Конспект открытого группового логопедического занятия с учащимися 2-го класса по теме: "Слоговой анализ и синтез слов. Овощи".
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Пронина Ксения Михайловна

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;
  • развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах;
  • учить дифференцировать слова различной слоговой структуры;
  • активизировать словарный запас учащихся.
  • Развитие умения согласовывать имена прилагательные и существительные в роде и числе.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать звуковое восприятие и навыки запоминания слов;
  • развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;
  • развивать зрительно-моторную координацию.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • воспитывать стремление к результату деятельности;
  • воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.

Оборудование:  большая магнитная доска, карточки с заданиями, предметные картинки, схемы, карточки со слогами, буквами.

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! (знакомство). Сегодня к нам на занятие пришёл Художник и нарисовал картину! Давайте отгадаем, что же за картину он нарисовал и как она называется? Для этого Художник предлагает  выполнить одно задание!  Вы узнаете название картины, если правильно назовёте и выберете:

  • первую букву в названии предмета, изображенного на картинке (предъявляется картинка с изображением очков), запишем на доске соответствующую букву; О
  • первую букву по картинке (предъявляется картинка с изображением весов); В
  • вторую букву по картинке (предъявляется картинка с изображением дома); О
  • последний звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением плаща); Щ
  • второй звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением кита). И

Логопед: Прочитаем составленное слово. (ОВОЩИ.). Молодцы, ребята! Сегодня мы поговорим об овощах!

Предъявляется картинка с изображением овощей.

-Логопед: В слове «овощи» определите количество гласных и соответственно слогов. Молодцы! Повторяем правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников».

Логопед: А ещё, сегодня мы будем учиться делить слова на слоги,  определять количество и последовательность слогов в словах, а так же  записывать слова состоящие из нескольких слогов, четко их проговаривая.

 

II. Основная часть

1. Определение количества слогов в слове.

 Игра «Кто быстрее соберёт?»

На доске предметные картинки: репа, морковь, помидор, тыква, капуста, огурец, свёкла. Дети делятся на 2 команды (по 2 человека).Одна команда  выбирает   картинки, в названии которых два слога и определяет их в 1-ую колонку, а вторая команда – картинки с трехсложными словами и определяет их во 2-ую колонку. Кто быстрее и правильнее выберет картинки, тот победил. Проводится коллективная проверка.

 

2. Выделение первого слога в слове на слух.

Задание «Найди первый слог»

Логопед: Послушайте названия овощей.  Выделите и назовите в каждом слове первый слог.

Логопед называет слова:

ПОМИДОР, РЕДИСКА, БАКЛАЖАН, МОРКОВЬ, КАПУСТА, КАРТОФЕЛЬ.

3. Игра «Собери слова из слогов»

Учащиеся делятся на 2 команды по 2 человека.   Каждая команда получает по 3 набора карточек со слогами, из которых надо составить названия овощей.

Логопед:  Ребята! Наш Художник случайно перемешал все слоги в названиях овощей! И теперь он очень просит вас помочь ему собрать слова!:

ВА-ТЫК

КОВЬ-МОР

КА-РЕ-ДИС

ЛА-БАК-ЖАН

ТА-КА-ПУС

ДОР-ПО-МИ

Логопед: Молодцы! Вы очень выручили Художника!

Обогащение словаря прилагательных, согласование сущ. с прил.:

Логопед: Ребята, а ещё наш Художник хочет как можно больше узнать об этих овощах! Давайте расскажем ему про каждый овощ-какой он? (цвет, форма, вкус и т.д.).

4. Физминутка «Собираем урожай»

Развитие общей моторики, координации речи с движением.

В огород пойдем,

(Дети маршируют на месте)

Урожай соберем.

(Идут по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем

(“Таскают”)

И картошки накопаем.

(“Копают”)

Срежем мы кочан капусты

(“Срезают”)

Круглый, сочный, очень вкусный.

(Показывают)

Щавеля нарвем немножко

(“Рвут”)

И вернемся по дорожке.

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

 

5. Выделение лишнего слога в слове.

Задание «Найди лишний слог»

Учащиеся по очереди выходят к доске.

Логопед: Слоги решили пошалить  и забрались не в свои слова. Давайте найдём лишний слог в каждом слове и запишем на доске слова правильно.

Каждому ученику предъявляются по 2 карточки со словами:

ЧЕСКАНОК

РЕСУПА

ТЫКЛИВА

ПЕСОРЕЦ

ОГУДЕРЕЦ

СВЕКРЫЛА

ЛУНОК

КАБАРЕЧОК

 (чеснок, репа, тыква, перец, огурец, свекла, лук, кабачок)
Логопед: Что общего во всех этих словах? (Это овощи).

6. «Подбери схему»

Логопед: Ребята, наш Художник приготовил для вас ещё одно задание, сложное, но очень интересное! Из названий овощей на этих картинках он убрал все согласные и оставил только гласные! Ваша задача-выбрать правильную схему с гласными для каждой картинки! Давайте разделимся на 2 команды!

Предъявляются картинки:1 команда - баклажан, капуста, перец; 2 команда - чеснок, тыква, репа, и схемы (а-а-а, а-у-а, е-е;  е-о, ы-а, е-а.)  После выполнения задания – проверка.

7. Пальчиковая гимнастика

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнем-мнем, (мнут капусту)
Мы капусту солим-солим, (берут щепотку соли и солят)
Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)

8. Задания на карточках.

1) Найти названия овощей среди слитно написанных букв и слов:

ОВРАЫВОАРЛЫЛУКЛОРАЛЫКАБАЧОКЛВАОЫДРЕПАДЫЛВАОКАРТОФЕЛЬАТЛЫФЖОГУРЕЦДВАДЧЛАЫАПОМИДОРВАДЫЛЧЕСНОКБВАКДУКТЫКВАВЖАДЭЫЖДАБАКЛАЖАНВАОЫОЛАКАПУСТАКОЛФЫО

2) Выбрать название любого овоща и составить с ним предложение.

9. Итоги занятия, рефлексия.

Дети делятся на 2 команды по 2 человека. Первой команде выдаются карточки с буквами (Р,Е,Б,Я,Т,А), и второй команде выдаются карточки с буквами (М,О,Л,О,Д,Ц,Ы).

Каждая команда должна собрать слово из этих букв.

Логопед: Чему мы учились на занятии?

-Какое правило помогает определить количество слогов в слове?

- Работа над каким заданием вам особенно понравилась?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого группового логопедического занятия с учащимися 2-го класса по теме: "Слоговой анализ и синтез слов. Овощи".

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;
  • развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах;
  • учить дифференцировать слова различной слоговой структуры;
  • активизировать словарный запас учащихся.
  • Развитие умения согласовывать имена прилагательные и существительные в роде и числе.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать звуковое восприятие и навыки запоминания слов;
  • развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;
  • развивать зрительно-моторную координацию.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • воспитывать стремление к результату деятельности;
  • воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.

Оборудование:  большая магнитная доска, карточки с заданиями, предметные картинки, схемы, карточки со слогами, буквами.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! (знакомство). Сегодня к нам на занятие пришёл Художник и нарисовал картину! Давайте отгадаем, что же за картину он нарисовал и как она называется? Для этого Художник предлагает  выполнить одно задание!  Вы узнаете название картины, если правильно назовёте и выберете:

  • первую букву в названии предмета, изображенного на картинке (предъявляется картинка с изображением очков), запишем на доске соответствующую букву; О
  • первую букву по картинке (предъявляется картинка с изображением весов); В
  • вторую букву по картинке (предъявляется картинка с изображением дома); О
  • последний звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением плаща); Щ
  • второй звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением кита). И

Логопед: Прочитаем составленное слово. (ОВОЩИ.). Молодцы, ребята! Сегодня мы поговорим об овощах!

Предъявляется картинка с изображением овощей.

-Логопед: В слове «овощи» определите количество гласных и соответственно слогов. Молодцы! Повторяем правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников».

Логопед: А ещё, сегодня мы будем учиться делить слова на слоги,  определять количество и последовательность слогов в словах, а так же  записывать слова состоящие из нескольких слогов, четко их проговаривая.

II. Основная часть

1. Определение количества слогов в слове.

 Игра «Кто быстрее соберёт?»

На доске предметные картинки: репа, морковь, помидор, тыква, капуста, огурец, свёкла. Дети делятся на 2 команды (по 2 человека).Одна команда  выбирает   картинки, в названии которых два слога и определяет их в 1-ую колонку, а вторая команда – картинки с трехсложными словами и определяет их во 2-ую колонку. Кто быстрее и правильнее выберет картинки, тот победил. Проводится коллективная проверка.

2. Выделение первого слога в слове на слух.

Задание «Найди первый слог»

Логопед: Послушайте названия овощей.  Выделите и назовите в каждом слове первый слог.

Логопед называет слова:

ПОМИДОР, РЕДИСКА, БАКЛАЖАН, МОРКОВЬ, КАПУСТА, КАРТОФЕЛЬ.

3. Игра «Собери слова из слогов» 

Учащиеся делятся на 2 команды по 2 человека.   Каждая команда получает по 3 набора карточек со слогами, из которых надо составить названия овощей.

Логопед:  Ребята! Наш Художник случайно перемешал все слоги в названиях овощей! И теперь он очень просит вас помочь ему собрать слова!:

ВА-ТЫК

КОВЬ-МОР

КА-РЕ-ДИС

ЛА-БАК-ЖАН

ТА-КА-ПУС

ДОР-ПО-МИ

Логопед: Молодцы! Вы очень выручили Художника!

Обогащение словаря прилагательных, согласование сущ. с прил.:

Логопед: Ребята, а ещё наш Художник хочет как можно больше узнать об этих овощах! Давайте расскажем ему про каждый овощ-какой он? (цвет, форма, вкус и т.д.).

4. Физминутка «Собираем урожай»

Развитие общей моторики, координации речи с движением.

В огород пойдем,

(Дети маршируют на месте)

Урожай соберем.

(Идут по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем

(“Таскают”)

И картошки накопаем.

(“Копают”)

Срежем мы кочан капусты

(“Срезают”)

Круглый, сочный, очень вкусный.

(Показывают)

Щавеля нарвем немножко

(“Рвут”)

И вернемся по дорожке.

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

5. Выделение лишнего слога в слове.

Задание «Найди лишний слог»

Учащиеся по очереди выходят к доске.

Логопед: Слоги решили пошалить  и забрались не в свои слова. Давайте найдём лишний слог в каждом слове и запишем на доске слова правильно.

Каждому ученику предъявляются по 2 карточки со словами:

ЧЕСКАНОК

РЕСУПА

ТЫКЛИВА

ПЕСОРЕЦ

ОГУДЕРЕЦ

СВЕКРЫЛА

ЛУНОК

КАБАРЕЧОК

 (чеснок, репа, тыква, перец, огурец, свекла, лук, кабачок)
Логопед: Что общего во всех этих словах? (Это овощи).

6. «Подбери схему»

Логопед: Ребята, наш Художник приготовил для вас ещё одно задание, сложное, но очень интересное! Из названий овощей на этих картинках он убрал все согласные и оставил только гласные! Ваша задача-выбрать правильную схему с гласными для каждой картинки! Давайте разделимся на 2 команды!

Предъявляются картинки:1 команда - баклажан, капуста, перец; 2 команда - чеснок, тыква, репа, и схемы (а-а-а, а-у-а, е-е;  е-о, ы-а, е-а.)  После выполнения задания – проверка.

7. Пальчиковая гимнастика

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнем-мнем, (мнут капусту)
Мы капусту солим-солим, (берут щепотку соли и солят)
Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)

8. Задания на карточках.

1) Найти названия овощей среди слитно написанных букв и слов:

ОВРАЫВОАРЛЫЛУКЛОРАЛЫКАБАЧОКЛВАОЫДРЕПАДЫЛВАОКАРТОФЕЛЬАТЛЫФЖОГУРЕЦДВАДЧЛАЫАПОМИДОРВАДЫЛЧЕСНОКБВАКДУКТЫКВАВЖАДЭЫЖДАБАКЛАЖАНВАОЫОЛАКАПУСТАКОЛФЫО

2) Выбрать название любого овоща и составить с ним предложение.

9. Итоги занятия, рефлексия.

Дети делятся на 2 команды по 2 человека. Первой команде выдаются карточки с буквами (Р,Е,Б,Я,Т,А), и второй команде выдаются карточки с буквами (М,О,Л,О,Д,Ц,Ы).

Каждая команда должна собрать слово из этих букв.

Логопед: Чему мы учились на занятии?

-Какое правило помогает определить количество слогов в слове?

- Работа над каким заданием вам особенно понравилась?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого группового логопедического занятия с использованием мультимедийного сопровождения в 4 классе на тему: «Дифференциация звуков и букв В-Ф»

Цель:Закрепление знаний о звуках и буквах в-ф.Задачи:Образовательные- уточнить и сравнить артикуляцию и звучание звуков в-ф;- закрепление навыка звукового анализа и синтеза;- дифференциация  звук...

Рабочая программа по курсу «Индивидуальные и групповые логопедические занятия» для учащихся 3 «б» класса ТНР на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по курсу «Индивидуальная логопедическая работа» для 3 класса учащихся с ТНР разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ТНР, утвержденными Приказом Министерс...

Рабочая программа по курсу «Индивидуальные и групповые логопедические занятия» для учащихся 3 «В» класса ТНР

Рабочая программа по курсу «Индивидуальная логопедическая работа» для 3 «в» класса учащихся с ОНР разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образо...

Конспект вводного группового логопедического занятия для обучающихся 1-го класса на тему: "Речь. Речь устная и письменная".

Вводное занятие носит важное значение для начала успешной работы. В зависимости от того на сколько Вы заинтересуете ребенка на первом занятие, зависит успех коррекции в дальнейшем. Конспект данного за...