фронтального логопедического занятия во 2 классе на тему: "Слоговой анализ и синтез слов "
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Копылова Нина Павловна

Конспект логопедического занятия для 2 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_slogovoy_analiz_i_sintez.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

фронтального логопедического занятия

во 2 классе

на тему: "Слоговой анализ и синтез слов "

Учитель-логопед: Копылова Нина  Павловна

Цели:

1. Учить детей делить слова на слоги, определять порядок слогов в слове.

2. Обучать слоговому анализу и синтезу слов I  и II класса, дать понятие о слогообразующей роли гласных.

3. Учить детей составлять схемы слов.

4. Учить составлять предложения из заданных слов.

5.Развивать познавательную деятельность учащихся за счет расширения активного и пассивного словаря.

6. Развивать монологическую речь

7. Развивать фонематическое восприятие и память.

8.Развивать мыслительные процессы: внимание,  мышление.

9. Воспитывать языковую наблюдательность, любовь к родному языку.

10. Формировать навыки правильного чтения и письма.

11. Предупреждать общую и функциональную неграмотность.

12.Воспитывать интерес к занятию, умение использовать полученные знания на уроках.

Ход занятия:

Содержание

Речевой материал

Оборудование

Литература

Примечания

I.Оргмомент

II. Повторение пройденного материала

III.Сообщение темы занятия.

IV.Основная часть.

1)Дидактическая игра «Кто где живет?»

2)Работа со схемами слов

V.Физминутка

3)Работа в тетрадях со схемами слов

4)Работа у доски

5)Дидактическая игра «Магазин игрушек»

VI. Итог занятия.

Сядет тот, кто назовет любое слово.

Ребята, давайте вспомним, из чего состоит наша речь?

(Ответы детей)

- Правильно, из предложений.

- А из чего состоит предложение?

- Из чего состоит слово?

- Правильно, из слогов.

На прошлом занятии мы с вами учились делить слова на слоги, какие же способы деления слов на слоги вы знаете?

(Ответы детей)

Сегодня на нашем занятии мы  также будем работать со словами: делить слова на слоги, группировать  слова по количеству слогов, составлять с ними предложения.

Вывешивается наборное полотно на нем слоги МОН, ЛИ, НО, КИ, ХАЛ, ВА.

(Дети  читают слоги  хором.)

- Послушайте стихотворение:

Что за ЛИ? Что за МОН?

Никакого в звуках смысла!

А как скажут «лимон» -

Сразу станет кисло-кисло!

Что за КИ? Что за НО?

Людям вовсе не известно!

А как скажут «кино»-

Сразу станет интересно!

Что за ХАЛ? Что за ВА?

Вот еще одна загадка.

 А как скажут «халва»-

Сразу станет сладко-сладко!

- Ребята, какой вывод можно сделать, прослушав это стихотворение?

(Предположительные ответы детей)

- Правильно, все слова состоят из слогов и по одному слогу мы не можем понять, что это за слово. Слова могу состоять из  одного, двух, трех и более слогов.

- Дети, посмотрите вот на доске три домика, в которых живут животные. В домик с одним окошком мы поселим животное, в названии которого только 1 звук, в домике с двумя окошками мы

 поселим животное, в названии которого 2 звука. В третьем домике будут жить животные, в названии которых 3 звука.

 

- Вы научились делить слова на слоги, а теперь будем работать со схемами слов. У каждого из вас есть набор полосок. Длинная полоска обозначает слово, а короткая – часть слова – слог.

- Сколько слов в слове Ваза?

- Сколько коротких полосок надо положить?

- А теперь, представьте, что нашу вазу мы наполним цветами.

(Аналогичная работа проводится со словами роза,  ромашка, пион, лилия, тюльпан.)

Мы пришли в зимний лес! Сколько здесь вокруг чудес:

Слева елка стоит,

Справа березка на нас глядит,

Снежинки в небе кружатся,

как красивы они!

В лесу тишина и покой, а нам пора уже домой!

На доске вывешиваются схемы

______ _________ _________

  ____      ___ ___    __ __ __

 и слова для справок: пила, курица, бобы, перо, таз, робот, лиса, телефон, слон, тигр.

-А теперь, ребята, следующее задание: к этим схемам вы должны подобрать слова и составить схемы этих слов в тетрадях.

Задание: сопоставить в этих словах количество гласных с количеством слогов и сделать вывод о слогообразующей роли гласных: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

 - Ребята, посмотрите на слова, записанные на доске, и выполните следующие задания:

а) записать слова, составленные из данных слогов:

ка ней ли

ри ку ца

чик ба ка

боч ба ка

мин ви та

то ав бус

ла ку а

чок ви но

 ке ра та

 пят ца ни

бо ра та

та ну ми

ЗАДАНИЕ:

а) записать слова, составленные из данных слогов;

б) составить схемы слов;

в) составить предложения с данными словами.

(Один ребёнок работает у доски, остальные записывают в тетрадях.)

- Дети, давайте закрепим  умение делить слова на слоги и  поиграем в игру

"Магазин игрушек"

Задание: купить игрушку, в названии которой 1, 2, или 3 слога.

 (Индивидуальные ответы детей).

- Давайте вспомним,  как называются части слов?

-Как узнать, сколько в слове слогов?

- Какую роль играют гласные при делении слов на слоги?

- Чем слог отличается от слова?

- Какие игры и задания вам больше всего понравились и запомнились?

- Молодцы, ребята, вы сегодня активно поработали на уроке.

 

Наборное полотно, слоги

Демонстрационные картинки домиков с окошками, предметные картинки с изображением животных.

Длинные и короткие полоски бумаги.

Дети выполняют соответствующие движения руками  и проводят взглядом движения рук, тем самым выполняют зрительную разминку.

Схемы слов

Слоги

Игрушки: заяц, белка, медведь, тигр, слон, лиса, обезьяна, крокодил.

 

Садовникова И.Н.    "Нарушения письменной речи и их преодоление у

младших школьников"

Мещерякова Н.П. «Коррекция письменной речи  в начальной школе»

Ефименкова Л.Н.

"Коррекция устной иписьменной речи учащихся начальных классов"

Максаков А.И., Тумакова Г.А. « Учите, играя»

Логопед следит за тем, чтобы дети четко произносили слова.

Дети четко проговарива-ют слова  и отхлопывают слоги.

Логопед следит, чтобы дети правильно соотносили слова со схемами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс). Дифференциация звуков[с-з], [ш -ж]

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс) Тема: "Дифференциация звуков [ c-з ], [ ш -ж ]"....

Тема фронтального логопедического занятия: Буква «Ч» в слоге ЧА, в начале слова. Слоговой анализ слов.

Конспект фронтального логопедического занятия в  1 общеобразовательном классе школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата....

Звук и буква Б. Логопедическое занятие по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза.

Звук и буква Б. Логопедическое занятие по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза....

Технологическая карта логопедического занятия по теме "Развитие языкового анализа и синтеза"

Технологическая карта логопедического занятияУчитель-логопед Лесных Елена Анатольевна3 В класс, I группа Логопедическая тема: Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослогов...

Конспект открытого группового логопедического занятия с учащимися 2-го класса по теме: "Слоговой анализ и синтез слов. Овощи".

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.Задачи:Образовательные:закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;развивать умения определять количество и последовательность с...

Конспект фронтального логопедического занятия. 2 класс. Тема: "Дифференциация звуков Ц-Ч. Дикие животные"

Конспект фронтального логопедического занятия. 2 класс. Тема: "Дифференциация звуков Ц-Ч. Дикие животные"...