Конспект группового логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков [А – О] в слогах, словах и предложениях»
план-конспект по логопедии

Представляю вашему вниманию конспект группового занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор статьи: учитель логопед Алмазова Альбина Сергеевна

Конспект группового логопедического занятия

Тема: «Дифференциация букв и звуков [А – О] в слогах, словах и предложениях»

Цель: выработка умения дифференцировать буквы и звуки [А – О] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: учить дифференцировать гласные звуки [А – О] по их артикуляционным, акустическим и графическим признакам в слогах, словах, предложении; продолжать вырабатывать умение  давать характеристику звукам [А – О]; продолжать учить составлять распространенные предложения; формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.

Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звуков [А – О]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этих звуков (развитие артикуляционной моторики); развитие мелкой моторики; развитие фонематического слуха; активизация словаря.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать языковую наблюдательность, внимание к речи своей и окружающих; формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование:

Индивидуальные зеркала; картинки с артикуляционными упражнениями; таблица с обозначением акустической характеристики звуков; картинки для упражнения: «На что похожи буквы?»; картинки с буквами А, О, разрезные картинки, индивидуальные карточки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

Собрались все дети в круг, (логопед и дети встают в круг)

Я-твой друг, и ты-мой друг! (логопед показывает рукой на себя, потом на детей)

Крепко за руки возьмемся (беремся за руки)

И друг другу улыбнемся! (улыбаемся друг другу)

– Первым займет свое место, кто узнает звук по моим губам: (А, О, У, А)

– Какие звуки вы назвали?

– Какие гласные вы еще знаете?

– Соберите разрезные картинки (слон, коза, баран, лось), и вы узнаете, с какими гласными звуками мы будем работать на занятии.

II. Артикуляционная гимнастика.

- Сядьте ровно, плечи расправьте.

- Положите руки на стол, чтобы они не мешали.

- Смотрите на себя в зеркало.

- Делаем упражнения:

1) Общие упражнения:

1. «Удивились – рассердились» (чередуем до 5 раз).

2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем до 5 раз).

3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).

4. «Построили заборчик – убрали» (чередуем до 5 раз).

5. «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз).

6. «Качели» - дотягиваемся языком попеременно до верхних и  нижних зубов (язычок за зубками): «Верх – вниз, вверх – вниз…»  

- Молодцы, отдохните.

2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звуков [А – О]:

1. – «Опускаем и поднимаем нижнюю челюсть» - свободно: опускаем – поднимаем, опускаем – поднимаем…(5 – 10 раз).

2. –  «Опускаем и поднимаем нижнюю челюсть» - с преодолением сопротивления рук: опускаем – поднимаем, опускаем – поднимаем…(5 – 10 раз).

3. – «Вытягиваем губы узкой воронкой» - как будто свистим (5 – 10 раз).

III. Введение в  тему занятия.

- Назовите картинку, выделить гласные звуки.

- Какие гласные повторяются? (А-О)

- Где можно встретить всех этих животных вместе? ( В зоопарке)

- Как вы думаете, какая тема нашего занятия?

- Сегодня мы будем работать со звуками и буквами А, О, в слогах и словах, предложениях.

IV. Артикуляторно-акустическая характеристика звуков [А – О]. 

- Когда мы произносим звук [А], в каком положении находятся губки: смотрите на себя в зеркало и произносите этот звук.

- В каком положении губки? (Широко открыты. Нижняя челюсть опускается,  как можно ниже.)

- А в каком положении язычок? (Упирается в нижние зубки.)

- А зубки? (Их видно, они обнажены)

- Когда мы произносим звук [О], в каком положении находятся губки: смотри на себя в зеркало и произноси этот звук.

- В каком положении губки? (Сомкнуты, выдвинуты вперед, округлены; в виде рупора.)

- А в каком положении язычок? (Упирается в нижние зубки.)

- А зубки? (Их не видно.)

- Звуки [А - О]  ] - гласные (т.к. при произнесении звука воздух не встречает преграду).

V. Сравнительная характеристика звуков [А – О].

- Как ты думаешь, чем эти звуки похожи? (Язычок упирается в нижние зубки; еще оба звука гласные.)

- А чем же они отличаются? (При произнесении звука [А] губы широко открыты; зубы слегка обнажены; а при произнесении звука [О] губы сомкнуты, выдвинуты вперед, слегка приоткрыты; зубы не видны.)

VI. Упражнение на развитие фонематического слуха.

- Приготовьте свои ушки, ладошки и ножки и проверим вашу внимательность.

Игра «Топ-Хлоп» на звук А– топ ножкой, на звук О –хлоп в ладоши.

А-О-АА-О-АМ-МО-ТО-ОП-АС ЛОСЬ, КАБАН, СЛОН, ЕНОТ, БАРСУК

– Итак, вы доказали, что очень внимательные. А вот еще одно задание: распределите животных в две группы.

Упражнение: распределить картинки животных в две группы (ЖИРАФ, ЛИСА, КАБАН, ВОЛК, СЛОН, НОСОРОГ, БАРАН, ЛОСЬ)

- Назовите животных со звуком А – барсук, лиса, кабан.

- Назовите животных со звуком О – волк, слон.

- В названии какого животного слышим звуки О-А? ( носорог).

VII. Связь буквы со звуком.

- Какой буквой на письме обозначается звук [А]? (Буквой А.)

- Какой буквой на письме обозначается звук [О]? (Буквой О.)

- На что похожа буква А? (Показываются картинки, читаются стихи.)

- Послушайте и посмотрите:        

Вот два столба наискосок,                                       

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

- А как ты думаешь, на что еще похожа буква А? (На крышу домика, … .)

- На что похожа буква О?

- Послушайте и посмотрите:        

В старом дереве дупло                     

Ну совсем как буква «О».                

Посмотри на колесо

И увидишь букву «О».            

- А как вы думаете, на что еще похожа буква О? (На лимон, апельсин, бублик… .)

- Чем похожи, и чем отличаются буква А, и буква О на письме? (Круглым элементом – похожи; отличаются тем, что у буквы А есть еще палочка).

VIII. Работа на индивидуальных карточках.

- Найдите и зачеркните букву А красным карандашом, букву О – синим карандашом.

IX. Слоговой анализ.

- Предлагаю вам определить место животного и узнать кто, за кем стоит. Для этого вам нужно разделить названия животных на слоги и определить место звуков О-А (КАБАН, ВОЛК, ЛИСА, СЛОН, ЖИРАФ).

- Первым стоит животное в названии, которого 2 слога и две гласные А. (кабан)

- После кабана стоит животное в названии которого 1 слог, звук О находится после звука В. (волк)

- Третьим стоит животное в названии которого 2 слога, звук А находится после звука С. (лиса)

- После лисы стоит животное в названии которого 1 слог, звук О стоит между звуками Л, Н. (слон)

- Ну и последним стоит животное в названии которого 2 слога, звук А во втором слоге. (жираф)

– Молодцы, ребята.

X. Работа со словом.

- Предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный мешок». Для этого необходимо нащупать букву, назвать ее и достать из мешочка. Буквы: (Н, О, С, О, Р, О, Г)

- Соберите из данных букв слово.

- Прочитайте слово и найдите слова, которые прячутся в этом слове.

- Из каких двух слов состоит слово носорог?

- Это слово состоит из двух слов: нос, рог, о – соединительная гласная.

XI. Работа над предложением.

– Ребята, а теперь поработаем с предложениями. Послушайте внимательно, все ли правильно?

Серый волк живет в Африке.

Слон охотится на зайца.

У жирафа короткая шея.

У лисы колючий хвост.

– Молодцы.

XI. Итог занятия.

- Какие звуки мы сегодня с вами различали?

- Чем эти звуки похожи?

- Чем отличаются?

- Чем похожи буквы А и О на письме?

- Чем эти буквы отличаются?

- Звук [А] – согласный? (нет)

- Звук о [О] – гласный? (да).

- У буквы А – два элемента? (да)

- Буква О – состоит из трех элементов? (нет)

Отмечается работа детей на занятии.

- Спасибо за работу на занятии. До свидания!

Библиографический список

1. Лопухина И. С. «550 занимательных упражнений для развития речи». Пособие для логопедов и родителей. – М., Аквариум, 2005 - 384с.

2. Садовникова И. Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших щкольников»: Владос, 2004.

3. Ефименкова Л. Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». Москва: Национальный книжный центр, 2015. - 319 с.

4. https://orechi.ru/razvitie-rechi/artikulyatsionnaya-gimnastika

5. https://logoped-online.by/kartinki-so-zvukami/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дифференциация звуков [ш-ж] в слогах, словах и предложениях" логопедическое занятие

Логопедическое групповое занятие для обучающихся 1 специального (коррекционного) класса 7 вида....

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах, словах"

Конспект индивидуального логопедического занятия для обучающихся 1,2 классов с умственной отсталостью по теме: "Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах, словах"...

Конспект группового логопедического занятия "Дифференциация [Т] - [Д] в слогах, словах, предложениях"

Конспект группового логопедического занятия "Дифференциация [Т] - [Д] в слогах, словах, предложениях". 2 класс....

Конспект группового логопедического занятия "Дифференциация [С] - [Ш] в слогах, словах, предложениях"

Конспект группового логопедического занятия "Дифференциация [С] - [Ш] в слогах, словах, предложениях"2 класс...

Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, словах и предложениях»

Представленный материал будет полезен логопедам с работе по дифференциации звуков [С] - [Ш]....

Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса Тема: Дифференциация букв и звуков [к] – [т] в слогах, словах, предложениях

Тема: Дифференциация букв и звуков [к] – [т] в слогах, словах, предложенияхЦель: Учить дифференцировать звуки  и буквы [к] – [т] в слогах, словах, предложениях.Оборудование:Раздаточны...

Групповое занятие " Дифференциация звуков Ч-Ц в слогах,словах и предложениях".

Конспект группового логопедического занятия во 2 - 3 классах на тему " Дифференциация звуков Ч- Ц в слогах,словах и предложениях"....