Конспект логопедического занятия для учащихся 2-го класса c фонетико - фонематическим нарушением речи. Тема: "Дифференциация звуков С-З"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Пиманова Анна Анатольевна

Конспект логопедического занятия для учащихся 2-го класса c фонетико - фонематическим нарушением речи.

Тема: "Дифференциация звуков С-З"

Логопедическое занятие по развитию у учащихся умения дифференцировать звуки [С] - [З] в составе слов, словосочетаний, предложений.

Задачи логопедического занятия:

1. Закреплять слуховые образы дифференцируемых звуков.

2. Развивать слуховое внимание, слуховую память.

3. Развивать фонематические процессы.

4. Расширять и обогащать лексическую сторону речи.

5. Закреплять навык связной речи.

6. Воспитывать навык сотрудничества, инициативность, самостоятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_s-z.docx246.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для учащихся 2-го класса c фонетико - фонематическим нарушением речи.

Тема: "Дифференциация звуков С-З"

Предмет (направленность): логопедия

Возраст детей: 2 класс

Место проведения: класс

Учитель-логопед: Пиманова А.А.

Цель: Дифференцировать звуки [С] - [З] в составе слов, словосочетаний, предложений.

Задачи:

1. Закреплять слуховые образы дифференцируемых звуков.

2. Развивать слуховое внимание, слуховую память.

3. Развивать фонематические процессы.

4. Расширять и обогащать лексическую сторону речи.

5. Закреплять навык связной речи.

6. Воспитывать навык сотрудничества, инициативность, самостоятельность.

Оборудование: индивидуальные зеркала на каждого ученика, картинки - символы звуков занятия, плакат с ребусом, предметные картинки, индивидуальные листы со схемами слов на каждого ученика, карточки с деформированными предложениями на каждого ученика, открытки для подведения итогов занятия на каждого ученика.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Основная часть. Введение в тему занятия.

Л: Ребята,  послушайте стихотворения - загадки.

«Скатерть», «Стол», «Салфетка», «Слон»,

«Стул», «Сапожник» и «Салон»,

«Сон», «Соната» и «Страна»,

«Скалы», «Стать», «Стакан», «Струна».

Что за звук - «холодный ветер»

Встретился нам в строчках этих?

(Звук «с»)

«Заяц», «Зонтик», «Золотой»,

«Зуб», «Загадка», даже «Зной»

Звук слова объединяет,

Кто из вас его узнает?

(Звук «з»)

Л: Как вы думаете, какие звуки мы будем учиться различать сегодня на уроке?

1. Характеристика звуков. Установление сходства и различия - повторение.

Л: Давайте вспомним характеристику данных звуков. Произнесите перед зеркалом звуки [С] и [З].

Л:  Одинаковая ли артикуляция у этих звуков?  / Дети отвечают.

Л: Чем отличаются эти звуки?  / Ответы детей.

Дети отвечают. Звук [С] согласный, твердый, глухой. Звук [З] согласный, твердый, звонкий.

Л: Посмотрите, на доске картинки - символы звуков занятия. Какая картинка - символ звука [С], звука [З]. Выберите букву, которой вы обозначите каждый звук.

[С]                                                                  [З]

2. Дифференциация звуков С - З в словах.

Л: Ребята, мы сегодня отправимся в музей живой природы, название которого вы сможете узнать, расшифровав ребус.(Назови слово, определив указанный звук в картинке  - ЗООПАРК).

1

2

3

3

2

1

4

C:\Users\Пимановы\Desktop\зонтик.jpg

C:\Users\Пимановы\Desktop\роза.jpg

C:\Users\Пимановы\Desktop\стол.JPG

C:\Users\Пимановы\Desktop\капуста.jpg

C:\Users\Пимановы\Desktop\ваза.png

C:\Users\Пимановы\Desktop\ракета.png

C:\Users\Пимановы\Desktop\кошка.jpg

Л: Правильно, это зоопарк. Кого мы можем там увидеть? (Ответы детей)

Л: Посмотрите на картинки (зубр, слон, заяц, собака, лиса, коза, сова, фазан, свинья, свиристель, сойка, зорро). Назовите, кто на них изображён. /Дети отвечают и прикрепляют картинки к доске. Если название неизвестно, то логопед называет животное и рассказывает о нём.  

Л: Кого мы не увидим в зоопарке? Почему? / Дети: Собака, свинья, коза - домашние животные, они не живут в зоопарке.

Л: На какие группы можно разделить эти слова?  /Дети: Слова со звуком «С», слова со звуком «З»

Л: Подберите к картинке-символу картинки с этим звуком. Объясните ваш выбор./Дети работают у доски

3. Развитие фонематического анализа.

Л: А теперь мы с вами поиграем в игру «Хлопни - топни». Я буду называть обитателей зоопарка, если в слове звук «С» - хлопните в ладоши 1 раз, если звук «З» - топните 1 раз.(Слова: слон, коза, сова, косуля, зубр, собака, бизон, лиса, сокол, дикобраз)

Л: Молодцы!

Л: Д/и «Найди место буквы». Сейчас работаем в тетради (Раздаются листы со схемами слов). Я называю жителей зоопарка, а вы вписываете в схему слова нужную букву (в начало, середину или конец слова).

Л: Давайте проверим, как вы работали. Объясните, почему выбрали и записали буквы. Оцените, как вы выполнили это задание.

Физкультминутка.

Мы читали и писали и немножечко устали. – (шагаем на месте)

Физкультминутку проведем и все вместе отдохнем.

Руки в стороны возьмите и на пояс опустите. –(руки в стороны)

Шаг на месте — раз, два, три!

Плечи шире разверни.

Проведем одну игру:

все присядем, скажем "у". -( присели)

быстро встанем, скажем "а!" ( встали)

Нам пора уж за дела. (сесть на место)

4. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

Л: Но у каждого животного есть детёныши. Давайте мы правильно их назовём. Д/и с мячом «Кто у кого?»

У свиньи - поросёнок, у козы - козлёнок, у лисы - лисёнок, у зубрихи - зубрёнок, у зайчихи - зайчонок, у слонихи - слонёнок и т.д.

Л: Молодцы!

III. Дифференциация звуков “С” - “З” в словах, предложениях.

1. Развитие слухового внимания.

Л: Я вам буду читать рифмованные строчки. Прослушайте и запишите в тетрадь пары слов, которые отличаются только одной буквой.

На столе лежала . айка,

А по лесу бегал . айка.

Распустились утром ро . ы,

На цветах сверкают ро . ы.

Щиплет травушку ко . а,

Косит травушку ко . а

А пушистая ли..а

Пробежала мигом,

Ли..а - девочка краса,

Очень любит книги.

(Дети записывают в тетрадь пары слов: сайка - зайка, розы - росы, коза - коса, лиса - Лиза)

Л: Назовите, какие пары слов у вас получились. Есть ли слово, которое вам незнакомо? Что такое сайка?

2. Развитие связной речи.

Л: Перед вами карточки с предложениями, в которых слова перепутались местами.

  1. Вставьте в слова пропущенные буквы.
  2. Составьте и запишите предложения в тетрадь.

Живут, ...оопарке, ра...ные, в, ...вери. Бегает, хитрая, клетке, ли…а, по. …тоит, .убр, ограды, у. Ветке, …ова, берё…овой, на, …пит, пё…трая. Головой, …лон, большой, качает, …тарый. Хру…тит , пуши…тый, морковкой, …аяц.

Л: Прочитайте получившиеся предложения. Сравните предложения с образцом на обратной стороне карточки. Оцените свою работу.

IV. Подведение итогов занятия.

Л: Ребята, что нового вы узнали на уроке? Каких обитателей зоопарка вы запомнили?

Я раздаю всем открытки, если вам понравился урок, нарисуйте на открытке улыбку, если не понравился - капельку.

Л: Вы молодцы! Наш урок окончен. Всем спасибо. Вы можете быть свободны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия для учащихся 2-х классов "Дифференциация звуков У и Ю"

Открытое логопедическое занятие проводилось с группой детей второго класса, имеющие логопедическое заключение "Нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи"....

Конспект группового логопедического занятия для детей 2-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация согласных Ш-Ж в словах, предложениях"

Цель:   Учить дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж в словах, фразах, тексте.Развивать пространственную ориентировку, вырабатывать быстроту зрительных реакций, учить определять и называть колич...

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ для занятий с обучающимися начальных классов (1-2 классы)

Рабочая программа составлена на основе методических разработок М.Е. Евлампиева, М.В. Черенковой, Т.Г. Ланиной по нейропсихологической коррекции нарушений онтогенеза общего и речевого развития детей в ...

Конспект логопедического занятия для учеников 2-3 класса с нарушениями письменной речи, обусловленных недостаточностью фонематического распознавания

Предлагается конспект логопедического занятия для учителей-логопедов, работающих с учащимися 2-3 класов с ФФН....

Серия конспектов логопедических занятий с группой обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи. Тема: «Дифференциация звуков [ч] – [щ] изолировано, в словах и словосочетаниях, в предложениях и тексте»

Цель: дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв на материале слогов,  изолированных звуков и отдельных букв, дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв ...

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, со стёртой дизартрией.

Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.При минимальных ...

Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"

Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...