Рабочая программа по коррекции нарушения письменной речи, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс
рабочая программа по логопедии (2 класс) на тему

Дюкарева Елена Вячеславовна

Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Psciholog\Рабочий стол\Книги логопед\Логопед1\1.jpg

C:\Documents and Settings\Psciholog\Рабочий стол\Книги логопед\Логопед1\2.jpg

                                                      Пояснительная записка

Нарушение письма у детей данной группы появляется  на почве общего недоразвития речи (ОНР 3уровня, НОНР). Несформированность грамматического, лексического и фонематического уровней речи ребенка проявляется на письме множеством специфических ошибок, которые не следует принимать за «описки». Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. У детей наблюдается в устной речи и на письме аграмматизмы, которые проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене частей слова , в нарушениях при составлении предложно-падежных конструкций, нарушениях согласования и словоизменения. При этой форме дисграфии (дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия)  отмечаются также сложности в построении  предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.

Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

Название программы – Коррекция письменной речи у младших школьников, обусловленной нерезко выраженным  общим недоразвитием речи.

Рабочая программа  рассчитана на 80 ч (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения)

Программа составлена для обучающихся 2-х   классов, имеющих  нарушением письма, обусловленного  нерезко выраженным  общим недоразвитием речи или общим нарушением речи 3 уровня.

Цели и задачи курса:

  1. Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.
  2. Обогащение, закрепление и активизация словаря: имена существительными, глаголами, наречиями.
  3. Формирование понимания значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов.
  4. Закрепление правильных грамматических форм в письменной речи.
  5. Формирование умения дифференцировать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.
  6. Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.
  7. Развитие связной речи.
  8. Развитие внимания, памяти, процессов мышления; формирование положительной внутренней мотивации к логопедическим занятиям, интереса к русскому языку.

Ключевые УУД, которые приобретут учащиеся за учебный
период :

- Знать и понимать значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов;

- как дифференцировать оппозиционные звуки;

- как образовать новое слово при помощи суффиксов и приставок;

- обобщающие понятия предметов, явлений природы.

  • Владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне.
  • Обобщать и классифицировать предметы.
  • Не допускать часто повторяющихся ошибок в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание.
  •  Различать на слух и в произношении смешиваемые звуки.
  • Составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками.
  • Восстанавливать деформированные предложения и текст.

Практическая   деятельность   -   какие   виды   деятельности предусмотрены для практической направленности:

- анализ и оценка функционального состояния артикуляционного аппарата;

- составление алгоритма по работе со смешиваемыми звуками (оппозиционными) и буквами (сходными графически), по работе с текстом, по подготовки к списыванию и письму под диктовку;

- работа в логопедических тетрадях;

- организация и проведение занятий в игровой форме.

Критерии оценивания различных видов работ:

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты:

используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является:

научить детей  использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.

ожидаемые результаты:

  • ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
  • ученик, с достаточно развитой импрессивной и экспрессивной речью для  усвоения учебных программ на минимальном базовом уровне.

                          Календарно-тематическое  планирование

М-ц

  №

                  Тема

               Содержание

Часы

                                          I-II этапы –диагностико-подготовительные

         Обследование письменной речи. Зачисление в группу переведенных и вновь поступивших  детей.   Сбор анамнеза. Заполнение карт.

                           Речь.    Предложение.   Слово.  Слог.   Звук и буква.

  09

1-4

Речь

Предложение

Слово

Слог

Повторение пройденного материала.

 Речь – предложение - слово

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.

4

 

  5

Звук и буква

Дифференциация звука и буквы

1

  10

  6

Гласные и согласные звуки и буквы

Дифференциация гласных и согласных Символы и «опоры» для обозначения звуков на письме.

Дифференциация звука и буквы.

1

  7-8

 Гласные I ряда

Звуко-буквенный анализ

2

  9-11

Гласные II ряда

Выбор гласных для обозначения мягкости на письме.

Позиции гласных звуков в начале слова, после Ь и Ъ знаков, после гласной.

3

12-16

Дифференциация гласных

I-II  ряда.

Гласные А – Я

                О – Ё

                Э – Е

                У- Ю

Дифференциация на слух и на письме.

Звуковой анализ и синтез.

Закрепление материала

5

                                                     Каникулы         II  четверть

                                         III этап – коррекционно-развивающий

                                           Развитие навыков словоизменения

 11

 17-18

Слова-предметы

Синонимы

Антонимы

Омонимы

Знакомство со словами –предметами.

Вопросы: кто? что?

Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря.

3

19

Живые – неживые

 слова-предметы

Понятие одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Тренировка в определении, постановке вопроса.

1

20

Имена собственные и нарицательные

Постановка вопроса.

Соотнесение со схемой.

1

 21-22

Употребление существительных в форме единственного и множественного числа

Словоизменение

Знакомство с понятием числа.

Словоизменение существительных.

Развитие  зрительного и слухового восприятия, внимания.

2

 23-26

Практическое употребление существительных разного рода

Знакомство с понятием рода. Соотнесение существительного определенного рода с реальным предметом.

Тренировка в постановке вопросов к существительным различного рода.

Обогащение словаря.

3

27

Проверочная работа

Закрепление материала

1

 12

28-37

Практическое употребление существительных в косвенных падежах

Преодоление аграмматизма падежных окончаний в устной речи.  Изменение существительных по падежам (ознакомление).

Дифференциация именительного и винительного, винительного и родительного падежей.

Тренировка в постановке вопросов к существительным разных падежей.

10

 38

Проверочная работа

Закрепление материала

1

                                                         Каникулы  III  четверть

 01

 39-40

Слова-признаки

Синонимы

Антонимы

Знакомство со словами-признаками.

Вопросы: какой? какая?

                  какое? какие?

Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету

( прилагательного к существительному).

Словоизменение и словообразование.

Тренировка в постановке вопросов к прилагательному. Соотнесение со схемой.

2-3

 41-43

Согласование прилагательного с существительным в роде.

Согласование и словоизменение

Тренировка в постановке вопросов. Соотнесение рода существительного и прилагательного.

Расширение словаря признаков.

Синонимы.

Антонимы.

3

 

44-45

Согласование прилагательного с существительным в числе.

Закрепление понятия числа (единственное, множественное). Тренировка в определении и постановке вопросов к прилагательному.

Синонимы.

 Антонимы.

2

46-47

Слова-действия

Синонимы

Антонимы

Знакомство с действиями предметов.

Вопросы:  что делать?

                   что делает?

Обогащение глагольного словаря.  Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действие предмета со схемой.

2

02

 48-49

Согласование глагола с существительным в числе.

Соотнесение числа существительного с числом глагола. Преодоление устного и письменного аграмматизма.

2

 

50-51

Согласование глагола с существительным в роде

Тренировка в постановке вопросов. Работа со схемой. Расширение словарного запаса.

2

 52-55

Согласование глагола с существительным во времени.

Знакомство с временами глагола.

Развитие умения постановки вопроса к словам-действиям.

Изменение глаголов по временам.

Развитие пространственно-временных отношений.

Дифференциация родовых и временных понятий.

4

56-58

Согласование существительного, прилагательного и глагола в предложении.

Согласование существительного, прилагательного и глагола в предложении.

Работа со схемой.

2-3

                                            Развитие навыков словообразования

03

59-60

Слово.

Родственные слова

Знакомство с понятием родственное слово.

Подбор родственных слов.

Дифференциация родственных и однокоренных слов.

Развитие словарного запаса.

2

 

61-62

Корень слова

Знакомство с понятием корень слова. Образование однокоренных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня в серии слов.

Правописание родственных и однокоренных слов.

Дифференциация однокоренных и родственных слов.

2

63-65

Суффикс.

Образование слов при помощи суффикса.

Знакомство с суффиксами.

Объяснение значений различных суффиксов.

Обогащение словаря по темам: профессии,  существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Выбор суффикса.

Дифференциация суффиксов.

3

 

66-68

Приставка

Образование слов при помощи приставок

Знакомство с приставками.

Тренировка в нахождении приставки в словах.

Графическое обозначение приставки.

Правописание приставок.

Словообразование при помощи приставок.

3

                                                Каникулы.       IV    четверть

                                                 Предложение.       Текст.

04

69-74

Предложение

Связь слов в предложении. Постановка вопроса.

Грамматическая основа предложения.

Распространение предложения.

Второстепенные члены предложения.

Схема предложения. Составление предложения по заданной схеме.

Работа с деформированным предложением.

5-6

 

75-84

Предлоги

(по диагностике в данной группе)

                   

Закрепление понятий о предлоге как о целом слове, выбор того или иного предлога.

Развитие пространственно-временных представлений.

Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

Дифференциация предлогов и приставок.

10

 05

85-87

Текст

Знакомство с понятием текст, его признаками (целостность, законченность).

Установление смысловых связей между предложениями в составе текста.

3

                                                         IV    этап - оценочный

05

88-90

Диагностика усвоения программного материала

Оценка результативности коррекционной работы.

Оценка динамики работы.

 Поведение итогов работы за год.

Закрепление материала.

3

                Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения проводится на основном   этапе  работы.                                    

                                                       Список литературы                                              

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у детей с ОНР., СПб.: «Детство - Пресс», 2001.
  2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.-М.:Ось-89, 1998.
  3. Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. Развитие фонематического слуха у детей., СПб.: «Лань», 1999.
  4. Беляева А.И.. Изучение состояния речевых процессов детей с ОНР.//Логопед.2004
  5. Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.
  6. Волкова Л.С. Логопедия., М., 1995.
  7. Ефименкова Л.Н.   Коррекция    устной и письменной   речи учащихся  начальных классов.,М.: Просвещение, 1991.
  8. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю.  Организация логопедической работы в школе.-М.:ТЦ Сфера, 2007.
  9. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 1997.
  10. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
  11. Мазанова Е.В. Логопедия. М.: «Аквариум бук», 2004.
  12. Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.//Логопед. 2004.
  13. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.,1997.
  14. ФГОС,утвержденный Минобрнауки от 6 октября 2009г.
  15. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя-логопеда в общеобразовательной школе, 1996.
  16. Ястребова А.В. Преодоление  общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по теме "Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием."

Коррекция нарушений речи обучающихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедич...

Особенности коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НОО

Речь - это деятельность человека, которая формируется в процессе общения. Обучение детей речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и слушание) в устной и письменной формах являются планомерным п...

Особенности коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НОО

Коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НООПроблемы, психологические основы и особенности, направления коррекционной работы....

Аннотация на коррекционную программу для учащихся с ТНР имеющих нарушения письменной речи, обусловленные ФФНР, ФНР, ГНР (3-5 класс)

Программа предназначена для работы с учащимися 3-5 классов, имеющих нарушения письменной речи, обусловленные ФФНР,ФНР, ГНР на этапе восполнения пробелов в звуковом и грамматическом строе речи...

ЗНАЧЕНИЕ АУДИОСКАЗКИ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПЕРЕСКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматриваются особенности нарушений пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Особое внимание уделяется использованию интерактивной аудиосказки ...

Адаптированная образовательная программа Рабочая программа по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1-го дополнительного класса, имеющих логопедическое заключение «ТНР, общее недоразвитие речи, на фоне задержки психического развития» вариа

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ и разработана с учетом нормативных правовых актов международного, феде...