Логопедическое занятие в 1 кл. "Звуки Л-Р".
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Копылова Нина Павловна

Конспект фронтального логопедического занятия в 1 классе "Звуки Л-Р".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zvuki_r-l.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казённое образовательное учреждение

 «Тёткинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

        

КОНСПЕКТ

фронтального логопедического занятия в 1 классе

на тему: "Звуки [Л]-[Р] и буквы Л,Р"

Учитель-логопед: Копылова Нина  Павловна

Цели:

  1. Учить детей различать звуки [Л] –[Р] и дифференцировать их  изолированно, в слогах, словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
  2. Учить правильно обозначать мягкость согласного на письме.
  3. Формировать навыки звукового анализа и синтеза.
  4. Учить анализу и синтезу слов сложной слоговой структуры, предложения из 9-11 слов.
  5. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, суксессивные функции.
  6. Развивать мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы.
  7. Развивать языковое чутье, предупреждать общую и функциональную неграмотность.
  8. Формировать и закреплять навыки правильного чтения и письма.
  9. Воспитывать языковую наблюдательность, интерес к занятию, умения применять полученные навыки на уроках.

Ход занятия:

Содержание

Речевой материал

Оборудование

Литература

Примечания

I.Оргмомент

II.Сообщение темы занятия.

1)Повторение пройденного материала

III.Основная часть.

2)Индивидуаль-

ная работа с раздаточным материалом

3)Дифференциация звуков[ Л ] [Р] в слогах

IV.Физминутка

4)Работа в тетрадях

5)Дидактическая игра «Кто внимательный?»

6)Работа со звуковой линейкой

Гинастика для глаз

8)Дидактическая игра «Составь предложение»

V. Итог занятия.

Логопед приветствует детей. Сядет тот, кто назовет слова со звуками [Л] или [Р].

- Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о звуках [Л]-[Р] и буквах Л и Р.

-Ребята, посмотрите на доску и скажите,  по какому признаку сгруппированы здесь картинки?

-Картинки надо запомнить и стоя спиной к доске воспроизвести их названия снизу вверх и сверху вниз.

(Дети по очереди подходят и воспроизводят названия картинок)

- Ребята,  посмотрите, кто к нам пожаловал в гости,  и послушайте внимательно стихотворения об эти игрушках:

Лайнер серебристый

В вышине промчался.

Только след пушистый

В воздухе остался.

Л-ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛЭ.

Берегите тигров детки!

Я же зверь ужасно редкий!

И, пожалуйста, меня

Берегитесь как огня!

Р-РА-РО-РУ-РЫ-РЭ.

- Скажите, какие звуки слышатся в названии этих игрушек?

- Правильно, это звуки [Л] и [Р].

-Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи  и чем отличаются.

(Предположительные ответы детей)

-Правильно, ребята! Подытожив ваши ответы, я скажу:

Звук [Л ]– согласный, так как есть преграда –  язык. Губы слегка улыбаются. Кончик языка упирается в верхние зубы. Спинка языка прогнута. Воздушная струя слабая, теплая, выходит по бокам языка. Звук [Л] – твердый, звонкий.

Звук [Р] – согласный, так как есть преграда – язык. Губы слегка улыбаются. Широкий кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами и дрожит под напором воздушной струи. Спинка языка прогнута. Голосовые складки вибрируют. Звук [Р] – твердый, звонкий.

-Чем же отличаются данные звуки и в чем их сходство?

(Предположительные ответы детей)

- Правильно, оба звука согласные, звонкие,  твердые. Но на звук [Л] кончик языка поднят вверх и упирается в зубы, воздух идет с боков, а на  звук [Р] кончик поднятого вверх языка дрожит и воздух идет по середине.

-Давайте еще раз закрепим характеристики звуков [Л ]и [Р] и отметим  это самостоятельно в таблице «Характеристика звуков»

-Ребята, давайте прочитаем слоги на этой таблице, следуя движениям указки:

Ла-ра     лар   рал

Ло-ро    лор    рол

Лу-ру    лур рул

Лы-ры   лыр рыл

Ря-ля рял ляр

Ре-ле рел леер

Ри-ли рил лир

Рю-лю рюл люр

"Рыбки"

У реки росла рябина,

А река текла, рябила.

Посредине глубина,

Там гуляла рыбина.

Это рыба - рыбий царь...

Называется  - пескарь

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде,

То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке.

(Дети изображают  движениями резвящихся рыбок.)

- Ребята, кто был внимателен и в нашей физминутке нашёл слова со звуками [Л] и [Р]? Назовите их,   пожалуйста.

(Индивидуальные ответы детей.)

 -Ребята, посмотрите на новое задание.

-На доске записаны слоги и  слова,  вам нужно поменять звук [Л] на [Р] или [ Р] на [Л].

Ла- ..,  ро-.., лы-…, рю-…, лак-….,

рад-…, лама-…., рука-…, лозы-…, ложки-…., ров-…, укор-…, стал-…, катар-…, жалко-…, полка-…., игра-…, брошки-…,

 

(Один ребёнок работает у доски, остальные записывают в тетрадях.)

-Ребята, вы помните, что тигр очень любит растения. У него есть мечта: чтобы вся Земля превратилась в цветущий луг.  Попросил он своего друга самолета-лайнера ему в этом помочь. Тигр и лайнер отправились в кругосветное путешествие, а по пути разбрасывали семена своих любимых растений, а каких, вы сейчас услышите. Если в названии встретится звук [Л], изобразите руками самолет, а если звук [Р]- раскрытую пасть тигра.

Названия цветов: ландыш, рогоз, лотос, лантана, фиалка, сандал, настурция, хохлатка, первоцвет, орхидея, целозия, гладиолус

Лавр, лаватера, чернотал, аир, крушина,  

-Ребята, послушайте внимательно слова и определите, на каком месте по счету находится звук [Л] или [Р], и положите букву Л или  букву Р на соответствующую цифру на

звуковой линейке.

 Слова: подсолнечник, сансевьера, чистотел, топинамбур, чертополох, наперстянка, цикламен, родиола розовая, традесканция.

Снег сегодня шел с утра

Рада снегу детвора

Снег на ветках, на дорожках,

На носах и на ладошках!

(Дети имитируют руками движения снега и  прослеживают взглядом за  движениями рук)

- Ребята, на доске вывешены различные слова. Вам нужно составить из этих слов скороговорку, правильно прочитать ее и   записать  в тетрадь.

Кораллы Клара Карл кларнет  Карла украла  у  а Клары  украл у.

Задание: подчеркните букву  Л и  букву Р разными цветными карандашами. 

- Давайте вспомним, с

какими звуками и буквами мы сегодня знакомились?

- Какие игры и задания вам больше всего понравились и запомнились?

- Молодцы, ребята, вы сегодня активно поработали.

 

Картинки, в названиях которых встречается звуки [Р] и  [Р]

Игрушки лайнера и тигра, слоговые таблицы.

Индивидуальные зеркала

Таблицы «Характеристика звуков» на каждого ребенка

Демонстрационные

слоговые таблицы

Тетради, ручки, цветные карандаши.

Звуковые линейки, буквы Л, Р.

Слова чистоговорки, написанные вразброс

 

Садовникова И.Н.    "Нарушения письменной речи и их преодоление у

младших школьников"

Ефименкова Л.Н.

"Коррекция устной иписьменной речи учащихся начальных классов"

Мещерякова Н.П. «Коррекция письменной речи в начальной школе»

Сукач Л.М. «Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников»

Ястребова А.В. «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы»

Логопед следит, чтобы дети четко произносили слова и не ошибались, воспроизводя картинки по памяти

Логопед следит, чтобы  дети выполняли правильную артикуляцию звуков Л и Р

Логопед следит за правильностью выполнения задания на доске и в тетрадях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие на тему [ Звуки б-б`, в-в`]. Буквы Бб-Вв.

На логопедическом занятии в первом классе учащиеся знакомятся со звуками [б, б`, в, в`], буквами Бб, Вв, учатся различать на слух звуки [ б, б`, в, в`]  и буквы б, в на письме. Занятие проводится...

Индивидуальное коррекционное логопедическое занятие по автоматизации звука "р" в словах со слогом "ра".

Занимательное коррекционное логопедическое занятие с использованием приёмов сказкотерапии и пескотерапии., картинного наглядного и речевого материала. Доступные и интересные упражнения на развит...

Конспек логопедического занятия "Автоматизация сонорных звуков"

Данный конспект предназначен для автоматизации звука л в словах, предложениях. Предназначен для детей 5-6 лет....

Логопедическое занятие по теме «Звуки [в] - [ф]. Буквы В в и Ф ф»

Логопедическое занятие по теме «Звуки [в] - [ф]. Буквы В в и Ф ф» предназначено для учащихся вторых классов, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи. Данное зан...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ "ЗВУКИ [З] [ЗЬ].БУКВА З" в группе для детей с ОНР (1 класс)

Задачи:1. закрепить навыки четкого произношения и различения звуков [з зь  ] в слогах,словах и предложениях.               2....

Методическая разработка логопедического занятия "В стране звуков С и Ш" (2 занятия)

представлено 2 конспекта логопедических занятий по дифференциации звуков "с" и "ш"....

Конспект логопедического занятия по теме "Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква "А".

Представляю вашему вниманию конспект группового логопедического занятия для учащихся 2-го класса с ОНР-3. Первое занятие по теме. Цели и задачи представленного занятия следующие: уточнение артик...