Индивидуальный образовательный маршрут учащегося с ОВЗ. 4 класс
рабочая программа (4 класс)

содержание и формы работы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Сунтарская начальная общеобразовательная школа им.В.Г.Павлова»

РАССМОТРЕНО:

На заседании МО

Протокол №____от________2016г.

__________Алексеева А.Т./

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

 _________/Алексеева Е.Н./

от «___»___________2016г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор школы

 ___________/Назаров А.С./

от «___»___________2016г.

 

 

 

 

 

 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

на 2016-2017уч.г.

Ф.И.О.

Учитель: Иванова Лилия Михайловна

 

2016г.

  1. Общие сведения

Ф.И.О. обучащегося

Дата рождения

Домашний адрес, телефон

Ф.И.О. отца

Образование

Место работы, должность

Ф.И.О. матери

Образование

Место работы, должность

Педагогический состав

Учитель

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Социальный педагог

 Заключение ПМПК

Дата

Заключение

Рекомендации

Медицинские показания

Диагноз

Группа здоровья

Физическая группа

Рекомендации специалистов сопровождения

Учитель

Обучение по общеобразовательной программе

Педагог-психолог

Коррекционно-развивающая работа

Учитель-логопед

Логопедические заняти

  1. Освоение образовательной программы
  1. Содержание и организация образовательной деятельности на уровне начального общего образования. Обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы);
  2. Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи;
  3. Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область;
  4. Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО;
  5. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Содержание внеурочной деятельности осуществляется по направлениям: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное.
  6. Коррекционно-развивающая работа направлена на обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и коррекцию ее недостатков; познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирования произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекцию нарушений устной и письменной речи, психолого-педагогическую поддержку в освоении АООП НОО;
  7. Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение, содержание самостоятельно определяется Организацией, исходя из психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на основе рекомендаций ПМПК и ИПР обучающихся;
  8. Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе;
  9. Требования к результатам освоения программы коррекционной работы должны отражать сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах. Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями;
  10. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы.
  11. Личностные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО
  12. Метапредметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО:
  13. Предметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО
  14. Итоговая аттестация на ступени начального общего образования должна проводиться с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики.

Учебный план

Предметы

Кол.часов в неделю

Учебный план для общеобразовательных учреждений РС(Я) с обучением на родном языке (языке саха). (Вариант 4)

Русский язык

Литературное чтение на русском языке

Родной язык

Литературное чтение на родном языке

Математика

Окружающий мир

Основы религиозной культуры и светской этики

Музыка

Технология

Изобразительное искусство

Физическая культура

4

2

3

2

4

2

1

1

1

1

3

Коррекционный блок

Кол.часов в неделю

Коррекционно-развивающая работа

1

Коррекционно-развивающая работа

1

Занятия по выбору обучающегося

Ф.И.О руководителя

Кол.часов в неделю

Мой мир

1

Ступеньки здоровья

1

Мир творчества

1

Роботехника

1

Дополнительное образование

Ф.И.О руководителя

Кол.часов в неделю

Эр хоьуун

1

  1. Организация коррекционно-развивающей работы

  1. Программа коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ (с задержкой психического развития)

Педагог-психолог:

В связи с тем, что количество учащихся с отклонениями в развитии в последнее время возросло, возникла необходимость создания для таких учащихся специальных, адаптированных для их психофизиологических особенностей, коррекционных программ.

Учащихся с задержкой психического развития отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, наличием аграмматизмов, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций (это обусловлено еще и двуязычием); интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Эти учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации. Данные проблемы определили цель коррекционной работы с учащимися данной категории.

Цель коррекционной работы – коррекция познавательной сферы учащихся с особенностями в развитии.

Задачи коррекционной работы:

  • развитие и совершенствование коммуникативных навыков, внимания, пространственных представлений;
  • формирование умственного плана действий и речевых функций;
  • развитие произвольности психической деятельности.

Содержание работы

Формы и методы проведения

Ответственные

Психолог

Диагностика особенностей личностного развития

  1. Индивидуальная беседа с учителями и родителями с целью определения проблемных областей в обучении и воспитании.
  2. Первичное обследование с целью определения личностных особенностей, уровня развития интеллектуальных способностей, сформированности учебных умений и навыков, определение уровня тревожности, уровня агрессивности.
  3. Определение внутрисемейных отношений, особенностей семейного воспитания.

Психолог

Организация и проведение коррекционно-развивающей работы (индивидуальные занятия) с учащимся и родителями.

  1. Занятия по развитию внимания, восприятия, памяти, мышления (приемы сравнение, обобщение, выделение существенных признаков).
  2. Занятия по развитию психомоторных и сенсорных процессов.
  3. Тренинги. Релаксационные занятия, снятие напряжения.
  4. Занятия на снижения уровня тревожности и уровня агрессивности.
  5. Занятия по развитию коммуникативных навыков

Психолог

Индивидуальные консультации родителей по результатам обследования.

Рекомендации

Психолог

Просветительская работа с родителями и учителями – предметниками

  1. Разработка индивидуальных рекомендаций для педагогов и родителей
  2. Знакомство с рекомендациями по развитию интеллектуальных способностей, снижению уровня тревожности и т.д

Психолог

Программа комплексных коррекционно-развивающих занятий для развития коммуникативных навыков, произвольности психической деятельности для младших подростков с ЗПР.  

Система коррекционной работы, направленная на компенсацию выявленных нарушений у детей с задержкой психического развития,

разделена на 4 основных блока:

1. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков:

  1. становление умения владеть средствами общения;
  2. формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
  3. формирование коллективного обсуждения заданий;
  4. установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;
  5. способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».

2. Развитие речевой и мыслительной деятельности:

  1. приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;
  2. формирование развернутой монологической и диалогической речи. Умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;
  3. становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;
  4. расширение словарного запаса.

3. Развитие произвольности психической деятельности:

  1. умение работать по образцу и в соответствии с инструкцией педагога;
  2. произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях;
  3. произвольность как компонент речевой деятельности, овладение планирующей функцией речи (ответы на вопросы в точном соответствии с заданием, умение выражать свои мысли в речи, развернуто рассказывать о последовательности выполнения учебной работы);
  4. навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;

4. Развитие пространственных представлений:

  1. формирование умений различать геометрические формы;
  2. усвоение учащимися понятия величины;
  3. ознакомление с правилами пространственной организации рабочего материала;
  4. овладение пространственной ориентацией в тетради и помещении;
  5. совершенствование координаций движений в пространстве;
  6. формирование умения манипулировать с образами, делая различные мыслительные преобразования: вращение, расчленение на части и соединение их в единой целое и т. п.; развитие способности ребенка действовать в уме.

Программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Продолжительность каждого занятия 40 минут.

Содержание предложенных занятий дает возможность активизировать творческий потенциал учащихся, способствует формированию у детей умения работать самостоятельно и стимулирует их активность. Использование большого количества игровых заданий и организация соревновательной ситуации повышает заинтересованность школьников в достижении результатов своей деятельности и способствует повышению школьной и учебной мотивации. Все занятия проводятся на материале, близком к учебной программе, что обеспечивает их высокую эффективность и позволяет осуществить перенос умений и навыков, получаемых на занятиях, в ситуацию школьного урока. Коллективное обсуждение многих заданий, предусмотренных программой, способствует формированию и развитию у детей навыков общения и совместной деятельности: умению выслушать точку зрения другого человека, планировать свои действия вместе с другими.

При планировании и проведении занятий с учащимися младшего школьного возраста с задержкой психического развития были учтены некоторые принципы организации коррекционно-развивающего процесса:

  • Усложнение предъявляемых заданий от совместного выполнения заданий с подробным инструктажем до творческих самостоятельных работ (учащимся предлагается самостоятельно работать или придумать подобное задание).
  • Проведение занятий с использованием материала, близкого к учебной программе.

Это обеспечивает их более высокую эффективность, так как позволяет осуществлять перенос умений и навыков, полученных на занятиях, в ситуацию школьного урока.

  • Использование игровых методов и приемов работы, включающих соревновательный элемент.

Для детей с ЗПР игровой мотив чаще всего является ведущим, а уровень учебной и школьной мотивации достаточно низок. Кроме того, постоянные неудачи в школе способствуют формированию либо заниженной самооценки, либо, наоборот, неадекватно завышенной. Детям с низкой самооценкой игровой характер занятий позволит избавиться от страха перед возможными неудачами, а учащиеся с завышенной самооценкой групповые соревновательные задания и упражнения дадут возможность получить истинную оценку своих возможностей. Примером подобных занятий может служить цикл игровых занятий «Школа разведчиков».

  • Введение системы штрафов и поощрений является хорошим средством воспитания организованности, собранности действий и ответственности за результат своей или командной работы. Поощрением может служить «звездочка», а штрафом - «ворона» («ловил ворон», т.е. был невнимателен, часто отвлекался). В конце каждого месяца подсчитывается количество «звездочек» и «ворон».
  • Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, проведение физкультминуток. Чередование письменных и устных форм работы.

Это условие является обязательным при работе с детьми, так как дает возможность оптимально распределить свою энергию, способствует снятию усталости и повышению работоспособности.

  • Использование упражнений на проверку внимания проводится с целью организации внимания и установления обратной связи с учащимися.

Это могут быть вопросы типа: «Кто меня слышал - покажите большой палец», или использование контрольных карточек: «Внимание!!», «Тишина!!», на которых изображены различные символы, обозначающие данные требования; или употребление различных вспомогательных средств, привлекающих внимание, например, колокольчика, или появление какой-либо игрушки, после чего учащиеся должны замереть на месте; минуты молчания (дети «держат» себя в руках, замерев на месте).

При планировании была соблюдена общая для всех занятий структура построения занятия.

  1. Программа логопедических занятий с обучающимися ОВЗ (ЗПР)

Учитель-логопед:

№ п/п

Тема

/ этап. Диагностика

Обследование состояния звукопроизношения

Слуховой диктант. Исследование состояния словарного запаса

Списывание с печатного текста. Исследование процесса чтения

Исследование фонематического восприятия. Диктант слов паронимов. Исследование фонематического анализа и синтеза

Обследование грамматического строя речи

Изложение по плану или по вопросам. Обследование зрительно-пространственных функций

// этап. Звукослоговой состав слов

Звуки и буквы. Дифференциация понятий «звук» и «буква»

Гласные звуки и буквы

Согласные звуки и буквы

Слог. Слогообразующая роль гласного

Слоговой анализ и синтез слов (вычленение слога из слова, определение количества слогов в слове, последовательность слогов в слове, позиционный анализ)

Фонематический анализ и синтез слов (выделение звука на фоне слова, позиционный анализ, определение количества звуков в слове, последовательность, количество звуков в слове)

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения

/// этап. Дифференциация твердых и мягких согласных

Гласные второго ряда. Образование гласных второго ряда

Практическое усвоение гласных второго ряда

Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, ю, и

Дифференциация твердых и мягких согласных

IV этап. Дифференциация гласных звуков и букв

Звук и буква а

Звук и буква о

Дифференциация о - а

Звук и буква у

Дифференциация у а

Звук и буква и

Дифференциация и у

Буква ю. Фонетический анализ буквы ю. Фонематический анализ слов с буквой ю

Буква ё. Фонетический анализ буквы ё. Фонематический анализ слов с буквой ё

Дифференциация ё - ю

V этап. Дифференциация согласных звуков,

сходных по акустическим и артикуляционным признакам,

и букв, сходных по графическим и оптическим признакам

Звук и буква п

Звук и буква б

Дифференциация звуков п - б

Звук и буква ф

Звук и буква в

Дифференциация звуков ф - в

Звук и буква к

Звук и буква г

Дифференциация звуков к-г

Звук и буква т

Звук и буква д

Дифференциация звуков т - д

Звук и буква с

Звук и буква з

Дифференциация звуков с - з

Звук и буква ш

Звук и буква ж

Дифференциация звуков ш - ж

Звук и буква ц

Дифференциация звуков с - ц

Звук и буква ч

Звук и буква т

Дифференциация звуков ч - т

Дифференциация звуков ч - ц

Дифференциация звуков ч - щ

Дифференциация звуков ш - щ

Дифференциация графически сходных букв п-т

Дифференциация графически сходных букв б-д

Дифференциация графически сходных букв л-м

Дифференциация графически сходных букв х-ж

Повторение. Контрольный урок

  1. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Путь к успеху» . Руководитель: Иванова Лилия Михайловна

Цель программы:        развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.

 Задачи программы:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности;
  • развитие умений: анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; включаться в групповую работу; участвовать в обсуждении проблемных вопросов; высказывать собственное мнение и аргументировать его; контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися:

  • Задания на развитие психических процессов: внимание, память, воображение, мышление:
  • Упражнение на овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
  • Упражнения на усвоение основ знаний из области фонетики, графики, грамматики, лексики, морфемики;
  • Формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной речи;
  • Формирование системы начальных математических знаний;
  • Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

  1. Социализация

 

  1. Работа с детьми инвалидами и с ограниченными возможностями здоровья.

Социальный педагог:

Направления деятельности

Сроки

Исполнитель

1.

Продолжить работу по выявлению больных детей. Взять их на контроль.        

В течение года.

Социальный педагог.

Учитель логопед Классный руководитель.

2.

Проводить обследование материально-бытовых условий подопечного.        

2 раза в год.

Социальный педагог.

         Классный руководитель.

4.

Оказывать посильную помощь в воспитании, обучении, организации отдыха детей.        

В течение года.

Социальный педагог.

Зам.директора по ВР

Содержание

Формы занятий

Сроки

Ответственные

1

Давайте познакомимся.

Тренинг

Сентябрь

Соц.педагог, психолог

2

по страницам любимых героев

Экскурсия в школьную библиотеку

Октябрь

Соц.педагог, библиотекарь

3

Семь цветов радуги

Игра по станциям

Ноябрь

МО СПС

4

Игротека

игры

Декабрь

Соц.педагог

5

Арт терапия

Рисунки, расскраска

Январь

Соц.педагог

6

Лепка

Лепка из пластилина на развитие мелкой моторики

Февраль

Соц.педагог

7

 Музейные ценности

Экскурсия в музей

Март

Соц.педагог, психолог, зам.директора по ВР

8

Дерево дружбы

Изготовление бумажного дерева из ватмана, вырезать листочки из цв.бумаги написать свои желания, пожелания, и повесить на дерево.

Апрель

Соц.педагог

Занятия с детьми инвалидами

Содержание

Формы занятий

Сроки

Ответственные

1

«Вместе весело шагать по просторам»

Экскурсия, игры

Сентябрь

Соцпедагог, родители, зам/дир по ВР

2

«Умелые ручки»

Работа с природными материалами

Октябрь

Соцпедагог

3

Семь цветов радуги

Игра по станциям

Ноябрь

Соцпедагог, библиотекарь

4

Конкурс стихов о зиме.

Чтение стихов, рисунки

Январь

Соцпедагог, кл/руков, библиотекарь

5

Шашечный турнир

Февраль

Соцпедагог, зам/дир по ВР

5

Подарок своими руками.

Открытка

Март

Соцпедагог

6

«Мир увлечений»

Выставка работ детей инвалидов

Апрель

Соцпедагог, родители

7

«В здоровом теле, здоровый дух »

Игры в спортзале

Во время каникулов (ноябрь, март)

Соцпедагог, учителя физкультуры, мед.работник

  1. Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению

 «Мой мир»  

Руководитель: Иванова Лилия Михайловна

Цели и задачи программы

Цель духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младшего школьника: социально ­ педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи духовно­нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования:

  • формирование способности к духовному развитию;
  • развитие творческого потенциала в учебно­игровой, предметно­продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм.

Планируемые результаты

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • различать способ и результат действия;

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися:

  • участвуют во внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально­нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
  • участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе.
  • получают первоначальные представления о роли труда и значении творчества в жизни человека и общества в проведения внеурочных мероприятий;
  • знакомятся с различными видами труда, профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;
  • приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности как в учебное, так и в каникулярное время;
  • знакомятся с биографиями людей, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
  • получают первоначальные представления о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни, этике и психологии семейных отношений в процессе бесед, тематических классных часов, проведения школьно-семейных праздников, выполнения и презентации проектов;
  • получают первоначальные представления о роли знаний, интеллектуального труда и творчества в жизни человека и общества в процессе проведения внеурочных мероприятий;
  • получают элементарные представления о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях развития личности в ходе проведения интеллектуальных игр и т. д.;
  • активно участвуют в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх, деятельности кружков и центров интеллектуальной направленности и т. д.;
  • получают элементарные навыки научно-исследовательской работы в ходе реализации учебно-исследовательских проектов;
  • осваивают навыки видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательной организации и дома, в сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года;
  • получают первичный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, выражения себя в доступных видах и формах художественного творчества  в процессе проведения творческих конкурсов, выставок, в оформлении помещений.

  1. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Ступеньки здоровья» .

Руководитель: Иванова Лилия Михайловна

Цели и задачи программы

Цель: сохранение и укрепление физического здоровья, формирование основ здорового образа жизни и экологической культуры обучающихся

Задачи программы:

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
  • сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
  • сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.

Ожидаемые результаты:

у обучающихся будут сформированы навыки здорового образа жизни;

  • обучающиеся получат элементарные представления об экологической культуре.

Личностные результаты:

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
  • проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья;
  • проявление дисциплинированности и упорства в сохранении и укреплении личного здоровья и здоровья окружающих людей во всех его проявлениях.

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися:

Раздел: «Мое здоровье»

  • получают первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, его значении для полноценной человеческой жизни, о физическом, духовном и нравственном здоровье;
  • получают элементарные знания и умения противостоять негативному влиянию открытой и скрытой рекламы ПАВ, алкоголя, табакокурения;
  • участвуют в пропаганде здорового образа жизни (в процессе бесед, тематических игр, театрализованных представлений, проектной деятельности);
  • учатся организовывать правильный режим занятий физической культурой, спортом, туризмом, рацион здорового питания, режим дня, учебы и отдыха;

Раздел: «Экология окружающей среды».

  • усваивают элементарные представления об экокультурных ценностях, о нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой;
  • получают первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности;
  • усваивают в семье позитивные образцы взаимодействия с природой: совместно с родителями расширяют опыт общения с природой, заботятся о животных и растениях, участвуют вместе с родителями в экологических мероприятиях по месту жительства;
  • учатся вести экологически грамотный образ жизни в школе, дома, в природной и городской среде (выбрасывать мусор в специально отведенных местах, экономно использовать воду, электроэнергию, оберегать растения и животных и т. д.).  

  1. Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Мир творчества»

Руководитель:

 Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

       Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

        На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

        Объединение «Мир творчества» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

       Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цели работы объединения:

1. Развитие творческих способностей младших школьников,  эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.

Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач:

  • развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
  • освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
  • овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной  и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 8-11 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу. Занятия проводятся в группе по

15-17 человек. Срок реализации программы 3 года. Работа в кружке рассчитана на 134 часов и предусматривает следующее распределение: 1 год обучения -  34 часа (1ч. в неделю), 2 год обучения – 34 часа (1ч. в неделю), 3 год обучения -34 часа (1ч. в неделю).

Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой, подручным материалом, бросовым и направлено на овладение школьниками элементарными приемами ручной работы.

Технологии обучения в объединении:

- технология развивающего обучения;

- технология проблемного обучения;

- игровая технология;

- здоровьесберегающие  технологии;

- проектная технология;

- технология  разноуровнего обучения;

- информационные технологии.

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;  
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
  • устанавливать аналогии.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
  • Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
  • Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
  • Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
  • Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • Достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • Сформировать систему универсальных учебных действий;
  • Сформировать навыки работы с информацией.

        Предметными результатами работы в творческом объединении  являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Итоги реализации программы могут быть представлены

через презентации проектов;

через выставки детских работ;

через оформление зала для праздников;

через вручение подарков ветеранам, учителям, дошкольникам.

  1. Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Мир творчества»

Руководитель:

 Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

       Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

        На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

        Объединение «Мир творчества» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

       Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цели работы объединения:

1. Развитие творческих способностей младших школьников,  эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.

Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач:

  • развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
  • освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
  • овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной  и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 8-11 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу. Занятия проводятся в группе по

15-17 человек. Срок реализации программы 3 года. Работа в кружке рассчитана на 134 часов и предусматривает следующее распределение: 1 год обучения -  34 часа (1ч. в неделю), 2 год обучения – 34 часа (1ч. в неделю), 3 год обучения -34 часа (1ч. в неделю).

Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой, подручным материалом, бросовым и направлено на овладение школьниками элементарными приемами ручной работы.

Технологии обучения в объединении:

- технология развивающего обучения;

- технология проблемного обучения;

- игровая технология;

- здоровьесберегающие  технологии;

- проектная технология;

- технология  разноуровнего обучения;

- информационные технологии.

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;  
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
  • устанавливать аналогии.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
  • Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
  • Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
  • Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
  • Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • Достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • Сформировать систему универсальных учебных действий;
  • Сформировать навыки работы с информацией.

        Предметными результатами работы в творческом объединении  являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Итоги реализации программы могут быть представлены

через презентации проектов;

через выставки детских работ;

через оформление зала для праздников;

через вручение подарков ветеранам, учителям, дошкольникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально образовательный маршрут учащегося 2 класса (обучение на дому)

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят ...

Индивидуально образовательный маршрут учащегося 2 класса (обучение на дому)

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят ...

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося

ИОМ составлен  с учётом требований ФГОС...

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося

Создание индивидуального образовательного маршрута значительно облегчает работу педагога, который обучает детей с ОВЗ в условиях массовой школы. Данная категория детей нуждается в особых условиях обуч...

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося 1 класса с ограниченными возможностями здоровья

Разработанный мной индивидуальный образовательный маршрут ученика 1-го класса  с ограниченными возможностями здоровья предусматривает как вариативные формы обучения,  так и различные формы...

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, со стёртой дизартрией.

Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.При минимальных ...

Карта индивидуального образовательного маршрута учащегося 3 класса

Карта индивидуального образовательного маршрута  учащегося 3 класса...