрепление правильного, четкого произнесения звука /л / в предложениях.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

43 - 46

1 «А»

Дифференциация звуков /л/ - /л / в слогах, в словах, в предложениях.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

47 - 56

1 «А»

Дифференциация звуков /л/ - /в / в слогах, в словах, в предложениях.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.

Свистящие звуки.

№п/п

Дата

Дата

Тема

1

1 «А»

Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке»

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

2

1 «А»

Звуки речи. Способы образования свистящих звуков. Профили, артикуляция.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

3-6

1 «А»

Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /с/, /з/, /ц /

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»        

7 - 10

1 «А»

Воспитание правильного произношения звука /с/, /з/, /ц /

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

11-14

1 «А»

Закрепление правильной артикуляции звука /с/, /з/, /ц / и автоматизация его в прямом слоге и начале слова.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

15 - 18

1 «А»

Закрепление правильной артикуляции звука /с/, /з/, /ц /и автоматизация его в прямом слоге и середине слова

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

19 - 22

1 «А»

Закрепление правильной артикуляции звука /с/, /з/, /ц /и автоматизация его в закрытом слоге.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

23 - 26

1 «А»

Закрепление правильной артикуляции звука /с/, /з/, /ц /и автоматизация его в сочетании с согласными.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

27 - 30

1 «А»

Закрепление правильной артикуляции звука /с/, /з/,/ц /и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

31 - 34

1 «А»

Закрепление правильной артикуляции звука /с/, /з/,/ц /и автоматизация его в связной речи.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

35 - 38

1 «А»

Уточнение произнесения изолированного звука /с /, /з/, /ц /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /с /, /з/Автоматизация звука в слогах и в словах.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

39 - 42

1 «А»

Дифференциация звуков /с/ - /с /, /з/-/з/ в слогах, в словах, в предложениях.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

43 - 46

1 «А»

Дифференциация артикуляции звуков /з/ - /с/ в слогах, в словах, в предложениях.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

47 - 49

1 «А»

Дифференциация артикуляции звуков /з / - /с / в слогах, в словах, в предложениях.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

50 - 52

1 «А»

Дифференциация артикуляции звуков /ц/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

53 - 56

1 «А»

Дифференциация артикуляции звуков /ц/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.

Шипящие звуки.

№п/п

Дата

Дата

Тема

1

1 «А»

Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке»

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

2

1 «А»

Звуки речи. Способы образования шипящих звуков. Профили, артикуляция.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

3-6

1 «А»

Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /ш/, /ж/, /щ /, /ч /.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

7 -10

1 «А»

Воспитание правильного произношения звука /ш/, /ж/, /щ /, /ч /.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

11 -14

1 «А»

Закрепление правильной артикуляции звука /ш/, /ж/, /щ /, /ч /и автоматизация его в прямом слоге и начале слова.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

15 -18

1 «А»

Закрепление правильной артикуляции звука /ш/, /ж/, /щ /, /ч / и автоматизация его в прямом слоге и середине слова

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

19 -22

1 «А»

Закрепление правильной артикуляции звука /ш/, /ж/, /щ /, /ч / и автоматизация его в закрытом слоге.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

23 -26

1 «А»

Закрепление правильной артикуляции звука /ш/, /ж/, /щ /, /ч / и автоматизация его в сочетании с согласными.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

27 - 30

1 «А»

Закрепление правильной артикуляции звука /ш/, /ж/, /щ /, /ч / и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

31 - 34

1 «А»

Закрепление правильной артикуляции звука /ш/, /ж/, /щ /, /ч / и автоматизация его в связной речи.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

35 - 38

1 «А»

Дифференциация артикуляции звуков /ш/ - /ж/ в слогах, в словах, в предложениях.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

39 - 42

1 «А»

Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /с / , /щ/ - /т/в слогах, в словах, в предложениях.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

43 - 46

1 «А»

Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /ш / в слогах, в словах, в предложениях.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

47  - 49

1 «А»

Дифференциация артикуляции звуков /ч/ - /с/,  в слогах, в словах, в предложениях.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

50 - 52

1 «А»

Дифференциация звуков /ч/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

53 - 54

1 «А»

Дифференциация звуков /ч / - /щ/ в слогах, в словах, в предложениях.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

55 - 56

1 «А»

Дифференциация артикуляции звуков /ч/ - /ц/ в слогах, в словах, в предложениях.

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Нарушения письменной речи, обусловленные несформированностью фонематического восприятия, проявляются на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

Это: - пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);

  • замены или смешения букв по акустико-артикуляционному сходству: звонкие – глухие согласные, лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю), соноры, свистящие и шипящие звуки, аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС)
  • раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;

-        нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный период :

Знать:

- термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, оппозиционные звуки, артикуляция, фонетический разбор слова и т.д.;

- пары согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости;

- как дифференцировать оппозиционные звуки;

- как образовать новое слово при помощи суффиксов и приставок.

Уметь:

  • владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
  • различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
  • производить фонетический разбор слова;
  • производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
  • подбирать слова на заданный звук;
  • сравнивать слова со сходными звуками;
  • составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
  • восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
  • самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с   использованием оппозиционных звуков.

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ

С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 2 – 3 КЛАССА,

ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ»

(Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации фонем, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и оптической дисграфии)

Кол. Во час.

Название темы

Дата

Дата

Коррекционная работа

1 этап ДИАГНОСТИКО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (4 ч.)

1

Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.

2

3

2 «А», 2 «Б»

4

2 «В», 2 «Г»

3классы

2 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ

ЗВУКИ И БУКВЫ ( 6ч.)

5 -6

Выделение гласных I ряда из слогов и слов. (А, У, О, Э, И, Ы)

2 «А», 2 «Б»

Уточнение артикуляции а-э, о-у, ы-и. Фонематический анализ слов различнойзвуконаполняемости.

2 «В», 2 «Г»

3классы

7-8

Согласные звуки и буквы

2 «А», 2 «Б»

Определение согласного звука на слух и по артикуляции. Различение на слух гласных и согласных фонем

2 «В», 2 «Г»

3классы

9-10

Звукобуквенных анализ и синтез слов с йотированными гласными: я, ю, е, ё

2 «А», 2 «Б»

Сформировать навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированной гласной в начале слова,  в середине и в конце слова после гласной.

2 «В», 2 «Г»

3классы

ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ(11 ч.)

11 -12

 Твёрдые и мягкие согласные звуки

2 «А», 2 «Б»

Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных. Сформировать навык употребления букв а-я, у-ю, о-ё, ы-и  после твёрдых и мягких согласных на письме. Сформировать навык употребления на письме Ь после мягких согласных на конце и в середине слова.

2 «В», 2 «Г»

3классы

13-14

Буквы «а-я» после твёрдых и мягких согласных

2 «А», 2 «Б»

2 «В», 2 «Г»

3классы

15-16

Буквы «у-ю» после твёрдых и мягких согласных

2 «А», 2 «Б»

2 «В», 2 «Г»

3классы

17-18

Буквы «о-ё» после твёрдых и мягких согласных

2 «А», 2 «Б»

2 «В», 2 «Г»

3классы

19-20

Буквы «и-ы» после твёрдых и мягких согласных

2 «А», 2 «Б»

2 «В», 2 «Г»

3классы

21

Буква «ь» в конце  слога или слова как показатель мягкости в конце и середине слова

2 «А», 2 «Б»

2 «В», 2 «Г»

3классы

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ, ИМЕЮЩИХ АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО (9 ч.)

22

Звонкие и глухие парные согласные

2 «А», 2 «Б»

Правописание звонких и глухих согласных в конце слова.

2 «В», 2 «Г»

3классы

23

Дифференциация звуков  Б-П

2 «А», 2 «Б»

2 «В», 2 «Г»

3классы

24

Дифференциация звуков В - В', Ф - Ф'

2 «А», 2 «Б»

Уточнить, сравнить артикуляцию звонких и глухих звуков. Развитие кинестетических ощущений. Развить фонематическую дифференциацию звуков в изолированной позиции, слогах и словах, в словосочетаниях и предложениях, а также в тексте.

2 «В», 2 «Г»

3классы

25

Дифференциация звуков Д - Д', Т — Т'

2 «А», 2 «Б»

2 «В», 2 «Г»

3классы

26

Дифференциация звуков Г - Г', К -К', X - X'

2 «А», 2 «Б»

2 «В», 2 «Г»

3классы

27

Дифференциация звуков 3 — 3', С - С'

2 «А», 2 «Б»

2 «В», 2 «Г»

3классы

28

Дифференциация звуков Звуки С - С', Ш

2 «А», 2 «Б»

2 «В», 2 «Г»

3классы

29

Дифференциация звуков Щ -Ч – Т – Ть

2 «А», 2 «Б»

2 «В», 2 «Г»

3классы

30

Дифференциация звуков Р – Л, Рь-Ль

2 «А», 2 «Б»

2 «В», 2 «Г»

3классы

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ, ИМЕЮЩИХ КИНЕТИЧЕСКОЕ СХОДСТВО (12ч.)

31-32

Буквы а-о

2 «А», 2 «Б»

Развивать зрительную дифференциацию строчных букв. Развивать тонкие графо-моторные навыки.Развитие зрительно-пространственных представлений.

2 «В», 2 «Г»

3классы

33-34

Буквы у-и

2 «А», 2 «Б»

2 «В», 2 «Г»

3классы

35-36

Буквы б – д – в

2 «А», 2 «Б»

2 «В», 2 «Г»

3классы

37-38

Буквы п – т

2 «А», 2 «Б»

2 «В», 2 «Г»

3классы

39 - 40

Буквы  ш – щ – ц

2 «А», 2 «Б»

2 «В», 2 «Г»

3классы

41-42

Буквы л – м

2 «А», 2 «Б»

2 «В», 2 «Г»

3классы

3 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ

(13ч.)

43-44

Слово-предмет

2 «А», 2 «Б»

Согласование существительного и глаголов наст.ипрош. времени.

Согласование сущ. и прилагательного М., Ж., и Ср. рода.

2 «В», 2 «Г»

3классы

45 - 46

Слово-действие

2 «А», 2 «Б»

2 «В», 2 «Г»

3классы

47 - 48

Слово-признак

2 «А», 2 «Б»

2 «В», 2 «Г»

3классы

49 - 50

Диффернциация изученных частей речи

2 «А», 2 «Б»

2 «В», 2 «Г»

3классы

51

Слоговой анализ и синтез

2 «А», 2 «Б»

Слогообразующая роль гласных. Понятие слога. Правила переноса

2 «В», 2 «Г»

3классы

52

Ударение

2 «А», 2 «Б»

Смыслоразличительная роль ударения (многозначность, утрата смысла, слова-омонимы)

2 «В», 2 «Г»

3классы

53

Ударные и безударные гласные

2 «А», 2 «Б»

Схемы слогоритмической структуры слова.

2 «В», 2 «Г»

3классы

54

Безударные гласные А-О в корне

2 «А», 2 «Б»

        

Проверка безударной гласной путём изменения формы слова.

2 «В», 2 «Г»

3классы

55

Безударные гласные И-Е-Я в корне

2 «А», 2 «Б»

2 «В», 2 «Г»

3классы

4 этап ОЦЕНОЧНЫЙ (3 ч.)

56

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.

57

58

2 «А», 2 «Б»

2 «В», 2 «Г»

3классы

КОРРЕКЦИЯ ДИЗОРФОГРАФИИ(4 класс)

Дизорфография — специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии. Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются не только в начальный период обучения детей с различными нарушениями речи, но и в средних, и в старших классах.         

Наиболее частые дизорфографические проявления — ошибки на правила начальной школы. При этом данные орфограммы не усваиваются именно в тот временной период, который положен по программе.

Нарушение усвоения правописания у школьников часто сочетается с дислексией, дисграфией, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В средних и старших классах общеобразовательной школы дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе:

общее недоразвитие речи (ОНР);

фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и фонетико-фо-нематическое недоразвитие речи (ФФНР);

дисграфию и дислексию (в период обучения в начальной школе);

различную неврологическую симптоматику(минимальную мозговую дисфункцию — (ММД), энцефалопатию;

пренатальную и постнатальную патологию.

Цель программы : научить детей  слуховой зоркости — слуховому восприятию, а затем зрительной зоркости — зрительному вниманию, которые сливается в одну орфографическую задачу.

Автоматизация орфографических умений и навыков реализовывалась в трех направлениях: прогнозирование орфограммы, программирование последовательности умственных действий (алгоритм орфографической деятельности), формирование контроля.На основе принципов, задач и направлений логопедического воздействия с учетом школьной программы было разработано тематическое планирование по коррекции дизорфографии.

Задачи программы:

 выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;

• повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря учащихся;

• развить логическое и образное мышление;

• развить устойчивый интерес к урокам русского языка.

Методы и приемы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись; восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку.

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ

С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

проведения

Дата фактическая

1-2

Однокоренные слова.

2

3 - 4

Правописание гласных в корне слова.

2

5 - 6

Однокоренные слова. Части слова. Суффикс.

2

7 - 8

Образование слов при помощи суффиксов

2

9 - 10

Однокоренные слова. Части слова. Приставка. Образование слов при помощи суффиксов. Правописание приставок.

2

11 - 12

Однокоренные слова. Части слова. Окончание.

2

13 - 14

Диктант. Работа над ошибками.

2

15

Работа с текстом.

16 - 17

Парные звонкие-глухие согласные в корне слове.

2

18

Работа с текстом.

1

19 - 20

Удвоенные согласные.

2

21

Работа с текстом.

1

22 – 23

Непроизносимые согласные в корне слова.

2

24.

Работа с текстом.

1

25

Контрольное списывание «Любовь к маме»

1

26 - 27

Однородные члены предложения.

2

28 - 29

Обучающее изложение «моя поляна». Работа над ошибками.

2

30 - 31

Имя существительное.

2

32

Правописание имен существительных 3-го склонения

1

33 - 34

Работа с текстом. Выделение в тексте смысловых частей.

2

35 - 38

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

4

40

Работа с текстом.

1

41 - 42

Диктант. Работа над ошибками.

2

43 - 44

Имя прилагательное.

2

45 - 46

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

2

47

Работа с текстом.

1

48 - 50

Глагол.

3

51

Правописание глаголов разных времен.

1

52.

Работа с текстом.

1

53 - 54

Местоимение.

2

55

Работа с текстом.

1

56

Диктант. Работа над ошибками.

1

57

Диагностика результатов обучения

1

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

  1. Л.Н. Ефименкова
  • Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.
  • Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха.

Часть 1. Дифференциация гласных.

  • Коррекция ошибок обусловленных несформированностью фонематического восприятия.

Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных.

Часть 3. Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат.

  1. Л.М. Козарева
  • Тетрадь для логопедических занятий. Загадки звуков, букв, слогов.
  • Тетрадь для логопедических занятий. Тайны твердых и мягких согласных.
  • Тетрадь для логопедических занятий. Различаем глухие и звонкие согласные.
  • Тетрадь для логопедических занятий. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие.
  1. Е.В. Романова
  • Пишу правильно буквы Ии У.
  • Пишу правильно буквы Б и Д.
  1. Е.Д. Бурина
  • Такие похожие и разные буквы. Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв.
  1. О.В. Чистякова
  • 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 1 класс.
  • 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 2 класс
  1. И.МилосердовВ.Ульянов        Сборник диктантов и упражнений для начальной школы
  2. .И Лалаева        Логопедическая работа в коррекционных классах

В пособиях представлены задания для учащихся общеобразовательной школы, у которых имеются недостатки письменной речи, обусловленной общим недоразвитием речи IIIур.,фонетико – фонематическим недоразвитием речи, фонематическим недоразвитием речи, ОНР.

Задания даны в последовательности соответствующей образовательным программам по русскому языку и логопедическим коррекционным программам.

Учитывая возрастные особенности детей, авторы, включили в пособия полезные игровые задания на основе лексики, предложений, текстов и иллюстрированного материала, которые будут интересны школьникам и помогут им закрепить материал, изученный в ходе занятий, а также будут способствовать повышению уровня их самостоятельности в решении учебных задач.

  1. Л.Г. Кобзарева
  • Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР.
  1. Л.М. Козарева
  • Тетрадь для логопедических занятий. Как образуются слова.
  • Тетрадь для логопедических занятий. Слова – друзья и слова - неприятели.
  • Тетрадь для логопедических занятий. Секреты прилагательных и тайны гласных.
  • Тетрадь для логопедических занятий. Путешествие в страну падежей.
  1. О.В. Чистякова
  • 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии 3- 4 класс.
  1. Н.Г. Андреева
  • Логопедические занятия по развитию связной речи младших Т.А.Ткаченко        Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализашкольников.
  • И.Лопухина        Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи

В пособиях представлены задания для учащихся общеобразовательной школы, у которых имеются недостатки письменной речи, обусловленной общим недоразвитием речи IIIур.

В рабочие тетради включены задания для работы в парах и группах. Эти задания позволяют использовать на уроках разнообразные активные формы обучения, формирующие у учащихся личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия.

Задания рабочих тетрадей помогают осознать закономерности русского языка, обеспечивают формирование и последовательную отработку регулятивных учебных действий, а также логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

Особое внимание уделяется системе заданий на речевое развитие младших школьников — развитие речевого слуха, обогащение словарного состава речи учащихся, работу с текстом.

  1. Н.С. Жукова
  • Уроки логопеда.
  1. Т.С. Перегудова, Г.А. Османова
  • Вводим звуки в речь Л, Л.
  • Вводим звуки в речь С, З, Ц.
  • Вводим звуки в речь Р, Р.
  • Вводим звуки в речь Ч, Щ.
  • Вводим звуки в речь Ш, Ж.
  1. Л. Герасимова, О. Жукова
  • Уникальная методика развития речи.
  1. Е.С. Онищенкова
  • Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей.
  1. А.П. Успенская, М.Б. Успенский
  • Учись правильно говорить.

В книгах содержится практические задания и упражнения для формирования правильного звукопроизношения, развития звукобуквенного анализа и синтеза, обогащения словарного запаса у детей младшего школьного возраста.

В книгах представлены следующие тематические разделы:

  • Подготовительные упражнения, направленные на отработку элементов произношения звуков.
  • Изолированное произношение звуков.
  • Произношение звуков в слоговых сочетаниях.
  • Нормирование правильного произношения звуков в составе слова, словосочетания, предложения.
  • Дифференциация поставленных звуков с целью развития фонематических процессов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников.

Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам учителя – логопеда

Программа направленна на оказание логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, обучающихся в классах по адаптированной программе с ОВЗ, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловлен...

Рабочая программа по коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов, имеющих ФНР, ФФНР и ОНР

Рабочая программа отражает направления деятельности школьного логопеда. Содержит календарно-тематическое планирование  с указанием количества часов....

Рабочая программа коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1-4 классов

Программа направлена на обеспечение коррекции речевых недостатков младших школьников и оказание помощи детям с различными нарушениями устной и письменной речи в освоении основной образовательной прогр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ

Весь материал, представленный в программе, рассчитан на три года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся. Объем часов представлен согласно «Положению об организации раб...