Конспект логопедического занятия для учеников 2-3 класса с нарушениями письменной речи, обусловленных недостаточностью фонематического распознавания
план-конспект занятия по логопедии (2, 3 класс) на тему

Якимович Инна Валериевна

Предлагается конспект логопедического занятия для учителей-логопедов, работающих с учащимися 2-3 класов с ФФН.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия  для учеников 2-3 класса с нарушениями письменной речи, обусловленных недостаточностью фонематического распознавания

Тема урока. Маркирование мягкости согласных в середине слова буквой Ь. Правописание слов с устойчивыми сочетаниями ЧК, ЧН.

Цель: Закрепление умения писать мягкий знак в середине слова, писать слова с  сочетаниями чн, чк.

Задачи:

- Формирование орфографической зоркости.

- Актуализация и расширение словарного запаса по теме «Осень».

- Совершенствование слухового и зрительного внимания и памяти.

- Развитие слогового и звукового анализа.

- Дифференциация твёрдых и мягких согласных в середине слова.

- Координация речи и движения.

- Воспитание доброжелательных отношений в группе.

План работы:

I. Вводная часть

II. Сообщение темы урока.

III. Работа по теме занятия.

IV. Итоги занятия.

Ход занятия.

I. Вводная часть

1. Ритуал приветствия: дети стоят по кругу парами, берутся за руки, смотрят партнёру в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (каждый раз дети в парах меняются).

2. Рассаживание за парты.

II. Сообщение темы урока.

Тему сегодняшнего занятия вы должны сформулировать сами. Послушайте стихотворение.

Мягкий знак, мягкий знак,

Без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть, получим шест,

Вместо есть, получим ест.

Станут пенками пеньки,

Уголками - угольки,

Банька в банку превратиться,

Вот, что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

Слова, на какое правило встречались в нем чаще всего?

Правильно, тема сегодняшнего занятия: «Правописание слов с мягким знаком в середине слова. Слова с сочетаниями чк, чн».

- Постарайтесь найти и запомнить слова с мягким знаком в середине слова.

- Назовите слова, которые отличаются по произношению одним звуком.

- Подберите ещё пары слов.

Сегодняшнее занятие будет посвящено осенним изменениям в природе.

Много веков люди вели наблюдения, которые остались в загадках, пословицах. поговорках, народных приметах. Некоторые из них мы сегодня услышим.

III. Работа по теме занятия.

1.1. Вспомни названия осенних месяцев и расположи пословицы в том же порядке.

а) Сентябрь холоден, да сыт.

б) Октябрь-грязник,  ни колеса, ни полоза не любит.

в) Ноябрь без топора мосты наводит.

Как вы понимаете смысл пословиц?

1.2. Образуйте от слов-названий месяца слова по образцу

сентябрь - сентябрьский дождь;

октябрь - …                     гром;

ноябрь - …                      ночи.

1.3. Назовите слова с мягким знаком в середине слова.

2.1. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.

2.2. Какая одежда потребуется детям в такую погоду?

пал…то        шапоч…ка        рукавич…ки

брюч…ки        курточ…ка        носоч…ки

- Назови сначала слова, в которых мягкость согласных, стоящих перед другими согласными, обозначена мягким знаком, а затем слова, в которых она не обозначена мягким знаком.

  1. Осень – запасиха, а  зима – подбериха.

- Как вы понимаете смысл пословицы.

- Назовите овощи, которые выращивают в наших краях.

- Подбери пару: Огурец большой, а кабачок больше. Репа большая. а …..( тыква больше). Бобы маленькие, а … (горох меньше).

- Назови слова с мягким знаком в середине слова.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Осенью мы заготавливают не только овощи, но фрукты.

- Какие фрукты собирают в наших краях.

- А остальные фрукты мы можем увидеть на рынке.

(Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга).

На базар ходили мы,

Много груш там и хурмы,

Есть лимоны, апельсины,

Дыни, сливы, мандарины,

Но купили мы арбуз –

Это самый вкусный груз!

  1. А что ещё заготавливают на зиму?

- Отгадайте загадку.

Мален.кий, удален.кий, сквоз. землю прошёл, красну шапоч.ку нашёл.

- Вставьте, где надо мягкий знак.

6. - А где растут грибы?

- Какой лес называют осинник, дубрава, ельник, березняк?

- Назовите слово с мягким знаком в середине.

- Что происходит с деревьями осенью? Почему говорят, что в сентябре и лист на дереве не держится?

-  Все ли деревья остаются к зиме  без листьев? Как называются листья        хвойных деревьев?

- Какие ещё виды деревьев вы знаете?

7.  Укажите цифрами, сколько в слове слогов, букв, звуков.

ольха - …слог.,…б.,…зв.; тополь - …слог.,…б.,…зв.; ель - ….слог.,…б.,…зв..

8. Отгадайте загадки.

а) Летом ходит по дороге

Возле сосен и берёз,

А зимою спит в берлоге,

От мороза пряча нас. (Медведь.)

- Что делает осенью медведь? Кто ещё из зверей готовится ко сну?

б) То рыжая, то серая,

А названьем белая? (Белка).

- Как готовятся к зиме белки? Кто ещё из зверей делает запасы?

в). Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Он рога несёт легко,

Хоть раскинул широко. (Лось).

- Как готовится к зиме лось? Какие животные не будут зимой спать и заготавливать корм?

9.  Прочитай слова. Подбери слова из правого столбика к словам из левого и запиши полученные словосочетания.

Маленький, серенький, длинноухий          медведь

Бурый, большой, косолапый                       лисица

Сильный, серый, злой                                  заяц

Рыженькая, хитренькая                               волк

10. К зиме готовятся не только звери, но и птицы.

- Почему так говорят?

Гуси летят – зимушку на хвосте тащат.

Лебедь несёт на носу снег.

- Как называют птиц, которые на зиму улетают в тёплые края? А тех, кто остаются?

IV. Итоги занятия.

О каком времени года мы говорили?

Какое правило повторяли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции нарушения письменной речи, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс

Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс...

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся начальных классов, имеющих нарушения письменной речи

Календарно-тематическое планирование логопедического сопровождения для 1-2 классов...

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 3-4- классов, имеющих нарушения письменной речи

Календарно-тематическое планирование логопедического оспровождения учащихся 3-4- классов...

Серия конспектов логопедических занятий с группой обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи. Тема: «Дифференциация звуков [ч] – [щ] изолировано, в словах и словосочетаниях, в предложениях и тексте»

Цель: дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв на материале слогов,  изолированных звуков и отдельных букв, дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв ...

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися 4 классов, имеющих нарушения письменной речи (дизорфография)

Планирование предназначено для учителей-логопедов, работающих с детьми, имеющими нарушения письменной речи-дизорфография. Также, может использоваться учителями начальных классов, планирующих работу с ...

Аннотация на коррекционную программу для учащихся с ТНР имеющих нарушения письменной речи, обусловленные ФФНР, ФНР, ГНР (3-5 класс)

Программа предназначена для работы с учащимися 3-5 классов, имеющих нарушения письменной речи, обусловленные ФФНР,ФНР, ГНР на этапе восполнения пробелов в звуковом и грамматическом строе речи...