Развитие коммуникативных навыков детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.
статья

Тарасова Влада Михайловна

В статье отмечена важность знания педагогом особенностей коммуникативных навыков детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста для дальнейшей коррекции их недостатков. Так же представлены рекомендации по развитию коммуникативных навыков у данной категории детей и основные методы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.

Тарасова Влада Михайловна

Учитель

ГБОУ школа №565

  Знание педагогом особенностей общения детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста является особенно актуальным, так как именно в этот период происходит становление личности детей – закладываются основные навыки общения, навык правильно организовывать свою речь и поведение, усваиваются общественные нормы и правила. В этом возрасте необходимо выявлять особенности общения учащихся с умственной отсталостью, проводить коррекцию его недостатков  и развивать коммуникативные навыков. В противном случае недоразвитие функций общения приведет к нарушениям учебной деятельности детей, процесса их самореализации и на социализацию в целом.

 Сформированность коммуникативных навыков детей определяет их социализацию, личностное развитие. Сильное влияние на формирование навыков общения у детей с интеллектуальной недостаточностью оказывают их психологические особенности, личностные черты. Кроме того особенности общения детей с умственной отсталостью определяет и общее недоразвитие всех психических функций. Например, сниженная устойчивость внимания, нарушения речи, суженный объем памяти и др. – все это имеет влияние и в коммуникации детей. Коллектив является важным фактором в развитие общения ребенка с интеллектуальной недостаточностью.  Умственно отсталые дети не вступают в речевой контакт из-за отсутствия потребности в общении,  снижена способность к коллективным переживаниям и образованию коммуникативных отношений, недостаточность опыта этих отношений и сложность их развития.

Коррекционно-развивающая работа по преодолению недостатков общения у детей с интеллектуальной недостаточностью должна носить комплексный характер, включены должны быть не только педагоги и психологи, но и родители. Должна проводиться коррекция всех средств речи: как вербальных, так и невербальных. Кроме того, должны иметь место в комплексе работ и отдельные занятия по формированию коммуникативных навыков.

Дома родителям следует разговаривать с ребенком четко, давать ему понятные указания. Следует разговаривать с ребенком не только тогда, когда это необходимо, нужно развивать у ребенка инициативность в общении. Кроме того, родителям следует следить и за своей собственной речью. Так как родитель – это пример для ребенка, то правильная культурная речь родителей формирует и навыки культуры общения детей.

В образовательном учреждении развитие коммуникативных навыков детей происходит все время: на уроках, в системе воспитательных и коррекционно-развивающих занятий, во время свободного общения со сверстниками. Однако необходимо уделять отельное внимание непосредственно коррекции нарушений общения.

В первую очередь необходимой является коррекция речи, как основного средства коммуникации. Работа по коррекции речи учащихся происходит в основном на уроках. Важно заметить, что это не только уроки русского языка или развития речи, но и любые другие. На любом уроке дети строят фразы, обогащают свой словарный запас новыми определениями, а педагоги исправляют их ошибки в речи, активизируют их пассивный словарный запас, побуждают к общению.

 Помимо урока, развитие речевых навыков детей может происходить в разных формах. Наиболее интересными детям считаются творческие задания с комментированием своих действий.

В развитии коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью большое значение имеют игровые занятия или использование игровых моментов, ситуаций в уроках.

 В процессе коррекции нарушений общения младших школьников с умственной отсталостью можно использовать различные дидактические игры:

-        сюжетных (имитационных, деловых, сюжетно-дидактических);

-        условно соревновательных;

-        развивающих («интеллектуальных»).

Отдельно стоит отметить важность в коррекции коммуникативных навыков данной категории детей сюжетно-ролевых игр. Включаясь в реальную ситуацию, ребенок учиться применять конкретную модель общения. В ходе сюжетно-ролевой игры дети применяют и отрабатывают навыки диалогической  речи. При том, проигрывать различные ситуации можно столько раз, сколько потребуется, для того, чтобы у детей сформировался тот или иной коммуникативный навык.

Кроме того, в ходе сюжетно-ролевой игры реализуется нравственное воспитание детей, культура общения. Участвуя в игре, ребенок подчиняется определенным правилам, так формируется привычка следовать нормам поведения и в обществе.

 Однако развитие навыков культуры общения происходит по большей части во время реального взаимоотношения ребенка со сверстниками и взрослыми. Ребенок подражает стилю общения своих близких. Особенно это касается детей с интеллектуальной недостаточностью, которые в большей степени, чем нормально развивающиеся дети, склонны к подражанию. Культура речи родителей, учителя, сверстников в коллективе определяет культуру речи ребенка.

Развитие навыков общения учащихся с интеллектуальной недостаточностью происходит и во время бесед.

 В.Г. Петрова подчеркивает «исключительную значимость мотивационной основы для возникновения и поддержания диалога, важность появления у умственно отсталых учеников потребности в коммуникации, желания о чем-то узнать, чем-то поделиться, о чем-то рассказать. Положительный эмоциональный фон необходимо сохранять собеседнику на всем протяжении вербального общения. Школьник должен чувствовать, что все то, о чем он спрашивает и говорит, не безразлично собеседнику и вызывает у него интерес. При таких условиях диалог будет происходить не формально, послужит основой для дальнейшего общения.»

В младших классах для детей с умственной отсталостью наиболее доступными темами для беседы являются те, в которых идет речь о выполнении практической деятельности, подготовке к ней. Выбор актуальной, интересной и, главное, доступной темы для детей обуславливает их включенность в беседу. Лучше всего с младшими школьниками беседовать о изделии, которое они недавно изготовили, или о недавно происходящих событиях: праздниках, экскурсиях и т.п. Тогда дети будут охотно включаться в беседу, отвечая на вопросы и рассказывая о своем опыте.