Главные вкладки

    План-конспект занятия (логопедия, 2 класс) по теме:
    Конспект группового логопедического занятия для детей 2-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация согласных Ш-Ж в словах, предложениях"

    Цель:   Учить дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж в словах, фразах, тексте.

    Развивать пространственную ориентировку, вырабатывать быстроту зрительных реакций, учить определять и называть количество слогов в словах, место звука в словах, развивать навык звуко-слогового анализа слов; учить преобразованию слов, развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

    Работать над развитием правильности и осознанности чтения.

                   Учить работать в группе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект группового логопедического занятия для детей 2-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

    Тема: "Дифференциация согласных Ш-Ж в словах, предложениях"

    Цель:

    Учить дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж в словах, фразах, тексте.

    Развивать пространственную ориентировку, вырабатывать быстроту зрительных реакций, учить определять и называть количество слогов в словах, место звука в словах, развивать навык звуко-слогового анализа слов; учить преобразованию слов, развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

    Работать над развитием правильности и осознанности чтения.

    Учить работать в группе.

    Оборудование:         Изображение Пушистика, буквы Ш и Ж (запись на доске) деформированные слова, таблицы с буквами, словами, индивидуальные карточки с текстом.

    Ход занятия

    Организационный момент.

    - Здравствуйте, ребята! К нам на занятие пришел гость, а чтобы узнать его имя, вы должны выполнить следующее задание. Будьте внимательны.

    (На доску вывешивается таблица с буквами).  Приложение 1

    Справа от первой буквы находится буква Н, а слева - Е,

     (ребята ищут букву, учитель записывает ее на доску)

    Сверху этой буквы находится буква С, снизу – М и т.д.

    На доске записаны угаданные буквы в виде слогов: ТИК ШИС ПУ

    -Ребята, вам надо переставить слоги местами, чтобы получилось имя нашего гостя. (Пушистик)

    На доску вывешивается картинка с изображением Пушистика   Приложение 2

    - К нам на урок пришел Пушистик. Он принес много заданий.

    II. Графический диктант.

    - Первое задание – это графический диктант.

    2 клетки вправо, 1 вниз, 3 вправо, 2 вниз, 3 влево, 10 вниз, 2 влево, 6 вниз, 2 влево, 6 вверх, 2 влево, 6 вниз, 2 влево, 7 вверх, 1 влево, 4 вниз, 1 влево, 5 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 6 вправо, 10 вверх.

    - Кто у вас получился? (Жираф)

    - Назовите 1-й звук в слове жираф.

    - Дайте характеристику этого звука. (Согласный, шипящий, твердый, звонкий, парный).

    - Назовите парный звук для звука Ж.

    - Дайте характеристику звука Ш.

    - Чем похожи эти звуки, чем отличаются?

    - Сравните буквы Ш и Ж (запись на доске).

    - Из каких элементов состоит каждая буква?

    - Вы догадались, над какой темой будем работать?

    III. Сообщение темы и целей урока

    - Сегодня мы с вами будем работать над темой: “Дифференциация парных согласных

    Ш-Ж”. Будем учиться различать звуки Ш, Ж на слух и при произношении, и буквы Ш, Ж при письме и чтении.

    IV. Дифференциация Ж-Ш в словах

    1. -Пушистик бежал, слоги растерял. За Пушистиком пойдите, слоги в слово соберите.

    (На доске карточки с написанными слогами в неправильном порядке )

    ШИ МА НА,             ЗО ЖЕ ЛЕ,       НА ШИ ТИ,    Е ВОТ НО ЖИ, ЦА ЖИ ЛУ

    Дети отгадывают слова, правильное слово размещают на доске в таблице, соответственно инструкции учителя:

    - Поставь свое слово в правый верхний угол, левый нижний, в центр и т.д.

    После того, как все слова будут размещены в таблице, просим учащихся запомнить расположение слов.

    - Напишите слова по памяти в своей таблице.

     (У каждого ребенка на столе карточка с пустой таблицей).

    __________________________________                                   ______________________________

    ____________________________

    _________________________________                                       ______________________________

    2. - Пушистик принес карточки со словами. Сейчас я вам буду на очень короткое время показывать слова, а вы постарайтесь их прочитать и запомнить.

    Поочередно показываем карточки со словами ребятам, на 1 секунду, они называют прочитанные слова:

    Луша

    Саша

    сажа

    лужа

    мажет

    кошка

    жираф

    машет

    шорох

    - Кто был внимательный? Вспомните слова, которые отличаются только одним звуком Ж или Ш.

    Дети называют слова, учитель записывает их на доске парами. Ребята объясняют значение каждого слова.

    - Ребята, обратите внимание, что при изменении всего одной буквы или звука слово приобретает совсем иное значение.

    - Запишите эти слова. Букву Ш подчеркните одной чертой, букву Ж двумя.

    V. Дифференциация Ж-Ш в словосочетаниях.

    На доске записаны слова в 2 столбика.

    шапка

    шерстяной

    шкаф

    кожаная

    жилет

    пушистый

    картошка

    домашнее

    снежок

    жареная

    животное

    книжный

    - Прочитайте слова из первого столбика, на какие вопросы они отвечают?

     К какой части речи они относятся?

    - Прочитайте слова из второго столбика, задайте к ним вопросы.

     К какой части речи они относятся?

    - Пушистик предлагает вам соединить слова из первого и второго столбиков так, чтобы получилось словосочетание. В одном из слов должна быть буква Ж, а в другом Ш.

    Дети по одному выходят к доске и составляют словосочетания. После хором их читаем.

    После прочтения закрываем имена существительные, дети записывают словосочетания по памяти.

    - Подчеркните буквы Ш и Ж., определите место звуков в слове.

    VI. Физминутка.

    1. По сухой лесной дорожке -

    Топ-топ-топ - топочут ножки.

    Ходит, бродит вдоль дорожек

    Весь в иголках серый ёжик.

    (Дети делают мелкие шажки. Ноги слегка согнуты в коленях.)

    Ищет ягодки, грибочки

    Для сыночка и для дочки. (Дети наклоняются, “собирают” ягоды, грибы.)

    Если подкрадется волк –

    Превратится ёж в клубок.

    (Приседают, прячут головку.)

    Ощетинит ёж иголки-

    Не достанется он волку.

    Ёж не тронет никого,

    Но и ты не тронь его.

    (Встают и продолжают топать по дорожке)

    2. Упражнения для глаз:

    - Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть, повторить 5 раз;

    - Посмотреть в правый верхний угол, в нижний левый, в правый нижний и т.д.

    - Закрыть глаза и нарисовать глазками 8.

    VII. Работа с текстом.

    На столе у ребят лежат карточки с текстом:

    Где же приятель?

    Медве…онок отправился бродить по полянке. Вдруг он остановился. Перед ним сидела боль…ая лягу…ка. Она только очнулась от зимней спячки. Медве…онок протянул к ней пу…истую лапу. Лягу…ка сделала в сторону боль…ой пры…ок. Ми…ка принял это за игру. Он то…е сделал скачок. Так они добрались до лу…и. Лягу…ка прыгнула в воду. Медве…онок сунул лапу в воду, отдернул, потряс ею. Он с удивлением посмотрел куда девался его новый приятель.

    - Пушистик вам принес текст, но некоторые буквы потерялись

    - Вставьте пропущенные буквы Ш или Ж.

    - Назовите слова со звуком Ш, а теперь со звуком Ж.

    - Букву Ж обведите кружком, букву Ш зачеркните.

    - Прочитайте получившийся рассказ.

    - А теперь попробуйте пересказать его по плану.

    План

    1. Кого встретил медвежонок?

    2. Как медвежонок стал играть с лягушкой.

    3. Куда исчезла лягушка?

    VIII. Итог

    - Какие звуки и буквы мы сегодня учились различать?

    - Чем отличаются эти звуки?

    - Пушистику очень понравилось как вы занимались.

     А вам понравились задания Пушистика?

    - А сейчас отметьте прищепкой ту эмоцию, которая соответствует вашему настроению.

    Приложение 1        

    Б

    Ш

    Б

    Я

    Ф

    Л

    У

    П

    К

    Я

    Ц

    Ь

    О

    Ж

    О

    К

    Ч

    А

    Ш

    О

    М

    С

    З

    Г

    Ш

    Х

    Е

    Т

    Н

    Я

    Б

    Е

    А

    Э

    Д

    У

    П

    Р

    Ё

    Д

    В

    Я

    Ы

    Н

    С

    Л

    О

    В

    Ю

    Щ

    Г

    И

    И

    С

    Н

    Ч

    Д

    Л

    С

    З

    М

    Ш

    К

    П


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов "Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях"

    представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием...

    "Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 классов "Буква С, звуки [с - с‘]"

    представлен конспект логопедического занятия для учащихся 1х классов с фонети-фонематическим недоразвитием...

    "Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов " Дифференциация звуков [в - в\', ф - ф\'] в словосочетаниях, предложениях, тексте"

    конспект логопедического занятия для учащихся начаальных классов с нарушением письма и чтения, обусловленных фонетико - фонематическим недоразвитием...

    Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР с использованием речедвигательной ритмики на тему: "Дифференциация звуков З - Зь. Буква З"

    Данный конспект занятия предназначен для логопедов, работающих с детьми с ОНР 6-7 лет, состоящими в группе риска по акустической дисграфии. Конспект посвящен дифференциации звуков З и Зь, а также знак...

    Конспект группового логопедического занятия для детей, имеющих ОНР III уровня на тему «Цветы»

    Это конспект группового логопедического занятия на тему "Цветы"...

    Конспект группового логопедического занятия для 1 класса “Звук [щ], буквы Щ щ”.

    Конспект группового логопедического занятия для 1 класса “Звук [щ], буквы Щ щ”. ...

    Конспект вводного группового логопедического занятия для обучающихся 1-го класса на тему: "Речь. Речь устная и письменная".

    Вводное занятие носит важное значение для начала успешной работы. В зависимости от того на сколько Вы заинтересуете ребенка на первом занятие, зависит успех коррекции в дальнейшем. Конспект данного за...