Адаптированная образовательная программа Рабочая программа по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1-го дополнительного класса, имеющих логопедическое заключение «ТНР, общее недоразвитие речи, на фоне задержки психического развития» вариа
рабочая программа по логопедии

Сковородникова Вера Николаевна

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ и разработана с учетом нормативных правовых актов международного, федерального, регионального уровней. Рабочая программа  рассчитана для обучающихся 1 дополнительного класса с задержкой психического развития ( В. 7.2), нуждающихся в организации специальных условий обучения с учетом особых образовательных потребностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1-го дополнительного класса, имеющих логопедическое заключение «ТНР, общее недоразвитие речи, на фоне задержки психического развития» вариант ФГОС 7.2.  

Рабочая программа разработана на основе методических рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Ефименковой Л.Н., Садовниковой И.Н., Чиркиной Г.В., Лалаевой Р.И., Ястребовой А.В.  

Программа разработана на основе системы коррекционной работы авторов И.Н Садовниковой(1997), Л.Н. Ефименковой (1991), Р.И. Лалаевой (2001), Н.В. Ястребовой (1997), О.В. Елецкой (2005), Грибовой О.Е.(2014), Ишимовой О.А., Азовой О.И (2011)

Пояснительная записка

          Коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи учащимся с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития. Эта необходимость вызвана тем, что наиболее многочисленную группу учащихся, испытывающих трудности при усвоении школьной программы, составляют дети с задержкой психического развития.

Коррекционно-развивающая программа для обучающихся с ЗПР разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП НОО для детей с ЗПР вариант ФГОС 7.2.  

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР

Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация.  Характерными признаками ЗПР являются следующие: повышенная истощаемость, низкая работоспособность, недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения, низкий уровень познавательной активности, недостаточная сформированность  высших психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Речь детей характеризуется чрезвычайной бедностью словаря. Используемые слова не всегда употребляются верно, часто наблюдаются замены одного слова другим вследствие неправильного понимания их значения. Ограниченность словарного запаса в значительной степени определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.

При построении предложений нарушаются нормы согласования и управления. Затруднения в практическом овладении грамматическими закономерностями языка ограничивают понимание устной речи и читаемого текста, многие грамматические формы и категории недостаточно различаются детьми.

Наблюдаются: нарушение звукопроизношения, искажение произношения слов различной слоговой структуры, несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, представлений.

Наряду с речевыми нарушениями у детей с ЗПР наблюдается нарушение пространственных представлений и недоразвитие зрительного анализа и синтеза.

Таким образом, нарушение речи у детей с ЗПР носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных языковых средств: фонетико-фонематических, лексико-грамматических и связной речи, что в свою очередь ведёт к смешанным формам нарушения чтения и письма.

В связи с вышеизложенным становится ясно, что этим детям необходима  своевременная и систематическая логопедическая помощь, которая позволяет преодолеть нарушения устной и  письменной речи и предотвратить отрицательные последствия данных нарушений.

Коррекционно-развивающая программа адресована школьникам с общим недоразвитием речи на фоне задержки психического развития, обучающимся по варианту ФГОС 7.2, в целях оказания логопедической помощи.

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования с опорой на методические системы работы

А.В. Ястребовой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой., Р.И. Лалаевой,  а также с учётом опыта работы методического объединения учителей –логопедов; учебно – методического комплекса «Школа России» в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

Цель программы: Предупреждение и устранение нарушений устной и письменной речи у учащихся с задержкой психического развития, создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ по русскому языку и чтению.

Задачи коррекционно-развивающей программы:

1.Корригирование дефектов звукопроизношения.

3.Формирование и развитие звукового, слогового анализа и синтеза слов, полноценных фонематических процессов.

4.Уточнение и обогащение словарного запаса слов, обучение точному употреблению слов.

5.Формирование и развитие грамматического строя речи путём овладения грамматическими связями слов, нормами согласования, управления и примыкания;

6.Формирование и развитие связной и выразительной речи;

7.Формирование остаточно прочных навыков грамотного письма

8.Предупреждение и устранение нарушений письма и чтения.

9.Развитие пространственных и временных представлений, мелкой и общей моторики, психических процессов.

Адаптированная программа коррекционной работы вносит вклад в формирование универсальных учебных действий (УУД):

 1) Коммуникативные УУД - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

2) Личностные УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

3) Регулятивные УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция; оценка, волевая саморегуляция.

 4) Познавательные УУД- включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем

   Организация работы по программе:                                                                                                      

Программа по коррекции речевых нарушений рассчитана на 1 год

(1 дополнительный из пятилетнего обучения). Приём в группы осуществляется на основании заключений ПМПК. В 1 дополнительный класс приходят школьники, которые либо обучались ранее по программе 7.2 и посещали логопедические занятия, либо пришли из общеобразовательного класса, где логопедическая работа не проводилась.

В зависимости от структуры речевого нарушения у детей и их психофизического развития, учитель-логопед организует групповые и индивидуальные занятия. Занятия проводятся с 16 сентября по 15 мая.

Количество часов логопедических занятий определены учебным планом и Положением о группах речевой коррекции МОУ «СОШ №3». Занятия по предупреждению и коррекции нарушения письма и чтения проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность групповых занятий 40 минут. Оптимальное количество детей в группе 2 – 4 человека.  Учащиеся с нарушенным звукопроизношением дополнительно занимаются в индивидуальном порядке 2 раза в неделю. Продолжительность индивидуального занятия 20 минут. Учащиеся со схожими нарушениями звукопроизношения (на этапе автоматизации звука) могут быть организованы в подгруппу из 2 – 3 человек.

Количество занятий по каждой теме, указанной в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала детьми.

Учитель-логопед вправе выбирать или менять направления коррекционного обучения, с учетом программного материала по русскому языку, по основным видам ошибок; определять количество часов для повторения; исключать темы логопедических занятий или добавлять, если это необходимо.

Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках.

При проведении коррекционно-развивающих занятий с учащимися применяются словесные методы (рассказ, беседа, объяснения, разъяснения); практические (различные упражнения и моделирование); наглядные (иллюстрации) , частично – поисковые и активные методы.

В структуру логопедического занятия могут входить следующие виды работ:

-упражнения на формирование и развитие фонематического восприятия, на формирование и развитие звукового анализа слов (от простых форм – к сложным), на дифференциацию букв, имеющих кинетическое сходство либо по количеству элементов, либо по пространственному расположению элементов;

- работа по индивидуальным карточкам;

- работа по опорным схемам;

- коллективные рассказы;

- упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись;

- запись под диктовку;

- списывание с печатного текста;

- осложненные задания логического и грамматического характера;

- слуховой диктант со зрительным самоконтролем;

- графический диктант;

- ребусы, загадки, кроссворды, анаграммы;

-физминутка (кинезиологические, релаксационные упражнения, с тренировкой зрительного и слухового восприятия)

- упражнения по формированию и развитию связной речи (пересказ, рассказ по образцу, плану, описанию, по наводящим вопросам).

-различные упражнения, игры по развитию аналитико-синтетической деятельности (составь целое из частей, найти отсутствующую часть, определить по характерным признакам предмет или явление), зрительно-мыслительных операций (найди 10 предметов на картине, найди 6 отличий), слухового и зрительного восприятия (работа по схемам, опорным карточкам, по плану, по таблицам, по словарным словам и иллюстрациям, памяти.

Данная программа построена в соответствии с основными принципами логопедического воздействия (научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода) и опирается на следующие специальные принципы:

  • Этиопатогенетический принцип.
  • Принцип системного подхода.
  • Принцип учёта структуры речевого нарушения.
  • Принцип комплексности.
  • Принцип дифференцированного подхода.
  • Принцип поэтапности.
  • Онтогенетический принцип.
  • Принцип учёта личностных особенностей.
  • Принцип деятельностного подхода.
  • Принцип использования обходного пути (максимальной опоры на различные анализаторы, коммуникативно-деятельностного подхода, постепенного повышения требований, мотивации к учению).
  • Принцип формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.
  • Принцип сотрудничества с семьей.

Коррекционная работа проводится в четыре этапа.

1-й этап — диагностический.

Определяется состояние звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, фонематического восприятие (слухопроизносительной дифференциации звуков речи), воспроизведение звукослоговой структуры слова.

Проверяется состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи.

Выявляются индивидуальные особенности таких психических процессов, как мышление, внимание, память.

Выявляется наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта.

       

2-й этап — подготовительный.

Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления).

Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление.

Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти.

Продолжают проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).

3-й этап — коррекционный.

Осуществляется работа по коррекции дефектов звукопроизношения, по предупреждению и коррекции нарушения письма и чтения. Она проводится на фонетико- фонематическом, лексико- грамматическом  и синтаксическом уровнях, а также ведётся работа по развитию неречевых процессов. На этом этапе работа строится интегрированно, охватывая все уровни речевого развития. Например, в процессе решения основной задачи- формирования звуковой стороны речи - начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи. Формирование фонематических процессов идет одновременно с коррекцией звукопроизношения. Формирование грамматического строя речи идет одновременно с уточнением и обогащением словаря, путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, а также за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.

      4-й этап — оценочный.

Оценивается эффективность коррекционной работы.

Оценка правильно артикулировать звуки речи в различных фонематических позициях и формах речи.

Проводится проверка навыков письма и чтения.

Анализируются различные виды письменных работ детей.

Оценка осуществляется в виде контрольной работы, включающей в себя диктант, списывание с грамматическим заданием; тестовое задание, по которому оценивается усвоение учебной терминологии и состояние речевого внимания и памяти, устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличие в ней аграмматизмов.

Содержание коррекционной работы в 1 дополнительном классе.

Количество часов – 86

Речь. Предложение. Слово. (10 часов)

Закрепление понятия о предложении:(большая буква в начале предложения, точка в конце).

         Слова, обозначающие предметы, действия предмета и признаки предмета.  Совершенствование пространственных и временных представлений.

Звуки и буквы. Звуковой состав слова.  (6 часов)

Различие звуков и букв. Буква- смыслоразличитель. Алфавит. Гласные и согласные звуки, их дифференциация. Звуко-буквенный анализ и синтез слов.   Определение качественной характеристики звука: гласный –согласный; гласный ударный–безударный; согласный твѐрдый–мягкий; согласный звонкий–глухой. 

Слоговой анализ и синтез. Ударение (15 часов)

Слог.  Слогообразующая роль гласных звуков. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги. Ритмический рисунок слова. Ударение. Место ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Ударные и безударные слоги. Выделение ударного гласного и ударного слога в слове. Подбор проверочных слов к словам с проверяемой безударной гласной.

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков (19часов)        

Дифференциация гласных и согласных звуков. Твёрдые и мягкие согласные. Выделение на слух твёрдое и мягкое звучание согласных.

Гласные I ряда и 2 ряда. Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами [я, е, ю, е, и].  Дифференциация гласных ы – и, а – я, э – е, у-ю, о – ё.

Обозначение мягкости согласных на письме ь (в середине и в конце слова).

Согласные звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные (28 часов)

Уточнение и сравнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных. Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов и слов. Звуки [п-п']. Буква П. Звуки [б-б']. Буква Б. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи в слогах и словах, в предложениях. Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']. Буква Д. Выделение звуков [д-т] в слогах и словах, в предложениях. Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К. Выделение звуков [к-г] в слогах и словах, в предложениях. Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах, в предложениях. Звуки [в-в']. Буква В. Звуки [ф-ф']. Буква Ф. Дифференциация в-ф в слогах и словах, в предложениях.

Оглушение и озвончение парных согласных в слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове и обозначение этих звуков на письме. Дифференциация парных согласных звуков [з-с], [ж-ш], [в-ф], [д-т ], [г-к].

Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат. Дифференциация звуков [С-Ш], [З-Ж], [Ч-Т], [Щ-Ч], [Ц-Ч].

Дифференциация букв рукописного шрифта, имеющих кинетическое сходство (2 часа)

Дифференциация [б-д]. Дифференциация [п-т]. Дифференциация [х-ж]. Дифференциация [У-Ч]. Дифференциация [л-м] (по необходимости).

Грамматический строй речи (6 часов)

Предлоги. Связь слов в предложении с помощью предлогов; согласование слов в предложении.

Развитие связной речи (в течении учебного года)

Обучение последовательному пересказу по вопросам.

Обучение последовательному пересказу с опорой на действия.

 Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки.

Основные требования к знаниям и умениям к концу 1 дополнительного класса.

Учащиеся должны знать:

- основные гласные звуки;

- назначение букв е, ё, ю, я  (обозначают два звука);

- признаки гласных и согласных звуков:

- гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;

- правила переноса.

- названия предметов по различным лексическим темам;

- структуру предложения;

учащиеся должны уметь (имеют возможность научиться):

- распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки и буквы;

- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я и мягким знаком;

- производить фонетический разбор слова (определять последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим звукам, количество звуков в слове, соотносить  количество звуков и букв в словах типа парта, конь, ёлка;

- определять и обозначать в слове ударную гласную, использовать термин ударение;

- уметь делить слова на слоги, соотносить количество слогов с количеством гласных, переносить слова по слогам;

- использовать изученные орфограммы;

- писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн;

- использовать заглавную букву в написании имени, фамилии, отчества людей, кличек животных, названий населённых пунктов и улиц;

- раздельно писать предлоги со словами;

- различать слова, обозначающие название предметов, действий и признаков;

- правильно ставить вопрос к слову и по нему определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;

- различать слова, отвечающие на вопрос кто? и слова, отвечающие на вопрос что?;

- распознавать многозначные и однозначные слова, слова с близким и противоположным значением;

- списывать с печатного и рукописного текста слова и предложения, опираясь на орфографическое чтение и зрительное восприятие списываемого, проверять правильность выполненной работы;

- писать под диктовку слова и предложения (без пропусков, вставок, искажений букв) написание которых не расходится с произношением, и текст, состоящий из таких слов; (20-25 слов).

- читать правильно, плавно, сознательно небольшие тексты (20-25 слов в минуту), соблюдая паузы и интонации;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

- пересказывать несложные тексты;

- составлять распространенные предложения по картинке;

- проговаривать предстоящую работу, комментировать свои действия;

-слушать и понимать задания учителя, слушать и дополнять ответы одноклассников;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1 классов «Шаги к успеху»

Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста, способствующая  успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализ...

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей детей с нарушениями опорно двигательного аппарата ( вариант

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с  задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей ...

рабочая адаптированная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития предмета "Литературное чтение " для 4 класса

Обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности....

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития (вариант 7.1.) для 1 класса по окружающему миру.

Адаптированная основная образовательная программа начальногообщего образования для детей с задержкой психического развития по окружающему миру для 1 класса....

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) (вариант 7.2) По английскому языку

Программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы УМК ”Spotlght 3” / Н.И. Быковой, Дж. Ду...