рабочие адаптированные программы начального общего образования для детей с лёгкой степенью умственной отсталости для 3 класса
рабочая программа (3 класс) на тему

Охохонина Надежда Викторовна

Рабочие адаптированные программы начального общего образования для детей с нарушениями интеллекта (лёгкая степень умственной отсталости) для 3 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Адаптированная образовательная  программа учебного курса окружающий мир  для 3  класса составлена на основе:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Базисного учебного плана составленного на основе приложения к письму министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17 июня 2013года.
  3. Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой (2013 год)

       Адаптированная образовательная программа рассчитана на 68 ч.  Предлагаемая программа ориентирована на  учебник   Е.Д.Худенко, И.А.Терехова «Знакомство с окружающим миром» для специальных (коррекционных) школ VIII  вида, 3 класс.-  М.:АРКТИ, 2006.

Основная цель – направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности

Задачи:

Образовательные задачи.

-формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;

-расширять и обогащать  представление об окружающем мире;

Коррекционно –развивающие задачи.

- развивать операции мышления: умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы;

- обогащать словарный запас обучающихся, развивать потребность в общении, устной коммуникации.

Воспитательные задачи.

- способствовать формированию уважительного отношения к семье, природе, России.

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием детей с ОВЗ в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому предмету имеют интегрированный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

      У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире,  который находится вне поля их чувствительного опыта.

      Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

      В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводится соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель- ствол, трава- куст- дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза-цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.

      Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т.д. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

      Главным компонентом беседы являются речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся высказыванию.

       На экскурсиях  учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдение за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

       Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

В  процессе  обучения  осуществляется  индивидуальный  и  дифференцированный  подход.

  Девочка успешно обучается. Учащаяся  испытывает несколько большие затруднения, чем ученики I группы. Понимает фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминает изученный материал, но без помощи учителя сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Её отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ. Она нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия  в основном не затрудняет, но при этом не снижает темп работы, допускает ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащейся второй группы недостаточно точны.

        На уроках окружающего мира допускает больше ошибок, самостоятельно найти и исправить затрудняются. Прочитанное понимает, но при пересказе пропускает смысловые звенья. Овладевает связной устной речью, но для успешной передачи мысли ей нужна помощь учителя.

Содержание программы учебного курса

Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.

Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.

Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.

Транспорт Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».

Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).

Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).

Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складирование и хранение).

Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).

Овощu. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.

Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.

Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.

Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.

Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.

Комнатные растенuя . Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).

Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.

Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.

Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.

Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.

Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.

Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.

Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками. Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут. Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.

Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение - зашита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим.  Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык Назначение зубов, уход за зубами.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений.

Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.

Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

      Учащиеся должны уметь:

  • Называть и характеризировать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
  • Активно участвовать в беседе;
  • Связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
  • Выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
  • Соблюдать правила личной гигиены;
  • Соблюдать правила дорожного движения.

     Учащиеся должны знать:

  • Название и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
  • Правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.

 

                                        Учебно-тематический план.

Тема

Кол-во часов, отведен. на тему

1.

Сезонные изменения в природе

18

2.

Город, село, деревня

1

3.

Дорожное движение

1

4

Транспорт

2

5

Растения

11

6

Посуда

2

7

Одежда, обувь

2

8

Домашние животные

9

Дикие животные

2

10

Птицы перелетные и зимующие

2

11

Насекомые

2

12

Человек

2

13

Охрана здоровья

2

Учебно – методическое обеспечение.

Основная литература:

1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, В.В.Воронкова, Москва «Просвещение», 2013 год

2.  Е.Д. Худенко, И.А.Терехова «Знакомство с окружающим миром» учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида,3 класс,- Москва «Аркти» 2006 год.

Дополнительная литература:

1.Е.Д.Худенко, Д.И.Барышникова Планирование уроков развитие устной речи на основе знакомства с окружающим миром в 3 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида, Москва «Аркти» 2004 г

2. Морозова И.А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий. .- М.: Мозаика –Синтез,2008.

3. Узорова О. В. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления. – М. : Астрель: АСТ, 2007



Предварительный просмотр:

Календарно –тематическое планирование по русскому языку

3 класс, 5 часов в неделю (всего 170 часов)

№ п/п

Темы урока

Кол-во часов

Дата

Словарь

  I четверть (45 часов)

1

День знаний

1

1.09

Повторение- 15часов

2-3

Выделение предложения из речи и его графическое изображение. Количество слов в предложении.

2

2.09

3.09

 4-5

Большая буква в начале предложения.

2

4.09

5.09

6-7

Составление и запись предложений, рассказа из данных вразбивку предложений.

2

8.09

9.09

8-9

Завершение начатого предложения.

2

10.09

11.09

огород

10

Контрольная работа № 1  по теме: «Предложение».

1

12.09

11

Работа над ошибками по теме:

«  Предложение»

1

15.09

12

13

Работа с деформированным предложением. Деление текста на предложения.

2

16.09

17.09

овощи

14-15

Чтение диалогов, запись ответов, знаки в конце предложения.

2

18.09

19.09

Звуки и буквы – 30 часов

16-17

Звуки и буквы. Количество звуков и букв в словах.

2

22.09

23.09

18-19

Сходные и различные по написанию слова.

2

24.09

25.09

корзина

20

Порядок букв в русской азбуке.

Алфавит.

1

26.09

21-22

Расположение слов в алфавитном порядке.

2

29.09

30.09

23-24

Гласные звуки и буквы. Словообразующая роль гласных.

2

1.10

2.10

25-26

Согласные звуки и буквы.

2

3.10

6.10

неделя

27

Согласные звуки и буквы. Выделение в словах согласных и гласных букв.

1

7.10

28

Самостоятельная работа по теме: «Алфавит»

1

8.10

29-30

Слог как часть слова. Деление слов на слоги.

2

9.10

10.10

31-32

Слова с разным количеством слогов. Словообразующая роль гласных.

2

13.10

14.10

33-34

Деление слов на слоги для переноса. Перенос слов.

2

15.10

16.10

35-36

Упражнения в переносе слов.

2

17.10

20.10

месяц

37-38

Гласные и, е, ё в начале слов и после гласных.

2

21.10

22.10

39-40

41

Гласные ю, я, э в начале слов и после гласных.

3

23.10

24.10

27.10

42

Контрольная работа № 2  по теме «Звуки и буквы»

1

28.10

43

Работа над ошибками по теме: «Звуки и буквы»

1

29.10

44,45

Закрепление пройденного материала по теме « Гласные и согласные звуки»  

2

30.10

31.10

II- четверть ( 35 часов)

Звуки и буквы – 35 часов

1

Ударение в словах. Знак ударения.

1

10.11

медведь

2

Определение ударных и безударных гласных в словах.

1

11.11

3,4

Перенос слов при письме.

2

12.11

13.11

5

Твёрдые и мягкие согласные.

1

14.11

одежда        посуда

тарелка

6-7

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными буквами а, о, у, ы, е, и, ю, я.

2

17.11

18.11

8-9

Самостоятельная работа по теме: Определение твердых и мягких согласных в словах.

2

19.11

20.11

10

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.

1

21.11

картофель

11

Правописание слов с мягкими согласными на конце и в середине слова.

1

24.11

портфель

мебель

12-13

Обозначение мягкости согласных буквами и, я, ю, е, ё, ь.

2

25.11

26.11

14

Контрольная работа № 3 по теме  «Твердые и мягкие согласные»

1

27.11

15

Работа над ошибками по теме : « Твердые и мягкие согласные»

1

28.11

16-17

Правописание жи-ши.

2

1.12

2.12

картина

18-19

Правописание ча-ща.

2

3.12

4.12

товарищ

20

Правописание чу-щу.

1

5.12

родина

21

Правописание гласных после шипящих, слов с твердыми и мягкими согласными.

1

8.12

22-23

Сравнение слов с парными звонкими и глухими согласными по смыслу и произношению.

2

9.12

10.12

дневник

24

Правила проверки написания слов с парными согласными на конце.

1

11.12

25-26

Правописание звонких и глухих согласных на конце слов.

2

12.12

15.12

завод

27-28

Подбор проверочных слов путем изменения формы слова.

2

16.12

17.12

рассказ

город

29

Закрепительные упражнения в написании слов с парными согласными.

1

18.12

праздник

30-31

Дифференциация слов с мягким знаком для обозначения мягкости согласных и слов с разделительным ь знаком.

2

19.12

22.12

32

Контрольная работа №4  по теме:

« Звонкие и глухие согласные на конце слов»

1

23.12

погода

сапоги

валенки

33

Работа над ошибками по теме: «  Звонкие и глухие согласные на конце слов»

1

24.12

34-35

Закрепление. Звонкие и глухие согласные

2

25.12

26.12

III- четверть ( 48 часов )

Слово 35 часов

1

Слова, обозначающие предмет. Разделение слов по вопросам кто? Что?

1

12.01

2

3

Классификация слов, обозначающих названия предметов различных родовых групп.

2

13.01

14.01

язык

4

Употребление названий предметов в различных формах (кто где? что? где? кого? что?)

1

15.01

5

Употребление названий предметов в различных формах (кому? чему? кем? чем?)

1

16.01

6

Употребление названий предметов  в различных  формах (кого? чего?)

1

19.01

комната

7

Выделение из текста названий предметов при помощи вопросов.

1

20.01

8-9

Большая буква в именах , отчествах и фамилиях людей,  кличках животных.

2

21.01

22.01

10

Дифференциация слов типа Белка  (кличка животного)- белка (название животного).

1

23.01

11

Большая буква в названиях городов, сел, деревень, улиц.

1

26.01

12

Контрольная работа № 5 по теме: «Слова, обозначающие предмет».

1

27.01

13

Работа над ошибками по теме: «Слова, обозначающие предмет».

1

28.01

14,15,16

Выделение слов, обозначающих  действия предметов по вопросам.

3

29.01

30.01

2.02

вчера   сегодня

завтра

17,18,19

Изменение формы слова в зависимости от вопроса (что делал?  что сделал? что сделает?)

3

3.02

4.02

5.02

шёл

20,21,22

Согласование слов, обозначающих действия со словами, обозначающими предметы.

3

6.02

9.02

10.02

рисовать

23,24

Закрепление изученных орфограмм.

2

11.02

12.02

25,26,27

Выделение слов, обозначающих признаки предметов: цвет, форму, вкус, величину.

3

13.02

16.02

17.02

дорога

28

Расширение круга слов, обозначающих признаки предмета (материал, черты характера)

1

18.02

29

Сравнение предметов и узнавание их по признакам.

1

19.02

русский

30-31

Согласование слов, обозначающих признаки предметов со словами, обозначающими предмет.

2

20.02

24.02

32-33

Дифференциация изученных орфограмм.

2

25.02

26.02

34

Контрольная работа №6 по теме: «Слова, обозначающие предмет и признак  предмета»

1

27.02

35

Работа над ошибками по теме: «Слова, обозначающие предмет и  признак предмета».

1

2.03

Предлоги.13часов

36-37

Правописание предлогов.

2

3. 03

4.03

38

Выделение предлогов в речи, в тексте.

1

5.03

арбуз

39

Раздельное написание предлогов со словами.

1

6.03

40

Употребление предлогов в речи.

1

10.03

41-42

Различение слов с предлогами, со словами, с разделительным знаком.

2

11.03

12.03

43,44,45

Повторение и закрепление изученного материала по теме: «Предлоги».

3

13.03

16.03

17.03

46

Контрольная работа №7 по теме: «Предлоги»

1

18.03

47

Работа над ошибками по теме « Предлоги»

1

19.03

48

Повторение пройденного материала  по теме: Предлоги.

20.03

IV-четверть ( 39 часов)

Предложение –  27 часов

1

Предложение. Порядок слов в предложении.

1

30.03

2-3

Деление текста на предложения.

2

31.03

1.04

4

Связь слов в предложении.

1

2.04

5-6

Употребление формы винительного падежа в предложении по вопросам: кого? что?

2

3.04

6.04

костёр

7-8

Употребление формы родительного падежа по вопросам: кого? что?

2

7.04

8.04

9-10

Употребление формы дательного падежа по вопросам: кому? чему?

2

9.04

10.04

11-12

Употребление формы творительного падежа по вопросам: кем? чем?

2

13.04

14.04

13-14

Составление и запись предложений по вопросам: кем? чем?

2

15.04

16.04

15-16

Употребление формы предложного падежа по вопросам: о ком? о чем?

2

17.04

20.04

17

Контрольная работа № 8  по теме: «Предложение.»

1

21.04

18

Работа над ошибками по теме:

 « Предложение»

1

22.04

19

Работа с деформированным текстом.

1

23.04

20

Связь слов в предложении.

1

24.04

песок

21

Работа с деформированным текстом

1

27.04

лагерь

22-23

Установление порядка предложений в тексте.

2

28.04

29.04

24-25

Закрепление умений в составлении предложений.

2

30.04

4.05

26

Контрольная работа № 9  по теме: «Порядок слов в предложении»

1

5.05

27

Работа над ошибками по теме: « Порядок слов в предложении »

1

6.05

Повторение – 12 часов.

28-29

Слова, обозначающие предмет, действие, признак.

2

7.05

8.05

30-31

Большая буква в именах собственных.

2

11.05

12.05

32-33

Предлоги. Раздельное написание предлогов

2

13.05

14.05

34

Повторение. Звуки

1

15.05

35

Повторение. Слово

1

18.05

36

 Повторение. Слово

1

19.05

37

Контрольная работа № 10 по теме:

« Слова, обозначающие предмет, признак, действие»

20.05

38

Работа над ошибками по теме:

«  Слова, обозначающие предмет, признак, действие предмета »

1

21.05

39

Повторение.  Слова, обозначающие предмет, действие, признак.

Промежуточная аттестация.

2

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая адаптированная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития предмета "Литературное чтение " для 4 класса

Обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности....

рабочие программы и календарно-тематические планирования ( 4 класс) по предметам начальной школы для детей с лёгкой степенью умственной отсталости

Календарно-тематические планирования по предметам начальной школы для обучающихся 4 класса с лёгкой степенью умственной отсталости  составлены по примерной программе В.В.  Воронковой и ориен...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант I.

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1....

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью (Вариант 8.1)

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью (Вариант 8.1)...

Программа по логопедии для 1-4 классов для детей с лёгкой степенью умственной отсталости

Программа по логопедии составлена на основе ФГОС образования детей с умственной отсталостью (интеллоектуальными нарушениями)....

Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края "(4 класс).

Программа рассчитана на учащихся 4 класса. Она включает: пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....