Главные вкладки

    Индивидуальный образовательный маршрут учащегося 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, со стёртой дизартрией.
    методическая разработка по логопедии (1 класс)

    Гранова Анастасия Николаевна
    Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
    При минимальных дизартрических расстройствах наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого неба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы. Сегодня можно считать доказанным, что помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функции и процессов, отвечающих за становление письменной речи, а также ослабление общей и мелкой моторики.
    При стертой дизартрии расстройства произношения звуков вызваны нарушениями фонетических операций, поэтому важнейшим направлением коррекционно-логопедической работы становится развитие артикуляционной моторики. В своей работе я осуществляю дифференцированный подход к каждому ребенку, а также придерживаюсь двух направлений коррекционной работы:
    1. формирование кинестетической основы движения: ощущение положения органов артикуляции;
    2. формирование кинетической основы движения: сами движения языка и артикуляционных органов.
     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл individualnyy_marshrut_rebenka_s_st._dizartriey.docx53.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития учащегося 1 класса, зачисленного в логопедическую группу на 2017-2018 учебный год

    Составитель:

    учитель-логопед Гранова А.Н.

    Ф.И. ребенка:

    Возраст: 7 лет

    Возрастная группа: 1 класс

    Анамнез (со слов родителей): скорые роды, 2 раза прохождение ПМПК (родители справку не предоставляют); заключение невролога: стёртая дизартрия.

    1. Данные логопедического обследования (стартовая диагностика) 11.09.2017г.

    1. Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата. Состояние ручной моторики.

    Строение ОАА без видимой патологии. Движения губ, языка неточные, в неполном объеме. Испытывает затруднение в переключении ОАА с одного движения на другое, подъеме языка в верхнюю позицию. Трудности в удержании позиций «Иголочка», «Чашечка». По счету до 8 не удерживает позицию.

    Состояние ручной моторики: предпочитает работать левой рукой; при выполнении упражнений на динамическую организацию движений наблюдаются неточности.

    2. Состояние дыхательной и голосовой функции. Дыхание недостаточно плавное. Речевой выдох непродолжительный.  Голосовые модуляции смазаны. Голос слабо модулированный, назализованный.

    Общее звучание речи: чрезмерно быстрое, несколько снижена разборчивость.

    3. Звукопроизношение. Искаженное произношение сонорных звуков [р], [р’], [л], [л’]. Ротацизм, ламбдацизм.

    4. Фонематическое восприятие. Нарушено. При воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками допускает частые ошибки (слоги с шипящими, свистящими, сонорными звуками). Неустойчивый навык слуховой дифференциации. При воспроизведение изолированных звуков [ш], [с] наблюдается их смешение.

    5.Сформированность звуко - слоговой структуры слова: точное воспроизведение.

    6. Навыки языкового анализа. Правильно определяет  количество слов в предложении. Определяет место звука в слове. Не определяет количество слогов в слове. Не может определить, сколько звуков в слове.

    7. Состояние словаря.  Детенышей животных называет все. Правильно образовывает прилагательные от существительных относительных и качественных. Ошибки при образовании существительных от притяжательных прилагательных.

    8. Грамматический строй речи. Единичные ошибки в образование множественного числа существительных в именительном и родительном падеже. Одна ошибка в добавление предлогов в предложения. Правильное составление предложений из слов в начальной форме. Частые ошибки в повторение и верификация предложений.

    9.Связная речь.

    Рассказ по серии сюжетных картинок.

    Смысловая целостность: рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности.

    Лексико-грамматическое оформление высказывания: рассказ оформлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипное оформление, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление.

    Самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ.

    Пересказ прослушанного текста.

    Смысловая целостность: воспроизведены все основные смысловые звенья.

    Лексико-грамматическое оформление: пересказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены.

    Пересказ после повторного прочтения.

    Чтение.

    Способ: побуквенное чтение.

    Скорость: очень низкая.

    Правильность: редкие пропуски букв.

    Понимание прочитанного: полное понимание.

    10. Предварительное логопедическое заключение.

    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи; стертая дизартрия (заключение невролога и учителя-логопеда).

    1. Индивидуальный образовательный маршрут

    Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.

    Цель логопедического сопровождения: выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции стёртой дизартрии у данного учащегося, способствующих успешное прохождение школьной программы.

    Задачи логопедического сопровождения:

    1.  Нормализовать мышечный тонус.

    2.  Нормализовать моторику артикуляционного аппарата.

    3.   Нормализовать речевое дыхание.  

    4.   Нормализовать голос.

    5.   Нормализовать просодику.

    6.   Нормализовать мелкую моторику рук.

    7.   Выработать основные артикуляционные уклады.

    8.   Развивать фонематический слух.

    9.  Развитие навыков фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.

    10.   Поставить, автоматизировать и дифференцировать звуки, ввести в речь.

    11.  Тренировать  правильные  речевые  навыки  в  различных  речевых ситуациях.

    12. Развивать лексический и грамматический строй речи.

    13. Развивать связную речь.

    14. Пропедевтика нарушений письменной речи.

    1. Этапы логопедической работы

    Первый этап логопедической работы, носящий название «подготовительный», содержит следующие направления:

    - нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. С этой целью логопед проводит дифференцированный логопедический массаж (при наличии соответствующих условий для проведения массажа).

    - нормализация моторики артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированные приемы артикуляционной гимнастики.

    - нормализация голоса. С этой целью проводятся голосовые упражнения, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе.

    - нормализация речевого дыхания. С этой целью логопед проводит кратковременные упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха. Затем закрепляют новые навыки в ортофонических упражнениях, объединяющих артикуляционные, голосовые и дыхательные упражнения воедино.

    - нормализация просодики;

    - нормализация мелкой моторики рук. С этой целью проводится логопедом пальцевая гимнастика, направленная на выработку тонких дифференцированных движений в пальцах обеих рук.

    Все упражнения первого этапа постепенно усложняются.

    Вторым этапом логопедической работы является выработка новых произносительных умений и навыков.

    Направления второго этапа логопедической работы проводятся на фоне продолжающихся упражнений, перечисленных в первом этапе, но более сложных:

    - выработка основных артикуляционных укладов (дорсального, какуминального, альвеолярного, нёбного). Каждая из этих позиций определяет соответственно артикуляцию свистящих, шипящих, сонорных и нёбных звуков.

    - определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения;

    - уточнение или развитие фонематического слуха;

    - непосредственно вызывание конкретного звука, используются классические приемы постановки звуков (по подражанию, механическим, смешанным способами);

    - закрепление вызванного звука, т. е. его автоматизация;

    - дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами.

    Третий этап логопедической работы посвящается выработке коммуникативных умений и навыков:

    - формирование у ребенка навыков самоконтроля;

    - введение звука в речь в учебной ситуации (заучивание стихов, составление предложений, рассказы, пересказы и т. п.);

    -включение в лексический материал просодических средств: различной интонации, модуляций голоса по высоте и силе, изменения темпа речи и тембра голоса, определения логического ударения, соблюдения пауз и др.

    Четвертый этап логопедической работы - предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии. Имея в виду профилактику вторичных нарушений, следует обеспечить раннюю диагностику дизартрии, определение группы риска по дизартрии, а также организовать раннюю коррекционную работу.

    Первые 4 этапа реализуются в основном на индивидуальных занятиях, одновременно ведется работа на групповых занятиях по реализации пятого этапа.

    Пятый этап логопедической работы – создание условий, ребенку со стёртой дизартрией, для успешного обучения в школе. Основными направлениями логопедической работы являются:

    - развитие лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, расширение словарного запаса;

    - развитие связной речи;

    - формирование графомоторных навыков (включается на первом этапе в направлении развитие мелкой моторики);

    - профилактика дисграфических ошибок.

    Как отдельный этап, который ведётся одновременно со всеми остальными этапами это работа с родителями учащегося.

    Особенностью данного маршрута является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание коррекционной работы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:

    - консультативно-рекомендательная (1 консультация по итогу стартовой диагностики устной речи, рекомендации; 1 консультация по развитию фонематического слуха и восприятия у ребёнка);

    - лекционно-просветительская (1 лекция на тему: «Что такое стёртая дизартрия? Как помочь своему ребёнку?»;

    - организация круглых столов (1 собрание на тему: «Правила выполнения дыхательной гимнастики»;

    - индивидуальные занятия с родителями и их ребенком (1 занятие на тему: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях», 1 занятие: «Упражнения на формирование умения делать вдох - выдох через рот, нос; на формирование целенаправленной воздушной струи);

    - закрепление пройденного материала на автоматизацию поставленных звуков.

    1. Учебно-тематический план

    Коррекционная работа на логопедическом пункте осуществляется через индивидуальные и групповые занятия. Количество и продолжительность индивидуальных занятий от 15 до 20 минут не менее 2-3 раз в неделю. Количество и продолжительность групповых занятий 40 минут 2 раза в неделю. Освоение  курса  предполагает,  помимо посещения  занятий,  выполнение  домашних  заданий  по  закреплению пройденного материала.

    Тематический план индивидуальных учебно-коррекционных занятий рассчитан на 60 часов в год.

    Таблица 1 Учебно-тематический план занятий с учащимся 1-го класса

    Наименование разделов и тем

    Содержание занятий

    Кол-во часов

    Примечание

    Первый этап («подготовительный»)

    1.Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. Нормализация моторики артикуляционного аппарата.

    Проведение логопедического массажа при наличии соответствующих условий для его проведения.

    Пассивная  артикуляционная гимнастика (для мимических мышц и губ, нижней челюсти и языка). Активная  артикуляционная гимнастика  (выполнение статических  и  динамических упражнений).

    4

    В случае необходимости, количество часов могут варьироваться.

    Данное направление включается во все индивидуальные занятия на протяжении всего учебного года.

    2.Нормализация речевого дыхания.

    Статическая  дыхательная гимнастика.  Динамическая дыхательная  гимнастика.  Дыхательные  упражнения  без речевого  сопровождения. Фонационная  дыхательная гимнастика.  Речевая  дыхательная гимнастика.  Логоритмические упражнения  без  музыкального сопровождения.  Координация  речи с  точными  выразительными движениями и жестами.

    4

    В случае необходимости, количество часов могут варьироваться.

    Данное направление включается во все индивидуальные занятия на протяжении всего учебного года.

    3.Нормализация голоса и просодики.

    Произнесение гласных (а, у, о, э, и) на  выдохе,  отработка  звуков  в изолированном  произношении  с постепенным  увеличением повторений  на  один  выдох, пропевание гласных и их сочетаний с  различной  силой  и  высотой звучания,  произнесение звукосочетаний  с  согласным  в интервокальной позиции.

    4

    В случае необходимости, количество часов могут варьироваться.

    Данное направление включается во все индивидуальные занятия на протяжении всего учебного года.

    4.Нормализация общей и мелкой моторики рук.

    Формирование графомоторных навыков.

    Развитие  мелкой  моторики. Развитие общей моторики.

    Формирование   тонкокоординированных    движений пальцев   и   кисти руки,  формирование    зрительно – пространственной    ориентировки,

    формирование   зрительно – моторной    координации.

    4

    Данное направление включается во все индивидуальные занятия на протяжении всего учебного года.

    Второй этап (выработка новых произносительных умений и навыков)

    5.Выработка новых произносительных умений и навыков.

    Выработка  артикуляционныхукладов для постановки нарушенных звуков.  Развитие фонематического  слуха (работа над группой шипящих, свистящих, сонорных звуков).  Постановка  звуков [л′-л], далее [р′-р]. Автоматизация поставленных звуков сначала в изолированном виде, слогах, словах, предложениях, текстах, скороговорках. Дифференциация звуков [ј-л, р-л].

    32

    В случае необходимости, количество часов могут варьироваться.

    Третий этап (выработка коммуникативных умений и навыков)

    6.Выработка коммуникативных умений и навыков.

    Выработка навыка

    Самоконтроля.

    Введение  поставленных звуков  в  речь  в  учебной ситуации  (заучивание  стихов, составление  предложений, рассказов, пересказов).

    6

    7.Включение в лексический материал просодических средств.

    Составление  предложений, рассказов,  пересказов  с  различной интонацией,  модуляцией  голоса по высоте  и  силе,  изменением  темпа речи и  тембра голоса, определение логического  ударения  и соблюдение пауз.

    2

    Четвёртый этап

    8. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

    Упражнения на определение  количества слов в предложении, на различение понятий «слово», «предложение», места звука в слове, количество звуков, слогов в слове.

    4

    Данное направление включается во все индивидуальные занятия на протяжении всего учебного года.

    Пятый этап (включается как в групповые, так и в индивидуальные занятия),  см. Таблицу 2 (план групповых занятий)

    9.Развитие лексико-грамматического строя речи.

    Предлагаемый практический материал нацелен на формирование морфологических обобщений и основывается на системном использовании грамматических заданий, распределении грамматических блоков от простого к сложному. Содержание заданий направлено на практическое закрепление умений и навыков, формируемых на занятиях.

    В процессе выполнения заданий проводится работа над словом, словосочетанием, предложением. Указанные направления тесно связаны между собой. Так, например, словарная работа, основной задачей которой является уточнение и обогащение словаря, осуществляется в ходе выполнения всех упражнений, отрабатываемые словосочетания включаются в предложения и тексты.

    Примеры видов работы:

    -рассматривание и называние тех предметов, о которых идет речь в упражнении;

    -постановка вопросов на уточнение названий признаков предметов, действий, которые ребенок видит вокруг;

    -подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам;

    -подбор слов, противоположных по значению;

    - дополнение предложений нужным по смыслу словом;

    - нахождение ошибки в предложении и исправление ее и пр.

    Данное направление включается во все индивидуальные занятия на протяжении всего учебного года.

    10.Развитие связной речи.

    Рассказы по серии сюжетных картинок. Пересказы прослушанного текста. Речевые тренинги.

    Данное направление включается во все индивидуальные занятия на протяжении всего учебного года.

    11. Профилактика дисграфических ошибок.

    Осуществляется на групповых занятиях.

    Таблица 2 Тематический план работы с группой учащихся, имеющих фонетическое и фонетико - фонематическое недоразвитие речи, на 2017 – 2018 учебный год

    Количество часов в год: 61.

    № занятия

    Раздел. Тема занятия.

    Кол-во часов

    I четверть (12ч.)

    Текст. Предложение. Слово.

    1

    Речь. Речь устная и письменная. Текст.

    1

    2

    Текст. Предложение.

    1

    3-4

    Предложение и слово. Слова, обозначающие предмет.

    2

    5-6

    Предложение. Слова, обозначающие действие.

    2

    7

    Дифференциация слов-предметов  и слов-действий.

    1

    8-9

    Предложение. Слова, обозначающие признак.

    2

    10-11

    Предложение. Предлоги.

    2

    12

    Проверочная работа «Текст. Предложение. Слово».

    1

    II четверть (14 ч.)

    Звуко-буквенный состав слова

    Гласные  звуки

    13

    Речевые и неречевые звуки. Звуки и буквы.

    1

    14

    Звуки речи: гласные и согласные.

    1

    15

    Гласные первого ряда.

    1

    16

    Гласные второго ряда.

    1

    17-18

    Дифференциация гласных первого и второго рядов А-Я.

    2

    19-20

    Дифференциация гласных первого и второго рядов О-Ё.

    2

    21

    Дифференциация гласных первого и второго рядов У-Ю.

    1

    22-23

    Дифференциация гласных Ё-Ю.

    2

    24-25

    Дифференциация гласных первого и второго рядов Ы-И.

    2

    26

    Проверочная работа «Гласные звуки».

    1

    III четверть (20 ч.)

    Слоговой состав слова

    27

    Слог. Слогообразующая роль гласной. Типы слогов.

    1

    28

    Анализ односложных слов. Анализ двусложных слов.

    1

    29-31

    Анализ многосложных слов.

    3

    32-34

    Ударение.    

    3

    35

    Проверочная работа «Слоги. Ударение».

    1

    Согласные  звуки

    36

    Согласные звуки: твердые и мягкие.

    1

    37-39

    Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных.

    3

    40-44

    Обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака.

    4

    45

    Проверочная работа «Обозначение мягкости согласных на письме».

    1

    46

    Повторение пройденного материала за 3 четверть.

    1

    47

    Повторение пройденного материала за 3 четверть.

    1

    IV четверть (14 ч.)

    Согласные  звуки

    48-49

    Согласные: звонкие и глухие. Дифференциация [б-п],  [ б'-п'].

    2

    50-51

    Дифференциация [в-ф], [ в'-ф'].

    2

    52-53

    Дифференциация [г-к], [ г'-к'].

    2

    54-55

    Дифференциация [д-т], [ д'-т'].

    2

    56-57

    Дифференциация [ж-ш].

    2

    58-59

    Дифференциация [з-с], [ з'-с'].

    2

    60

    Проверочная работа «Согласные: звонкие и глухие».

    1

    61

    Повторение  пройденного материала за 4 четверть.

    1

    Результаты повторной логопедической диагностики устной и письменной речи (конец учебного года) 17.05.2018 г.

    1. Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата.Строение ОАА без видимой патологии. Движения губ, языка точные, в полном объеме. По счету до 8  удерживает все позиции.

    2. Состояние дыхательной и голосовой функции. Дыхание умеренное. Голосовые модуляции в норме.

    3. Звукопроизношение. Поставлены, автоматизированы и введены в речь звуки [р],[р’], [л],[л’].

    4. Фонематическое восприятие. Скорректировано, соответствует возрастной норме.

    5.Сформированность звуко - слоговой структуры слова: точное воспроизведение.

    6. Навыки языкового анализа. Правильно определяет  количество слов в предложении. Определяет место звука в слове. Определяет количество слогов в слове. Может определить, сколько звуков в слове.

    7. Состояние словаря. Детенышей животных называет все. Правильно образовывает прилагательные от существительных относительных и качественных Правильное образование существительных от притяжательных прилагательных.

    8. Грамматический строй речи. Единичные ошибки в образование множественного числа существительных в именительном и родительном падеже. Правильное добавление предлогов в предложения. Правильное составление предложений из слов в начальной форме. Отсутствие ошибок в повторение и верификация предложений.

    9.Связная речь.

    Рассказ по серии сюжетных картинок.

    Смысловая целостность: рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности.

    Лексико-грамматическое оформление высказывания: рассказ оформлен без аграмматизмов, единичные случаи поиска слов.

    Самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ.

    Пересказ прослушанного текста.

    Смысловая целостность: воспроизведены все основные смысловые звенья.

    Лексико-грамматическое оформление: пересказ составлен без аграмматизмов, отдельные близкие словесные замены.

    Пересказ без помощи логопеда.

    Чтение.Способ: целыми словами.

    Скорость: средняя.

    Правильность: отсутствие ошибок дислексического характера.

    Понимание прочитанного: полное понимание.

    Письмо.В диктанте из 28 слов допустил одну орфографическую ошибку. Отсутствие специфических ошибок.

    Таблица 3 Результаты устранения нарушений звукопроизношения

    Начало года

    [Р]

    [Р']

    [Л]

    [Л’]

    [С]

    [С’]

    [З]

    [З’]

    [Ц]

    [Ж]

    [Ш]

    [Ч]

    [Щ]

    др. звуки ........

    Звук отсутствует или искажается

    +

    +

    +

    +

    Звук произносится изолированно

    Звук автоматизирован

    Звук введен в речь

    Конец года

    Звук отсутствует или искажается

    Звук произносится изолированно

    Звук автоматизирован

    Звук введен в речь

    +

    +

    +

    +


    Результаты устранения нарушений устной речи:

    1) состояние зрительного восприятия: в пределах возрастной нормы;

    2) состояние общей и мелкой моторики: в пределах возрастной нормы;

    3) состояние артикуляционной моторики: значительное улучшение;

    4) состояние звукопроизношения: значительное улучшение-нарушенные звуки введены в речь;

    5) состояние функции фонематического анализа, синтеза, представлений: значительное улучшение;

    6) состояние функции зрительно-пространственной координации: в пределах возрастной нормы;

    7) состояние лексико-грамматического строя речи: в пределах возрастной нормы;

    8) состояние связной речи: значительное улучшение;

    9) чтение: значительное улучшение.

    Список литературы, использованной при составлении маршрута

    1.    Архипова,  Е.  Ф.  Коррекционно-логопедическая  работа  по  преодолению стертой дизартрии  у детей  [Текст] /  Е. Ф. Архипова.  – М.: АСТ:  Астрель,

    2008. – 254 с.

    2.    Ефименкова,  Л.  Н.  Коррекция  устной  и  письменной  речи  у  учащихся начальных классов [Текст]: пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 336 с.

    3.    Калмыкова,  И.  Р. Таинственный  мир  звуков.  Фонетика  и  культура  речи  в играх  [Текст]:    популярное  пособие  для  родителей  и  педагогов  /  Р.  И. Калмыкова. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 240 с.

    4.  Козырева, Л. М. Программно - методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками

    [Текст] / Л. М. Козырева.  – Ярославль: Академия развития, 2006. – 128 с.

    5.  Корнев, А. Н. Нарушение чтения и письма у детей [Текст] / А. Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2003. – 330 с.

    6.    Крупенчук,  О.  И.,  Воробьёва,  Т.  А.  Исправляем  произношение  [Текст]: Комплексная  методика  коррекции  артикулярных  расстройств  /  О.  И. Крупенчук, Т. А.  Воробьёва. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007. –

    96 с.

    7.  Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] / Р. И. Лалаева. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

    8.  Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и письма и пути их коррекции у младших школьников [Текст]: учебное пособие / Р. И. Лалаева. – СПб.: Союз, 1998. – 224 с.  

    9.  Логопедия  [Текст]:  Учеб.для  студентов  дефектол.  фак.  пед.  ин-тов  /  Л.  С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; Под ред. Л. С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х книгах. Книга 1. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 384 с.

    10.  Лопухина,  И.  С.  Логопедия  – речь,  ритм,  движение  [Текст]:  Пособие  для логопедов и родителей / И.С. Лопухина. – СПб.: Дельта, 1997. – 256 с.

    11.    Рамзаева,  Т.  Г.  Русский  язык.  1  –  4  классы  [Текст]:  программа  для  общеобразовательных учреждений / Т. Г. Рамзаева. -   М.: Дрофа, 2006. – 47 с.

    12.  Ястребова,  А.  В.  Коррекция  недостатков  речи  у  учащихся общеобразовательной школы [Текст] / А. В. Ястребова. – М.: АРКТИ, 1999.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Раздел индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для ребенка с синдромом Дауна по развитию речи.

    Один из разделов индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для ребенка с синдромом Дауна по развитию речи....

    Индивидуально образовательный маршрут учащегося 2 класса (обучение на дому)

    Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят ...

    Индивидуально образовательный маршрут учащегося 2 класса (обучение на дому)

    Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят ...

    Индивидуальный образовательный маршрут учащегося 1 класса с ограниченными возможностями здоровья

    Разработанный мной индивидуальный образовательный маршрут ученика 1-го класса  с ограниченными возможностями здоровья предусматривает как вариативные формы обучения,  так и различные формы...

    Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"

    Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...

    Конспект логопедического занятия для учащихся 2-го класса c фонетико - фонематическим нарушением речи. Тема: "Дифференциация звуков С-З"

    Конспект логопедического занятия для учащихся 2-го класса c фонетико - фонематическим нарушением речи.Тема: "Дифференциация звуков С-З"Логопедическое занятие по развитию у учащихся умения...