Главные вкладки

    Конспект открытого урока по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (4 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов на примере фразеологических оборотов и поговорок.
    план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

    Султанова Валерия Николаевна

    В конспекте представлены задания, направленные на устранение ошибок в написании глаголов, которые оканчиваются на -ться, -тся, чь. Все упражнения даны на примере фразеологических оборотов и поговорок. К уроку прилагается презентация, которая, к сожалению, работает только в определённом разрешении экрана. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые приложения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (4 класс).

    Тема:  Неопределенная форма глаголов на примере фразеологических оборотов и поговорок.

    Цели:

    Образовательные:

    1. закрепление умения выделения глаголов среди других частей речи,
    2. совершенствование навыка определять глаголы в неопределенной форме,
    3. предупреждение аграмматизмов при чтении и  на письме,
    4. закрепление понятия «суффиксы, при помощи которых образуются глаголы в неопределенной форме»,
    5. тренировка умения образовывать глаголы в неопределённой форме от других глаголов,
    6. совершенствование слогового анализа и синтеза слов,
    7. обогащение словарного запаса на примере фразеологических оборотов и поговорок
    8.  усовершенствование лексико-грамматического строя речи.

    Коррекционно-развивающие:

    1. способствовать развитию логического мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.

    Оборудование:

    карточки с заданиями, картинки по теме «фразеологизмы и поговорки», слоговые таблицы «Слоговички», карточки со знаком «+», проектор, мультимедийная (интерактивная) доска, компьютеры (ноутбуки).

    I Организационный момент.

    Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на сегодняшнем логопедическом уроке. Посмотрите на доску. Видите 2 зашифрованных слова? Давайте расшифруем их при помощи слоговичка. (Приложение 1.) Что получилось?

    Ученики: Сегодняшнее число.

    Логопед: Правильно. ( 23 мая выглядит так:  Д-2-д-17-ть  т-32-тье    9-я)

    Давайте определим, сколько гласных букв в слове двадцать?

    Ученики: Две гласные буквы а.

    Логопед: Правильно. Тогда скажите мне, сколько же слогов в этом слове?

    Ученики: Два слога. Сколько гласных, столько и слогов.

    Логопед: Молодцы. Разделите это слово на слоги.

    А теперь скажите мне, как в этом слове обозначены мягкий согласный звук [ть]?

    Ученики: Мягким знаком.

    (Аналогично разбираются слова третье и мая. Мягкость согласного [рь] в слове третье обозначена гласной буквой второго ряда е.)

    Логопед: Чем отличаются ь  в слове третье и ь в слове мая?

    Ученики: В первом слове он обозначает мягкость согласного, а во втором слове это разделительный ь.

    II  Основная часть.

    Задание №1.  Определение темы урока. Чтение рассказа, поиск фразеологических оборотов, выделение глаголов среди других частей речи. (Работа по карточкам)

    На мультимедийной доске и в карточках у детей написан рассказ Н. Ушакова.

    Логопед:  Давайте прочитаем  рассказ. Приложение №2.

    Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
    Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём да пойдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы
    попались на удочку. Обманул он нас. 
    Договорились пойти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.
    - Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.
    - Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-то морочит голову.
    У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
    - Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.
    И пошли. И рыбу наловили. И костёр развели. А уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё. 

    Логопед:

    1. Выпишите выражения, употреблённые в переносном значении. 
    1. На экране проецируются эти фразеологизмы: пальчики оближешь; развесить уши; потерять голову; собаку съесть; одним духом; морочить голову; плакать в три ручья; быть не в своей тарелке; ни в сказке сказать, ни пером описать. 
    1. Как вы их понимаете?
    2. Каким выражением из тех, которые вы выписали, мы могли бы озаглавить текст? (Попались на удочку)
    3.  Что означает это выражение?
    4. А теперь в выписанных  выражениях  найдите и подчеркните глаголы. На какие вопросы они отвечают?
    1. На экране проецируются эти глаголы, по мере ответов появляются вопросы, на которые они отвечают.
    1.  Давайте попробуем определить число и время глаголов. У каких из них нельзя определить ни время, ни число?
    1. (развесить, потерять, съесть, морочить, плакать, быть, сказать, описать).

      Логопед: На какой вопрос они отвечают?

    Ученики: Что делать? Что сделать?

    Логопед: Что это за глаголы?

    Ученики: Это неопределенная, начальная форма глагола.

    Логопед: Теперь вы поняли, о чем мы сегодня будем говорить?

    Ученики: Да. О неопределенной форме глагола.

    Логопед: Почему форма этих глаголов называется неопределенной?

    Ученики: Потому что у них нельзя определить ни время, ни число.

    На доску вывешивается табличка с правилом. Приложение 3

    Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать?

    Это начальная форма глагола.

    Она называется неопределённой, потому что по ней нельзя определить ни время, ни число глагола.

    Неопределённая форма глагола имеет суффиксы –ть, –ти либо оканчивается на –чь, -ться.

    Логопед: При помощи каких суффиксов образуются глаголы в неопределенной форме?

    Ученики: При помощи суффиксов –ть-, -ти- или заканчиваются на –чь, -ться.

    Логопед: Ребята, скажите, а возможно ли представить, что повешен нос (на крючок), уши завяли (как будто их надо поливать),  что можно дергать за язык? Возможно ли это в реальной жизни? Почему?
    Можно ли при толковании этих выражений отталкиваться от значения каждого слова отдельно?
    В русском языке существует немало таких выражений. Они нам встретились в тексте. Такие сочетания называются
    фразеологическими оборотами, фразеологизмами.

     Фразеологические сочетания слов не создаются в момент произнесения, а употребляются готовыми (С этим домашним заданием ученик попал впросак, или по-другому сел в лужу, сел в галошу, то есть попал в неудобное положение). В таких оборотах невозможно заменить одно слово другим. Так о небольшом количестве мы можем сказать капля в море (но не в океане), тянуть кота за хвост (но не кошку). Фразеологические обороты не допускают также изменения порядка слов.

    Задание №2. Выделение глаголов в начальной форме среди других глаголов.

        +

    Логопед: Поднимите карточку                        , если глагол стоит в неопределенной форме.Слова: идти, петь, шагает, веселился, искупать, испугается, мыться, ползти, говорит, слушал, читать.

    Задание №3. Выделение фразеологических оборотов с глаголами в начальной форме. Толкование.(На мультимедийной доске картинки с фразеологизмами).

    Логопед: Прочитайте фразеологизмы. Найдите те, в которых глагол стоит в неопределённой форме. Объясните, почему вы их выбрали? Что они означают? Можно ли в оставшихся фразеологизмах заменить глаголы на неопределённую форму?

    Ученики: Нет. Потому что фразеологические обороты не допускают изменений, они используются «готовыми».

    Логопед: Выпишите глаголы в неопределённой форме и укажите суффикс, при помощи которого они образованы. Назовите суффикс.

    Ученики: Суффикс –ть.

    Логопед:  Отметьте его. Объясните остальные фразеологизмы. 

    Физкультминутка (ориентация в пространстве, реакция).

    «Нос, пол, потолок».

    Ученики дотрагиваются до носа, когда звучит команда «Нос!», опускают руки вниз при команде «Пол!» и поднимают руки вверх, когда звучит команда «Потолок!». Учитель-логопед сначала помогает, показывает правильные движения, а потом начинает совершать обманные движения.

    Задание №4. (Задание у доски). Образование начальной формы глагола  от глаголов в настоящем, будущем и прошедшем времени.

    Прочитайте глаголы. К каждому глаголу поставьте вопрос. Образуйте от каждого глагола неопределенную форму.

    Плюнет (что сделает?) – (что делать?) плеваться;

    упрямился (что делал?) – (что делать?) упрямиться;

    ползёт (что делает?) – (что делать?) ползти;

    кривляется (что делает?) – (что делать?) кривляться;

    Логопед: Обратите внимание  на ь в  суффиксе у глаголов в начальной форме!

    Давайте придумаем поговорки с образованными словами. В этих поговорках обязательно должны быть названия животных.

    Ученики: 

    1. Плеваться, как верблюд;
    2. упрямиться, как осёл;
    3. ползти, как черепаха;
    4. кривляться, как обезьяна.

    Логопед: Ребята, ответьте, на какой вопрос отвечает слово кривляться?

    Ученики: Что делать?

    Логопед: Это глагол в начальной форме, оканчивается на –ться, поэтому после –т- обязательно пишется ь. Запомнили?

    А теперь ответьте, на какой вопрос отвечает слово кривляется?

    Ученики:  На вопрос «Что делает?».

    Логопед: У этого глагола можно определить время и число?

    Ученики: Да.

    Логопед: Значит, этот глагол стоит не в начальной форме. Это слово заканчивается на –тся, после т писать ь не нужно.

    Задание №5.  Лицензионная программа «Компьютерный практикум для логопеда». ( Если нет этой программы, можно выполнить два последующих задания А и Б при помощи презентации на мультимедийной (интерактивной) доске.

     Работа в ноутбуках (мобильный кабинет информатики).

    А)  (На экране отрывок из текста. Дети ищут глаголы, оканчивающиеся на –тся и –ться, вставляют, если надо, ь.)

    Зелёные дорожки в лесу все как будто курятся, туман везде поднимается, вода пузырьками садится на листья, на паучьи сети. Солнце поднимается, и разогревается воздух. Капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой.

    (М.Пришвин)

    Б) (В левой половине экрана написаны фразеологизмы. Ученики подбирают нужное слово-толкование из слов в правой половине экрана.)

    Фразеологизмы:

    1. клевать носом-дремать
    2. зарубить на носу-запомнить
    3. дать стрекоча-убежать
    4. выходить из себя-рассердиться
    5. чесать языки-сплетничать
    6. надуть губы-обидеться
    7. заговаривать зубы-отвлекать
    8. бить баклуши-бездельничать
    9. ломать голову-думать
    10. обвести вокруг пальца-обмануть

    Задание №6. (Работа у доски) Глаголы, заканчивающиеся на –чь.

    На экране проецируются картинки, надо догадаться, какие фразеологизмы в них «спрятались».

    Логопед: Ребята, посмотрите на картинку. Что на ней изображено?

    Ученики: Сом лежит на дне реки.

    Логопед: Как вы думаете, какой фразеологический оборот здесь спрятался? Это должно обозначать кого-то, кто спрятался на время где-то.

    Ученики: Залечь на дно.

    Логопед: Правильно.

    (Таким же образом отгадываются фразеологизмы «сжечь за собой мосты» и «пресечь на корню».)

    Логопед: Молодцы. Обратите внимание, все эти слова заканчиваются на –чь. В глаголах, стоящих в неопределённой форме, на конце после ч обязательно пишется ь.

    Запишите эти слова: залечь, пресечь, сжечь и ещё несколько слов под диктовку:

    испечь, течь, беречь.

    Как вы написали эти слова?

    Ученики: на конце ь.

    III  Подведение итогов.

    Логопед: Вы отлично справились со всеми заданиями. Что мы сегодня учились определять?

    Ученики: Неопределенную форму глагола.

    Логопед: На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме?

    Ученики: Что делать? Что сделать?

    Логопед: При помощи каких суффиксов образуются и на что заканчиваются?

    Ученики: При помощи суффиксов –ть-, -ти- или заканчиваются на –чь, -ться.

    IV Рефлексия.

    Логопед: Скажите, ребята, что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии?

    Ну что ж, не будем тянуть кота за хвост и переливать из пустого в порожнее. Молодцы, не били в баклуши, а очень хорошо поработали. Надеюсь, вы зарубили себе на носу, что такое неопределённая форма глагола.

      На этом наш урок закончен. До свидания.

    Составитель: учитель-логопед Султанова Валерия Николаевна.

    Приложение №2.

    Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

    Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём да пойдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. 

    Договорились пойти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.

    - Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-то морочит голову.

    У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

    - Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.

    И пошли. И рыбу наловили. И костёр развели. А уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё. 

    Приложение №3.

    Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы

    что делать? или что сделать?

    Это начальная форма глагола.

    Она называется неопределённой, потому что по ней нельзя определить

     ни время, ни число глагола.

    Неопределённая форма глагола имеет суффиксы –ть, –ти

    либо оканчивается на –чь, -ться.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка (по системе Занкова) 4 класс. Тема:" Неопределенная форма глагола."

    Цели: 1. Сформировать представление о неопределенной форме глагола.           2.  Повторить знания о глаголе....

    Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.

    В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при...

    Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии в 4 классе (VII вид).

    Конспект занятия по логопедии. ТЕМА: «Образование существительных Р.п., образование существительных с  помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов».ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Деревья весной»....

    Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии. Творительный падеж имени существительного. Предлог С; 4 класс

    КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7474223","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...

    Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии с учащимся 4 класса

    Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии с учащимся 4 класса по теме "Предлоги"...