Рабочая программа коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1-4 классов
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Cычева Ирина Александровна

Программа направлена на обеспечение коррекции речевых недостатков младших школьников и оказание помощи детям с различными нарушениями устной и письменной речи в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

            Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, в полном объеме соответствует образовательным целям МОБУ «Никифоровская СОШ №2»,  построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.        

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа (логопедия)82.53 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Никифоровская СОШ №2»

РАССМОТРЕНА:

на заседании МО

____________Л.В.Дегтярева

протокол № _____

от «___» __________2018

СОГЛАСОВАНА: 

 зам. директора по УВР

__________ О.В.Конькова

«____» __________2018           

УТВЕРЖДЕНА:

директор школы

__________А. М. Григин

«____» ____________ 2018            

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекции недостатков устной и письменной речи

учащихся 1-4 классов (по ФГОС)

на 2018 - 2019 учебный год

Учитель – логопед: Сычева И. А.

рп Дмитриевка 2018

Содержание программы

 Пояснительная записка _______________________________________________________________

        Нормативно – правовые документы _________________________________________________

        Обоснование выбора данной программы ____________________________________________

        Цель и  задачи программы ________________________________________________________________

        Предполагаемый результат ________________________________________________________

 Организационный раздел программы   ____________________________________________________

        Направления работы    _____________________________________________________________

        Планируемые результаты УУД.  ____________________________________________________

        Формы контроля.   ______________________________________________________________

        Содержание программы по разделам ________________________________________________    

        Условия реализации программы   __________________________________________________  

Приложения ________________________________________________________________________11

Приложение 1«Логопедическая работа с учащимися 1-х классов с общим  недоразвитием

 речи IV   уровня» ____________________________________________________________________

Приложение 2«Логопедическая работа с учащимися1-х классов с фонетико-фонематическим

недоразвитием речи .____________________________________________________________________

Приложение 3«Логопедическая работа с учащимися2-х классов с нарушением чтения и письма,

обусловленным общим недоразвитием  речи IV уровня»________________________________________

Приложение 4«Логопедическая работа с учащимися1-х классов, имеющих фонетический дефект  ____

Приложение 5«Логопедическая работа с учащимися  2-х классов, имеющими  нарушения

чтения и письма, обусловленные  ФФНР.»___________________________________________________

Приложение 6 «Логопедическая работа с учащимися  3-х классов, имеющими  нарушения

чтения и письма»________________________________________________________________________

Приложение 7 План методической работы на учебный год ____________________________________

Приложение 8 Материально- техническое обеспечение и оснащение логопедического кабинета  ОУ__

Приложение 9 Логопедическая документация________________________________________________

Приложение 10 Лист корректировки рабочей программы ______________________________________

Список информационно-методического обеспечения __________________________________________

 Пояснительная записка

Программа логокоррекционной  работы составлена  в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования  детей с ОВЗ, а также на основе:

-  Закона Российской Федерации «Об образовании»;

- Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Конвенции ООН о правах ребенка;

-Декларации прав ребенка;

-Образовательной Программы  МОБУ «Никифоровской  СОШ №2».

- Инструктивного письма Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2   «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

- Инструктивно-методического письма  «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» (Ястребова А.В., Бессонова Т.П. М.: Центр, 1996).

Программа направлена на обеспечение коррекции речевых недостатков младших школьников и оказание помощи детям с различными нарушениями устной и письменной речи в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

            Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, в полном объеме соответствует образовательным целям МОБУ «Никифоровская СОШ №2»,  построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.        

         Актуальность программы

Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку (академик РАО Т.Г.Рамзаева и др.) языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы. Это обусловлено рядом факторов. Изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток учащихся с недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций. У них отмечаются недостатки речевого развития, первичного или вторичного генеза, что в свою очередь обуславливает трудности в освоении программы школы .

Можно выделить следующие речевые нарушения:

- фонетический дефект- недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение. В этом случае коррекционное воздействие ограничивается постановкой и автоматизацией звуков и проводится на индивидуальных занятиях;

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - недостаток речи, при котором имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи ребёнка: дефекты произношения, трудности различения звуков, недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

- общее недоразвитие речи (ОНР) - нарушение речи, при котором недостаточно сформирована вся система средств языка: дефекты произношения, трудности различения звуков, недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова, количественная и качественная неполноценность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, выраженность которых может быть различной.

Когда дети начинают читать и писать, у них, как правило, появляются недостатки чтения и письма, которые являются вторичным проявлением недостаточной сформированности устной речи (ОНР, ФФН).

С детьми, имеющими ФФНР, ОНР и нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР и ФФНР, проводятся групповые занятия по ( ОНР) 3-4 и (ФФНР)4-5 человек в группе, (ОНР)-3 , (ФФНР)-2 раза в неделю.

 Группы формируются на основе диагноза, возраста и тяжести речевой патологии.

 Научная обоснованность

Рабочая программа рассчитана на учащихся 1-4 классов с нарушением устной и письменной речи.

 Программа составлена в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребенка.  Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Б.Д.Элькониным , Е.В. Мазановой, В.В.  Коноваленко и др.

Учебное пособие - рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки», №1, № 2  «Учусь не путать буквы», «Учусь работать с текстом»,  «Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция  дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова 2012 г.); пособия «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия», «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха (дифференциация гласных, дифференциация звонких и глухих согласных, дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат)».

 

УМК учителя -  методические пособия для учителя-логопеда по программе: «Коррекция акустической дисграфии»; «Коррекция аграмматической дисграфии»;  «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза»;  «Коррекция оптической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова  2012 г.); «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»  (автор: Л.Н. Ефименкова).

УМК обучающегося – рабочая тетрадь «Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция аграмматической дисграфии»; рабочая тетрадь «Учусь работать с текстом» для обучающихся по программе «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза; рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки»  для обучающихся по программе «Коррекция акустической дисграфии»;  №1, № 2  «Учусь не путать буквы» для обучающихся по программе «Коррекция оптической дисграфии».

Логопедическая работа имеет свою специфику и строится на основе общих педагогических принципов:

•   системности;

•   комплексности;

•   деятельностный;

 •  онтогенетический;

 •  обходного пути;

• общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

      Цель данной программы 

- формирование у детей правильной устной и письменной речи.

      Задачи:

 1. формировать правильное произношение фонем;

 2. учить различать оппозиционные фонемы;

3. совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;

4. развивать связную речь.

      Общая характеристика программы

 Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по новому оценить логопедическую работу в школе. Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения,  тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи. Который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношения, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими  средствами в целях общения. Поэтому логопедическое воздействие должно  быть направленно на речевую систему в цело, а не только на один изолированный дефект.

       Предполагаемый результат.

 Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:

- научиться правильно произносить звуки;

- пользоваться этими звуками в речи;

-различать оппозиционные фонемы;

-овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;

- усовершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;

- овладеть навыками построения связного высказывания.

Организационный раздел программы

Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта  позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников.

 Задачи:

-Обследование учащихся и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.

- Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.

-Привитие детям навыков коммуникативного общения.

- проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.

- Формирование у педагогического коллектива МОБУ Никифоровской СОШ №2  и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.

-Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей .

-Организация эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей с различными речевыми нарушениями.

Для достижения конечного результата коррекционно-образовательной деятельности – устранения недостатков в речевом развитии школьников, коррекционный процесс планируется в соответствии с основными этапами и задачами каждого этапа, что можно представить в виде следующей модели: Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков.

     Направления работы

Диагностическая работа включает:

  • Своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи (с 1 – 15 сентября и с 15 – 30 мая).
  • Системный контроль за уровнем и динамикой развития речи детей.

 

Коррекционно – развивающая работа включает:

  • Выбор оптимальных методов и приемов обучения.
  • Организацию проведения индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления недостатков устной и письменной речи.

Данная логокоррекционная программа состоит из пяти блоков (см.Приложения 1-5), каждый из которых составлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и структуры речевого дефекта:

  1. блок«Логопедическая работа с учащимися1-х классов с общим  недоразвитием речи IV уровня».

      2 блок «Логопедическая работа с учащимися1-х классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».

3 блок «Логопедическая работа с учащимися2-х классов с нарушением чтения и письма, обусловленным общим  недоразвитием речи IV уровня».

4  блок«Логопедическая работа с учащимися, имеющими фонетический дефект».

5 блок «Логопедическая работа с учащимися 2-х классов, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленными ФФНР ».

Консультативная работа включает:

  • Выработку рекомендаций по основным направлениям работы.

Информационно – просветительская работа предусматривает:

  • Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),

направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, по вопросам связанных с особенностью логопедической работы.

  • Проведение тематических выступлений для педагогов, логопедов и родителей по разъяснению причин, методов и особенностей логопедической работы.

         Планируемые результаты УУД

Личностные универсальные учебные действия:

  • формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия (положительное отношение к школе, логопедическим занятиям, способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха, связывая успех с усилиями, стараниями, трудолюбием);
  • повышение мотива учебной деятельности (интерес к новому);
  • формирование потребности в социально значимой и социально оцениваемой деятельности (быть полезным обществу);
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (справедливости, правдивости);
  • формирование моральной самооценки (развитие этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения);
  • развитие доброжелательности, доверия, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;
  • развитие эмпатии и сопереживания;
  • формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни;
  • формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с художественной литературой и произведениями искусства.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • преодоление импульсивности, непроизвольности;
  • умение контролироватьпроцесс и результаты своей деятельности, исправлять допущенные ошибки;
  • умение адекватно воспринимать оценки;
  • умение различать трудность и сложность задания;
  • умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности;
  • формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей.
  • умение самостоятельно формулировать познавательную цель на следующее занятие;

Познавательные универсальные учебные действия:

  • развитие познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
  • готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
  • развитие познавательной инициативы ( умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);
  • умение выделять существенную информацию из текстов и заданий;
  • ориентация в возможностях информационного поиска (справочник, словарь) и умение использовать эти ресурсы в сотрудничестве со взрослым или самостоятельно;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка;
  • умение излагать свое сообщение в письменной речи;
  • умение осуществлять сравнение, анализ, классификацию, обобщение предметов и

явлений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества;
  • умение слушать собеседника;
  • понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-то предмет или вопрос и уважение иной точки зрения;
  • учет разных мнений и умение обосновать собственное.

Формы контроля 

-  анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);

-  проверочные работы и диктанты в течение года (в группе);

- тестирование;

- ИКТ диагностика.

       Содержание программы по разделам:

Подготовительный этап:

 Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению. Учителя-логопеды по своему усмотрению проводят данные занятия в начале коррекционной логопедической работы, учитывая особенности развития детей и характер их речевых нарушений.

1. этап

-  коррекция дефектов произношения;

- формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

2. этап:

-  уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса

а) путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;

б) за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

- уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.

 3.этап:

- совершенствование предложений различных синтаксических конструкций, различных видов текстов;

       Условия реализации программы:

1) Наличие необходимых условий для занятий.

- логопедического кабинета для занятий;

- наглядных пособий;

- дидактического материала;

- учебной литературы;

- зеркал;

- средств ИКТ.

 2) Обеспечение систематических занятий.

3) Последовательное выполнение всех задач.

 4) Привлечение родителей к работе с детьми дома.

 5) Посещение врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций.

 Возрастной состав групп: 1 - 4 классы.  Программа рассчитана на 2 - 2,5 года в зависимости от сложности группы.

Приложения

Приложение 1

«Логопедическая работа с учащимися 1-х классов

с общим  недоразвитием речи IVуровня»

Цель данного блока логокоррекционной программы:

устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у младших школьников.

Задачи:

  • развивать  звуковую сторону речи (формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова.Коррекция дефектов произношения).
  • восполнять пробелы в формировании лексико-грамматического строя речи;
  • уточнять и обогащать активный словарный запас учащихся;
  • формировать навыки связного высказывания учащихся;
  • развивать пространственно-временные представления;
  • развивать психологические предпосылки к обучению;
  • развивать коммуникативную готовность к обучению.

Адресат: учащиеся 1классас ОНР IV уровня  

Характеристика группы.

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции  и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

  1. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

1. Дефектное произношение 2-5 звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»).

2.Недостаточнаясформированность  фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

  • Недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
  • недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
  • трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других.)

  1. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

1.Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов, ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу  и по акустическому свойству).

2.Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

  • недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
  • трудности овладения учебными понятиями, терминами;
  • трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
  • недостаточное развитие связной речи.

  1. Психологические особенности.

1.Неустойчивое внимание.

2.Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3.Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

4.Недостаточное развитие способности к переключению

5.Недостаточная способность к запоминанию преимущественнословесного материала.

6.Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7.Недостаточнаясформированность произвольности в общении и деятельности.    

Следствие:

  • недостаточнаясформированность психологических предпосылок  к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
  • трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе.)

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.

Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, методы ролевого моделирования типовых ситуаций, словесные.

Содержание блока рассчитано на 90 ч в год (3 ч в неделю).

Предусмотрены две итоговые контрольные работы (диктант, списывание).

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу коррекционного обучения

Обучающиеся должны знать:

  1. все звуки и буквы русского языка;
  2. их основные различия ( звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

Обучающиеся должны уметь:

  • вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
  • правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;
  • знать способы их буквенного обозначения;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;
  • определять место ударения в слове;
  • вычленять слова из предложений;
  • четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
  • правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
  • грамотно ( без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку слова, предложения из 3 – 5 слов, написание которых не расходится с произношением;
  • обобщать и классифицировать слова по группам;
  • использовать в своих высказываниях  слова всех частей речи;
  • уметь составлять простое предложение из 3-4 слов, соотносить его со схемой;
  • составлять рассказ по серии сюжетных картинок;
  • владеть навыками словообразования и словоизменения, а также связью слов в простом предложении.

Учитывая, что у детей с ОНР IV уровня остаются недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы, на протяжении всего курса в занятия включаются задания, направленные на формирование навыков организации учебной работы, развитие наблюдательности к языковым явлениям, слухового внимания, памяти, самоконтроля, контрольных действий и способности к переключению.

Содержание данного блока рассчитано на 90ч (3ч в неделю).

Предусмотрены 2 контрольные работы (диктант и списывание).

Работа по данному блоку программы предполагает использование методических пособий для учителей-логопедов:

  • ЕфименковаЛ.Н.Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001;
  • Логопедия / Под ред.Волковой. М.,2002;
  • СадовниковаИ.Н.Нарушения письменной речи их преодоление у младших школьников: Учеб.пособие. М.,1997.

Дополнительная литература для учащихся:

  • Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей;
  • Мазанова Е.В. Компллект логопедических тетрадей. М.,2004.

Содержание блока программы

Поставленные задачи логокоррекционной работы отражаются в содержании данного блока и реализуются в ходе изучения следующих тем:

I.Речь. Слово. (14 ч)

Пространственные представления. Временные представления.Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова с использованием графических схем. Слова-предметы. Слова-действия. Слова-признаки.

II. Звуко-буквенный анализ слов (19ч)

Соотнесение количества звуков и букв в слове. Определение количества и последовательности звуков в слове.

III. Предложение. Текст (35 ч)

1.Связь слов в предложении. (16 часов)

Понятие о предложении. Соотнесение предложения с графической схемой. Наблюдение связи слов в предложении. Введение в простое предложение 1-2 слов, постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Определение количества слов в предложении. Управление. В.п., Р.п., Д.п., Т.п., П.п.

2.Предлоги. Развитие связной речи (19 ч)

Знакомство с предлогами, их схематичным изображением. Пространственное значение предлогов. Последовательный пересказ. Пересказ текста с опорой на вопросы учителя. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление текста с опорой на картинный план рассказа.

IV. Слого-звуковой состав слова. Развитие монологической речи ( 18ч)

Деление слов на слоги и выделение гласных 1 и 2 ряда, слогообразующая роль гласных. Ударение. Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения. Определение ударного слога в словах. Слогоритмическая схема слова. Слоговой анализ и синтез слов (определение количества и последовательности слогов в слове, составление слова из слогов). Виды слогов. Дифференциация одно-двух-трёхсложных слов. Соотнесение слова со схемой Смыслоразличительная роль ь. Фонематический анализ обратных и прямых слогов. Дифференциация открытых и закрытых слогов. Составление описания выборочного фрагмента из рассказа. Составление  рассказа –описания времени года или животного (с опорой на картинный план). Умение составлять устное высказывание по представлению и вопросам. Устное сочинение.

V.Итоговая контрольная работа (1ч )

Контрольно-измерительные материалы

(итоговая диагностика, май)

Диктант

Кот

У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья. (19слов)

(И.Н.Садовникова)

Календарно-тематический план работы

                        ОНР 4 уровень. 1 класс. (3ч в неделю)

№ п/п

Дата проведения

п/п/факт

Тема занятия

Словарь

Содержание коррекционной работы

Основные требования к формированию умений и навыков

Восполнение пробелов  в развитии психологических предпосылок и навыков учебной деятельности

Диагностика устной и письменной речи учащихся

Фронтальное   (индивидуальное) обследование. Сбор  анамнеза,  данных   о  раннем  развитии,  перенесенных  заболеваниях.  Раннее  речевое  развитие.  Исследование  неречевых  психических   функций.  Состояние  звукопроизношения.  Анатомическое  строение  артикуляционного  аппарата.  Речевая  моторика.  Состояние  дыхательной  и  голосовой  функций.  Особенности  динамической  стороны  речи.  Воспроизведение  звукослоговой  структуры  слова.  Состояние  фонематического  восприятия  (слухопроизносительной  дифференциации  звуков  речи).  Состояние  фонематического  анализа  и  синтеза.  Исследование  понимания  речи  (импрессивной).  Исследование  лексики  и  грамматического  строя  экспрессивной  речи.  Состояние  связной  речи.  Исследование  процесса  чтения.  Логопедическое  заключение.    

1-15 сентября

  1. Речь. Слово. – 14 ч

1

Развитие психологической базы речи

Развитие речевого внимания детей. Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметного ряда

Уметь организовать свое рабочее место и отвечать на вопросы учителя. Уметь определять правое и левое направления в пространстве, пространственные взаимоотношения объектов, последовательность предметного ряда. Уметь ориентироваться в схеме собственного тела и схеме человека

Развивать зрительное, слуховое внимание и память. Формирование навыков организации учебной работы. Развитие пространственно-временных представлений.

2

Развитие психологической базы речи

Умение строить четкие и полные предложения при ответе на вопрос. Основные единицы времени, периоды человеческого возраста. Временная последовательность действий, событий.

Уметь определять правое и левое направления в пространстве, пространственные взаимоотношения объектов, последовательность предметного ряда

Формировать умение отвечать на вопросы по ходу учебной деятельности. Развитие пространственно-временных представлений.

3

Понятие о речи. Слово как часть предложения

Знакомство с функциями  речи. Практическое знакомство с термином «слово»

Владеть термином «речь». Владеть термином «слово»

Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие

4

Слова, обозначающие предметы.

фрукты

 

Лексическое значение слова. Слова, обозначающие живые и неживые предметы. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы.

Уметь называть и графически изображать слова, обозначающие предметы (живые и неживые). Уметь ставить вопросы к словам-предметам

Развивать контроль за ходом своей деятельности и способности к переключению

5

Образование множественного числа существительных

овощи

Развитие навыков словоизменения, умение правильно образовывать существительные множественного числа

Уметь образовывать слова, обозначающие предметы,    во множественном числе

Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность за речевыми явлениями.

6

Род имени существительного.

птицы

Развитие умения определять род имени существительного (слов, обозначающих предметы). Умение сопоставлять со словом притяжательное местоимение «мой», «моя», «моё», личные местоимения «он», «она», «оно».

Уметь определять род имен существительных, применяя местоимения «он,мой», «она,моя», «оно, моё».

Развивать зрительное внимание, слуховую память.

7

Согласование числительных с существительными

фрукты-овощи

Развитие навыков согласования числительных с именами существительными.

Уметь согласовывать имена существительные с числительными

Развивать самоконтроль в процессе учебной деятельности

8

Слова, обозначающие действия предметов

птицы

Практическое овладение навыками составления простого нераспространенного предложения. Графическое изображение простых предложений. Подбор слов к графическим схемам.

Уметь различать и графически изображать слова-предметы и слова-действия. Уметь составлять простые нераспространенные предложения.

Развивать контроль за ходом своей деятельности и способности к переключению

9

Дифференциация слов, обозначающих предметы, и слов, обозначающих действия предметов

деревья

Практическое овладение навыками  подбора слов к графическим схемам.

Уметь различать и графически изображать слова-предметы и слова-действия.

Развивать познавательную активность

10

Приставочные глаголы.

огород

Знакомство со схемой образования глаголов при помощи разных приставок. Практическое овладение навыком подбора приставочного глагола в словосочетание и предложение

Уметь подбирать в словосочетание и предложение нужный по смыслу приставочный глагол

Формировать умение отвечать на вопросы по ходу учебной деятельности.

11

Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Фрукты-овощи

Овладение детьми навыком образования глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида с помощью приставок.

Уметь образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида при помощи приставок

Развивать самоконтроль в процессе учебной деятельности.

12

Слова, обозначающие признаки предметов.

зоопарк

Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предметам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой. Развитие навыков постановки вопросов к словам-признакам. Роль имен прилагательных в речи.

Уметь называть и графически изображать слова, обозначающие признаки предметов (цвет, величину, форму, вкус и т.д.)

Развитие слухового внимания, памяти, логического и образного мышления.

Формирование положительных качеств личности, самостоятельности, активности.

13

Согласование прилагательных с существительными

лес

Практическое овладение навыками согласования прилагательных с существительными в роде и числе.

Уметь согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе

Развитие самоконтроля, усидчивости; формирование адекватной самооценки.

14

Дифференциация понятий: «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки».

инструменты

Практическое овладение навыками составления простого нераспространенного предложения. Графическое изображение простых предложений. Подбор слов к графическим схемам.

Уметь различать и графически изображать слова-предметы и слова-действия. Уметь составлять простые нераспространенные предложения

Развивать контроль за ходом своей деятельности и способности к переключению

  1. Звуко-буквенный анализ слов – 19ч

15

Звуки речи. 

Лекарственные растения

Различение речевых и неречевых звуков

Наблюдение за работой органов речи, за образованием различных  звуков

Уметь различать речевые и неречевые звуки

Уметь сравнивать звуки по способу их образования

Активизировать мыслительную деятельность, наблюдатель-ность

16

Гласные и согласные звуки

плоды и семена

Знакомство со способами образования гласных и согласных звуков.

Уметь сравнивать звуки по способу их образования (гласные, согласные)

Развивать слуховое внимание, восприятие.

17

ГласныеI ряда

плоды и семена

Наблюдение за работой органов речи, выделение гласных I ряда из ряда заданных звуков, слогов и слов, уточнение артикуляции звука,  соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове

Уметь выделять гласныеI ряда и соотносить их с условным символом, соотносить звук с буквой

Формировать условно-рефлекторные связи между графемой и кинемой

18

Гласные звукиII ряда 

продукты

Наблюдение за работой органов речи: образование гласных звуков второго ряда

Уметь различать гласные звуки первого и второго ряда

Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие

19

Выделение гласных II ряда из слов 

продукты

Развитие навыков выделения гласного звукаII ряда. Дифференциация гласных IиII  ряда

Уметь находить место гласной II ряда в слове. Уметь проводить слоговой анализ слова, имеющего в составе гласную II ряда

Развитие фонематического представления и восприятия, слухового восприятия и внимания.

20

Слогообразующая роль гласных

продукты

Деление слов на слоги и выделение гласных голосом

Уметь выделять гласные из слога

Развивать  устойчивость внимания, слуховую память

21

Последовательный пересказ текста«Муравей» с опорой на вопросы

Пересказ текста с опорой на вопросы учителя-логопеда.

Уметь составлять пересказ текста с опорой на вопросы.

Уметь связно и последовательно излагать свои мысли.

Развивать  слуховое внимание, память, логическое и образное мышление.

Формировать положительные качества  личности,самостоятельность, активность.

22

Твёрдые и мягкие согласные 

игрушки

Выделение на слух твёрдого и мягкого звучания согласных. Развитие навыка обозначения мягкости согласных посредством гласных II ряда

Уметь слышать и различать мягкое звучание согласных перед гласными II ряда и твёрдое звучание согласных перед гласными I ряда

Развивать самоконтроль в процессе учебной деятельности

23

Мягкие согласные 

растения

Развитие навыка выделения мягких согласных перед гласными II ряда.

Уметь выделять мягкие согласные звуки устно и на письме.

Развивать самоконтроль в процессе учебной деятельности

24

Количество и порядок звуков в слове 

растения

Развитие навыков выделения звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Усвоение учениками количества и порядка звуков в слове

Уметь выделять звуки из слов. Уметь определять место звука в слове; определять количество и порядок звуков в слове

Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность,

тактильные ощущения

25

Звуко-буквенный анализ  односложных слов со стечением согласных 

Головные уборы

Определение места, количества и последовательности звуков в слове. Работа по заданной схеме

Уметь определять место, количество и последовательность звуков в слове. Уметь соотносить слово с его схемой.

Развивать слуховое внимание и логическое мышление

26

Звуко-буквенный анализ  односложных слов со стечением согласных 

Головные уборы

Определение места, количества и последовательности звуков в слове. Работа с цифровым рядом

Уметь пользоваться звуковыми схемами при анализе односложных слов

Развитие фонематического представления и восприятия, слухового внимания.

27

Звуко-буквенный анализ двусложных слов

обувь

Определение места, количества и последовательности звуков в слове. Работа с цифровым рядом и заданной схемой

Уметь определять место, количество и последовательность звуков в слове. Уметь соотносить слово с его схемой.

Развивать самоконтроль в процессе учебной деятельности

28

Последовательный пересказ текста «Как медведь сам себя напугал» по картинкам и вопросам

Пересказ текста с опорой на вопросы учителя-логопеда.

Уметь составлять пересказ текста с опорой на вопросы.

Уметь связно и последовательно излагать свои мысли.

Развивать умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.

29

Звуко-буквенный  анализ слов

Школьные принадлежности

Определение места, количества и последовательности звуков в слове со стечением и без стечения согласных. Работа с цифровым рядом и заданной схемой

Уметь проводить звуко-буквенный анализ звучащего слова; преобразование данных слов в новые слова; сравнение слов, отличающихся одной буквой или одним звуком

Развитие фонематического представления и восприятия, слухового внимания.

30

Звуко-буквенный  анализ слов

посуда

Закрепление умения определять место, количество и последовательность звуков в слове со стечением и без стечения согласных. Работа с цифровым рядом и заданной схемой

Уметь определять место, количество и последовательность звуков в слове. Уметь соотносить слово с его схемой.

Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность,

тактильные ощущения

31

Звуко-буквенный  анализ слов 

посуда

Закрепление умения определять место, количество и последовательность звуков в слове со стечением и без стечения согласных. Работа с буквенными ребусами

Уметь определять место, количество и последовательность звуков в слове. Уметь соотносить слово с его схемой.

Развивать внимание, память мышление

32

Звуко-буквенный  анализ слов 

мебель

Закрепление умения определять место, количество и последовательность звуков в слове со стечением и без стечения согласных. Работа с буквенными ребусами

Уметь определять место, количество и последовательность звуков в слове. Уметь соотносить слово с его схемой.

Развивать внимание, память мышление

33

Последовательный пересказ текста «Синичка» с опорой на картинки и вопросы

Последовательный пересказ текста с опорой на картинки и вопросы учителя-логопеда

Уметь составлять пересказ текста с опорой зрительный ряд и  на вопросы.

Уметь связно и последовательно излагать свои мысли.

Развивать  умение применять знания в новых ситуациях, работать в определённом темпе

Предложение. Текст – 35ч

          1.  Связь слов в предложении – 16ч

34

Простое двусоставное нераспространенное предложение.

мебель

Практическое овладение навыками составления простого нераспространенного предложения. Графическое изображение простых предложений. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения

Уметь различать и графически изображать слова-предметы и слова-действия. Уметь составлять простые нераспространенные предложения.

Развивать коммуникативные действия

35

Признаки предложения

звери

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение».

Знать термин «предложение». Уметь выделять из речи предложение.

Развивать зрительное внимание, слуховую память

36

Смысловая и интонационная законченность предложений

игрушки

Практическое овладение навыками дифференциации восклицательных, вопросительных, повествовательных предложений. Точка в конце предложения

Уметь слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения

Развивать умение планировать предстоящую деятельность

37

Предложение из трёх слов

животные

Составление предложений из трёх слов

Уметь составлять предложения из трёх слов по картинкам и вопросам

Формировать умение применять знания в новых ситуациях

38

Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

Рыбы

Составление предложения  с заданным количеством слов

Уметь работать с деформированным предложением

Развивать умение выделять главное в учебном материале

39

Главные члены предложения

домашние животные

Выделение из предложения главных слов. Графический диктант

Уметь находить главные слова в предложении

Развивать слуховое внимание и память

40

Главные члены предложения

цветы

Постановка вопроса к главным словам в предложении. Работа с деформированным предложением

Уметь работать с деформированным предложением.

Формировать умение применять знания в новых ситуациях

41

Распространение предложения прямым дополнением и определением

овощи

Ответы на вопросы полным предложением. Дополнение предложения подходящими по смыслу словами

Уметь устанавливать связи между словами в предложении, задавать вопросы .Уметь распространять предложение дополнением и определением

Развитие внимания, мышления, памяти

42

Управление. Винительный падеж

имена людей

Практическое овладение умением связывать слова в предложении, выраженные согласованием в падеже

Уметь понимать связь слов в предложении, которая выявляется при помощи вопроса от главного слова в словосочетании к зависимому. Уметь правильно употреблять предлоги данного падежа.

Развитие мышления, слухового внимания

43

Управление. Родительный падеж

животные водоемов

Практическое овладение умением связывать слова в предложении, выраженные согласованием в падеже

Уметь понимать связь слов в предложении, которая выявляется при помощи вопроса от главного слова в словосочетании к зависимому. Уметь правильно употреблять предлоги данного падежа

Развивать пространственную координацию.

44

Управление. Дательный падеж

одежда

Практическое овладение умением связывать слова в предложении, выраженные согласованием в падеже

Уметь понимать связь слов в предложении, которая выявляется при помощи вопроса от главного слова в словосочетании к зависимому. Уметь правильно употреблять предлоги данного падежа

Развивать пространственную координацию.

45

Управление. Творительный  падеж

обувь

Практическое овладение умением связывать слова в предложении, выраженные согласованием в падеже

Уметь понимать связь слов в предложении, которая выявляется при помощи вопроса от главного слова в словосочетании к зависимому. Уметь правильно употреблять предлоги данного падежа

Развивать пространственную координацию.

46

Управление. Предложный падеж

Головные уборы

Согласование слов и изменение их по падежам

Уметь понимать связь слов в предложении, которая выявляется при помощи вопроса от главного слова в словосочетании к зависимому. Уметь правильно употреблять предлоги данного падежа.

Формирование коммуникативных умений и навыков

47

Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.

Грамматическое оформление предложений. Практическое выделение признаков связного текста

Уметь составлять предложение, соблюдая правильный порядок слов;

Развивать самоконтроль в процессе учебной деятельности

48

Деление сплошного текста на предложения.

Практическое овладение анализом  и синтезом смысловой и интонационной законченности предложений

Уметь находить границы предложения по интонации и смысловым вопросам

Развивать способность к анализу, оценке продуктивности собственной деятельности.

49

Предложение с пропущенными словами

Грамматическое оформление деформированных предложений

Уметь находить и устанавливать связи между отдельными элементами материала

Развивать умение  умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме

  1. Предлоги. Развитие связной речи – 19ч

50

 Предлоги

транспорт

Смысловая значимость предлогов. Формировать представление о предлоге как отдельном слове

Уметь выделять предлог из схемы предложения

Развивать мышление, память, внимание

51

Предлог НА

Спортивные вещи

Знакомство с предлогом, его схематичным изображением.

Пространственное значение предлога.

Уметь выделять предлог из предложения. Соотносить предлог со схемой.

Уметь писать предлог раздельно со словами.

Развивать внимание, образное мышление.

Формировать пространственные представления

52

Предлог В

Музыкальные инструменты

Знакомство с предлогом, его схематичным изображением.

Пространственное значение предлога.

Уметь выделять предлог из предложения. Соотносить предлог со схемой.

Уметь писать предлог раздельно со словами.

Развивать внимание, образное мышление.

Формировать пространственные представления

53

Последовательный пересказ текста «Спор животных»

Пересказ текста по ролям и целиком

Уметь составлять пересказ текста с опорой на вопросы.

Уметь связно и последовательно излагать свои мысли.

 Развивать  умение применять знания в новых ситуациях, работать в определённом темпе

54

Предлоги В, НА

рыбы

Дифференциация предлогов, их схематичным изображением.

Пространственное значение предлогов.

Уметь выделять предлоги из предложения, дифференцировать их.Соотносить предлог со схемой.

Уметь писать предлоги раздельно со словами.

Развивать внимание, образное мышление.

Формировать пространственные представления

55

Предлоги С, (СО)

зоопарк

Знакомство с предлогом, его схематичным изображением.

Пространственное значение предлога.

Уметь выделять предлог из предложения. Соотносить предлог со схемой.

Уметь писать предлог раздельно со словами.

Развивать внимание, образное мышление.

Формировать пространственные представления

56

Пересказ текста описательного характера «Альма»

Пересказ текста описательного характера с опорой на картинный план

Уметь составлять текст по картинному плану. Уметь последовательно излагать свои мысли

Развивать наблюдательность, память, логическое мышление

57

Предлог ИЗ

птицы

Знакомство с предлогом, его схематичным изображением.

Пространственное значение предлога.

Уметь выделять предлог из предложения. Соотносить предлог со схемой.

Уметь писать предлог раздельно со словами.

Развивать внимание, образное мышление.

Формировать пространственные представления

58

Предлоги К, У, ОТ

птицы

Знакомство с предлогами, их схематичным изображением.

Пространственное значение предлогов.

Уметь выделять предлоги из предложения. Соотносить предлог со схемой.

Уметь писать предлоги раздельно со словами.

Развивать внимание, образное мышление.

Формировать пространственные представления

59

Пересказ текста описательного характера «Времена года»

Пересказ текста описательного характера с опорой на картинный план

Уметь составлять текст по картинному плану. Уметь последовательно излагать свои мысли

Развивать наблюдательность, память, логическое мышление

60

Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА

птицы

Знакомство с предлогами, их схематичным изображением.

Пространственное значение предлогов.

Уметь выделять предлоги из предложения. Соотносить предлог со схемой.

Уметь писать предлоги раздельно со словами.

Развивать внимание, образное мышление.

Формировать пространственные представления

61

Предлог ПОД

птицы

Знакомство с предлогом, его схематичным изображением.

Пространственное значение предлога.

Уметь выделять предлог из предложения. Соотносить предлог со схемой.

Уметь писать предлог раздельно со словами.

Развивать внимание, образное мышление.

Формировать пространственные представления

62

Рассказ описательного характера «Лиса»

Умение составлять рассказ –описание времени года или животного (с опорой на картинный план)

Уметь составлять рассказ-описание с опорой на картинный план

Развивать наблюдательность, память, логическое мышление

63

Предлоги НАД, ПОД

еда

Дифференциация предлогов, их схематичным изображением.

Пространственное значение предлогов.

Уметь выделять предлоги из предложения, дифференцировать их. Соотносить предлоги со схемой.

Уметь писать предлоги раздельно со словами.

Развивать внимание, образное мышление.

Формировать пространственные представления

64

Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД

игрушки

Дифференциация предлогов, их схематичным изображением.

Пространственное значение предлогов.

Уметь выделять предлоги из предложения. Соотносить предлог со схемой.

Уметь писать предлоги раздельно со словами.

Развивать внимание, образное мышление.

Формировать пространственные представления

65

Пересказ текста «Ласточка» по плану

 Составление плана рассказа и рассказывание по плану.

Умение анализировать текст в соответствии с учебной задачей.

Развивать наблюдательность, память, логическое мышление

66

Предлоги НА, НАД

Предметы личного пользования

Дифференциация предлогов, их схематичным изображением.

Пространственное значение предлогов.

Уметь выделять предлоги из предложения, дифференцировать их. Соотносить предлоги со схемой

Развивать внимание, образное мышление.

Формировать пространственные представления

67

Предлог-самостоятельное слово

посуда

Обобщение и закреплений знаний о предложных конструкциях

Уметь выделять предлоги из предложения. Соотносить предлог со схемой.

Уметь писать предлоги раздельно со словами.

Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность

68

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Лиса и вороны»

Развитие умения определять последовательность событий, составлять рассказ по серии сюжетных картинок

Уметь определять последовательность событий, логически правильно строить предложения по картинкам

Развивать наблюдательность, память, логическое мышление

Слого-звуковой состав слова. Развитие монологической речи – 18ч

69

Деление двусложных слов на слоги

птицы

Выделение первого слога в слове, слогоритмическая схема слова. Определение количества слогов в слове.

Уметь делить слова на слоги, воспроизводить ритмический рисунок слова

Развивать  устойчивость внимания, слуховую память

70

Выборочный пересказ текста «Стыдно перед соловушкой»

Составление описания выборочного фрагмента из рассказа. Умение работать по учебной инструкции

Уметь осуществлять выборочный пересказ фрагмента. Умение анализировать текст в соответствии с учебной задачей.

Формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации учебной деятельности

71

Деление трёхсложных слов на слоги

еда

Составление слогоритмической схемы слова. Определение количества слогов в слове.

Научить перекодировать зрительную схему

ритмического рисунка в звуковую с

подключением моторного компонента

Развивать  способность к самоконтролю,

целенаправленность,

организованность

72

Выборочный пересказ текста «Цветок или волчья пасть»

Составление описания выборочного фрагмента из рассказа. Умение работать по учебной инструкции

Уметь осуществлять выборочный пересказ фрагмента. Умение анализировать текст в соответствии с учебной задачей.

Формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации учебной деятельности

73

Порядок слогов в слове 

посуда

Слоговой анализ и синтез слов (составление слов из слогов и деление слов на слоги; анализ и синтез двусложных слов, полученных путём перестановки слогов)

Уметь выполнять слоговой анализ и синтез слов

Формировать полноценную учебную деятельность, наблюдательность.

Расширять объём всех форм внимания и памяти.

74

Слоговой анализ и синтез  слов.

семья

Слоговой анализ и синтез слов (составление слов из слогов и деление слов на слоги; анализ и синтез слов, полученных путём перестановки слогов)

Уметь выполнять слоговой анализ и синтез слов разной структуры

Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность

75

Выборочный пересказ текста «Хитрецы»

Составление описания выборочного фрагмента из рассказа. Умение работать по учебной инструкции

Уметь осуществлять выборочный пересказ фрагмента. Умение анализировать текст в соответствии с учебной задачей.

Формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации учебной деятельности

76

Ударение 

Детеныши животных

Выделение ударного слога, слогоритмическая схема слова.

Уметь делить слова на слоги, определять ударный слог.

Развивать зрительное восприятие и оптические представления

77

Ударение 

Детеныши животных

Смыслоразличительная  роль ударения. Определение ударного слога в словах. Фонетическая роль ударения. Соотнесение слова со схемой.

Уметь объяснять значение слова в зависимости от ударения. Уметь определять место ударения в слове, соотносить слово с его графической схемой

Развивать фонематические представления и восприятие, слуховое восприятие и внимание.

78

Краткий пересказ текста «Водолаз и акула»

Краткое изложение рассказа, составление задачи.

Уметь находить главную мысль рассказа.Уметь кратко пересказывать текст

Развивать  умение применять знания в новых ситуациях, работать в определённом темпе

79

Мягкие согласные 

семья

Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце слова

Уметь на письме обозначать мягкость согласных при помощи ь. Уметь анализировать слова с ь в конце слова, соотносить слова с ь со схемой

Развивать слуховое внимание и логическое мышление

80

Мягкие согласные 

транспорт

Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце слова. Соотнесение количества звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь. Развивать умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки  

Уметь на письме обозначать мягкость согласных при помощи ь. Уметь анализировать слова с ь в конце слова, соотносить слова с ь со схемой

Развивать слуховое внимание и логическое мышление

81

Творческий пересказ по обозначенному началу текста «Запасы на зиму»

Самостоятельное составление середины и конца рассказа

Уметь осуществлять творческий пересказ фрагмента. Умение анализировать текст в соответствии с учебной задачей.

Развивать фантазию, творческое мышление

82

Мягкие согласные

ягоды

Обозначение мягкости согласных буквой ь в

середине слова. Разделительная функция ь.

Развивать умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки  

Уметь анализировать слова с ь на конце и в середине слова. Уметь соотносить слова с ь со схемой.

Развивать слуховое внимание и логическое мышление

83

Творческий пересказ по обозначенному концу текста «Уточка»

Самостоятельное составление начала и  середины рассказа

Уметь осуществлять творческий пересказ фрагмента. Умение анализировать текст в соответствии с учебной задачей.

Развивать наблюдательность, память, логическое мышление

84

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Лиса и вороны»

Развитие умения определять последовательность событий, составлять рассказ по серии сюжетных картинок

Уметь определять последовательность событий, логически правильно строить предложения по картинкам

Развивать наблюдательность, память, логическое мышление

85

Составление рассказа по сюжетной картине

Умение составлять связное высказывание из 4-5 предложений по сюжетной картине. Определение логическойпоследовательноссти событий.

Уметь составлять текст из 4-5 предложений по сюжетной картине, определять логическую последовательность событий на картине.

Развивать логическое мышление, наблюдательность, память.

86

Устное сочинение 

Умение составлять устное высказывание по вопросам и схемам. Развитие первоначальных навыков устного сочинения.

Уметь составлять связное высказывание с опорой на вопросы учителя

Развивать абстрактное, образное и логическое мышление, память, воображение.

V. Проверка знаний, умений и навыков- 1ч

87

Итоговый контрольный диктант 

Проверка навыков сформированности письма под диктовку

Уметь писать под диктовку в соответствии с программными требованиями

Выявить сформированность действия самоконтроля

Список литературы

1. Елецкая, О.В.; Горбачевская, Н.Ю. Организация логопедической работы в школе[Текст]/О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская.-М.:ТЦ Сфера, 2006.

2. Елецкая, О.В.; Горбачевская, Н.Ю.Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие /Научн.ред. О.В.Защиринская. [Текст]/О.В.Елецкая; Н.Ю.Горбачевская. -СПб.: Издательство «Речь», 2005.

3. Ефименкова,Л.Н.Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда[Текст]/Л.Н.Ефименкова.- М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001.

4. Коноваленко, В.В.; Коноваленко, С.В.Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием . 1-3 периоды. Пособие для логопедов.-2-е изд[Текст]/В.В.Коноваленко; С.В.Коноваленко.-М.:Издательство ГНОМ и Д, 2001.

5.  Лалаева, Р.И.; Серебрякова, Н.В.; Зорина, С.В.Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений[Текст]/Р.И.Лалаева; Н.В.Серебрякова; С.В.Зорина. -М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС,2003.

6. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических фак.Л 69 пед.вузов/Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской[Текст]/-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1998.

7. Мазанова, Е.В.Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопеда[Текст] /Е.В.Мазанова.-М.:Издательство ГНОМ и Д,2006.

8. Мазанова, Е.В.Коррекция акустической дисграфии.конспекты занятий для логопеда[Текст]/Е.В.Мазанова.-М.:Издательство ГНОМ и Д,2006.

9. Мазанова, Е.В.Коррекция оптическойдисграфии. Конспекты занятий для логопеда[Текст] /Е.В.Мазанова.-М.:Издательство ГНОМ и Д,2006.

10. Мазанова, Е.В.Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза Конспекты занятий для логопеда[Текст]/Е.В.Мазанова.-М.:Издательство ГНОМ и Д,2006.

11.  Российская, Е.Н.Методика формирования самостоятельной письменной речи [Текст]/Е.Н.Российская.- 2-е изд. –М.:Айрис-пресс, 2005

12.  Садовникова, И.Н.Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие[Текст]/И.Н.Садовникова. –М.: «Гуманит.изд. центр ВЛАДОС»,1997.

13. Ткаченко, Т.А.Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. пособие для воспитателей, логопедов и родителей[Текст]/Т.А.Ткаченко.-М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников.

Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам учителя – логопеда

Программа направленна на оказание логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, обучающихся в классах по адаптированной программе с ОВЗ, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловлен...

Рабочая программа по коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов, имеющих ФНР, ФФНР и ОНР

Рабочая программа отражает направления деятельности школьного логопеда. Содержит календарно-тематическое планирование  с указанием количества часов....

Логопедическая программа "Коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса с ЗПР"

Логопедическая программа "Коррекция устной и письменной речи у учащихся 1 класса с ЗПР"  Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитани...

Программа коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов, имеющих ФНР, ФФН, Дислалия и ОНР

Программа коррекционно - развивающей работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся младшего школьного возраста»

Рабочая программа по коррекции нарушений устной и письменной речи у младших школьников в условиях логопедического пункта....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ

Весь материал, представленный в программе, рассчитан на три года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся. Объем часов представлен согласно «Положению об организации раб...