Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии с группой учащихся 2-го класса по теме "Слоговой анализ и синтез слов"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Кадочникова Ольга Витальевна

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии для учащихся 2-го класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия по коррекции дисграфии  с группой учащихся 2-го класса по теме "Слоговой анализ и синтез слов"

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;
  • развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах;
  • учить дифференцировать слова различной слоговой структуры;
  • активизировать словарный запас учащихся.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать звуковое восприятие и навыки запоминания слов;
  • развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;
  • развивать зрительно-моторную координацию.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • воспитывать стремление к результату деятельности;
  • воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.

Оборудование:  доска, карточки с заданиями, предметные картинки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Проговаривание хором:

Звуки чётко произносим.
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем.
Пишем их старательно.

II. Сообщение темы занятия

Логопед: Как вы думаете, чтобы правильно писать, что нужно уметь?

Ответы детей:

  • Правильно писать буквы.
  • Четко произносить звуки.
  • Проговаривать слова по слогам.

Логопед: Сегодня будем учиться делить слова на слоги,  определять количество и последовательность слогов в словах, а так же  записывать слова состоящие из нескольких слогов, четко их проговаривая.

III. Основная часть

1.Позиционный анализ и синтез слов.

Логопед: Внимательно послушайте и определите:

- первый звук в словах «кот», «уха», «сок».

-последний звук в словах «пар», «дом», «лак».

Логопед: Отгадайте, какую картину нарисовал художник?

 Узнаем её название, если правильно назовем и запишем:

  • первый звук в названии предмета, изображенного на картинке (предъявляется картинка с изображением очков), запишем на доске соответствующую букву; О
  • первый звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением весов); В
  • второй звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением дома); О
  • последний звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением плаща); Щ
  • второй звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением кита). И

Логопед: Прочитаем составленное слово. (ОВОЩИ.)

Предъявляется картинка с изображением овощей.

Задание:  В слове «овощи» определите количество гласных и соответственно слогов. Повторяем правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников».

2. Определение количества слогов в слове.

 Игра «Кто быстрее соберёт?»

На доске предметные картинки: репа, морковь, помидор, тыква, капуста, огурец, свёкла. Один ученик  выбирает   картинки, в названии которых два слога, а другой – картинки с трехсложными словами. Кто быстрее и правильнее выберет картинки, тот победил. Проводится коллективная проверка.

3. Выделение первого слога в слове.

Задание «Найди первый слог»

Логопед: Прочитайте названия овощей.  Выделите в каждом слове первый слог и запишите в тетрадь.

На доске предъявляется запись слов:

ПОМИДОР, РЕДИСКА, БАКЛАЖАН, МОРКОВЬ, КАПУСТА, ЦУКИНИ, КАРТОФЕЛЬ.

 Блиц-массаж

Отдохнем немножко – разотрем ладошки. 
Чтобы лучше слушать, растираем уши. 
Разотрем теперь и лоб, чтобы лучше думать мог.

4. Выделение лишнего слога в слове.

Задание «Найди лишний слог»

Логопед: Слоги решили пошалить  и забрались не в свои слова. Давайте найдём лишний слог в каждом слове и запишем слова правильно.

На доске предъявляется запись слов:

ЧЕСКАНОК

РЕСУПА

ТЫКЛИВА

ПЕСОРЕЦ

ОГУДЕРЕЦ

СВЕКРЫЛА

 (чеснок, репа, тыква, перец, огурец, свекла)
Что общего во всех этих словах? (Это овощи).

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением (упражнение с мячом-ёжиком)  Движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук.                                                   Движения соответствуют тексту

5. Работа с деформированными словами. Определение порядка слогов в слове.

Задание «Расшифруй слова»

Логопед: Расшифруйте названия овощей, переставив слоги местами. Соедините расшифровки с правильно написанными словами.

На доске  предъявляется запись слов:

КАПУСТА      ДОР-ПО-МИ

ОГУРЕЦ          ТА-КА-ПУС

ПЕРЕЦ             ЖАН-БАК-ЛА

СВЁКЛА          РЕЦ-О-ГУ

ПОМИДОР      КЛА-СВЁК

БАКЛАЖАН    РЕЦ-ПЕ

IV. Подведение итога занятия.

Логопед: Чему мы учились на занятии?

-Какое правило помогает определить количество слогов в слове?

- Работа над каким заданием вам особенно понравилась?

 Конец занятия.

Литература:

  1. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.– СПб.: Издательский дом «Литера», 2008. -32 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Развивающее занятие по математике для группы учащихся 1-5 классов "Геометрический тренинг"

Главные  методы  на уроке формирования новых знаний- проблемный и частично-поисковый, исследовательский. Дети выступают в роли исследователей....

Презентация для логопедического занятия по коррекции дисграфии, 2 класс. Тема: "Дифференциация букв И-У. Слоговой анализ и синтез слов".

В данном слайд-шоу представлена подборка заданий для проведения логопедического занятия с учениками 2 класса по коррекции смешанной дисграфии на тему "Дифференциация букв И-У. Слоговой анализ и синтез...

Рабочая программа коррекционно-логопедической работы с группой учащихся с дисграфией, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза и фонемного распознавания на 2016/17 учебный год

Рабочая программакоррекционно-логопедической работы с группой учащихся с дисграфией, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза и фонемного распознаванияна 2016/17 учебный год...

Конспект открытого группового логопедического занятия с учащимися 2-го класса по теме: "Слоговой анализ и синтез слов. Овощи".

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.Задачи:Образовательные:закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;развивать умения определять количество и последовательность с...

Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза. Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов»

Конспект открытого логопедического занятия  у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов&ra...