Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы
статья по логопедии

Сяйлева Наталья Борисовна

Уважаемые коллеги! Данная статья содержит описание здоровьесберегающих технологий, используемых в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_rabote_uchitelya.docx39.04 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы

                                                             Здоровье необходимо. Это базис счастья.

                                                                Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он  

                                                          совсем не болел, то, во всяком случае,

                                                      поддерживать его высокий уровень

                         вполне возможно.

Н. М. Амосов (хирург)

   В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья  детей школьного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся педагогические технологии, которые предполагают сбережение здоровья детей.

   Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющей внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.

    «Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения». (Пояснительная записка к Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования (МНО РФ. Москва, 2011))

   Технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

   Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

   Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

   Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение  здоровья обучающихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у обучающихся культуры здоровья, формирование у школьников  необходимых УУД  по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.

   Здоровьесберегающие технологии - неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы. Для детей с нарушениями речи характерна повышенная утомляемость, низкая работоспособность, несформированность произвольности психических процессов, низкая учебная мотивация, низкая самооценка. Кроме того, обучающиеся с речевой патологией – часто болеющие дети.

   Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.

Принципы здоровьесбережения.

   Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
   
«Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
   
Приоритет заботы о здоровье учителя и ребёнка — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

    Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а постоянно,комплексно.

    Субъект-субъектные взаимоотношения — обучающийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

   Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям обучающихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту обучающихся.

   Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

   Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

  Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.            Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Классификация здоровьесберегающих технологий

   Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии предполагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты.

Наиболее общая классификация выглядит следующим образом:

  • Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия для обучения.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни.
  • Психолого-педагогические технологии (имеется в виду влияние педагога на учеников на каждом этапе урока, занятия).
  • Коррекционные технологии.

 

  Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение в работе учителя-логопеда ОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Организация здоровьесберегающей деятельности учителя-логопеда

в общеобразовательной школе в условиях логопункта

  Остановимся  поподробнее на описании некоторых наиболее распространенных здоровьесберегающих технологий, применяемых на логопедических занятиях.

   А. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

   Б. Дыхательная гимнастика – это комплекс упражнений, состоящий из вдохов и выдохов определённой длительности, скорости и интенсивности, перемежающийся задержками дыхания.

Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, работа по преодолению нарушений речи носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Для этого используются статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз. Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. Вызывать интерес обучающихся к дыхательным упражнениям можно сочетанием наглядности и весёлых стихотворных форм, вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей.

   В. Гимнастика для глаз.

   Основной объем информации дети получают через зрительный анализатор.

Зрительная гимнастика имеет огромное значение: она снимает мышечное напряжение, вызывает эмоциональный подъем, является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. Такая гимнастика обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, снимает переутомление зрительного аппарата. Проводится в течение 3-5 минут в середине занятия. Это могут быть упражнения проследить за предметом ( яркой игрушкой, проследить глазами по нарисованной схеме, выполнить движения глазами – упражнение «Послушные глазки», «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз).

   Г. Упражнения на развитие мелкой моторики

  Способствуют умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.  Недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти руки. Именно поэтому упражнения на развитие мелкой моторики занимают значительное место на логопедических занятиях. Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти руки является важнейшим стимулирующим для речевого развития ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является и « мощным средством повышение работоспособности коры головного мозга» ( М.М.Кольцова ).

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики разнообразны. Это игровые комплексы самомассажа, пальчиковые игры, упражнения с малыми мячами, выкладывание фигурок из палочек, проволоки, произнесение чистоговорок, стихов с сопровождающими движениями и определёнными позами кистей и пальцев рук, пересказывание и составление небольших рассказов с использованием приёма «Расскажи и покажи руками»; включение в занятие элементов пальчикового и теневого театров.

Для развития тактильной чувствительности применяется приём «тактильно- двигательного» запоминания очертаний букв при знакомстве с ними по мере прохождения программного материала (пособия «Вышивка», «Шершавая азбука»).

   Д. Массаж и самомассаж.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомлённой мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое .Положительно действует массаж и на суставы, а также на эластичность и  подвижность связочного аппарата. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в роецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике:

  • массаж и самомассаж лица;
  • массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
  • плантарный массаж (массаж стоп);
  • аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
  • массаж языка.

Самомассаж -это массаж, выполняемый самим ребенком (взрослым, подростком), страдающим речевой патологией, является средством дополняющим воздействие основного массажа.

Цель логопедического массажа и самомассажа – стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата.

Показания для массажа: 

  • Дислалии;
  • Различных видах дизартрии;
  • Алалии
  • Неврозоподобном заикании;
  • Послеоперационном периоде при ринолалии;
  • Нарушения тонуса мышц приводящие к нарушениям голоса.

   Е. Су-Джок терапия.

Су-Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.

С помощью шаров – “ежиков” с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя и развитию речи.

Ж. Физкультминутки

Физкультурная минутка — динамическая пауза, которая проводится во время логопедических занятий по мере утомляемости детей и создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.

Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития, они также воздействуют на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы детского организма. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, повторять их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе и ритме.

Виды физкультминуток:

1.Оздоровительно- гигиенические физкультминутки

Их выполняют в положении  стоя и сидя.(Например, расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками.”)

2.Танцевальные физкультминутки

3.Физкультурно-спортивные физкультминутки

Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

4.Подражательные физкультминутки

Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.

5.Двигательно-речевые физкультминутки

Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.

З. Релаксация.

   Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они, в отличие от взрослых, быстро обучаются непростому умению расслабляться.

Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

 

И. Логопедическая ритмика

   Логопедическая ритмика является составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у обучающихся с ОВЗ. Специализированная методика логоритмики является средством перевоспитания речи через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики. Весь курс логоритмических занятий, благодаря большому количеству двигательных заданий, способствует выработке более тонких динамических характеристик общей и речевой моторики.

   Упражнения над дыханием, голосом и артикуляцией проводятся в комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности тесно связаны между собой. Логоритмические занятия вызывают у детей естественные положительные эмоциональные реакции, которые находят своё отражение в мимике.

   Занятия логоритмикой укрепляют у логопатов костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений, способствуют формированию двигательных навыков и умений, развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, организаторских способностей.

   Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс, требующий собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти.

   Логоритмические занятия создают благоприятные условия для тренировки процессов возбуждения или торможения.

Кроме того, развивается фонематическое восприятие. Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создаёт основу для совершенствования фонематических процессов.

   В занятия по логоритмике могут входить разные виды упражнений: общеразвивающие, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия. Кроме того, в системе занятий могут использоваться нетрадиционные подходы, имевшие различные цели: соединение личности и природы, развитие процессов дыхания, обоняния (ароматерапия), активизация деятельности клеток головного мозга, улучшение общего самочувствия ребёнка.

   К. Фонетическая ритмика.

 Занятия по фонетической ритмике рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Целью таких занятий является формирование фонетически грамотной и четкой самостоятельной речи ребенка без сопутствующих движений.

   Л. Смена видов деятельности.

Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

   М. Психогимнастика. 

Психогимнастика - это упражнения на расслабление, снятие напряжения, создание игровой ситуации. Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения, коррекция настроения и отдельных черт характера, обучение ауторелаксации. Прежде всего, такие занятия показаны детям с повышенной утомляемостью, истощаемостью, непоседливым, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

   

   Н. Игры.

   Сохранению здоровья способствует применение игровой системы. Движение, активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе: покажи, на что похожа эта буква, нарисуй свое восприятие предмета, изобрази свое настроение. Дети на этих занятиях вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения.

    Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.

Театрально-игровая деятельность:

  • - игры-драматизации;
  • - сказкотерапия;
  • - сопряженная гимнастика – театр пальчиков и языка;
  • - куклотерапия.

Основными направлениями логопедической работы в театрально-игровой деятельности являются:

- развитие культуры речи: артикуляционной  моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;

- развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие  мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

  Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр. Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, а в моем случае стимулирует речь детей.

   Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она даёт первые представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста. Использование сказки на логопедических занятиях расширяет словарный запас, формирует логику речевого высказывания и грамматический строй речи ребенка, снимает страх общения, заряжая положительными эмоциями.

   В 1997 году в Санкт-Петербурге был создан институт сказкотерапии, где доктором психологических наук Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой разработано практическое руководство по креативной терапии, изданы авторские программы.

   Сопряженная гимнастика способствует не только развитию мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений. Упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.        

   Работа детей с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать моторные навыки, координировать движения правой и левой рук, вращать кистями и пальцами. «Проигрывая» состояния через терапевтическую куклу, ребенок «моторно» закрепляет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои чувства. Куклы помогают разыгрывать различные ситуации из жизни и сказочные сюжеты. Для многих детей они становятся настоящими помощниками: помогают снимать психическое напряжение, позволяют выполнять вместе что-то важное, им легче рассказать что-либо о себе, чем взрослому или другим детям. Таким образом, осуществляется связь эмоциональных состояний ребенка с конкретными ситуациями, которые могут встретиться ему в жизни.

   Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.

 

   О. Работа с родителями.

    Непрерывность действия здоровьесберегающих технологий невозможно  без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка.

   Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка. Поэтому очень важна пропаганда и продвижение здорового образа жизни в сознании родителей.

   В своей работе с родителями логопед должен использовать мониторинги, по средствам которых, можно узнать об интересующих родителей вопросах, проводить беседы, консультации, практические занятия, на которых необходимо рассказывать о здоровьесберегающих технологиях, используемых на логопедических занятиях. Во многом, опираясь на мониторинг здоровья детей, предоставленный родителями, вносятся необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, чем обеспечивается индивидуальный подход к каждому ребенку на логопедическом занятии, а также формируются положительные мотивации у педагогов и самих родителей.

                                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность и способствовала не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в речевом развитии , но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей организма.

                                                         Список  литературы

  1. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
  2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
  3. Евдакимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
  4. М.Ю.Картушина. Логоритмические занятия в дет. саду. М.:Сфера, 2003 г.
  5. С.В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
  6. Кувшинова, И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И.А. Кувшинова.-М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып.6) 13 с.
  7. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.
  8. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.
  9. Леонова С.В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов». Логопед. 2004. №6. с. 83.
  10. Мальгавко  Н.В.  «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР» – Журнал «Логопед»,  2012- №1.
  11. Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.
  12. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. -М., 2002.
  13. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
  14. Панкратова И.В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.
  15. Панфёрова  И.В. «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике». – Журнал «Логопед», 2011 - №2.  
  16. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.:АПКиПРО, 2003.
  17. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. М., 2000
  18. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
  19. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
  20. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.
  21. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.
  22. Чеботарева О.В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога". Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
  23. Формирование основ здорового образа жизни //Управление ДОУ. 2006.№4.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

    Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя - логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционном обучении и воспитании....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Вопрос о внедрении в практическую деятельность учителя-логопеда здоровьесберегающих технологий становится весьма актуальным. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одн...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Рассмотрены основные здоровьесберегающие технологии, которые учитель-логопед может использовать в своей работе....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

В статье раскрыта роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы. Представлены методы и приемы, способствующие снятию напряжения и утомления, повышению активности ЦНС. Материал с...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда школы.

В докладе освещается тема применения здоровьесберегающих технологий в работе школьного логопеда, приведён пример занятия (конспект)....