Мастер-класс "Тактика. Помощь"
презентация к уроку по логопедии

Методика раннего прогнозирования школьных трудностей у обучающихся 7-10 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_katkova_t.b.pptx1.57 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ СОШ № 47 г.Томска Интегральная диагностика развития Учитель - логопед Каткова Т.Б.

Слайд 2

« Методика оценки функционального развития и раннего прогнозирования школьных трудностей» Методика предназначена: для учителей начальных классов; учителей-логопедов; педагогов-психологов; для родителей.

Слайд 3

Методика включает: инструкцию по проведению обследования; анкеты для родителей; задания, которые позволяют оценить уровень общего развития ребёнка (речевое развитие, развитие мелкой моторики и графических умений, зрительное восприятие и зрительная память, интегративные умения); материалы для дополнительного обследования; схему анализа результатов обследования.

Слайд 4

Методика позволяет: правильно построить коррекционную работу и организовать дальнейшее обучение учащихся 1 – 4 классов с учётом их возможностей и особенностей; разработать индивидуальную программу.

Слайд 6

Общее развитие Внимательно посмотри, из каких фигур составлена цепочка, и постарайся дорисовать ряд. Придумай окончания предложений.  Если принести сосульку в теплую комнату, то …  Летом можно бегать босиком, потому что…  Если отпустить воздушный шарик, то…  Если насыпать песок в сито, то…

Слайд 7

Речевое развитие Оцениваются:  запас слов (умение правильно подобрать слова);  способность правильно строить предложения;  грамматическая правильность речи (падежи, единственное и множественное число и т. п.);  понимание (способность правильно понять, оценить ситуацию, составить короткий рассказ);  умение понимать речь, способность понимать вопросы и пространно отвечать на них;  качество звукопроизношения и артикуляции (задание: назови, что нарисовано на картинках);  звуковая сторона речи (темп, интонационная окраска, владение голосом). Специально оценивается умение определять близкие по звучанию звуки и выделять на слух отдельные звуки в слове.

Слайд 8

Для более глубокого анализа уровня речевого развития можно дополнительно использовать “Тестовую методику оценки устной речи младших школьников” (Т.А. Фотекова , 2000); “ Гейдельбергский тест речевого развития” в модификации Н.Б. Михайловой (Н.Б. Михайлова, 1990)

Слайд 9

Развитие мелкой моторики и графических умений Дотронься попеременно каждым пальчиком правой и левой руки ( руки вытянуты, пальцы растопырены) до большого пальца. Сначала нужно «посчитать» пальчики – пошевелить каждым на обеих руках, а затем соединять пальцы от большого (первый) – к мизинцу (пятый). Возможно несколько вариантов заданий: 1 2 3 4 5 1 5 2 3 4 1 4 2 5 3 Возьми, пожалуйста, ручку и обведи по контуру путь автомобиля. Старайся не отрывать руку. (Дополнительно можно попросить ребенка начертить две вертикальные и две горизонтальные линии на нелинованном листе бумаги.) Все графические задания выполняются чёрной шариковой ручкой.

Слайд 10

Зрительное восприятие, зрительная память Обведи треугольники красным цветом, а четырехугольники зеленым. Отметь (покажи), какие буквы написаны неправильно.

Слайд 11

Интегративные умения Зрительно-моторные координации. Срисуй фигуры. 2. Сенсомоторная интеграция. Узнай, какая фигура нарисована на ладони. Предварительно показывают ребенку геометрические фигуры, вырезанные из плотного картона (круг, треугольник, квадрат), дают пощупать, выделить и разделить фигуры с закрытыми глазами, а затем предлагают, чтобы ребенок заложил руку (ведущую) с открытой ладошкой за спину. На ладони тупым концом ручки или карандаша чертят круг, треугольник или квадрат. Ребенок должен угадать, какие это фигуры. Можно усложнить задание, рисуя знакомые цифры или буквы. 3. Слухо-моторная интеграция. Письмо вертикальных палочек на счет (высота палочек пропорциональна длительности счета):

Слайд 12

Дополнительное обследование Определение ведущей руки Внимание! При тестировании все предметы следует класть строго на середину стола, перед ребенком. Ведущей считается та рука, которой работает ребенок, или та, которая активнее используется при работе двумя руками. Задание Левая рука Правая рука Обе руки 1 + 2 + и т. д. Результаты выполнения заданий заносятся в таблицу. Если ведущая рука левая, то «+» ставится в графу «левая рука», если правая – в графу «правая рука». Если же одинаково активно используются и правая и левая руки, то «+» ставится в графу «обе руки». Кроме тестирования, необходимо выяснить, есть ли у ребенка родственники-левши. При наличии семейной леворукости дополнительный «+» ставится в графе «левая рука». Леворуким будет считаться ребенок, у которого в графе «левая рука» больше шести плюсов.

Слайд 13

Анализ результатов обследования Результаты выполнения заданий оцениваются по трем градациям: «-» – отсутствие факторов риска (успешное выполнение заданий в соответствии с требованиями). «+» – наличие факторов риска (недостаточно четкое, неправильное выполнение заданий, выполнение заданий с помощью). «+» «+» – выраженные факторы риска (неспособность выполнить задание даже после подсказки). Анализ плюсов и минусов в каждом из блоков позволит выделить сильные и слабые стороны развития ребенка, определить факторы риска, спрогнозировать вероятные трудности в обучении конкретного ребенка и на основании этого прогноза разработать индивидуальную программу.

Слайд 14

Прогноз школьных трудностей на основе выделения факторов риска Отклонения в состоянии физического здоровья. Отклонения в развитии нервной системы, в состоянии психического здоровья. Недостаточный запас сведений и знаний, неумение рассуждать, несформированность наглядно-образного и вербально-логтческого мышления. Несформированность познавательных функций.

Слайд 15

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». И.П.Павлов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помощь в оформлении и защите проектно-исследовательской работы

Думаю, данный материал пригодится для работы с детьми...

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

В помощь родителям будущих первоклассников.

Любого родителя ,рано или поздно ,волнует вопрос: как подготовить ребёнка в школу? Несколько советов и рекомендаций и ..вперёд в огромный мир- мир знаний! Удачи!...

Папка материалов в помощь руководителю МО начальных классов

В папке таблицы по мониторингу ЗУНов, и многое другое....

Приём умножения с помощью сложения. ЦОР ( цифровой образовательный ресурс) разработан с помощью программного обеспечения Smart Notebook 10.6 для интерактивной доски SMART Board.

  ЦОР ( цифровой образовательный ресурс)  разработан с помощью программного обеспечения Smart Notebook  10.6   для интерактивной доски SMART Board....