Рабочая программа коррекционно-логопедической работы с группой учащихся с дисграфией, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза и фонемного распознавания на 2016/17 учебный год
рабочая программа по логопедии (3 класс) на тему

Раянова Эльвира Миргабитзяновна

Рабочая программа

коррекционно-логопедической работы с группой учащихся с дисграфией, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза и фонемного распознавания

на 2016/17 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_3_klass.docx89.53 КБ

Предварительный просмотр:

      Рассмотрено:                                                          Согласовано:                                                     Утверждаю:

На заседании педсовета               Зам. директора по УВР                                 Директор ГКОУ для детей-сирот

                        с. Камышла

Протокол №_______ от            ____________/С.В.Тимергалиева/              _______________/З.Г.Садриев/

«_______» ____________ 2016 г.                «_______» ____________ 2016 г.                         «_______» ____________ 2016 г.

Рабочая программа

коррекционно-логопедической работы с группой учащихся с дисграфией, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза и фонемного распознавания

на 2016/17 учебный год

     

Учитель- логопед: Раянова Эльвира Миргабитзяновна

   

  Класс: 3

   

  Количество часов: 4 ч. в неделю

Пояснительная записка

Программа логопедической коррекции для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью составлена на основе нормативно-правовых документов:

  1. Проекта ФГОС от 19.12.2014г. приказ № 1599;
  2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ
  3. Письма Минобразования России от 20 июня 2002г. № 29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида»;
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 0-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 2-е издание - М.: Просвещение, 2011.
  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой: 2-е издание - М.: Просвещение, 2011

и методических рекомендаций для логопедов Н.Н. Яковлевой, Т.А. Ткаченко, Е.В. Мазановой, И.А. Морозовой, О.В. Елецкой, Е.М. Мастюковой, Н.С. Жуковской, Н.Ю. Горбачевской;

  1. Учебного плана школы
  2. Устава школы.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обеспечивает: формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).

Опираясь на данные мониторинга уровня речевого развития учащихся, в связи с изменением требований общества к обучению детей с ОВЗ, с введением ФГОС возникла необходимость создания специальной программы логопедической коррекции для учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью.

Программа учитывает особенности психофизического развития детей, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Специфика речевых нарушений у детей с ОВЗ обусловлена комплексом причин органического, функционального и социального характера.

Большая распространённость и особенности симптоматики речевых нарушений у детей с легкой интеллектуальной недостаточностью обусловлены наличием вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), что создает дополнительные затруднения в овладении речевыми навыками.

Нарушение речи у данной категории детей носят стойкий системный характер и затрагивают все компоненты речевой системы: лексико-грамматическую сторону речи (словарный запас, связную монологическую, диалогическую и фразовую речь; грамматический строй речи); смысловую (не понимают смысла слова или высказывания, не могут проанализировать слово, ситуацию и сделать выводы); фонетико-фонематическую (звукопроизношение, звукоразличение). Нарушения устной речи отрицательно сказываются и, на развитие письменной речи.

В условиях коррекционной школы формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Полноценная речь ребенка – это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его, как личности, а в конечном итоге – способ достижения наилучшей социальной адаптации.

Являясь средством планирования и регуляции человеческой деятельности, речь влияет и на формирование поведения ребенка, способствует более совершенному овладению профессионально-трудовыми навыками, что тоже содействует его жизненным успехам.

Работая над исправлением различных речевых нарушений, формируя речевые умения и навыки логопед, тем самым, развивает у учащихся познавательные процессы и высшие психические функции.

Таким образом, дети, имеющие системное недоразвитие речи, нуждаются в коррекционно-логопедической помощи и специальном коррекционно-развивающем обучении.

Методологической и теоретической основой программы являются труды Р.Е.Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др. о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления, которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А.Леонтьева

Логопедическое сопровождение направлено на предупреждение и устранение нарушений устной и письменной речи у учащихся с учетом психофизиологических особенностей усвоения навыка письма и чтения детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Цель логопедической работы - комплексное воздействие на все стороны устной и письменной речи у учащихся, способствующее их успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

Логопедическая работа в ГКОУ для детей – сирот с. Камышла направлена на решение следующих задач:

1. Развитие и совершенствование у учащихся слухового и зрительного внимания, слуховой и зрительной памяти, мышления.

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Развитие процессов слухового и зрительного гнозиса, дифференциация артикуляторно и акустически сходных фонем.

4. Закрепление четкой связи между звуком и буквой.

5. Развитие процессов фонематического анализа и синтеза.

6. Развитие процессов языкового анализа и синтеза на всех уровнях (слог, слово, предложение, текст).

7. Развитие процессов зрительного гнозиса, дифференциация оптически сходных фонем.

8. Обогащение лексического запаса.

9. Развитие грамматического строя речи.

10. Развитие связной речи.

11. Развитие мелкой и ручной моторики.

12. Развитие навыков само и взаимоконтроля, умение работать в коллективе.


Адресат программы: дети с системным недоразвитием речи (СНР) при у.о, испытывающие затруднения при овладении письменной и устной речью.
Концептуальность программы: следует отметить, что эта программа написана в соответствии с основными принципами логопедии как науки и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.

Логопедическая работа имеет под собой методологические и психологические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

- принцип гуманизма – вера возможности ребѐнка, субъективного, позитивного подхода;

- принцип соблюдение интересов ребенка – определение позиции специалистов, которые призваны решать проблему ребенка с максимальной пользой для него и в его интересах;

- принцип системности – рассмотрения ребѐнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- принцип вариативности, создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития;

- принцип непрерывности – проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменения в их личности;

- принцип индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребѐнка, целей работы;

- принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи;

- принцип сотрудничества с семьей, признание семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество;

- принцип рекомендательного характера оказания помощи, соблюдение гарантированных законодательством РФ прав родителей (законных представителей) обучающихся, защищающий законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) всех вопросов, касающихся организации образовательного процесса.

Направления коррекционно-развивающих логопедических занятий

Направление

Основные аспекты работы

1

1.

Коррекция нарушений в устной речи.

- коррекция артикуляционных нарушений, формирование правильного звукопроизношения;

- развитие фонематического восприятия, фонемного анализа, синтеза;

- развитие понимания речи;

- расширение, уточнение и активизация словарного запаса;

- обучение словоизменению и словообразованию различных частей речи по грамматическим категориям и аффиксам, различению грамматических форм;

- развитие диалогической  и монологической речи.

2

2.

Предупреждение нарушений в письме,

в развитии письменной речи.

Коррекция нарушений в письме,

 в развитии письменной речи.

Развитие и совершенствование мысле-рече-языковой деятельности.

- формирование правильного навыка письма, чтения;

- развитие письменной речи как формы общения;

- помощь в усвоении языка как средства общения.

3

3.

Развитие познавательной деятельности.

Развитие мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое).

Развитие восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое).

Развитие памяти (двигательной, образной, словесно-логической).

Развитие произвольного внимания.

- обучение умению соотносить условия задачи с их требованиями;

- формирование обобщенных и систематизированных представлений об окружающей действительности;

- формирование понятий о причинно-следственных связях, временных отношениях, представления о количестве, пространстве;

- обучение умению выделять признаки предметов на основе цвета, формы, величины;

- обучение умению сравнивать предметы по определенным признакам;

- обучение умению классифицировать, обобщать предметы;

- развитие динамического и кинестетического праксиса;

- развитие зрительного, слухового контроля.

4

4.

Преодоление эмоционально-поведенческих расстройств.

- предупреждение негативизма, эмоционального дискомфорта, тревоги;

- развитие словесной регуляции поведения.

Если говорить о методах логопедического воздействия, то в рамках программы коррекции основное место занимают практические методы. Это различные творческие упражнения в процессе  работы по формированию звукобуквенного анализа и синтеза.

          Логопедическая диагностика в начале учебного года проводится с целью выявления недостатков устной и письменной речи школьников, в конце учебного года, с целью прослеживания динамики развития.

        

Этапы коррекционной работы:

  1. Диагностический этап решает следующие задачи: определение состояния звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциации фонем); исследование состояния лексико-грамматического строя, состояния связной речи, выявление индивидуальных особенностей психических процессов, выявление уровня мотивации. Диагностика проводится  с 1 по 15 сентября.
  2. Коррекционный этап, задача которого – коррекция нарушения письма, обусловленная недоразвитием языкового анализа и синтеза.  Она проводится на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.
  3. Оценочный этап, его задачи: подведение итогов коррекционной работы в течение учебного года, оценка динамики работы, качественный и количественный анализ ошибок, анализ эффективности путей и средств коррекционно-развивающей работы. Диагностика проводится в период с 16 по 31 мая.

Состав группы:

Характеристика группы.

У детей данной группы возникли трудности в усвоении программы 2 класса, вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной речевой деятельностью.

1. Фонетическая сторона речи.

______. -  не автоматизирован звук (с), горловое произношение звуков (р, р’), не поставлены звуки (л, л’).

__________. - отсутствуют звуки (р, р’), недифференцированны звуки (с – ш), (ж-з).

_________. и _______- дифференциация звуков.

2. Звукослоговая структура слова.

У детей данной категории имеет место упрощение слоговой структуры слов, перестановки звуков, слогов, пропуск букв и слогов, наращение букв и слогов.

3. Недостаточная сформированность фонематических процессов.

а)         умеренно сниженное фонематическое восприятие, приводящее к ошибкам в различении на слух звонких и глухих (з-ж, ч~щ, к-г, б-п), твердых и мягких, согласных, а также звуков сходных по акустическим признакам (ц-ч, ш-щ, с-ц и др.).

Повторяют с ошибками слоговые ряды с оппозиционными фонемами, состоящими из 2-3 слогов.

б)         не владение навыками звукового анализа и синтеза. Выделяют гласный  звук в начале слова, в середине и в конце, иногда допускают ошибки.  Выделение согласного звука в середине и в конце вызывают трудности. Анализ и синтез на низком уровне.

4. Дети данной группы имеют трудности при овладении навыками чтения слогов._____. знает изученные буквы, буквы в слоги сливают. Чтение послоговое. При чтении переставляют буквы местами и требуются наводящие вопросы над пониманием прочитанного.

5. Графо- моторные навыки улучшились, могут писать изученные буквы по образцу. ______иногда не видит строку. У _______подчерк ровный, красивый.

6. Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы.

А) Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (отсутствие многих обобщений, неравномерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и по акустическому свойству).

Б) Грамматический строй недостаточно сформирован. Навыки словообразования и словоизменения или они находятся на низком уровне. Дети не знают значения многих предлогов, не употребляют их в связной речи. Присутствуют аграмматизмы в согласованиях, управлениях при составлении предложения по картинкам.

Дети могут образовывать множественное число сущ- го и род. пад. сущ., сущ. с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

7. Коммуникативные навыки и связное высказывание сформированы недостаточно. Фраза простая, состоящая из 2-3 слов, аграмматична, структура её может быть нарушена. Дети составляют рассказ по картинке только с помощью логопеда и наводящих вопросов.

8. Психологические особенности.

  1. Неустойчивое внимание.
  2. Недостаточное развитие способности к переключению.
  3. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

1) трудности овладения учебными понятиями, терминами;

2) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

3) Трудности в усвоении школьной программы.

Работа с детьми данной группы основывается на:

  1.       развитие внимания, слуховой и зрительной памяти, мышления;
  2.       развитие моторных функций;
  3.       развитие сенсорики;
  4.       развитие звуковой стороны речи;
  5.       развитие фонематических процессов;
  6.       развитие слогового анализа и синтеза;
  7.       обогащение и расширение словаря;
  8.       развитие навыков словообразования и словоизменения;
  9.       работе над предложением, его структурой;
  10. развитии графо- моторных навыков;
  11. развитие коммуникативных умений и навыков;
  12. развитие связной речи.
  13. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к совершенствованию
    речевых умений:
  •  устойчивости внимания;
  •  наблюдательности;
  •  способности к запоминанию;
  •  способности к переключению;
  •  навыков и приемов самоконтроля;
  •  познавательной активности;
  •  произвольности общения и поведения.

Структура занятий

В структуру занятия могут входить:

  • упражнения для развития артикуляционной моторики;
  • упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
  • дыхательная гимнастика;
  • коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
  • работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
  • работа над предложением;
  • обогащение и активизация словарного запаса;
  • развитие связной речи.

Условия реализации программы

Виды и формы организации учебного процесса:

    Для реализации данной программы используются разнообразные типы занятий, формы и виды работ, а также  средства обучения и технологии.

Занятия:  традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала),

нетрадиционные занятия (экскурсии, викторины, утренники и т.д.)

Формы работы на занятии: групповая работа, подгрупповая работа, индивидуальная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, и т.д.

Виды и формы контроля:

При реализации данной программы используется три формы контроля: индивидуальный, подгрупповой, групповой, который в свою очередь делится на типы: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Контроль проводится вводный (в начале изучения темы), текущий  и  итоговый.

Методы контроля: устный опрос, письменные работы.

Результаты  проведенного контроля, диагностики заносятся в речевую карту, бланки отчетов.

 Содержание  логопедических занятий согласовано с программой по чтению и развитию речи, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке детей к усвоению учебного материала.

        В начале учебного года проводится обследование речи учащихся в течение двух недель (8 часов). В конце учебного года также проводится обследование речи учащихся (8 часов).  Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей.

Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать некоторые темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для учащегося.

Режим занятий:

Занятия: 4 раза в неделю

Всего: 136 часов.

          Продолжительность занятий: 30 – 40 минут.

Ожидаемые результаты

Устранение нарушений речи у учащихся способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся с ОВЗ. У большинства обучающихся происходит коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи (ритм, темп), наблюдается положительная динамика в развитии словарного запаса, развитии связной речи, но грамматические и смысловые уровни развития речи не достигают нормы.

Личностные результаты освоения программы:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

Предметные результаты освоения программы:

  • формирование интереса к изучению русского языка;
  • овладение основами грамотного письма;
  • коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
  • осознанно, правильно, плавно читать вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
  • участие в обсуждении прочитанных произведений;
  • использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения;
  • осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи.

Предполагаемые результаты работы на конец обучения в начальной школе:

  • Минимальный уровень:
  •  Знать название букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков.
  •  Проводить анализ артикуляции гласных звуков, узнавать гласные по беззвучной артикуляции.
  •  Выделять из ряда звуков, слогов заданный звук.
  •  Выделять звук на фоне слова (разная позиция).
  •  Производить анализ и синтез обратных и прямых слогов и слов из трех звуков (в случаях, когда написание не расходится с произношением).
  •  Подбирать слова с заданным звуком.
  •  Различать твердые и мягкие согласные.
  •  Различать звонкие и глухие согласные.
  •  Различать на слух длинные и короткие слова.
  •  Передавать ритмический рисунок двухсложных, трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.
  •  Различать понятия звук, слог, слово.
  •  Значительное увеличение пассивного словарного запаса, активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по изучаемым лексическим темам.
  •  Понимание обобщающего значения слов, формирование обобщающих понятий.
  •  Различать существительные единственного и множественного числа в именительном падеже.
  •  Понимать вопросы косвенных падежей.
  •  Понимать значения простых предлогов (в, на, у).
  •  составлять простое двусосотавное предложение по вопросам.
  •  Знать правила оформления предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце).
  •  Договаривать словосочетания в стихотворениях, в знакомых сказках и рассказах.
  •  Повторение за взрослым рассказа – описания, состоящее из 2 — 3 простых нераспространенных предложений.

  • Базисный уровень:
  •  Знать название букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков и их отличительных признаках.
  •  Выделять звуки из слова, правильно их произносить, проводить анализ артикуляции.
  •  Различать гласные и согласные звуки и буквы. Правильно обозначать буквы на письме.
  •  Различать понятия звук, слог, слово, предложение.
  •  Различать твердые и мягкие согласные. Обозначать на письме мягкость согласных гласными второго ряда и мягким знаком.
  •  Правильно употреблять разделительный мягкий знак в словах.
  •  Распознавать звонкие и глухие согласные, правильно обозначать их буквами в сильных позициях, знать правило проверки звонких согласных на конце слова.
  •  Проводить слоговый анализ, выделять ударный слог, переносить слова по слогам.
  •  Проводить звуко-буквенный анализ доступных слов.
  •  Знать обобщающие понятия по основным лексическим темам. Активизировать через речевую практику усвоенную лексику.
  •  Понимать слова, обозначающие название предметов, их признаки, действия.
  •  Усвоить некоторые формы словоизменения (существительные в единственном и множественном числе, в косвенных падежах), словообразования (существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами) и использовать их в экспрессивной речи.
  •  Согласовывать существительные с прилагательными и глаголами в роде и числе.
  •  Освоить понятие предложения из двух или нескольких слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.
  •  Составлять простые предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действия.
  •  Правильно оформлять предложение на письме (большая буква в начале, точка – в конце).
  •  Пересказывать сказку, рассказ.

3 класс (136 ч.)

1 четверть

Название раздела, темы логопедического занятия

Задачи

Кол-во часов

Информационное сопровождение

По плану

Обследование.

9 ч.

1.

Изучение медицинских карт, сведения о семье ребенка, данных о речевом развитии.

Первичная диагностика.

1

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». –   М:, « Айрис дидактика», 2007 г.

2.

Обследование импрессивной  речи.

Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста.

1

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М :,  « Айрис дидактика», 2007 г.

3.

Обследование связной речи (экспрессивной).

Выявить степень сформированности развернутого самостоятельного высказывания.

1

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.

4.

Обследование словарного запаса.

Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов.

1

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». –М:,  « Айрис дидактика», 2007 г.

5.

Обследование грамматического строя речи.

Выявить правильность построения грамматической структуры предложения.

1

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». –  М:,  « Айрис дидактика», 2007 г.

6.

Обследование слоговой структуры слова.

Выявить степень владения слоговой структурой.

1

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». - М:, « Айрис дидактика», 2007 г.

7.

Обследование звукопроизносительной стороны речи.

Выявить наличие нарушений звукопроизношения.

1

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.

8.

Обследование чтения.

Выявить наличие нарушений чтения.

1

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.

9.

Обследование письма.

Выявить наличие нарушений письма.

1

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.

Предложение.

2ч.

10.

Предложение.  Слово.

Закрепить различие в понятиях «предложение» и «слово».

1

Схемы предложений. Карточки с заданиями. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

11.

Предложение.  Слово.

Закрепить различие в понятиях «предложение» и «слово».

1

Схемы предложений. Карточки с заданиями. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

Звуки речи.

6 ч.

12.

Звуки и буквы.  

Закрепить различие в понятиях «звук» и «буква».

1

Схемы гласных  и согласных звуков, набор букв, картинный материал, набор цифр. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

13.

Звуки и буквы. Алфавит.

Закрепить различие в понятиях «звук» и «буква».

1

Схемы гласных  и согласных звуков, набор букв, картинный материал, набор цифр. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

14.

Гласные звуки и буквы.

Уточнить способ образования гласных звуков.

1

Схемы гласных  звуков, набор букв, картинный материал, набор цифр.

№9

15.

Гласные звуки и буквы.

Закрепить навык выделения гласных звуков в слове.

1

Схемы гласных  звуков, набор букв, картинный материал, набор цифр. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.

16.

Согласные звуки и буквы.

Уточнить различие в образовании гласных и согласных звуков.

1

Схемы согласных звуков, набор букв, картинный материал. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.

17.

Согласные звуки и буквы.

Уточнить различие в образовании гласных и согласных звуков

1

Схемы согласных звуков, набор букв, картинный материал. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.

Слоговая структура слова.

5 ч.

18.

 Анализ односложных слов.

Закрепить понятие о слоге как части слова.

1

Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр.

Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004  г.

Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.

19.

 Анализ двусложных

 Слов.

Закрепить понятие о слоге как части слова.

1

Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр.

Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004  г.

20.

Слогообразующая роль гласных.

Закрепить умение делить слова на слоги, переносить части слова при письме.

1

Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр.

Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004  г.

21.

Слогообразующая роль гласных.

Закрепить умение делить слова на слоги, переносить части слова при письме.

1

Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр.

Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004  г.

г.

22.

Слогообразующая роль гласных.

Закрепить умение делить слова на слоги, переносить части слова при письме.

1

Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр.

Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004  г.

Ударение.

4 ч.

23.

Ударение.    

Закрепить умение выделять ударный слог. Показать смыслоразличительную и фонетическую роль ударения.

1

Слоговые таблицы, раздаточный картинный материал, схемы ритмического рисунка слова. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

24.

Ударение.    

Закрепить умение выделять ударный слог. Показать смыслоразличительную и фонетическую роль ударения.

1

Слоговые таблицы, раздаточный картинный материал, схемы ритмического рисунка слова. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

25.

Ударные и безударные гласные.

Формировать первоначальные представления о единообразном написании ударных и безударных гласных в родственных словах.

1

Слоговые таблицы, раздаточный картинный материал, схемы ритмического рисунка слова. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

26.

Ударные и безударные гласные.

Формировать первоначальные представления о единообразном написании ударных и безударных гласных в родственных словах.

1

Слоговые таблицы, раздаточный картинный материал, схемы ритмического рисунка слова. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

 Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными.

13 ч.

27.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы в слогах.

Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда.

1

Слоговая таблица для чтения, веера букв. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004  г.

28.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы в словах.

Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда.

1

Раздаточные предметные картинки, веера букв, карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004  г.

29.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я  в слогах.

Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда.

1

Слоговая таблица для чтения, веера букв. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004  г.

30.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я в словах.

Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда.

1

Раздаточные предметные картинки, веера букв, карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004  г.

31.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю в слогах.

Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда.

1

Слоговая таблица для чтения, веера букв. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004  г.

32.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю в словах.

Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда.

1

Раздаточные предметные картинки, веера букв, карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004  г.

33.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в слогах.

Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда.

1

Слоговая таблица для чтения, веера букв. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004  г.

34.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в словах.

Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда.

1

Раздаточные предметные картинки, веера букв, карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004  г.

35.

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» в слогах.

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

Слоговая таблица для чтения, веера букв. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004  г.

36.

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» в словах.

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

Раздаточные предметные картинки, веера букв, карточки с заданиями. Слоговая таблица для чтения, веера букв. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004  г.

2 четверть

1.

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Ь» в словах.

Наглядно показать  количественную разницу между звуковым и буквенным составом слова.

1

Стихотворный текст, карточки с заданиями. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

2.

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Ь» в словах.

Наглядно показать  количественную разницу между звуковым и буквенным составом слова.

1

Карточки с заданиями. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

3.

Итоговое занятие по теме «твердые и мягкие согласные»

Закрепить умение различать твердые и мягкие согласные. Проверить уровень знаний учащихся.

1

Карточки с заданиями.  Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

Мягкий знак в слове.

4 ч.

4.

Разделительный «ь» перед буквами е, е, ю, я, и.

Показать и обосновать роль разделительного «ь» в словах.

1

Раздаточный материал с заданиями, карточки, мяч. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

5.

Разделительный «ь» перед буквами е, е, ю, я, ю.

Показать и обосновать роль разделительного «ь» в словах.

1

Раздаточный материал с заданиями, карточки. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

6.

Дифференциация смягчающего и разделительного «ь».

Учить различать смягчающий и разделительный «ь».

1

Раздаточный материал с заданиями, карточки, мяч. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

7.

Дифференциация смягчающего и разделительного «ь».

Учить различать смягчающий разделительный «ь».

1

Раздаточный материал с заданиями, карточки. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

Дифференциация звонких и глухих парных согласных.

13 ч.

8.

Дифференциация Б – П в слогах и словах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Горбунова,  С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

9.

Дифференциация Б – П в предложении.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Горбунова,  С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

10.

Дифференциация В - Ф в слогах и словах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Горбунова,  С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

11.

Дифференциация В -Ф в предложении.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Горбунова,  С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

12.

 Дифференциация  

 Г-К в слогах и словах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Горбунова,  С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

13.

Дифференциация Г – К в предложении.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Горбунова,  С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

14.

Дифференциация Д-Т в слогах и словах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Горбунова,  С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

15.

Дифференциация Д-Т в предложении.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Горбунова,  С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

16.

Дифференциация

Ж-Ш в слогах и словах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Горбунова,  С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

17.

Дифференциация

Ж - Ш в предложении.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Горбунова,  С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

18.

Дифференциация  З-С  в слогах и словах.    

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Горбунова,  С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

19.

Дифференциация  З-С  в предложении.    

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Горбунова,  С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

20.

Итоговое занятие по теме «звонкие и глухие согласные».

Проверить уровень знаний учащихся по данной теме.

1

Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями, веера букв. Горбунова,  С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

       Дифференциация   согласных.

7 ч.

21.

Дифференциация согласных                С-Ц в слогах.

Учить различать данные звуки, сравнивая их по акустическим и артикуляционным признакам на слух и в произношении.

1

Слоговые таблицы для чтения, веера букв,. .Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.

22.

Дифференциация согласных                С-Ц в словах.

 Учить различать данные звуки, сравнивая их по акустическим и артикуляционным признакам на слух и в произношении.

1

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.

23.

Дифференциация согласных                С-Ц в предложении.

 Учить различать данные звуки, сравнивая их по акустическим и артикуляционным признакам на слух и в произношении

1

Раздаточные карточки с заданиями. Кассы букв.  Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.

24.

Дифференциация согласных                Ч-Ц в слогах.

Учить различать данные звуки, сравнивая их по акустическим и артикуляционным признакам на слух и в произношении.

1

Слоговые таблицы для чтения, веера букв. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.

25.

Дифференциация согласных                Ч-Ц в словах.

Учить различать данные звуки, сравнивая их по акустическим и артикуляционным признакам на слух и в произношении.

1

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.

26.

Дифференциация согласных                Ч-Ц в предложении.

Учить различать данные звуки, сравнивая их по акустическим и артикуляционным признакам на слух и в произношении.

1

Раздаточные карточки с заданиями. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.

27.

Занимательная

логопедия.

1

 Раздаточные карточки с заданиями. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.

28.

Занимательная логопедия.

1

Раздаточные карточки с заданиями. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.

3 четверть

Слова, обозначающие предметы.

14 ч.

1

Слова, обозначающие предметы.

Закрепить понятие о словах , обозначающих предмет.

Раздаточные предметные картинки. Карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

2

Слова, обозначающие понятия.

Закрепить умение различать слова по их отношению к родовым категориям.

Раздаточные предметные картинки. Карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

3

Различение одушевленных и не одушевлённых предметов.

Учить различать предметы по вопросам»кто это?», «что это?»

Предметные картинки с одуш. и неодуш. предметами. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

   4

Слова, обозначающие один и много предметов.

Закрепить умение образовывать множественное число имени существительного

Раздаточный материал с ед. числом предметов и мн. числом предметов. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

5

Слова, обозначающие один и много предметов.

Закрепить умение образовывать множественное число имени существительного

Раздаточный материал с ед. числом предметов и мн. числом предметов. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

6

Существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.

Учить образовывать множественное число имени существительного в родительном падеже.

Парные картинки, таблица для составления предложений карточки с деформированными предложениями. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

7

Существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.

Учить образовывать множественное число имени существительного в родительном падеже.

Парные картинки, таблица для составления предложений карточки с деформированными предложениями. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

8

Существительные мужского рода.

Учить определять род имени существительного, заменяя слова-предметы подходящими по смыслу местоимением (он).

Карточки для индивидуальной работы, кроссворд, предметные парные картинки. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

9

Существительные женского рода.

Учить определять род имени существительного, заменяя слова-предметы подходящими по смыслу местоимением (она).

Карточки для индивидуальной работы, кроссворд, предметные парные картинки. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

10

Существительные среднего рода.

Учить определять род имени существительного, заменяя слова-предметы подходящими по смыслу местоимением (оно).

Карточки для индивидуальной работы, кроссворд, предметные парные картинки. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

11

Слова, обозначающие большой и маленький предмет.

Учить образовывать слова, обозначающие маленький предмет с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Картинный материал, раздаточный картинный материал. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

12

Слова, обозначающие большой и маленький предмет.

Учить образовывать слова, обозначающие маленький предмет с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Картинный материал, раздаточный картинный материал. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

13

Сравнение двух предметов.

Учить сравнивать 2 похожих предмета и определять признаки сходства и различия.

Картинный материал, раздаточный картинный материал. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

14

Предмет и его части.

Закрепить умение определять предмет по названию его составных частей.

Картинный материал, раздаточный картинный материал. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Слова, обозначающие действия предмета.

11 ч.

15

Слова, обозначающие действие предмета.

Закрепить умение правильно употреблять грамматическую форму глагола.

Таблица с вопросами, на которые отвечают слова-действия, схема, используемая для обозначения слов-действий на письме, наборы букв. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

16

Сопоставление форм одного и того же глагола.

Учить правильно употреблять грамматическую форму глагола, ставя соответствующие вопросы.

Карточки с графическим обозначением слов-действий. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

17

Употребление глаголов с различными приставками (-в; -вы).

Учить правильно употреблять глаголы с различными приставками.

Схема приставки и карточки с приставками ОТ-, ОТО-, ВЫ-, В-; карточки для индивидуальной работы; предметные картинки; сюжетные картинки.

18

Употребление глаголов с различными приставками (-при; -у).

Учить правильно употреблять глаголы с различными приставками.

Схема приставки и карточки с приставками ОТ-, ОТО-, ВЫ-, В-; карточки для индивидуальной работы; предметные картинки; сюжетные картинки. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

19

Изменение слов, обозначающих действия, по числам.

Учить образовывать множественное число глаголов.

Карточки для индивидуальной работы; предметные картинки; сюжетные картинки. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

20

Изменение слов, обозначающих действия, по числам.

Учить образовывать множественное число глаголов.

Карточки для индивидуальной работы; предметные картинки; сюжетные картинки. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

21

Изменение слов, обозначающих действия, по родам.

Учить правильно согласовывать имена существительные с глаголами в роде.

Карточки для индивидуальной работы; предметные картинки; сюжетные картинки. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

22

Изменение слов, обозначающих действия, по родам.

Учить правильно согласовывать имена существительные с глаголами в роде.

Карточки для индивидуальной работы; предметные картинки; сюжетные картинки. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

23

Упражнения в подборе слов, обозначающих действия, к словам, обозначающим предметы.

Совершенствовать смысловую сторону речи.

Картинки для оргмомента; карточки с графическим изображением слов- предметов, слов-действий, карточки со словами предметами.  Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

   24

Упражнения в подборе слов, обозначающих действия, к словам, обозначающим предметы.

Совершенствовать смысловую сторону речи.

 Картинки для оргмомента; карточки с графическим изображением слов- предметов, слов-действий, карточки со словами предметами.  Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

25

Слова, обозначающие предметы и действия предметов.

Учить различать слова, обозначающие предметы и действия предметов.

Картинки для оргмомента; карточки с графическим изображением слов- предметов, слов-действий, карточки со словами предметами.  Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

Слова, обозначающие признак предмета.

15  ч.

26

Слова, обозначающие признаки предметов.

Закрепить представление о словах , обозначающих признак предмета.

Карточки с заданиями, таблица с предметными картинками. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

27

Выделение ведущих признаков предметов (цвет, величина).

Учить выделять ведущие признаки предметов.

Таблица с предметными картинками. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

28

Выделение ведущих признаков предметов (форма, вкус).

Учить выделять ведущие признаки предметов.

Таблица с предметными картинками. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

29

Выделение ведущих признаков предметов (материал).

Учить выделять ведущие признаки предметов.

Таблица с предметными картинками. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

30

Выделение ведущих признаков предметов (качества характера).

Учить выделять ведущие признаки предметов.

Таблица с предметными картинками. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

31

Образование относительных прилагательных.

Учить образовывать имена прилагательные от существительных с помощью суффиксов.

Карточки с предложениями, Предметные картинки. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

32

Образование прилагательных с уменьшительно ласкательным значением.

Учить образовывать прилагательные, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Карточки по словообразованию, карточки с прилагательными. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

33

Образование прилагательных с уменьшительно ласкательным значением.

Учить образовывать прилагательные, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Карточки по словообразованию, карточки с прилагательными. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

34

Подбор прилагательных с противополож-ным значением.

Учить подбирать прилагательные, обозначающие противоположные признаки (антонимы).

Карточки с заданиями. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

35

Подбор прилагательных с противополож-ным значением.

Учить подбирать прилагательные, обозначающие противоположные признаки (антонимы).

Карточки с заданиями. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

36

Подбор прилагательных, близких по значению.

Учить подбирать слова-признаки, близкие по значению (синонимы)

Карточки для индивидуальной работы, предметные картинки. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

37

Подбор прилагательных, близких по значению.

Учить подбирать слова-признаки, близкие по значению (синонимы)

Карточки для индивидуальной работы, предметные картинки. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

38

Слова , обозначающие признак предмета.

Закрепить полученные знания.

Кроссворд (запись на доске), карточки с предложениями. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

39

Проверочный диктант по теме : «слова, обозначающие предметы, действия, признаки».

Проверить уровень знаний учащихся.

Костенко, Ф. Д. «Сборник диктантов». – М:, «Просвещение», 1972 г.

40

Занимательная логопедия

Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум».

4 четверть.

Предложение

14 ч.

1

Обозначение границ предложения.

Закрепить умение правильно оформлять

границы предложения.

Карточки с заданиями. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

2

Определение количества предложений в тексте.

Закрепить умение выделять законченные предложения из сплошного текста.

Карточки с текстом. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

3

Составление предложений с употреблением различных падежей  ( р.п.).

Учить составлять предложения, изменяя слова, данные в начальной форме по вопросам родительного падежа.

Карточки со словосочетаниями; индивидуальные карточки; слова, записанные на полосках бумаги для составления предложений. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

4

Составление предложений с употреблением различных падежей         (д.п.).

Учить составлять предложения, изменяя слова, данные в начальной форме по вопросам дательного падежа.

Карточки со словосочетаниями; индивидуальные карточки; слова, записанные на полосках бумаги для составления предложений. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

5

Составление предложений с употреблением различных падежей               (в.п.).

Учить составлять предложения, изменяя слова, данные в начальной форме по вопросам винительного падежа.

Карточки со словосочетаниями; индивидуальные карточки; слова, записанные на полосках бумаги для составления предложений. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995

6

Составление предложений с употреблением различных падежей            (т.п.).

Учить составлять предложения, изменяя слова, данные в начальной форме по вопросам творительного падежа.

Карточки со словосочетаниями; индивидуальные карточки; слова, записанные на полосках бумаги для составления предложений. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

7

Составление предложений с употреблением различных падежей         (п.п.).

Учить составлять предложения, изменяя слова, данные в начальной форме по вопросам предложного падежа.

Карточки со словосочетаниями; индивидуальные карточки; слова, записанные на полосках бумаги для составления предложений. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

8

Дополнение предложений по вопросам.

Закрепить умение распространять простое двусоставное предложение.

Карточки для индивидуальной работы. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

9

Дополнение предложений по вопросам.

Закрепить умение распространять простое двусоставное предложение.

Карточки для индивидуальной работы. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

10

Работа с деформированным предложением.

Упражнять в составлении грамматически правильного предложения.

Карточки с деформированными предложениями. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

11

Повествовательное предложение.

Формировать представление об интонации и о знаках препинания.

Раздаточные карточки с заданиями. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

12

Вопросительное предложение.

Формировать представление об интонации и о знаках препинания.

Раздаточные карточки с заданиями. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

13

Восклицательное предложение.

Формировать представление об интонации и о знаках препинания.

Раздаточные карточки с заданиями. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

14

Сложное предложение.

Учить правильно строить сложное предложение, используя союзы «а», «и», «но».

Схемы предложений, карточки с заданиями. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

Текст

8 ч.

15

Восстановление деформированного текста.

Закреплять умение устанавливать последовательность предложений в тексте.

Карточки с деформированным текстом. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.

16

Восстановление деформированного текста.

Закреплять умение устанавливать последовательность предложений в тексте.

Карточки с деформированным текстом. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.

17

Восстановление текста с пропущенными словами.

Формировать умение точно употреблять слова в тексте.

Карточки с заданиями. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.

18

Пересказ текста по вопросам.

Формировать умение устанавливать связь предложений в тексте.

Карточки с вопросами к тексту. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.

19

Составление рассказа по серии картинок.

Развивать умение выделять части в рассказе, последовательно излагать текст.

Серия картинок. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.

20

Составление рассказа по серии картинок.

Развивать умение выделять части в рассказе, последовательно излагать текст.

Серия картинок. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.

21

Составление рассказа по одной сюжетной картинке.

Развивать умение последовательно излагать текст без опоры на картинный план.

Сюжетная картина, вопросы по картине. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.

22

План. Пересказ текста по плану.

Познакомить учащихся с планом. Формировать умение пересказывать текст в соответствии с планом.

1ч.

План текста. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.

Предлоги.

7 ч.

23

Предлоги в предложении.

Закрепить знания о написании предлогов в предложении.

1 ч.

Карточки с деформированными предложениями, таблица предлогов, Схемы предлогов. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

24

Дифференциация предлогов В-НА.

Учить различать предлоги в устной и письменной речи.

1 ч.

Демонстрационные предлоги В-НА, раздаточные предлоги В-НА, картинки для составления предложений. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

25

Предлоги С (СО).

Учить пользоваться предлогами в устной и письменной речи.

Карточки с предложениями, карточки с предлогами. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

26

Предлоги ПО (К).

Учить пользоваться предлогами в устной и письменной речи.

Схемы для составления предложений, карточки для индивидуальной работы. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

27

Предлоги С (ИЗ).

Учить пользоваться предлогами в устной и письменной речи.

Демонстрационные карточки с предлогами, предметные картинки. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

28

Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА.

Учить пользоваться предлогами в устной и письменной речи.

Карточки с пропущенными предлогами.Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

Обследование.

4 ч.

29

Фронтальное обследование.

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». –                        М:, « Айрис дидактика», 2007 г.

30

Фронтальное обследование.

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». –                        М:, « Айрис дидактика», 2007 г.

31

Фронтальное обследование.

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». –                        М:, « Айрис дидактика», 2007 г.

32

Фронтальное обследование.

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». –                        М:, « Айрис дидактика», 2007 г.

Перечень компонентов учебно-методического комплекса

 I.   Учебный комплекс:

  1. «Букварь»  Учебник  для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва

       «Просвещение»  2006г .

  1. «Чтение» Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Санкт-Петербург. Филиал издательства « Просвещение» 2011г.
  2. «Русский язык» Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. 2006г. «Владос»
  3. «Русский язык» Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение» 2012г.  
  4. «Развитие речи»  Учебник  для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва  «Аркти»  2007г .
  5. «Чтение» Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Санкт-Петербург. Филиал издательства « Просвещение» 2013г
  6. «Знакомство с окружающим миром Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Москва,  «Аркти»  2006 г.

         8. «Русский язык» Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва   «Просвещение»  2006 г.

9. «Чтение» Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Санкт-Петербург. Филиал   издательства « Просвещение» 2011г.

10. «Русский  язык» Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Москва   «Просвещение»  2002 г.

 11.«Знакомство с окружающим миром. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Москва,  «Аркти»  2004 г.

II.  Учебно-методические пособия

       1. М.И.Волкова  «Логопедия»    « Просвещение”1989г.

       2.Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелева, Т.В.Чиркина «Основы  логопедии».    Москва.  “ Просвещение” 1989г.

       3. Р.И.Лалаева.    «Логопедическая  работа в  коррекционных  классах». Москва.  “ Владос” 1998г..

       4. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская  «Исправление  недостатков  произношения у школьников».  Москва.  «Просвещение” 1968г.

       5. Н.И. Садовникова  «Нарушение  письменной  речи и  их  преодоление у  младших  школьников.  Москва. “Просвещение” 1997г.

       6. А.К. Аксенова, Э.В.Якубовская  «Дидактические  игры  на уроках  русского  языка  вспомогательной  школе».  Москва.  

         «Просвещение” 1987г.

       7. А.К. Аксенова  «Методика  обучения  русскому  языку  в  коррекционной  школе».  Москва. “Владос» 1999г.

        8. И.А.Лопухина  «Логопедия. 550 занимательных  упражнений  по  развитию  речи».  Москва.  “Аквариум”1995г.

        9. Л.Н.Ефименкова «Коррекция  устной и  письменной  речи  учащихся  начальных  классов».  Москва. “Просвещение”1989г.

        10.З.А. Репина  В И.Буйко  «Уроки  логопедии».   Екатеринбург.  “Литур”   1999г.

        11.З.А. Репина  «Поле  речевых  чудес».   Екатеринбург.  “Литур”   2000г.

        12. Р.И. Лалаева «Устранение  нарушений  чтения  у  учащихся  вспомогательной  школы“.   Москва. «Просвещение”1978г.

         13. Е.А. Пожиленко «Волшебный  мир  звуков  и  слов»   “Владос”  1999г.

         14. Л.И.Ефименко, Г.Г. Мисаренко «Организация  и  методы  коррекционной  работы  логопеда  на  школьном логопункте».   Москва                              

                    «Просвещение” 1988г.

         15. М.Ф.Фомичева  «Воспитание  у  детей  правильного  произношения».  Москва. “Просвещение” 1988г.

         16.Т.А.Куликовская  «Мастерская  букв».  Москва. “Гном-пресс”1997г.

         17.И.Б.Мусова   «Логопедические  чистоговорки».     Москва.“Владос”  1999г.

         18.Е.Косинова  «Пальчиковая гимнастика».  Москва. “Эксмо” 2003г.

         19.Е.К.Косинова  «Гимнастика для развития речи».  Москва. “Эксмо” 2003г.

         20. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». –  М:, « Айрис дидактика», 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.

В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при...

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....

Система коррекционно- педагогического воздейстия при дисграфии, обусловленной недоразвитием языкового анализа и синтеза.

В основе дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит нарушение деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза ...

Рабочая программа логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия.

Рабочая программа. Логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия....

Календарно-тематическое планирование по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, осложнённую акустическим недоразвитием.

Календарно-тематическое планирование по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, осложнённую акустическим недоразвитием....

Виды работ, способствующие устранению ошибок, обусловленных нарушением языкового анализа и синтеза. Памятка для учителя.

В последнее время в начальной школе увеличивается количество детей., у которых наблюдаются специфические нарушения процесса чтения и письма. Самой распространенной формой нарушения письма является дис...

Устранение дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных...