Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Султанова Валерия Николаевна

В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые приложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dsg_an._i_sin..docx336.49 КБ
Файл prezentaciya_k_uroku_dsg_an._i_sin..odp2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Составитель: учитель-логопед

Султанова Валерия Николаевна.

Конспект

открытого урока

по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением

языкового анализа и синтеза»

2 класс

Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.

Цели:        

  1. Образовательные:
  1. совершенствовать и закреплять умение определять гласные звуки первого и второго ряда;
  2. активизировать знания учеников о слогообразующей функции гласных звуков;
  3. совершенствовать навыки слогового анализа двух-, трёх- и четырёхсложных слов;
  4. научить определять место слога в слове, последовательность слогов;
  5. совершенствовать навыки слогового синтеза;
  6. развивать фонематическое восприятие;
  7. активизировать словарь по теме «Деревья»;
  8. обогащать словарный запас учеников путем введения новых слов с разъяснением их лексического значения;
  9. упражнять учеников в составлении предложений по опорным картинкам;
  10. совершенствование умения определять количество слов в предложении;
  11. развивать навыки чтения (деформированного и обычного текста) и письма;
  12. формировать грамматически правильную речь (умение согласовывать части речи друг с другом).
  1. Коррекционно-развивающие:
  1. развивать тонкую моторику и кинестетические навыки;
  2. способствовать развитию координации речи с движением;
  3. способствовать развитию логического мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.

Оборудование:

  1. карточки с заданиями, видео презентация к уроку, проектор, мультимедийная или интерактивная доска, мяч, слоговые таблицы В.В Квач - «Слоговички», «Звуковая мозайка», карточки с цифрами «1», «2», «3», со знаком «+», компьютеры.

I Организационный момент. Отгадывание загадок. Определение темы урока.  (Презентация, стр. 2-6).

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.

У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.

Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит.

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок—
Ничего, что плод мой мелок.

Не заботясь о погоде, 
В сарафане белом ходит, 
А в один из тёплых дней 
Май серёжки дарит ей.

II Ход урока.

Задание №1 Слоговой анализ. Определение ударного слога.

 (Ученики в словах-отгадках из предыдущего задания определяют количество слогов, отхлопывают слова по слогам ладошками по парте «телеграфируют» (безударный слог одной рукой, ударный-двумя).

Логопед: Молодцы. Вы правильно отгадали все загадки. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Ученики: О деревьях.

Логопед: Правильно. Поговорим о деревьях. Какие ещё деревья, кроме тех, которые мы уже назвали, вы знаете?

Ученики перечисляют названия деревьев.

Задание №2. Слоговой анализ. Гласные второго ряда.

(На доске с помощью «Слоговичка» зашифрована дата, вывешена табличка с гласными первого и второго ряда.) Приложение №1.

Логопед: Посмотрите, на доске зашифрованы два слова. Расшифруйте их при помощи «Слоговичка». (Слоговая таблица В.В.Квач)

Например, «Пятое ноября.» выглядит так: 134 – 28 – е       23 – 133» - 124 .

Что у вас получилось?

Ученики: Сегодняшнее число.

Учитель-логопед: Правильно.

Сколько гласных звуков в слове пятое?

Ученики: Три.

Логопед: Сколько слогов в этом слове?

Ученики: Тоже три. Сколько гласных звуков, столько и слогов.

Логопед: Молодцы. В этом слове есть мягкие согласные?

Ученики: Есть. Мягкий звук п'.

Логопед: Чем обозначена мягкость звука п'?

Ученики: После него стоит гласная буква я.

Логопед: Правильно. Это гласный звук второго ряда. Какие ещё гласные звуки второго ряда вы знаете?

Ученики: Е, ё, ю, и.

Логопед: Есть в этом слове ещё гласные второго ряда?

Ученики: Да. Буква е.

Логопед: Она обозначает мягкость согласного?

Ученики: Нет. Она стоит после гласной.

Логопед: Молодцы. Сколько гласных звуков в слове ноября? (Это слово разбирается по такому же алгоритму.)

Задание №3. Фонематическое восприятие. У каждого ученика карточка со знаком «+». Работа у доски.

Логопед: Ребята, сейчас я буду называть вам названия деревьев, а вы поднимите карточку «+», если в слове есть слог на.

Слова: рябина, вишня, бузина, сосна, яблоня, каштан, лещина, лиственница.

Логопед:  Давайте сделаем слоговой анализ слов, в которых есть слог на, начертим схемы и поставим ударение. Ученики по очереди выходят к доске.

Сосна           о                 а        ,   рябина       я       и        а      ,     бузина         у      и        а    

       

Физкультминутка.

Игра с мячом «Поправь меня». (Презентация, стр. 7, 8).

Логопед:  Ребята, я буду кидать вам мяч и говорить предложение, а вы найдите в нём ошибку, киньте мне мяч обратно и скажите предложение правильно. (На мультимедийной доске проецируются картинки «правильных» предложений.)

  1. На листочках дерево.
  2. Жёлуди едят свиней.
  3. Лист срывает жирафа с дерева.
  4. Дерево посадило мальчика.
  5. Гроздья рябины охотно клюют снегирей.
  6. Дерево бодро стучало по дятлу.
  7. Дерево ударило в молнию.
  8. По белке прыгает дуб

        

Задание №4. Слоговой анализ, совершенствование навыка чтения. (Презентация, стр. 9, карточки у каждого ученика.  Приложение №2 ).

У каждого ученика карточка с изображением ёлочки, в которой написаны названия деревьев. Ученики подчёркивают только те названия деревьев, в которых два слога. (Задание проектируется на мультимедийной/интерактивной  доске, с самопроверкой).

Логопед: Ребята, посмотрите, что изображено на доске?

Ученики: Ёлка.

Логопед: Прочитайте слова, которые написаны на ёлочке. Как их можно назвать одним словом?

Ученики: Деревья.

Логопед: А теперь подчеркните только те названия деревьев, в которых два слога. И проверьте себя (с проектирующейся ёлочки падают слова с одним, тремя и более слогами, остаются только двусложные).

Задание №5. Распознавание ударного слога в двусложных и трехсложных словах. (Задание выполняется с помощью программы «Компьютерный практикум для логопеда», проецируется на доске проектором). Можно выставить группы картинок на доску (если нет проектора). Приложение №3. Карточки № 1, 2, 3.

  1. Укажи слова к схеме

  1. Укажи слова к схеме

  1. Укажи слова к схеме

Задание №6. Чтение деформированного и обычного текста, письмо; аналитико-синтетическая деятельность. (Работа по карточкам.) Приложение №4.

Логопед: Посмотрите в карточки, в них написан текст. Попробуйте его прочитать. Видите, в некоторых словах не хватает слогов. Какие слоги надо вставить на место пропущенных? Запишите текст правильно.

(Когда текст полностью восстановлен, кто-нибудь из учеников читает его полностью.)

        Осень в самом разре. Поспели на бине красные ягоды. На фоне лотых листьев красные гроздья смотрятся особенно краси. Вот к рябине подлетела стайка дроздов. Рели полакомиться они ягодками перед отлётом.

Задание №7. Слоговой синтез. (Презентация на интерактивной доске, стр. 10). Можно приготовить карточки со слогами, дети из слогов собирают слова.

Логопед: Ребята, посмотрите на доску. Все слоги перепутаны. Надо поставить их в правильном порядке, чтобы получились слова. (Когда дети отгадывают слово, появляется изображение дерева).

Слова:

  1. за-бе-рё   ---  берёза
  2. о-си-на   ---   осина
  3. би-на-ря   ---   рябина

Задание №8. Слоговой анализ и синтез. Работа по карточкам. Приложение №5.

Логопед: Давайте представим, что мы у нас сейчас урок математики. Нам надо решить примеры. Выполняйте действия, составляйте слова.

  1. Соска – ка + на = (сосна)
  2. Пальто – паль + поль = (тополь)
  3. Малина – ма + па – на = (липа)
  4. Промокашка – про – мо + тан – ка = (каштан)

Задание №9. Разгадывание кроссворда.

Логопед: Ребята, мы с вами сегодня вспомнили много названий деревьев. А теперь давайте разгадаем кроссворд, чтобы проверить, как хорошо вы запомнили эти названия.  Отправимся в лес.

Когда отгадаете 10 названий деревьев, 11-е у вас получится само.

Берите «Слоговички» и расшифровывайте:

Слоговая таблица В.В. Квач и Приложение №6.

1. 42-14

2. 102-59-3ц

3. о-52-3ц

4. 28-34-ль

5. 129-з

6. 113-104-11

7. к-142-н

8. 32-с-3ц

9. 124-53-3ц

10. 6-ш-8-н

2.

6.

7.

8.

9.

л

б

к

с

р

е

3.

е

л

о

я

10.

1.

щ

о

4.

5.

р

ё

с

б

к

11.

л

и

с

т

в

е

н

н

и

ц

а

и

н

и

о

я

з

а

н

ш

п

а

н

п

з

а

а

т

а

а

о

а

л

н

ь

III Подведение итогов.

Логопед: Ну вот мы и подошли к концу нашего сегодняшнего урока.

Чем мы сегодня занимались?

Ученики: Делили слова на слоги, ставили ударение.

Логопед: Как сосчитать, сколько в слове слогов?

Ученики: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

IV Рефлексия.

Логопед: Вам понравился урок?

Что вам больше всего понравилось?

Нарисуйте своё настроение при помощи цветных карандашей (раскрасить квадрат красным цветом – если настроение хорошее, синим – если не очень) и нарисуйте смайлик, который выражает ваше настроение.

Мне было приятно с вами сегодня работать.

На этом наш урок окончен. До свидания.

Приложение №1.

Гласные

I ряда

А

О

Э

У

Ы

Гласные

II ряда

Я

Ё

Е

Ю

И

Приложение №2.

Приложение №3.

Карточка №1.

Укажи слова к схеме

Приложение №3.

Карточка №2.

Укажи слова к схеме

(Для карточки №2 берутся те же картинки, что и для карточки №1).

Приложение №3.

Карточка №3.

Укажи слова к схеме

Приложение №4.

  Вставьте пропущенные слоги.        Запишите текст правильно.

Осень в самом разре. Поспели на бине красные ягоды. На фоне лотых листьев красные гроздья смотрятся особенно краси. Вот к рябине подлетела стайка дроздов. Рели полакомиться они ягодками перед отлётом.

Приложение №5.

Выполняйте математические действия, составляйте слова.

  1. Соска – ка + на =
  2. Пальто – паль + поль =
  3. Малина – ма + па – на =
  4. Промокашка – про – мо + тан – ка =

Приложение №6.

Кроссворд.

1. 42-14

2. 102-59-3ц

3. о-52-3ц

4. 28-34-ль

5. 129-з

6. 113-104-11

7. к-142-н

8. 32-с-3ц

9. 124-53-3ц

10. 6-ш-8-н

2.

6.

7.

8.

9.

3.

10.

1.

4.

5.

11.

ц


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (4 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов на примере фразеологических оборотов и поговорок.

В конспекте представлены задания, направленные на устранение ошибок в написании глаголов, которые оканчиваются на -ться, -тся, чь. Все упражнения даны на примере фразеологических оборотов и поговорок....

Методическая разработка по логопедии на тему: Развитие слогового анализа и синтеза на уровне слова (из серии "Птицы Петербурга")

Данная методическая разработка представлена в форме конспекта логопедического занятия. Адресована учителям - логопедам. Речевой материал, предложенный к разработке, ориентирован на учащихся второго кл...

Конспект открытого логопедического занятия по коррекции дисграфии смешенного вида для учащихся 2 класса «Слоговой анализ и синтез»

Логопедическое занятие по программе коррекции  смешенной дисграфии. Модуль "Развитие фонематического и слогового анализа и синтез"...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия. Тема: «Развития слогового анализа и синтеза»

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятияТема: «Развития слогового анализа и синтеза»...