Главные вкладки

    Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Султанова Валерия Николаевна

    В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые приложения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dsg_an._i_sin..docx336.49 КБ
    Файл prezentaciya_k_uroku_dsg_an._i_sin..odp2.98 МБ

    Предварительный просмотр:

    Составитель: учитель-логопед

    Султанова Валерия Николаевна.

    Конспект

    открытого урока

    по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением

    языкового анализа и синтеза»

    2 класс

    Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.

    Цели:        

    1. Образовательные:
    1. совершенствовать и закреплять умение определять гласные звуки первого и второго ряда;
    2. активизировать знания учеников о слогообразующей функции гласных звуков;
    3. совершенствовать навыки слогового анализа двух-, трёх- и четырёхсложных слов;
    4. научить определять место слога в слове, последовательность слогов;
    5. совершенствовать навыки слогового синтеза;
    6. развивать фонематическое восприятие;
    7. активизировать словарь по теме «Деревья»;
    8. обогащать словарный запас учеников путем введения новых слов с разъяснением их лексического значения;
    9. упражнять учеников в составлении предложений по опорным картинкам;
    10. совершенствование умения определять количество слов в предложении;
    11. развивать навыки чтения (деформированного и обычного текста) и письма;
    12. формировать грамматически правильную речь (умение согласовывать части речи друг с другом).
    1. Коррекционно-развивающие:
    1. развивать тонкую моторику и кинестетические навыки;
    2. способствовать развитию координации речи с движением;
    3. способствовать развитию логического мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.

    Оборудование:

    1. карточки с заданиями, видео презентация к уроку, проектор, мультимедийная или интерактивная доска, мяч, слоговые таблицы В.В Квач - «Слоговички», «Звуковая мозайка», карточки с цифрами «1», «2», «3», со знаком «+», компьютеры.

    I Организационный момент. Отгадывание загадок. Определение темы урока.  (Презентация, стр. 2-6).

    Что же это за девица:
    Не швея, не мастерица,
    Ничего сама не шьёт,
    А в иголках круглый год.

    У меня длинней иголки,
    Чем у ёлки.
    Очень прямо я расту
    В высоту.

    Кудри в речку опустила
    И о чём-то загрустила,
    А о чём она грустит,
    Никому не говорит.

    Я из крошки-бочки вылез,
    Корешки пустил и вырос,
    Стал высок я и могуч,
    Не боюсь ни гроз, ни туч.
    Я кормлю свиней и белок—
    Ничего, что плод мой мелок.

    Не заботясь о погоде, 
    В сарафане белом ходит, 
    А в один из тёплых дней 
    Май серёжки дарит ей.

    II Ход урока.

    Задание №1 Слоговой анализ. Определение ударного слога.

     (Ученики в словах-отгадках из предыдущего задания определяют количество слогов, отхлопывают слова по слогам ладошками по парте «телеграфируют» (безударный слог одной рукой, ударный-двумя).

    Логопед: Молодцы. Вы правильно отгадали все загадки. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

    Ученики: О деревьях.

    Логопед: Правильно. Поговорим о деревьях. Какие ещё деревья, кроме тех, которые мы уже назвали, вы знаете?

    Ученики перечисляют названия деревьев.

    Задание №2. Слоговой анализ. Гласные второго ряда.

    (На доске с помощью «Слоговичка» зашифрована дата, вывешена табличка с гласными первого и второго ряда.) Приложение №1.

    Логопед: Посмотрите, на доске зашифрованы два слова. Расшифруйте их при помощи «Слоговичка». (Слоговая таблица В.В.Квач)

    Например, «Пятое ноября.» выглядит так: 134 – 28 – е       23 – 133» - 124 .

    Что у вас получилось?

    Ученики: Сегодняшнее число.

    Учитель-логопед: Правильно.

    Сколько гласных звуков в слове пятое?

    Ученики: Три.

    Логопед: Сколько слогов в этом слове?

    Ученики: Тоже три. Сколько гласных звуков, столько и слогов.

    Логопед: Молодцы. В этом слове есть мягкие согласные?

    Ученики: Есть. Мягкий звук п'.

    Логопед: Чем обозначена мягкость звука п'?

    Ученики: После него стоит гласная буква я.

    Логопед: Правильно. Это гласный звук второго ряда. Какие ещё гласные звуки второго ряда вы знаете?

    Ученики: Е, ё, ю, и.

    Логопед: Есть в этом слове ещё гласные второго ряда?

    Ученики: Да. Буква е.

    Логопед: Она обозначает мягкость согласного?

    Ученики: Нет. Она стоит после гласной.

    Логопед: Молодцы. Сколько гласных звуков в слове ноября? (Это слово разбирается по такому же алгоритму.)

    Задание №3. Фонематическое восприятие. У каждого ученика карточка со знаком «+». Работа у доски.

    Логопед: Ребята, сейчас я буду называть вам названия деревьев, а вы поднимите карточку «+», если в слове есть слог на.

    Слова: рябина, вишня, бузина, сосна, яблоня, каштан, лещина, лиственница.

    Логопед:  Давайте сделаем слоговой анализ слов, в которых есть слог на, начертим схемы и поставим ударение. Ученики по очереди выходят к доске.

    Сосна           о                 а        ,   рябина       я       и        а      ,     бузина         у      и        а    

           

    Физкультминутка.

    Игра с мячом «Поправь меня». (Презентация, стр. 7, 8).

    Логопед:  Ребята, я буду кидать вам мяч и говорить предложение, а вы найдите в нём ошибку, киньте мне мяч обратно и скажите предложение правильно. (На мультимедийной доске проецируются картинки «правильных» предложений.)

    1. На листочках дерево.
    2. Жёлуди едят свиней.
    3. Лист срывает жирафа с дерева.
    4. Дерево посадило мальчика.
    5. Гроздья рябины охотно клюют снегирей.
    6. Дерево бодро стучало по дятлу.
    7. Дерево ударило в молнию.
    8. По белке прыгает дуб

            

    Задание №4. Слоговой анализ, совершенствование навыка чтения. (Презентация, стр. 9, карточки у каждого ученика.  Приложение №2 ).

    У каждого ученика карточка с изображением ёлочки, в которой написаны названия деревьев. Ученики подчёркивают только те названия деревьев, в которых два слога. (Задание проектируется на мультимедийной/интерактивной  доске, с самопроверкой).

    Логопед: Ребята, посмотрите, что изображено на доске?

    Ученики: Ёлка.

    Логопед: Прочитайте слова, которые написаны на ёлочке. Как их можно назвать одним словом?

    Ученики: Деревья.

    Логопед: А теперь подчеркните только те названия деревьев, в которых два слога. И проверьте себя (с проектирующейся ёлочки падают слова с одним, тремя и более слогами, остаются только двусложные).

    Задание №5. Распознавание ударного слога в двусложных и трехсложных словах. (Задание выполняется с помощью программы «Компьютерный практикум для логопеда», проецируется на доске проектором). Можно выставить группы картинок на доску (если нет проектора). Приложение №3. Карточки № 1, 2, 3.

    1. Укажи слова к схеме

    1. Укажи слова к схеме

    1. Укажи слова к схеме

    Задание №6. Чтение деформированного и обычного текста, письмо; аналитико-синтетическая деятельность. (Работа по карточкам.) Приложение №4.

    Логопед: Посмотрите в карточки, в них написан текст. Попробуйте его прочитать. Видите, в некоторых словах не хватает слогов. Какие слоги надо вставить на место пропущенных? Запишите текст правильно.

    (Когда текст полностью восстановлен, кто-нибудь из учеников читает его полностью.)

            Осень в самом разре. Поспели на бине красные ягоды. На фоне лотых листьев красные гроздья смотрятся особенно краси. Вот к рябине подлетела стайка дроздов. Рели полакомиться они ягодками перед отлётом.

    Задание №7. Слоговой синтез. (Презентация на интерактивной доске, стр. 10). Можно приготовить карточки со слогами, дети из слогов собирают слова.

    Логопед: Ребята, посмотрите на доску. Все слоги перепутаны. Надо поставить их в правильном порядке, чтобы получились слова. (Когда дети отгадывают слово, появляется изображение дерева).

    Слова:

    1. за-бе-рё   ---  берёза
    2. о-си-на   ---   осина
    3. би-на-ря   ---   рябина

    Задание №8. Слоговой анализ и синтез. Работа по карточкам. Приложение №5.

    Логопед: Давайте представим, что мы у нас сейчас урок математики. Нам надо решить примеры. Выполняйте действия, составляйте слова.

    1. Соска – ка + на = (сосна)
    2. Пальто – паль + поль = (тополь)
    3. Малина – ма + па – на = (липа)
    4. Промокашка – про – мо + тан – ка = (каштан)

    Задание №9. Разгадывание кроссворда.

    Логопед: Ребята, мы с вами сегодня вспомнили много названий деревьев. А теперь давайте разгадаем кроссворд, чтобы проверить, как хорошо вы запомнили эти названия.  Отправимся в лес.

    Когда отгадаете 10 названий деревьев, 11-е у вас получится само.

    Берите «Слоговички» и расшифровывайте:

    Слоговая таблица В.В. Квач и Приложение №6.

    1. 42-14

    2. 102-59-3ц

    3. о-52-3ц

    4. 28-34-ль

    5. 129-з

    6. 113-104-11

    7. к-142-н

    8. 32-с-3ц

    9. 124-53-3ц

    10. 6-ш-8-н

    2.

    6.

    7.

    8.

    9.

    л

    б

    к

    с

    р

    е

    3.

    е

    л

    о

    я

    10.

    1.

    щ

    о

    4.

    5.

    р

    ё

    с

    б

    к

    11.

    л

    и

    с

    т

    в

    е

    н

    н

    и

    ц

    а

    и

    н

    и

    о

    я

    з

    а

    н

    ш

    п

    а

    н

    п

    з

    а

    а

    т

    а

    а

    о

    а

    л

    н

    ь

    III Подведение итогов.

    Логопед: Ну вот мы и подошли к концу нашего сегодняшнего урока.

    Чем мы сегодня занимались?

    Ученики: Делили слова на слоги, ставили ударение.

    Логопед: Как сосчитать, сколько в слове слогов?

    Ученики: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

    IV Рефлексия.

    Логопед: Вам понравился урок?

    Что вам больше всего понравилось?

    Нарисуйте своё настроение при помощи цветных карандашей (раскрасить квадрат красным цветом – если настроение хорошее, синим – если не очень) и нарисуйте смайлик, который выражает ваше настроение.

    Мне было приятно с вами сегодня работать.

    На этом наш урок окончен. До свидания.

    Приложение №1.

    Гласные

    I ряда

    А

    О

    Э

    У

    Ы

    Гласные

    II ряда

    Я

    Ё

    Е

    Ю

    И

    Приложение №2.

    Приложение №3.

    Карточка №1.

    Укажи слова к схеме

    Приложение №3.

    Карточка №2.

    Укажи слова к схеме

    (Для карточки №2 берутся те же картинки, что и для карточки №1).

    Приложение №3.

    Карточка №3.

    Укажи слова к схеме

    Приложение №4.

      Вставьте пропущенные слоги.        Запишите текст правильно.

    Осень в самом разре. Поспели на бине красные ягоды. На фоне лотых листьев красные гроздья смотрятся особенно краси. Вот к рябине подлетела стайка дроздов. Рели полакомиться они ягодками перед отлётом.

    Приложение №5.

    Выполняйте математические действия, составляйте слова.

    1. Соска – ка + на =
    2. Пальто – паль + поль =
    3. Малина – ма + па – на =
    4. Промокашка – про – мо + тан – ка =

    Приложение №6.

    Кроссворд.

    1. 42-14

    2. 102-59-3ц

    3. о-52-3ц

    4. 28-34-ль

    5. 129-з

    6. 113-104-11

    7. к-142-н

    8. 32-с-3ц

    9. 124-53-3ц

    10. 6-ш-8-н

    2.

    6.

    7.

    8.

    9.

    3.

    10.

    1.

    4.

    5.

    11.

    ц


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (4 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов на примере фразеологических оборотов и поговорок.

    В конспекте представлены задания, направленные на устранение ошибок в написании глаголов, которые оканчиваются на -ться, -тся, чь. Все упражнения даны на примере фразеологических оборотов и поговорок....

    «Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»

    Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...

    Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания. Дифференциация звуков [Ч] и [Щ] в словах; 4 класс

    КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7474124","attribute...

    Развитие слогового анализа и синтеза у младших школьников на уроках логопедии

    Представлен опыт работы по развитию  слогового анализа и синтеза у младших школьников на уроках логопедии.  Пособие содержит материал, который включает большое количество разнообразных новых...

    Методическая разработка по логопедии на тему: Развитие слогового анализа и синтеза на уровне слова (из серии "Птицы Петербурга")

    Данная методическая разработка представлена в форме конспекта логопедического занятия. Адресована учителям - логопедам. Речевой материал, предложенный к разработке, ориентирован на учащихся второго кл...

    Конспект открытого логопедического занятия по коррекции дисграфии смешенного вида для учащихся 2 класса «Слоговой анализ и синтез»

    Логопедическое занятие по программе коррекции  смешенной дисграфии. Модуль "Развитие фонематического и слогового анализа и синтез"...