Главные вкладки

    Индивидуальный образовательный маршрут учащегося с ОВЗ. 4 класс
    рабочая программа (4 класс)

    Иванова Лилия Михайловна

    содержание и формы работы 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Сунтарская начальная общеобразовательная школа им.В.Г.Павлова»

    РАССМОТРЕНО:

    На заседании МО

    Протокол №____от________2016г.

    __________Алексеева А.Т./

    СОГЛАСОВАНО:

    Зам. директора по УВР

     _________/Алексеева Е.Н./

    от «___»___________2016г.

    УТВЕРЖДЕНО:

    Директор школы

     ___________/Назаров А.С./

    от «___»___________2016г.

     

     

     

     

     

     ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

    на 2016-2017уч.г.

    Ф.И.О.

    Учитель: Иванова Лилия Михайловна

     

    2016г.

    1. Общие сведения

    Ф.И.О. обучащегося

    Дата рождения

    Домашний адрес, телефон

    Ф.И.О. отца

    Образование

    Место работы, должность

    Ф.И.О. матери

    Образование

    Место работы, должность

    Педагогический состав

    Учитель

    Педагог-психолог

    Учитель-логопед

    Социальный педагог

     Заключение ПМПК

    Дата

    Заключение

    Рекомендации

    Медицинские показания

    Диагноз

    Группа здоровья

    Физическая группа

    Рекомендации специалистов сопровождения

    Учитель

    Обучение по общеобразовательной программе

    Педагог-психолог

    Коррекционно-развивающая работа

    Учитель-логопед

    Логопедические заняти

    1. Освоение образовательной программы
    1. Содержание и организация образовательной деятельности на уровне начального общего образования. Обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы);
    2. Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи;
    3. Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область;
    4. Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО;
    5. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Содержание внеурочной деятельности осуществляется по направлениям: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное.
    6. Коррекционно-развивающая работа направлена на обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и коррекцию ее недостатков; познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирования произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекцию нарушений устной и письменной речи, психолого-педагогическую поддержку в освоении АООП НОО;
    7. Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение, содержание самостоятельно определяется Организацией, исходя из психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на основе рекомендаций ПМПК и ИПР обучающихся;
    8. Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе;
    9. Требования к результатам освоения программы коррекционной работы должны отражать сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах. Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями;
    10. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы.
    11. Личностные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО
    12. Метапредметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО:
    13. Предметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО
    14. Итоговая аттестация на ступени начального общего образования должна проводиться с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики.

    Учебный план

    Предметы

    Кол.часов в неделю

    Учебный план для общеобразовательных учреждений РС(Я) с обучением на родном языке (языке саха). (Вариант 4)

    Русский язык

    Литературное чтение на русском языке

    Родной язык

    Литературное чтение на родном языке

    Математика

    Окружающий мир

    Основы религиозной культуры и светской этики

    Музыка

    Технология

    Изобразительное искусство

    Физическая культура

    4

    2

    3

    2

    4

    2

    1

    1

    1

    1

    3

    Коррекционный блок

    Кол.часов в неделю

    Коррекционно-развивающая работа

    1

    Коррекционно-развивающая работа

    1

    Занятия по выбору обучающегося

    Ф.И.О руководителя

    Кол.часов в неделю

    Мой мир

    1

    Ступеньки здоровья

    1

    Мир творчества

    1

    Роботехника

    1

    Дополнительное образование

    Ф.И.О руководителя

    Кол.часов в неделю

    Эр хоьуун

    1

    1. Организация коррекционно-развивающей работы

    1. Программа коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ (с задержкой психического развития)

    Педагог-психолог:

    В связи с тем, что количество учащихся с отклонениями в развитии в последнее время возросло, возникла необходимость создания для таких учащихся специальных, адаптированных для их психофизиологических особенностей, коррекционных программ.

    Учащихся с задержкой психического развития отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, наличием аграмматизмов, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций (это обусловлено еще и двуязычием); интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Эти учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации. Данные проблемы определили цель коррекционной работы с учащимися данной категории.

    Цель коррекционной работы – коррекция познавательной сферы учащихся с особенностями в развитии.

    Задачи коррекционной работы:

    • развитие и совершенствование коммуникативных навыков, внимания, пространственных представлений;
    • формирование умственного плана действий и речевых функций;
    • развитие произвольности психической деятельности.

    Содержание работы

    Формы и методы проведения

    Ответственные

    Психолог

    Диагностика особенностей личностного развития

    1. Индивидуальная беседа с учителями и родителями с целью определения проблемных областей в обучении и воспитании.
    2. Первичное обследование с целью определения личностных особенностей, уровня развития интеллектуальных способностей, сформированности учебных умений и навыков, определение уровня тревожности, уровня агрессивности.
    3. Определение внутрисемейных отношений, особенностей семейного воспитания.

    Психолог

    Организация и проведение коррекционно-развивающей работы (индивидуальные занятия) с учащимся и родителями.

    1. Занятия по развитию внимания, восприятия, памяти, мышления (приемы сравнение, обобщение, выделение существенных признаков).
    2. Занятия по развитию психомоторных и сенсорных процессов.
    3. Тренинги. Релаксационные занятия, снятие напряжения.
    4. Занятия на снижения уровня тревожности и уровня агрессивности.
    5. Занятия по развитию коммуникативных навыков

    Психолог

    Индивидуальные консультации родителей по результатам обследования.

    Рекомендации

    Психолог

    Просветительская работа с родителями и учителями – предметниками

    1. Разработка индивидуальных рекомендаций для педагогов и родителей
    2. Знакомство с рекомендациями по развитию интеллектуальных способностей, снижению уровня тревожности и т.д

    Психолог

    Программа комплексных коррекционно-развивающих занятий для развития коммуникативных навыков, произвольности психической деятельности для младших подростков с ЗПР.  

    Система коррекционной работы, направленная на компенсацию выявленных нарушений у детей с задержкой психического развития,

    разделена на 4 основных блока:

    1. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков:

    1. становление умения владеть средствами общения;
    2. формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
    3. формирование коллективного обсуждения заданий;
    4. установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;
    5. способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».

    2. Развитие речевой и мыслительной деятельности:

    1. приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;
    2. формирование развернутой монологической и диалогической речи. Умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;
    3. становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;
    4. расширение словарного запаса.

    3. Развитие произвольности психической деятельности:

    1. умение работать по образцу и в соответствии с инструкцией педагога;
    2. произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях;
    3. произвольность как компонент речевой деятельности, овладение планирующей функцией речи (ответы на вопросы в точном соответствии с заданием, умение выражать свои мысли в речи, развернуто рассказывать о последовательности выполнения учебной работы);
    4. навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;

    4. Развитие пространственных представлений:

    1. формирование умений различать геометрические формы;
    2. усвоение учащимися понятия величины;
    3. ознакомление с правилами пространственной организации рабочего материала;
    4. овладение пространственной ориентацией в тетради и помещении;
    5. совершенствование координаций движений в пространстве;
    6. формирование умения манипулировать с образами, делая различные мыслительные преобразования: вращение, расчленение на части и соединение их в единой целое и т. п.; развитие способности ребенка действовать в уме.

    Программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Продолжительность каждого занятия 40 минут.

    Содержание предложенных занятий дает возможность активизировать творческий потенциал учащихся, способствует формированию у детей умения работать самостоятельно и стимулирует их активность. Использование большого количества игровых заданий и организация соревновательной ситуации повышает заинтересованность школьников в достижении результатов своей деятельности и способствует повышению школьной и учебной мотивации. Все занятия проводятся на материале, близком к учебной программе, что обеспечивает их высокую эффективность и позволяет осуществить перенос умений и навыков, получаемых на занятиях, в ситуацию школьного урока. Коллективное обсуждение многих заданий, предусмотренных программой, способствует формированию и развитию у детей навыков общения и совместной деятельности: умению выслушать точку зрения другого человека, планировать свои действия вместе с другими.

    При планировании и проведении занятий с учащимися младшего школьного возраста с задержкой психического развития были учтены некоторые принципы организации коррекционно-развивающего процесса:

    • Усложнение предъявляемых заданий от совместного выполнения заданий с подробным инструктажем до творческих самостоятельных работ (учащимся предлагается самостоятельно работать или придумать подобное задание).
    • Проведение занятий с использованием материала, близкого к учебной программе.

    Это обеспечивает их более высокую эффективность, так как позволяет осуществлять перенос умений и навыков, полученных на занятиях, в ситуацию школьного урока.

    • Использование игровых методов и приемов работы, включающих соревновательный элемент.

    Для детей с ЗПР игровой мотив чаще всего является ведущим, а уровень учебной и школьной мотивации достаточно низок. Кроме того, постоянные неудачи в школе способствуют формированию либо заниженной самооценки, либо, наоборот, неадекватно завышенной. Детям с низкой самооценкой игровой характер занятий позволит избавиться от страха перед возможными неудачами, а учащиеся с завышенной самооценкой групповые соревновательные задания и упражнения дадут возможность получить истинную оценку своих возможностей. Примером подобных занятий может служить цикл игровых занятий «Школа разведчиков».

    • Введение системы штрафов и поощрений является хорошим средством воспитания организованности, собранности действий и ответственности за результат своей или командной работы. Поощрением может служить «звездочка», а штрафом - «ворона» («ловил ворон», т.е. был невнимателен, часто отвлекался). В конце каждого месяца подсчитывается количество «звездочек» и «ворон».
    • Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, проведение физкультминуток. Чередование письменных и устных форм работы.

    Это условие является обязательным при работе с детьми, так как дает возможность оптимально распределить свою энергию, способствует снятию усталости и повышению работоспособности.

    • Использование упражнений на проверку внимания проводится с целью организации внимания и установления обратной связи с учащимися.

    Это могут быть вопросы типа: «Кто меня слышал - покажите большой палец», или использование контрольных карточек: «Внимание!!», «Тишина!!», на которых изображены различные символы, обозначающие данные требования; или употребление различных вспомогательных средств, привлекающих внимание, например, колокольчика, или появление какой-либо игрушки, после чего учащиеся должны замереть на месте; минуты молчания (дети «держат» себя в руках, замерев на месте).

    При планировании была соблюдена общая для всех занятий структура построения занятия.

    1. Программа логопедических занятий с обучающимися ОВЗ (ЗПР)

    Учитель-логопед:

    № п/п

    Тема

    / этап. Диагностика

    Обследование состояния звукопроизношения

    Слуховой диктант. Исследование состояния словарного запаса

    Списывание с печатного текста. Исследование процесса чтения

    Исследование фонематического восприятия. Диктант слов паронимов. Исследование фонематического анализа и синтеза

    Обследование грамматического строя речи

    Изложение по плану или по вопросам. Обследование зрительно-пространственных функций

    // этап. Звукослоговой состав слов

    Звуки и буквы. Дифференциация понятий «звук» и «буква»

    Гласные звуки и буквы

    Согласные звуки и буквы

    Слог. Слогообразующая роль гласного

    Слоговой анализ и синтез слов (вычленение слога из слова, определение количества слогов в слове, последовательность слогов в слове, позиционный анализ)

    Фонематический анализ и синтез слов (выделение звука на фоне слова, позиционный анализ, определение количества звуков в слове, последовательность, количество звуков в слове)

    Ударение. Смыслоразличительная роль ударения

    /// этап. Дифференциация твердых и мягких согласных

    Гласные второго ряда. Образование гласных второго ряда

    Практическое усвоение гласных второго ряда

    Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, ю, и

    Дифференциация твердых и мягких согласных

    IV этап. Дифференциация гласных звуков и букв

    Звук и буква а

    Звук и буква о

    Дифференциация о - а

    Звук и буква у

    Дифференциация у а

    Звук и буква и

    Дифференциация и у

    Буква ю. Фонетический анализ буквы ю. Фонематический анализ слов с буквой ю

    Буква ё. Фонетический анализ буквы ё. Фонематический анализ слов с буквой ё

    Дифференциация ё - ю

    V этап. Дифференциация согласных звуков,

    сходных по акустическим и артикуляционным признакам,

    и букв, сходных по графическим и оптическим признакам

    Звук и буква п

    Звук и буква б

    Дифференциация звуков п - б

    Звук и буква ф

    Звук и буква в

    Дифференциация звуков ф - в

    Звук и буква к

    Звук и буква г

    Дифференциация звуков к-г

    Звук и буква т

    Звук и буква д

    Дифференциация звуков т - д

    Звук и буква с

    Звук и буква з

    Дифференциация звуков с - з

    Звук и буква ш

    Звук и буква ж

    Дифференциация звуков ш - ж

    Звук и буква ц

    Дифференциация звуков с - ц

    Звук и буква ч

    Звук и буква т

    Дифференциация звуков ч - т

    Дифференциация звуков ч - ц

    Дифференциация звуков ч - щ

    Дифференциация звуков ш - щ

    Дифференциация графически сходных букв п-т

    Дифференциация графически сходных букв б-д

    Дифференциация графически сходных букв л-м

    Дифференциация графически сходных букв х-ж

    Повторение. Контрольный урок

    1. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Путь к успеху» . Руководитель: Иванова Лилия Михайловна

    Цель программы:        развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.

     Задачи программы:

    развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

    • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности;
    • развитие умений: анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; включаться в групповую работу; участвовать в обсуждении проблемных вопросов; высказывать собственное мнение и аргументировать его; контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

    Виды деятельности и формы занятий с обучающимися:

    • Задания на развитие психических процессов: внимание, память, воображение, мышление:
    • Упражнение на овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
    • Упражнения на усвоение основ знаний из области фонетики, графики, грамматики, лексики, морфемики;
    • Формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной речи;
    • Формирование системы начальных математических знаний;
    • Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

    1. Социализация

     

    1. Работа с детьми инвалидами и с ограниченными возможностями здоровья.

    Социальный педагог:

    Направления деятельности

    Сроки

    Исполнитель

    1.

    Продолжить работу по выявлению больных детей. Взять их на контроль.        

    В течение года.

    Социальный педагог.

    Учитель логопед Классный руководитель.

    2.

    Проводить обследование материально-бытовых условий подопечного.        

    2 раза в год.

    Социальный педагог.

             Классный руководитель.

    4.

    Оказывать посильную помощь в воспитании, обучении, организации отдыха детей.        

    В течение года.

    Социальный педагог.

    Зам.директора по ВР

    Содержание

    Формы занятий

    Сроки

    Ответственные

    1

    Давайте познакомимся.

    Тренинг

    Сентябрь

    Соц.педагог, психолог

    2

    по страницам любимых героев

    Экскурсия в школьную библиотеку

    Октябрь

    Соц.педагог, библиотекарь

    3

    Семь цветов радуги

    Игра по станциям

    Ноябрь

    МО СПС

    4

    Игротека

    игры

    Декабрь

    Соц.педагог

    5

    Арт терапия

    Рисунки, расскраска

    Январь

    Соц.педагог

    6

    Лепка

    Лепка из пластилина на развитие мелкой моторики

    Февраль

    Соц.педагог

    7

     Музейные ценности

    Экскурсия в музей

    Март

    Соц.педагог, психолог, зам.директора по ВР

    8

    Дерево дружбы

    Изготовление бумажного дерева из ватмана, вырезать листочки из цв.бумаги написать свои желания, пожелания, и повесить на дерево.

    Апрель

    Соц.педагог

    Занятия с детьми инвалидами

    Содержание

    Формы занятий

    Сроки

    Ответственные

    1

    «Вместе весело шагать по просторам»

    Экскурсия, игры

    Сентябрь

    Соцпедагог, родители, зам/дир по ВР

    2

    «Умелые ручки»

    Работа с природными материалами

    Октябрь

    Соцпедагог

    3

    Семь цветов радуги

    Игра по станциям

    Ноябрь

    Соцпедагог, библиотекарь

    4

    Конкурс стихов о зиме.

    Чтение стихов, рисунки

    Январь

    Соцпедагог, кл/руков, библиотекарь

    5

    Шашечный турнир

    Февраль

    Соцпедагог, зам/дир по ВР

    5

    Подарок своими руками.

    Открытка

    Март

    Соцпедагог

    6

    «Мир увлечений»

    Выставка работ детей инвалидов

    Апрель

    Соцпедагог, родители

    7

    «В здоровом теле, здоровый дух »

    Игры в спортзале

    Во время каникулов (ноябрь, март)

    Соцпедагог, учителя физкультуры, мед.работник

    1. Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению

     «Мой мир»  

    Руководитель: Иванова Лилия Михайловна

    Цели и задачи программы

    Цель духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младшего школьника: социально ­ педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

    Задачи духовно­нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования:

    • формирование способности к духовному развитию;
    • развитие творческого потенциала в учебно­игровой, предметно­продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм.

    Планируемые результаты

    Личностные результаты

    У выпускника будут сформированы:

    • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
    • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
    • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
    • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

    • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
    • различать способ и результат действия;

    Познавательные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

    • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

    Виды деятельности и формы занятий с обучающимися:

    • участвуют во внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально­нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
    • участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе.
    • получают первоначальные представления о роли труда и значении творчества в жизни человека и общества в проведения внеурочных мероприятий;
    • знакомятся с различными видами труда, профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;
    • приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности как в учебное, так и в каникулярное время;
    • знакомятся с биографиями людей, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
    • получают первоначальные представления о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни, этике и психологии семейных отношений в процессе бесед, тематических классных часов, проведения школьно-семейных праздников, выполнения и презентации проектов;
    • получают первоначальные представления о роли знаний, интеллектуального труда и творчества в жизни человека и общества в процессе проведения внеурочных мероприятий;
    • получают элементарные представления о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях развития личности в ходе проведения интеллектуальных игр и т. д.;
    • активно участвуют в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх, деятельности кружков и центров интеллектуальной направленности и т. д.;
    • получают элементарные навыки научно-исследовательской работы в ходе реализации учебно-исследовательских проектов;
    • осваивают навыки видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательной организации и дома, в сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года;
    • получают первичный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, выражения себя в доступных видах и формах художественного творчества  в процессе проведения творческих конкурсов, выставок, в оформлении помещений.

    1. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Ступеньки здоровья» .

    Руководитель: Иванова Лилия Михайловна

    Цели и задачи программы

    Цель: сохранение и укрепление физического здоровья, формирование основ здорового образа жизни и экологической культуры обучающихся

    Задачи программы:

    • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
    • сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
    • сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.

    Ожидаемые результаты:

    у обучающихся будут сформированы навыки здорового образа жизни;

    • обучающиеся получат элементарные представления об экологической культуре.

    Личностные результаты:

    • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
    • проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья;
    • проявление дисциплинированности и упорства в сохранении и укреплении личного здоровья и здоровья окружающих людей во всех его проявлениях.

    Виды деятельности и формы занятий с обучающимися:

    Раздел: «Мое здоровье»

    • получают первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, его значении для полноценной человеческой жизни, о физическом, духовном и нравственном здоровье;
    • получают элементарные знания и умения противостоять негативному влиянию открытой и скрытой рекламы ПАВ, алкоголя, табакокурения;
    • участвуют в пропаганде здорового образа жизни (в процессе бесед, тематических игр, театрализованных представлений, проектной деятельности);
    • учатся организовывать правильный режим занятий физической культурой, спортом, туризмом, рацион здорового питания, режим дня, учебы и отдыха;

    Раздел: «Экология окружающей среды».

    • усваивают элементарные представления об экокультурных ценностях, о нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой;
    • получают первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности;
    • усваивают в семье позитивные образцы взаимодействия с природой: совместно с родителями расширяют опыт общения с природой, заботятся о животных и растениях, участвуют вместе с родителями в экологических мероприятиях по месту жительства;
    • учатся вести экологически грамотный образ жизни в школе, дома, в природной и городской среде (выбрасывать мусор в специально отведенных местах, экономно использовать воду, электроэнергию, оберегать растения и животных и т. д.).  

    1. Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Мир творчества»

    Руководитель:

     Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

    • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
    • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
    • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

           Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

            На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

            Объединение «Мир творчества» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

           Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

    Цели работы объединения:

    1. Развитие творческих способностей младших школьников,  эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

    2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

    3. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.

    Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач:

    • развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
    • освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
    • овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
    • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной  и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

    Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 8-11 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу. Занятия проводятся в группе по

    15-17 человек. Срок реализации программы 3 года. Работа в кружке рассчитана на 134 часов и предусматривает следующее распределение: 1 год обучения -  34 часа (1ч. в неделю), 2 год обучения – 34 часа (1ч. в неделю), 3 год обучения -34 часа (1ч. в неделю).

    Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой, подручным материалом, бросовым и направлено на овладение школьниками элементарными приемами ручной работы.

    Технологии обучения в объединении:

    - технология развивающего обучения;

    - технология проблемного обучения;

    - игровая технология;

    - здоровьесберегающие  технологии;

    - проектная технология;

    - технология  разноуровнего обучения;

    - информационные технологии.

    Планируемые результаты

    Личностные универсальные учебные действия

    У обучающегося будут сформированы:

    • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
    • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
    • планировать свои действия;
    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
    • адекватно воспринимать оценку учителя;
    • различать способ и результат действия;
    • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Учащиеся смогут:

    • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
    • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • договариваться, приходить к общему решению;
    • соблюдать корректность в высказываниях;
    • задавать вопросы по существу;
    • использовать речь для регуляции своего действия;
    • контролировать действия партнера;

    Познавательные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
    • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;  
    • анализировать объекты, выделять главное;
    • осуществлять синтез (целое из частей);
    • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
    • устанавливать аналогии.

    В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

    • Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
    • Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
    • Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
    • Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
    • Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
    • Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
    • Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
    • Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
    • Достичь оптимального для каждого уровня развития;
    • Сформировать систему универсальных учебных действий;
    • Сформировать навыки работы с информацией.

            Предметными результатами работы в творческом объединении  являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

    Итоги реализации программы могут быть представлены

    через презентации проектов;

    через выставки детских работ;

    через оформление зала для праздников;

    через вручение подарков ветеранам, учителям, дошкольникам.

    1. Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Мир творчества»

    Руководитель:

     Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

    • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
    • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
    • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

           Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

            На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

            Объединение «Мир творчества» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

           Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

    Цели работы объединения:

    1. Развитие творческих способностей младших школьников,  эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

    2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

    3. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.

    Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач:

    • развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
    • освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
    • овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
    • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной  и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

    Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 8-11 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу. Занятия проводятся в группе по

    15-17 человек. Срок реализации программы 3 года. Работа в кружке рассчитана на 134 часов и предусматривает следующее распределение: 1 год обучения -  34 часа (1ч. в неделю), 2 год обучения – 34 часа (1ч. в неделю), 3 год обучения -34 часа (1ч. в неделю).

    Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой, подручным материалом, бросовым и направлено на овладение школьниками элементарными приемами ручной работы.

    Технологии обучения в объединении:

    - технология развивающего обучения;

    - технология проблемного обучения;

    - игровая технология;

    - здоровьесберегающие  технологии;

    - проектная технология;

    - технология  разноуровнего обучения;

    - информационные технологии.

    Планируемые результаты

    Личностные универсальные учебные действия

    У обучающегося будут сформированы:

    • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
    • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
    • планировать свои действия;
    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
    • адекватно воспринимать оценку учителя;
    • различать способ и результат действия;
    • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Учащиеся смогут:

    • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
    • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • договариваться, приходить к общему решению;
    • соблюдать корректность в высказываниях;
    • задавать вопросы по существу;
    • использовать речь для регуляции своего действия;
    • контролировать действия партнера;

    Познавательные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
    • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;  
    • анализировать объекты, выделять главное;
    • осуществлять синтез (целое из частей);
    • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
    • устанавливать аналогии.

    В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

    • Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
    • Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
    • Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
    • Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
    • Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
    • Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
    • Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
    • Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
    • Достичь оптимального для каждого уровня развития;
    • Сформировать систему универсальных учебных действий;
    • Сформировать навыки работы с информацией.

            Предметными результатами работы в творческом объединении  являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

    Итоги реализации программы могут быть представлены

    через презентации проектов;

    через выставки детских работ;

    через оформление зала для праздников;

    через вручение подарков ветеранам, учителям, дошкольникам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуально образовательный маршрут учащегося 2 класса (обучение на дому)

    Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят ...

    Индивидуально образовательный маршрут учащегося 2 класса (обучение на дому)

    Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят ...

    Индивидуальный образовательный маршрут учащегося

    ИОМ составлен  с учётом требований ФГОС...

    Индивидуальный образовательный маршрут учащегося

    Создание индивидуального образовательного маршрута значительно облегчает работу педагога, который обучает детей с ОВЗ в условиях массовой школы. Данная категория детей нуждается в особых условиях обуч...

    Индивидуальный образовательный маршрут учащегося 1 класса с ограниченными возможностями здоровья

    Разработанный мной индивидуальный образовательный маршрут ученика 1-го класса  с ограниченными возможностями здоровья предусматривает как вариативные формы обучения,  так и различные формы...

    Индивидуальный образовательный маршрут учащегося

    Индивидуальный образовательный маршрут - технология будущего, которая способствует самореализации обучающихся и направлена на формирование и развитие в учреждении  широко образованной, социально...

    Индивидуальный образовательный маршрут учащегося 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, со стёртой дизартрией.

    Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.При минимальных ...