рабочая адаптированная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития предмета "Литературное чтение " для 4 класса
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Охохонина Надежда Викторовна

Обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

\\Admin\работа\зам директора Новая\Рабочие программы\начальная школа\4 класс ЗПР\чтение\чтение4ЗПР.jpeg

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» для  4  класса на 2016-2017 учебный год составлена на основе:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в РФ»;

-  Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03. 2004 г №1089;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования,- Приказ М О и Н РФ № 373 от 06 октября 2009 года:

- Приказа Минобрнауки России от 26.11.2010 г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373»;

-  СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189;

- Примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта ФГОС НОО по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования;

- Программы общеобразовательных учреждений авторов  Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого,  М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4  классы» (2012), руководитель проекта «Школа России» А.А.Плешаков;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;

- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта ФГОС НОО;

- Индивидуального учебного плана МБОУ Таятской ООШ для обучающихся по адаптивным программам для детей с задержкой психического развития на 2016 – 2017 учебный год, принятого на педагогическом  совете (Протокол №1 от 01.09.2016г )

- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников  с отклонениями в развитии».

 Цель рабочей программы - конкретизация содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников. В программе заложен механизм  формирования у детей  функциональной грамотности, что способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Программа  ориентирована на формирование и развитие у обучающихся c ОВЗ VII вида речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

Программа учитывает особенности детей с ОВЗ VII вида.

  • Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
  • Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
  • Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
  • Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
  • Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
  • У детей с ОВЗ VII вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
  • Учащиеся  классов КРН характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Методы и формы через которые будет реализована программа обучения детей с ОВЗ VII вида:

  • обучение на интересе, на успехе, на доверии;
  • адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
  • одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
  • использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
  • формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
  • взаимообучение, диалогические методики;
  • комментированные упражнения;
  • оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

Параллельно с формированием беглого чтения ведется целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся с ОВЗ VII вида овладевают приемами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

При обучении чтению знания детей с ОВЗ VII вида должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе, о теме читаемого произведения, о жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом, УП МБОУ Таятской ООШ предмет «Литературное чтение» изучается в 4 классе в объеме 4 часа в неделю (136 ч. в год)

Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Основное содержание

Тема 1. Вводный урок (1 час)

Определения: литературное чтение, литература, интонация, тема, цель.

Учащиеся должны знать: особенности работы с учебником и его разделами.

Учащиеся должны уметь: пользоваться дополнительной литературой.

Учащиеся получат возможность научиться: объединять знания о литературе  истории.

Тема 2. Летописи, былины, жития (8 часов)

Определения: рукопись, свиток,  первопечатник, исторические источники,былина, прозаический текст, житие,репродукция картины.

Учащиеся должны знать: особенности древней литературы (на доступном уровне).

Учащиеся должны уметь: понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры, читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском, сравнивать текст летописи с художественным текстом, сравнивать поэтический и прозаический текст былины, пересказывать былинy от лица её героя, определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст, сравнивать былины и волшебные сказки, находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки, составлять рассказ по репродукции картин известных художников, описывать скульптурный памятник известному человеку, описывать характер человека; высказывать своё отношение, рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации, участвовать в проектной деятельности, договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижение при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.

Учащиеся получат возможность научиться: воспринимать книги на старославянском языке, находить в тексте летописи данные о различных исторических факта, находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека, составлять летопись современных важных событий (с помощью (учителя).

Тема 3. Чудесный мир классики (16 часа)

Определения: мотивы, словесное и изобразительное искусства, авторское отношение, интонация, эпизод, басня.

Учащиеся должны знать: особенности русской народной и авторской сказки; членение текста на части, термины раздела, материал по данной теме.

Учащиеся должны уметь: прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание, наблюдать за развитием событий в сказке, сравнивать начало и конец сказки, составлять самостоятельно план, пересказывать большие по объёму произведения, понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям, характеризовать героев разных жанров, сравнивать произведения разных жанров, сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства, наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике, определять средства художественной выразительности в лирическом тексте, наслаждаться поэзией, понимать и любить её, определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию лирического произведения, определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах, высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору, или они выражают личные чувства других людей, читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором, самостоятельно оценивать своё чтение.

Учащиеся получат возможность научиться: выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений, высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры, размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.

Тема 4. Поэтическая тетрадь № 1 (9 часов)

Определения: поэзия, интонация, темп, эпитеты, сравнение, повторы, противопоставления,  рифма, поэтическая тетрадь.

Учащиеся должны знать: средства художественной выразительности, материал по данной теме.

Учащиеся должны уметь: выразительно читать стихотворения; находить в тексте эпитеты, сравнения, скрытые сравнения, повторы, противопоставления; самостоятельно заучивать наизусть стихотворение

Учащиеся получат возможность научиться: различать приемы, используемые авторами для создания поэтических образов.

Тема 5. Литературные сказки (12 часов)

Определения: поэтическое/прозаическое произведение, тема, главная мысль текста, рассказ-описание, рассказ-рассуждение, басня, сатира, юмор .

Учащиеся должны знать: особенности построения басен, понятие «комическое», «иносказательное»,материал по данной теме.

Учащиеся должны уметь: самостоятельно заучивать наизусть стихотворение, сравнивать народные и авторские сказки сравнивать басни и сказки о животных; выразительно читать басни находить средства художественной выразительности; выразительно читать составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций; составлять план пересказа.

Учащиеся получат возможность научиться: отличать стиль одного поэта-писателя от другого, сравнивать художественные произведения одного автора, делать выводы.

Тема 6. Делу время – потехе час  (6 часов)

Определения: нравственный смысл произведения, инсценирование, авторское отношение

Учащиеся должны знать: материал по данной теме.

Учащиеся должны уметь: прогнозировать содержание раздел, объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела, воспринимать на cлyx художественное произведение, читать без ошибок в темпе разговорной речи, определять жанр произведения, анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения, определять прямое и переносное значение слов, понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл, пересказывать текст от лица автора или одного из героев, находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя, готовить сообщение о писателе.

Учащиеся получат возможность научиться: чувствовать звукопись произведения, узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе, определять нравственный смысл произведения, инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения.

Тема 7. Страна детства  (6 часов)

Определения: сюжет, музыкальное сопровождение.

Учащиеся должны знать: особенности авторских произведений, материал по данной теме.

Учащиеся должны уметь: Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании, воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалог, находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям., определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора, анализировать возможные заголовки произведений, составлять план текста, пересказывать текст на основе плана, придумывать смешные рассказы о школьной  жизни, не обижая своих друзей, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Учащиеся получат возможность научиться: использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты), придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту

Тема 8. Поэтическая тетрадь № 2(4 часов)

Определения: лирика.

Учащиеся должны знать: материал по данной теме.

Учащиеся должны уметь: определять отношение автора; выразительно читать; самостоятельно заучивать наизусть.

Учащиеся получат возможность научиться: формулировать тему, идею лирического произведения, понятие текста и подтекста.

Тема 9. Природа и мы (10 часов)

Определения: художественный и познавательный рассказ, автор-рассказчик, периодическая литература, нравственная ценность, пересказ от имени автора.

Учащиеся должны знать: материал по данной теме.

Учащиеся должны уметь: прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, воспринимать на слух художественное произведение; высказывать своё мнение, читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного, анализировать заголовок произведения, характеризовать героя произведения на основе поступка, определять отношение автора к героям на основе текста, наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слов, определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы, делить текст на части, пересказывать текст подробно и выборочно, составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря, читать выразительно диалоги из текста, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

 Учащиеся получат возможность научиться: формулировать тему, идею произведения, понятие текста и подтекста, объяснять нравственный смысл рассказа, находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме.

Тема 10. Поэтическая тетрадь № 3 (6 часов)

Определения: поэзия, интонация, темп, эпитеты, сравнение, повторы, противопоставления,  рифма, поэтическая тетрадь.

Учащиеся должны знать: средства художественной выразительности, материал по данной теме.

Учащиеся должны уметь: выразительно читать стихотворения; находить в тексте эпитеты, сравнения, скрытые сравнения, повторы, противопоставления; самостоятельно заучивать наизусть стихотворение

Учащиеся получат возможность научиться: различать приемы, используемые авторами для создания поэтических образов.

Тема 11. Родина (6 часов)

Определения: авторская позиция, диалог, картина родного края, звуки природы, высказывание, держава, православие, «чёрные дни».

Учащиеся должны знать: материал раздела.

Учащиеся должны уметь: прогнозировать содержание раздел, планировать  работу на уроке, подбирать книги по теме, читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков, понимать особенности поэтического текста, рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения, предполагать содержание произведения по его названию, участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

 Учащиеся получат возможность научиться: формулировать тему, идею лирического произведения, понятие текста и подтекста, писать сценарий поэтического вечера, участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с заданной тематикой.

Тема 12. Страна Фантазия (5 часов)

Определения: фантастический жанр, кибернетика, прогресс, повесть, жанр путешествия.

Учащиеся должны знать: материал по данной теме.

Учащиеся должны уметь: Прогнозировать содержание раздела, читать и воспринимать на слух художественное произведение, определять особенности фантастического жанра, сравнивать и характеризовать героев произведения, придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно), проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

 Учащиеся получат возможность научиться: формулировать признаки фантастического произведения, восстанавливать логический порядок событий в рассказе.

Тема 13. Зарубежная литература (16часов).

Определения: выборочный пересказ, сатира, эпизод, культура народа, национальная принадлежность.

Учащиеся должны знать: особенности творчества Д. Свифта,  Г.-Х Андерсена, М. Твена,  С. Лагерлеф

Учащиеся должны уметь: высказывать свои суждения о прочитанном.

Учащиеся получат возможность научиться: находить сходство в произведениях разных стран, находить признаки метонимии в произведениях.

Тема 14. Обобщение и повторение (1 час)

Определения: за курс 4 класса.

Учащиеся должны знать: материал за курс 4 класса.

Учащиеся должны уметь: дать оценку своих знаний.

ТЕМАТЧИЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Былины. Летописи. Жития.

10

2

Чудесный мир классики

24

3

Поэтическая тетрадь.

11

4

Литературные сказки

19

5

Делу время — потехе час.

10

6

Страна далекого детства.

8

7

Поэтическая тетрадь.

5

8

Природа и мы.

15

9

Поэтическая тетрадь.

7

10

Родина.

6

11

Страна «Фантазия».

8

12

Зарубежная литература.

11

ИТОГО

136

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Обучающиеся должны:

  • владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
  • передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
  • составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
  • вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  • самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
  • знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
  • знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
  • знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;
  • знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
  • уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
  • давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

 Формы и средства контроля.

Для реализации рабочей программы на уроках литературного чтения используются: фронтальная беседа, самостоятельные и творческие работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: тесты, справочники, демонстрационный материал, таблицы, схемы.

Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса:

  • проверочные работы – 12 (после каждого изученного раздела);
  • техника чтения - 5 (первый контроль – сентябрь, далее – в конце каждой четверти).

Темп  чтения:

1 полугодие – 80-90 слов в минуту;

2 полугодие – не менее 100 слов в минуту.

Материально – техническое обеспечение учебного процесса.

Книгопечатные.

  • Сборник рабочих  программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011.
  • Литературное чтение. 4 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 частях./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. – М.: Просвещение, 2014.
  • Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение, рабочая тетрадь, 4 класс.- М. «Просвещение», 2014
  • КИМы. Литературное чтение. 4 класс/Сост. С.В.Кутявина. – М.»Вако», 2013
  • Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению:  4 класс. – М.: ВАКО, 2014.
  • Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2013
  • Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией   Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  • Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).
  • Уроки литературного чтения с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.С. Асафьева, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  • Комплексные задания к текстам. 4 класс. Абросимова Е.Е – Саратов: Лицей, 2014.
  • Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования
  • Энциклопедия для детей. Т.9 Русская литература/ М.Д.Аксёнова, -М., Аванта, 2001.

Наглядные пособия, справочный материал:

  •        Начальная школа Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий» 2009
  •        Портреты известных детских писателей и поэтов (в том числе в цифровой форме). /ПК – Интернет/
  • Презентации к урокам.
  • Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). /ПК – Интернет/

Печатные пособия.    Словари:

  • Ушаков Д.Н. «Орфографический словарь» - 2 штуки.
  • Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»- 1 штука.
  • Комплект портретов детских писателей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей детей с нарушениями опорно двигательного аппарата ( вариант

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с  задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей ...

рабочие адаптированные программы начального общего образования для детей с лёгкой степенью умственной отсталости для 3 класса

Рабочие адаптированные программы начального общего образования для детей с нарушениями интеллекта (лёгкая степень умственной отсталости) для 3 класса....

Адаптированные общеобразовательные программы основного общего образования для детей с задержкой психического развития (ЗПР VII вида)

в разделе представлены программы по русскому языку, литературному чтению, математике, музыке, технологии,окружающему миру, физической культуре....

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития (вариант 7.1.) для 1 класса по окружающему миру.

Адаптированная основная образовательная программа начальногообщего образования для детей с задержкой психического развития по окружающему миру для 1 класса....

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3

Адаптированная рабочая программа по предмету  составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обуч...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3

Адаптированная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта началь...