Конспект открытого группового логопедического занятия «Коррекция акустической дисграфии. Дифференциация фонем [б-п] в словах»
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему

Yаучить детей дифференцировать звонкие и глухие согласные устно и на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diffbp.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

ГКСОУ школы-интернат ст. Николаевская

Конспект открытого группового логопедического занятия в 5 классе

по теме

«Коррекция акустической дисграфии. Дифференциация фонем [б-п] в словах»

Учитель-логопед

Нарватова Гульнара Рудольфовна

2014г

Цель: научить детей дифференцировать звонкие и глухие согласные устно и на письме.

Задачи:

Образовательные:

- Тренировать детей в различении звонких и глухих согласных;

- Учить дифференцировать звуки Б и П;

- Учить дифференцировать на письме буквы Б и П.

- Формировать у учащихся представление о труде людей весной.

Коррекционные:

- корригировать переключение внимания путем выполнения различных заданий;

- корригировать и развивать связную устную речь путем развернутых ответов на вопросы;

- корригировать и развивать фонематический слух;

- корригировать  и развивать  мыслительную  деятельность (операций анализа и синтеза);

- корригировать  и развивать  мелкую  и общую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям;

- воспитывать умение работать в парах.

Здоровьесберегающие:

- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;

- следить за правильной посадкой детей.

Оборудование:

Схемы слов.

Карточки-схемы предложений.

Ход занятия

Установка на занятие:

Здравствуйте, ребята. Сегодня на урок к нам пришли гости. Поздоровайтесь. А теперь садитесь ровно, спинки выпрямили. Ручки положили перед собой. Отвечаем громко, четко и выразительно.

I. Организационный момент.

Отгадывание загадок.  Слайд 2,3

1.Зимой бело,

Весной черно,

Летом зелено,

Осенью стрижено. (Поле)

2.Рос сперва на воле и в поле.

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место. (Хлеб)

1. Упражнение развивающей кинезиологической программы.

Ухо-нос.

Левой рукой взять кончик носа, правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук “с точностью до наоборот”.

II.

Теперь, когда мы сели, давайте вспомним, какое время года? месяц?

   - Какое сегодня число?

Запись числа в тетради.

1. В отгаданных загадках: «Поле» Назовите первый звук. Характеристика звука. [П].

 [П] – согласный, твердый, глухой.

Запись в тетрадь

Хлеб. В слове «хлеба», где находится звук [Б]? В середине. Характеристика звука

[Б] – согласный, твердый, звонкий.

Запись в тетрадь

Когда произносим звук [Б], то горлышко дрожит и есть голос (звонкий)

Когда произносим звук [П], то горлышко не дрожит и нет голоса(глухой)

Какой буквой мы обозначаем звук [Б]? Соберите ее из палочек. Зарисовать в тетрадь. На что похожа буква «Б»? (барабан)

Ниже записываем письменную букву «б». Мы говорили на кого она похожа? (белку). Прописывам строчку, произносим «б-б-б-б-б-б».

Какой буквой мы обозначаем звук [П]?

Соберите ее из палочек. На что похожа буква «П»? (перекладина).

Ниже записываем письменную букву «п». Мы говорили на что она похожа? (пенёк). Прописывам строчку, произносим «п-п-п-п-п-».

Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [Б-П] и буквы, которые их обозначают, в словах.

Дифференциация звуков [б] и [п] изолированно и в слогах.

- Мы сравнили характеристики звуков [б] и [п], а теперь –, - игра «Поймай звук». Приготовьте свои ладошки-ловушки. Звук [б] – звонкий,  его можно поймать хлопком,  а звук [п] – глухой – его поймаем сжатием кулачков. Начали. [п-п-б-б-б-п-н-б-п-па-ба-пу-пы-бро-бры-пра]. Молодцы.

2. С приходом весны меняется погода. Расскажите о весенних изменениях. На улице становится теплее. Солнце светит ярче. Снег тает, под ним виднеется земля. Распускаются новые цветы. Назовите весенние месяцы: март,

апрель, май. Слайд 4-7

3.Вы уже знаете, какие изменения произошли в живой и неживой природе, с чем они связаны. А наш сегодняшний урок мы посвятим тому, как влияет весна на жизнь человека.

Наступила весна. Растаял снег. Почва прогрелась. На полях и в огородах у людей появилось много работы.  Расскажите, какая работа появилась?

4.Всему начало плуг и борозда,

Поскольку борозда, под вешним небом

Имеет свойство обернуться хлебом

Как вы это понимаете? Что такое борозда? Как она может обернуться хлебом?

В 2 столбика выписать слова с буквой «п»(плуг, поскольку)  и буквой «б» (борозда, небом, обернуться, хлебом) Слайд 8

5.Поля засевают хлебными растениями. Это пшеница, ячмень, овёс, рожь, рис и кукуруза. Высаживают картофель.

Злаковые культуры Слайд 9

Определяем позицию звука «п» в словах: поля, пшеница.

Определяем позицию звука «б» в словах: хлебными.

6.Словарная работа:

Хлеб из пшеницы называется: пшеничный хлеб

Хлеб из ржи- ржаной хлеб

Каша из овса: овсяная,

Каша из риса: рисовая

Каша из кукурузы: кукурузная.

Каша из пшеницы: пшеничная.

7.Психогимнастическое упражнение.

Считалочка-бормоталочка.

Повторить за логопедом фразу: “Не будет хлеба, будешь без обеда ”несколько раз.

В первый раз произносим вслух всю фразу, кроме последнего слова; последнее слово произносим “про себя”, хлопая при этом один раз в ладоши.

Во второй раз произносим вслух фразу, заменяя хлопками два последних слова и т. д. Слайд 10

Не будет хлеба, будешь без обеда.

Не будет хлеба, будешь без –хлопок.

Не будет хлеба, будешь хлопок – хлопок.

Не будет хлеба,– хлопок – хлопок – хлопок.

Не будет– хлопок – хлопок – хлопок – хлопок.

Не– хлопок – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок.

Хлопок – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок.

8.Слайд 11, 12 В парках, садах, скверах и огородах, около домов люди граблями сгребают прошлогодние листья, ветки мусор. Всё собирают в кучи и сжигают.

Около домов наводят порядок.

На клумбы высаживают цветы. Вырастая цветы, украшают своей красотой улицы наших сёл и городов.

Подрезают деревья, кустарники, нижнюю часть стволов деревьев и не только белят известью.

Деформированный текст: прочитать, вставляя необходимые буквы: «Б.П»

 В .арках, садах, скверах и огородах, около домов люди гра.лями сгре.ают .рошлогодние листья, ветки,  мусор. Всё со.ирают в кучи и сжигают.

Около домов наводят .орядок.

На клум.ы высаживают цветы.  .одрезают деревья, кустарники, нижнюю часть стволов .лодовых деревьев .елят известью. Слайд 13

Списать, вставляя пропущенные буквы.

9.Физ. минутка.

- Мы сегодня рано встали (шаги на месте)

И зарядку делать стали.

Руки – вверх! Руки – вниз!

Влево-вправо повернись!

- Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернём

И скорей к себе прижмём.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

- Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

10.Контроль знаний и умений.

Составить предложения из слов:

Весной, боронят, поле, пашут, и.

Скачут, тракторами, серые вороны, белобокие сороки, за.

Отборное, засеивают, сеялкой, зерно.

Ещё, озимые, осенью, хлеба, посеяны.

Слайд 14

11.Обсуждаем смысл высказываний Слайд 15

Весна отмыкает ключи и воды.

Вешней воды никто не уймет.

Вода на лугу – сено в стогу.

Была бы водица, а сено народится.

III. Итог Опрос.

Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?

Какое задание на уроке вам понравилось больше всего?

Какое задание было для вас самым трудным?

Оценивание.

Как вы оцениваете свою работу?

Молодцы, вы хорошо поработали!

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция акустической дисграфии. Дифференциация фонем [б-п] в словах.

Конспект открытого группового логопедического занятия во 2 классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Коррекция аккустической дисграфии. Дифференциация фонем | т-д | в словах.

В цели занятия включены современные образовательные технологии и применяются в занятии. Использованы материалы  ЭОР , которые очень интересны детям  и легко использовать на занятии с п...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей 1 класса, имеющие ФФНР. Тема: Дифференциация звуков [б – п].

Цель: Сформировать у учащихся умения различать согласные [Б и П] в устной и письменной речи....

Конспект открытого группового логопедического занятия с использованием мультимедийного сопровождения в 4 классе на тему: «Дифференциация звуков и букв В-Ф»

Цель:Закрепление знаний о звуках и буквах в-ф.Задачи:Образовательные- уточнить и сравнить артикуляцию и звучание звуков в-ф;- закрепление навыка звукового анализа и синтеза;- дифференциация  звук...

Конспект открытого группового логопедического занятия с учащимися 2-го класса по теме: "Слоговой анализ и синтез слов. Овощи".

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.Задачи:Образовательные:закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;развивать умения определять количество и последовательность с...

Практические упражнения для коррекции акустической дисграфии. Дифференциация Б-П

Практические упражнения для коррекции акустической дисграфии.Дифференциация б-п...

План-конспект открытого индивидуального логопедического занятия по коррекции дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза (2 класс)

Материал содержит план-конспект открытого индивидуального занятия по коррекции дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза, составленного для обучающихся 2 класс. План-конспект составлен...