Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dsg_an._i_sin..docx | 336.49 КБ |
prezentaciya_k_uroku_dsg_an._i_sin..odp | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Составитель: учитель-логопед
Султанова Валерия Николаевна.
Конспект
открытого урока
по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением
языкового анализа и синтеза»
2 класс
Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.
Цели:
- Образовательные:
- совершенствовать и закреплять умение определять гласные звуки первого и второго ряда;
- активизировать знания учеников о слогообразующей функции гласных звуков;
- совершенствовать навыки слогового анализа двух-, трёх- и четырёхсложных слов;
- научить определять место слога в слове, последовательность слогов;
- совершенствовать навыки слогового синтеза;
- развивать фонематическое восприятие;
- активизировать словарь по теме «Деревья»;
- обогащать словарный запас учеников путем введения новых слов с разъяснением их лексического значения;
- упражнять учеников в составлении предложений по опорным картинкам;
- совершенствование умения определять количество слов в предложении;
- развивать навыки чтения (деформированного и обычного текста) и письма;
- формировать грамматически правильную речь (умение согласовывать части речи друг с другом).
- Коррекционно-развивающие:
- развивать тонкую моторику и кинестетические навыки;
- способствовать развитию координации речи с движением;
- способствовать развитию логического мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.
Оборудование:
- карточки с заданиями, видео презентация к уроку, проектор, мультимедийная или интерактивная доска, мяч, слоговые таблицы В.В Квач - «Слоговички», «Звуковая мозайка», карточки с цифрами «1», «2», «3», со знаком «+», компьютеры.
I Организационный момент. Отгадывание загадок. Определение темы урока. (Презентация, стр. 2-6).
II Ход урока.
Задание №1 Слоговой анализ. Определение ударного слога.
(Ученики в словах-отгадках из предыдущего задания определяют количество слогов, отхлопывают слова по слогам ладошками по парте «телеграфируют» (безударный слог одной рукой, ударный-двумя).
Логопед: Молодцы. Вы правильно отгадали все загадки. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Ученики: О деревьях.
Логопед: Правильно. Поговорим о деревьях. Какие ещё деревья, кроме тех, которые мы уже назвали, вы знаете?
Ученики перечисляют названия деревьев.
Задание №2. Слоговой анализ. Гласные второго ряда.
(На доске с помощью «Слоговичка» зашифрована дата, вывешена табличка с гласными первого и второго ряда.) Приложение №1.
Логопед: Посмотрите, на доске зашифрованы два слова. Расшифруйте их при помощи «Слоговичка». (Слоговая таблица В.В.Квач)
Например, «Пятое ноября.» выглядит так: 134 – 28 – е 23 – 133» - 124 .
Что у вас получилось?
Ученики: Сегодняшнее число.
Учитель-логопед: Правильно.
Сколько гласных звуков в слове пятое?
Ученики: Три.
Логопед: Сколько слогов в этом слове?
Ученики: Тоже три. Сколько гласных звуков, столько и слогов.
Логопед: Молодцы. В этом слове есть мягкие согласные?
Ученики: Есть. Мягкий звук п'.
Логопед: Чем обозначена мягкость звука п'?
Ученики: После него стоит гласная буква я.
Логопед: Правильно. Это гласный звук второго ряда. Какие ещё гласные звуки второго ряда вы знаете?
Ученики: Е, ё, ю, и.
Логопед: Есть в этом слове ещё гласные второго ряда?
Ученики: Да. Буква е.
Логопед: Она обозначает мягкость согласного?
Ученики: Нет. Она стоит после гласной.
Логопед: Молодцы. Сколько гласных звуков в слове ноября? (Это слово разбирается по такому же алгоритму.)
Задание №3. Фонематическое восприятие. У каждого ученика карточка со знаком «+». Работа у доски.
Логопед: Ребята, сейчас я буду называть вам названия деревьев, а вы поднимите карточку «+», если в слове есть слог на.
Слова: рябина, вишня, бузина, сосна, яблоня, каштан, лещина, лиственница.
Логопед: Давайте сделаем слоговой анализ слов, в которых есть слог на, начертим схемы и поставим ударение. Ученики по очереди выходят к доске.
Сосна о а , рябина я и а , бузина у и а
Физкультминутка.
Игра с мячом «Поправь меня». (Презентация, стр. 7, 8).
Логопед: Ребята, я буду кидать вам мяч и говорить предложение, а вы найдите в нём ошибку, киньте мне мяч обратно и скажите предложение правильно. (На мультимедийной доске проецируются картинки «правильных» предложений.)
- На листочках дерево.
- Жёлуди едят свиней.
- Лист срывает жирафа с дерева.
- Дерево посадило мальчика.
- Гроздья рябины охотно клюют снегирей.
- Дерево бодро стучало по дятлу.
- Дерево ударило в молнию.
- По белке прыгает дуб
Задание №4. Слоговой анализ, совершенствование навыка чтения. (Презентация, стр. 9, карточки у каждого ученика. Приложение №2 ).
У каждого ученика карточка с изображением ёлочки, в которой написаны названия деревьев. Ученики подчёркивают только те названия деревьев, в которых два слога. (Задание проектируется на мультимедийной/интерактивной доске, с самопроверкой).
Логопед: Ребята, посмотрите, что изображено на доске?
Ученики: Ёлка.
Логопед: Прочитайте слова, которые написаны на ёлочке. Как их можно назвать одним словом?
Ученики: Деревья.
Логопед: А теперь подчеркните только те названия деревьев, в которых два слога. И проверьте себя (с проектирующейся ёлочки падают слова с одним, тремя и более слогами, остаются только двусложные).
Задание №5. Распознавание ударного слога в двусложных и трехсложных словах. (Задание выполняется с помощью программы «Компьютерный практикум для логопеда», проецируется на доске проектором). Можно выставить группы картинок на доску (если нет проектора). Приложение №3. Карточки № 1, 2, 3.
- Укажи слова к схеме
- Укажи слова к схеме
- Укажи слова к схеме
Задание №6. Чтение деформированного и обычного текста, письмо; аналитико-синтетическая деятельность. (Работа по карточкам.) Приложение №4.
Логопед: Посмотрите в карточки, в них написан текст. Попробуйте его прочитать. Видите, в некоторых словах не хватает слогов. Какие слоги надо вставить на место пропущенных? Запишите текст правильно.
(Когда текст полностью восстановлен, кто-нибудь из учеников читает его полностью.)
Осень в самом разре. Поспели на бине красные ягоды. На фоне лотых листьев красные гроздья смотрятся особенно краси. Вот к рябине подлетела стайка дроздов. Рели полакомиться они ягодками перед отлётом.
Задание №7. Слоговой синтез. (Презентация на интерактивной доске, стр. 10). Можно приготовить карточки со слогами, дети из слогов собирают слова.
Логопед: Ребята, посмотрите на доску. Все слоги перепутаны. Надо поставить их в правильном порядке, чтобы получились слова. (Когда дети отгадывают слово, появляется изображение дерева).
Слова:
- за-бе-рё --- берёза
- о-си-на --- осина
- би-на-ря --- рябина
Задание №8. Слоговой анализ и синтез. Работа по карточкам. Приложение №5.
Логопед: Давайте представим, что мы у нас сейчас урок математики. Нам надо решить примеры. Выполняйте действия, составляйте слова.
- Соска – ка + на = (сосна)
- Пальто – паль + поль = (тополь)
- Малина – ма + па – на = (липа)
- Промокашка – про – мо + тан – ка = (каштан)
Задание №9. Разгадывание кроссворда.
Логопед: Ребята, мы с вами сегодня вспомнили много названий деревьев. А теперь давайте разгадаем кроссворд, чтобы проверить, как хорошо вы запомнили эти названия. Отправимся в лес.
Когда отгадаете 10 названий деревьев, 11-е у вас получится само.
Берите «Слоговички» и расшифровывайте:
Слоговая таблица В.В. Квач и Приложение №6.
1. 42-14
2. 102-59-3ц
3. о-52-3ц
4. 28-34-ль
5. 129-з
6. 113-104-11
7. к-142-н
8. 32-с-3ц
9. 124-53-3ц
10. 6-ш-8-н
2. | 6. | 7. | 8. | 9. | |||||||
л | б | к | с | р | |||||||
е | 3. | е | л | о | я | 10. | |||||
1. | щ | о | 4. | 5. | р | ё | с | б | к | ||
11. | л | и | с | т | в | е | н | н | и | ц | а |
и | н | и | о | я | з | а | н | ш | |||
п | а | н | п | з | а | а | т | ||||
а | а | о | а | ||||||||
л | н | ||||||||||
ь |
III Подведение итогов.
Логопед: Ну вот мы и подошли к концу нашего сегодняшнего урока.
Чем мы сегодня занимались?
Ученики: Делили слова на слоги, ставили ударение.
Логопед: Как сосчитать, сколько в слове слогов?
Ученики: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
IV Рефлексия.
Логопед: Вам понравился урок?
Что вам больше всего понравилось?
Нарисуйте своё настроение при помощи цветных карандашей (раскрасить квадрат красным цветом – если настроение хорошее, синим – если не очень) и нарисуйте смайлик, который выражает ваше настроение.
Мне было приятно с вами сегодня работать.
На этом наш урок окончен. До свидания.
Приложение №1.
Гласные I ряда А О Э У Ы | Гласные II ряда Я Ё Е Ю И |
Приложение №2.
Приложение №3.
Карточка №1.
Укажи слова к схеме
Приложение №3.
Карточка №2.
Укажи слова к схеме
(Для карточки №2 берутся те же картинки, что и для карточки №1).
Приложение №3.
Карточка №3.
Укажи слова к схеме
Приложение №4.
Вставьте пропущенные слоги. Запишите текст правильно.
Осень в самом разре. Поспели на бине красные ягоды. На фоне лотых листьев красные гроздья смотрятся особенно краси. Вот к рябине подлетела стайка дроздов. Рели полакомиться они ягодками перед отлётом.
Приложение №5.
Выполняйте математические действия, составляйте слова.
- Соска – ка + на =
- Пальто – паль + поль =
- Малина – ма + па – на =
- Промокашка – про – мо + тан – ка =
Приложение №6.
Кроссворд.
1. 42-14
2. 102-59-3ц
3. о-52-3ц
4. 28-34-ль
5. 129-з
6. 113-104-11
7. к-142-н
8. 32-с-3ц
9. 124-53-3ц
10. 6-ш-8-н
2. | 6. | 7. | 8. | 9. | |||||||
3. | 10. | ||||||||||
1. | 4. | 5. | |||||||||
11. | ц | ||||||||||
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (4 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов на примере фразеологических оборотов и поговорок.
В конспекте представлены задания, направленные на устранение ошибок в написании глаголов, которые оканчиваются на -ться, -тся, чь. Все упражнения даны на примере фразеологических оборотов и поговорок....
Методическая разработка по логопедии на тему: Развитие слогового анализа и синтеза на уровне слова (из серии "Птицы Петербурга")
Данная методическая разработка представлена в форме конспекта логопедического занятия. Адресована учителям - логопедам. Речевой материал, предложенный к разработке, ориентирован на учащихся второго кл...
Конспект открытого логопедического занятия по коррекции дисграфии смешанного вида для учащихся 2 класса Употребление предложно-падежных конструкций с использованием предлогов за, перед, над, под, в, на. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Предлагается материал для логопедов и учителей начальных классов для работы над предлогами....
Конспект открытого логопедического занятия по коррекции дисграфии смешенного вида для учащихся 2 класса «Слоговой анализ и синтез»
Логопедическое занятие по программе коррекции смешенной дисграфии. Модуль "Развитие фонематического и слогового анализа и синтез"...
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии с группой учащихся 2-го класса по теме "Слоговой анализ и синтез слов"
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии для учащихся 2-го класса...
Открытое логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Тема: «Слоговой анализ и синтез слов».
Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза....
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия. Тема: «Развития слогового анализа и синтеза»
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятияТема: «Развития слогового анализа и синтеза»...