Конспект вводного группового логопедического занятия для обучающихся 1-го класса на тему: "Речь. Речь устная и письменная".
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
Вводное занятие носит важное значение для начала успешной работы. В зависимости от того на сколько Вы заинтересуете ребенка на первом занятие, зависит успех коррекции в дальнейшем. Конспект данного занятия применяется мною успешно на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vvodnogo_gruppovogo_zan._ustnaya_i_pismennaya_rech.docx | 37.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект вводного группового логопедического занятия для обучающихся 1-го класса
(состав группы: 5 человек, группа с фонетическим нарушением речи)
Тема: «Речь. Речь устная и письменная».
Составитель: Гранова Анастасия Николаевна, учитель-логопед МБОУ Гимназии №2 г. Сарова.
Цель: познакомить учащихся с понятиями: речь; речь устная и письменная.
Задачи:
Коррекционно – развивающие:
- корригировать и развивать артикуляционную моторику;
- формировать правильный выдох;
- корригировать и развивать связную устную речь через формирование ответа полным предложением;
- корригировать и развивать слуховую дифференцировку неречевых звуков;
-корригировать и развивать умение ориентироваться в своём теле, в окружающем пространстве, в листе бумаги;
- корригировать и развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук (формирование ручной умелости и соразмерности движений).
Образовательные:
- систематизировать и обобщить знания ребенка о том, для чего нужны логопедические занятия и чем на них занимаются;
- познакомить учащихся с понятиями: речевые и неречевые звуки; что такое речь, речь бывает устная и письменная;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).
Здоровьесберегающие:
- планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости ребенка;
- соблюдать правильную посадку ребенка;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: листы бумаги, аудиозаписи неречевых звуков, рабочие тетради, презентация по теме занятия, видеоролик с динамической паузой, доска.
Ход занятия:
Этапы и виды работы на этапе | Деятельность педагога | Деятельность ребёнка | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
Психогимнастика. | Педагог предлагает детям прижать свою ладонь к ладони соседа и пожелать ему что-нибудь хорошего на день. | Дети выполняют задание. | Организовать и настроить ребенка на занятие. |
| Педагог ещё раз напоминает, как его зовут и задаёт вопрос: «Как вы думаете ребята, что мы с вами будем делать на логопедических занятиях?» | Дети отвечают. | Привлечь внимание ребенка и вызвать интерес к занятию. |
Актуализация знаний. Задание на ориентацию в собственном теле, в окружающем пространстве, в листе бумаги (определение правой и левой сторон). | Педагог: «Чтобы подробнее узнать об этом, мы с вами отправимся в путешествие. В страну под названием «Речь». Мы будем останавливаться в разных местах, путешествие непростое. Но для этого нам надо с собой взять принадлежности. Что мы обычно берём с собой в путешествие, чтобы ориентироваться в местности? Правильно, карту! Но чтоб понять куда идти, надо знать, где левая сторона, а где правая. Сейчас я посмотрю, как вы к этому испытанию готовы, а если надо, помогу вам. Встаньте и поднимите правую руку вверх, теперь левую ногу, покажите левый глаз, правое ухо. Где от вас правая сторона, а где левая. Педагог помогает выполнять задание и «корректирует» неправильные действия детей, показывает на себе. А теперь найдём на листе тетради (представим, что это карта) правый верхний угол, левый нижний угол. Молодцы! Вы готовы идти в путешествие!» | Дети отвечают: « Компас, карту». Учащиеся выполняют задание. | Актуализировать знания по теме занятия. Корригировать и развивать умение ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве, в листе бумаги (определение правой и левой сторон). |
Изучение нового материала. Сообщение темы занятия. Дыхательная гимнастика «Попутный ветерок». Игра «Услышь звуки». Артикуляционная гимнастика. | Педагог: «Сегодня в нашем путешествие мы узнаем, что такое речь. О том, что она бывает устной и письменной. Скоро вы сами всё поймёте. Отправляемся! Чтобы нам легче было путешествовать, пусть нас сопровождает попутный ветерок. Руки положили на живот. Носом вдыхаем - живот надувается, ртом выдыхаем живот сдувается. Дуем, чтоб получился ветерок». Педагог: «Первая остановка в стране Речь, называется «ЗВУКИ». Посмотрите, здесь ничего не видно, но слышно много интересного». Педагог включает аудиозаписи с неречевыми звуками (н-р: шум дождя, лай собаки, звонок и т.п.). Педагог предлагает закрыть глаза и послушать неречевые звуки в классе и назвать их. «Эти звуки называются неречевые, а бывают ещё речевые звуки, как вы думаете, это какие?» «Правильно, все звуки, которые произносит человек, называются речевые. А с помощью чего мы эти звуки произносим? Правильно, нам помогает голос, губы, зубы, язык, щёки (показывает на картинке строение артикуляционного аппарата, знакомит детей с понятиями). Для того чтобы звуки правильно произносить, надо постоянно тренировать наш речевой аппарат, чем мы и будем заниматься на логопедических занятиях». Педагог показывает несколько упражнений из артикуляционной гимнастики. « А попробуйте произнести звуки без дыхания! Это невозможно! Поэтому, чтобы говорить, нам надо и наше дыхание тренировать всегда. Сегодня мы это уже с вами делали, было упражнение «Попутный ветерок». «А вот сразу две новые остановки: РЕЧЬ УСТНАЯ И РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ. Будем выяснять, что это такое!» Педагог показывает карточку, на которой написано слово. И просит прочитать. «Ребята, а это речь?» - спрашивает педагог, указывая на карточку. «Это тоже речь, называется она «письменная речь», т.к. она написана. А та речь, которую мы говорим, а не пишем, называют «устная речь». Приводит примеры устной и письменной речи (письмо, печатаем на компьютере, разговор друзей и т.д.). Педагог предлагает открыть тетради и зарисовать схему. Образец на доске и на слайде. Попутно объясняя, как ориентироваться в тетради. | Дети выполняют дыхательную гимнастику. Дети угадывают, что это за звуки. Дети отвечают: «Это то, что мы говорим!» Дети отвечают. Дети повторяют. Пробуют, не получается. Учащиеся размышляют. Дети работают в тетради. | Формировать правильный выдох. Развитие умения узнавать и дифференцировать неречевые звуки. Развивать артикуляционную моторику. Актуализировать знания по новому материалу. |
Динамическая пауза. | Педагог вместе с детьми выполняет движения из видеоролика и контролирует движения учащихся. | Ребенок сопровождает движениями видеоролик. | Способствовать снятию общего утомления. Развивать общую моторику. Чередовать статические и динамические задания. |
Закрепление изученного материала. | Педагог: « Отгадайте загадки и определите, для какого вида речи необходимы эти предметы. Поле белое, овцы черные. (Бумага, буквы. — письменная речь.) Стальной конек по белому полю бегает, За собой черные следы оставляет. (Ручка — письменная речь.) Без языка живет. Не есть и не пьет. А говорит и поет. (Радио — устная речь.) Белый камешек растаял, На доске следы оставил. (Мел — письменная речь.) Лист бумаги по утрам На квартиру носят к нам. На одном таком листе Много разных новостей. (Газета ~ письменная речь.) Через поле и лесок Раздается голосок. Он бежит по проводам. Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон — устная речь.)
| Дети отгадывают и предлагают свои ответы. Ответы детей. | Проверить, как дети поняли, что такое речь устная и письменная. |
Подведение итогов и оценка деятельности обучающихся. Опрос. Оценка деятельности детей. | Педагог предлагает ребенку вспомнить то, чем занимались на занятии. Педагог благодарит, за то, что ему было очень интересно вместе с детьми совершить путешествие в страну Речь. | Ребенок вспоминает, о чем говорили на занятии. | Обобщить тему урока. Подвести итог работы на занятии. Развивать долговременную память. Оценить деятельность ребенка. |
Домашнее задание Объяснение домашнего задания по пройденной теме. | Педагог просит подумать и привести примеры предметов для разных видов речи. | Ребенок получает домашнее задание. | Закрепить знания и умения детей, полученные на занятии, дома. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого группового логопедического занятия «Коррекция акустической дисграфии. Дифференциация фонем [б-п] в словах»
Yаучить детей дифференцировать звонкие и глухие согласные устно и на письме....
Конспект группового логопедического занятия для детей 2-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация согласных Ш-Ж в словах, предложениях"
Цель: Учить дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж в словах, фразах, тексте.Развивать пространственную ориентировку, вырабатывать быстроту зрительных реакций, учить определять и называть колич...
Конспект открытого группового логопедического занятия с использованием мультимедийного сопровождения в 4 классе на тему: «Дифференциация звуков и букв В-Ф»
Цель:Закрепление знаний о звуках и буквах в-ф.Задачи:Образовательные- уточнить и сравнить артикуляцию и звучание звуков в-ф;- закрепление навыка звукового анализа и синтеза;- дифференциация звук...
Конспект группового логопедического занятия по теме «Предлоги» (2 класс)
Тема: Предлоги.Цели:1. Образовательные:· уточнить представления о роли предлогов;·...
Серия конспектов логопедических занятий с группой обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи. Тема: «Дифференциация звуков [ч] – [щ] изолировано, в словах и словосочетаниях, в предложениях и тексте»
Цель: дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв на материале слогов, изолированных звуков и отдельных букв, дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв ...
Конспект открытого группового логопедического занятия с учащимися 2-го класса по теме: "Слоговой анализ и синтез слов. Овощи".
Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.Задачи:Образовательные:закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;развивать умения определять количество и последовательность с...
Конспект группового логопедического занятия для обучающихся "Предлоги - слова - помощники"
Конспект группового логопедического занятия для обучающихся 1 класса с ОНР III - IV уровня реч. развития...