Рабочая программа коррекционного курса «Удивительный мир звуков и слов»
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Данный коррекционный курс направлен на:
- осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения;
- формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
- знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
- овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
«Ачинская школа № 3»
Утверждаю
Директор
КГБОУ «Ачинская школа № 3»
_______________ И.Л.Шадрина
Приказ № __________________
от «____» ____________ 2019 г.
Рабочая программа коррекционного курса
«Удивительный мир звуков и слов»
Ачинск 2019
Реализация программы помогает достичь двух целей:
Познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которой является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников.
Социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции
Основные задачи работы
Обучающие
Формировать лексический компонент речи:
- уточнять, обогащать, активизировать словарный запас;
- учить навыкам проведения морфемного анализа и синтеза слов;
- развивать умения проводить дифференциацию родственных и неродственных слов;
- развивать умения осуществлять подбор родственных слов с опорой на сходство значений и общность буквенного состава.
Формировать грамматическую сторону речи:
- формировать синтаксический компонент речи и связную речь:
- расширять фразу до необходимого объёма;
- формировать навык построения связного речевого высказывания.
Развивающие
- развивать невербальные психические функции в единстве с развитием речи:
- развивать словесно-логическое мышление, мыслительные операции;
- развивать речеслуховую память и внимание;
- формировать временные и пространственные представления;
- развивать зрительно-моторные координации,
- развивать творческие способности.
Воспитывающие
- воспитывать интерес к занятиям, повысить школьную мотивацию:
- создавать на занятиях эмоционально-позитивную атмосферу;
- формировать смысловую мотивацию к участию в совместной с учителем деятельности;
- воспитывать адекватную самооценку.
Данный коррекционный курс направлен на:
- осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
- знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
- овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
В курсе «Удивительный мир звуков и слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
В программе выделены три блока:
I блок: «Занимательная грамматика» рассчитан на 1 год обучения. Дети знакомятся со звуками и буквами, их различием, учатся грамоте.
II блок: «Секреты русского языка» рассчитан на 2 и 3 год обучения. Он включает в себя изучение в занимательной форме следующих разделов русского языка: фонетики, орфографии, словообразования, лексики, морфологии.
III блок: «К тайнам слова» рассчитан на 4 год обучения. Дети подробно, в занимательной форме изучают синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Дети узнают, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.
Принципы:
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
1.занимательность;
2.научность;
3.сознательностиь и активность;
4.наглядность;
5.доступность;
6.связь теории с практикой;
7.индивидуальный подход к учащимся
Формы проведения занятий:
-лекции;
-практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
-анализ и просмотр текстов;
-самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии:
-технология разноуровневого обучения;
-развивающее обучение;
-технология обучения в сотрудничестве;
-коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Описание места коррекционного курса в учебном плане.
«Удивительный мир звуков и слов» - внеурочный курс для школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление учащихся. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Частота занятий 1 раз в неделю, форма организации – подгрупповые занятия.
Ценностные ориентиры содержания занятий.
Важными ориентирами содержания данного курса являются:
- развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
- формирование представлений о языке как универсальной ценности;
- изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
- развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
- развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
- включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Курс внеурочной деятельности «Удивительный мир звуков и слов» разработан на основе базовых методических рекомендаций Ястребовой А. В., Садовниковой Н. И., Ефименковой Л. Н., а также специальных компьютерных программ «Азбукослов», «Баба Яга учится читать».
Планируемые результаты освоения коррекционного курса:
В процессе изучения курса «Удивительный мир звуков и слов» ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и др.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Волшебный мир звуков и слов»
Первый год обучения (33 ч)
№ п/п | Направления деятельности | Количество часов |
1 | Сказочный переполох | 1 |
2 | В Страну Слов. Первые встречи. | 1 |
3 | Буквенная мозаика. К тайнам волшебных слов. | 1 |
4 | Игры со словами | 1 |
5 | Выбор друзей в Стране Слов. Веселые буквы гласные | 1 |
6 | К несметным сокровищам Страны Слов. Интересные согласные Н, Р , М, Й, Л. | 2 |
7 | Чудесные превращения слов. Удивительные невидимки звуки. | 1 |
8 | В гости к Алфавиту | 1 |
9 | Сказка о веселом язычке | 1 |
10 | К тайнам звуков и букв. Артикуляционная гимнастика. | 1 |
11 | Чистоговорки и скороговорки. | 1 |
12 | В Страну Говорящих скал. Занимательные кроссворды. | 1 |
13 | Решаем анаграммы | 1 |
14 | В Королевстве Ошибок. | 1 |
15 | Парад орфограмм | 1 |
16 | Безударные гласные | 1 |
17 | Парные согласные | 1 |
18 | Непроизносимый согласный | 1 |
19 | Чудеса в Стране Слов | 1 |
20 | К словам разнообразным, одинаковым, но разным | 1 |
21 | На карнавале слов | 1 |
22 | Слова-спорщики | 1 |
23 | Слова - друзья | 1 |
24 | Месяцы - кудесники | 1 |
25 | Фразеологизмы | 1 |
26 | Необычный урок. Разгадываем ребусы. | 1 |
27 | Олимпиада по русскому языку | 1 |
28 | Когда один, когда много. | 1 |
29 | Экскурсия в прошлое | 2 |
30 | Полет в будущее. Игры с буквами и словами. | 1 |
31 | Занимательные кроссворды | 1 |
32 | Итоговое занятие | 1 |
Второй год обучения (34 ч)
№ п/п | Направления деятельности | Количество часов |
Мир полон звуков | 6 | |
1 | Звуки вокруг нас. | 1 |
2 | Фабрика речи. | 1 |
3 | Бессмыслица + бессмыслица = смысл. | 1 |
4 | Полоса препятствий. | 1 |
5 | Рисуем звуками. | 1 |
6 | Трудности словесного ударения. | 1 |
Азбука, прошедшая сквозь века | 5 | |
7 | Буквы старые и новые. | 1 |
8 | Так считали наши предки. | 1 |
9 | Страницы древних книг. | 1 |
10 | Живая и весёлая буква алфавита. | 1 |
11 | Загадки русской графики. | 1 |
Всему название дано | 5 | |
12 | Рождение языка. | 1 |
13 | Сколько слов в языке? | 1 |
14 | Имена, имена, имена… | 1 |
15 | Увлекательные истории о самых простых вещах. | 2 |
16 | Словари — сокровищница языка. | 1 |
Как делаются слова | 7 | |
17 | “Дальние родственники”. | 1 |
18 | Слова “готовые” и “сделанные”. | 1 |
19 | Есть ли “родители” у слов? | 1 |
20 | Внимание, корень! | 1 |
21 | Такие разные суффиксы. | 1 |
22 | Когда нужно “приставить”, “отставить” и “переставить”? | 1 |
23 | Что нам стоит слово построить? | 1 |
Секреты правильной речи | 10 | |
24 | Словарное богатство русского языка. | 1 |
25 | Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать “молодой старик”. | 1 |
26 | Выбираем точное слово. | 1 |
27 | Одно или много? | 1 |
28 | Когда у слов много общего? | 1 |
29 | Когда значения спорят? | 1 |
30 | Слова одинаковые, но разные. | 1 |
31 | “Местные жители” и “иностранцы”. | 1 |
32 | Как рождаются фразеологизмы? | 1 |
33 | Выбор фразеологизма в речи. | 1 |
Третий год обучения (34 ч)
№ п/п | Направления деятельности | Количество часов |
Из истории языка | 2 | |
1 | Старые и новые слова в языке. | 1 |
2 | Сокровища бабушкиного сундука. | 1 |
Загадки простого предложения | 10 | |
3 | “Велосипед разбил трамвай”, или Непорядок в предложении. | 1 |
4 | Важные мелочи. | 1 |
5 | Требуется определение. | 1 |
6 | Важные обстоятельства. | 1 |
7 | Необходимо дополнить. | 1 |
8 | “Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж”. | 1 |
9 | Стройтесь в ряд! | 1 |
10 | Запятые, по местам! | 1 |
11 | “Самый длинный однородный ряд”. | 1 |
12 | “Повтори и продолжи”. | 1 |
Лабиринты грамматики | 2 | |
13 | Слово в грамматике. | 1 |
14 | Как “работают” слова, или Для чего нужна грамматика. | 1 |
О существительных по существу | 13 | |
15 | “Лебедь белая плывёт”. | 1 |
16 | Может ли род быть общим? | 1 |
17 | Как на уроках русского языка может пригодиться счёт? | 1 |
18 | Как быть, если нет окончания? | 1 |
19 | Один, два, много. | 1 |
20 | Почему именительный падеж назвали именительным? | 1 |
21 | Как “работает” родительный падеж? | 1 |
22 | “Щедрый” падеж. | 1 |
23 | Винительный падеж — великий маскировщик. | 1 |
24 | Падеж-работяга. | 1 |
25 | Любимая “работа” предложного падежа. | 1 |
26 | Кому принадлежат имена собственные? | 1 |
27 | “Собственные имена в моей семье”. | 1 |
Такие разные признаки предметов | 7 | |
28 | Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах. | 1 |
29 | “Красны девицы” и “добры молодцы”. | 1 |
30 | Всё познаётся в сравнении. | 1 |
31 | Всегда ли “умный — умнейший”: сравниваем и оцениваем. | 1 |
32 | Что из чего и для чего? | 1 |
33 | Что кому принадлежит? | 1 |
34 | Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных. | 1 |
Четвертый год обучения (34 ч)
№ п/п | Направления деятельности | Количество часов |
Поиграем со звуками, словами и предложениями | 7 | |
1 | Смотрю, говорю, слушаю. | 1 |
2 | Лексические загадки. | 1 |
3 | Анаграммы, ребусы, шарады. | 1 |
4 | Словесный конструктор. | 1 |
5 | Логогрифы. Листовертни. | 1 |
6 | Палиндромы (или перевёртыши) | 1 |
7 | Занимательная грамматика. | 1 |
Пора действовать! | 14 | |
8 | Что значит действовать? | 1 |
9 | Для чего нужны глаголы? | 1 |
10 | Делать и сделать — не одно и то же. | 1 |
11 | Меняемся ролями. | 1 |
12 | Вчера, сегодня, завтра. | 1 |
13 | Одно вместо другого. | 1 |
14 | Один – много. | 1 |
15 | Она меня поняла и приняла. | 1 |
16 | Кто говорит, кто действует? | 1 |
17 | Сумею победить! | 1 |
18 | Мечтаем и фантазируем. | 1 |
19 | Дай-подай… и поезжай! | 1 |
20 | Живые образы. | 1 |
21 | Орфографический поединок. | 1 |
Числа и слова | 4 | |
22 | Для чего нужны числительные? | 1 |
23 | Важные даты истории нашей страны (города, края). | 1 |
24 | Рекорды в цифрах. | 1 |
25 | За семью печатями. | 1 |
Прочные связи | 9 | |
26 | Треугольный шарик. | 1 |
27 | Как водить машину за нос? | 1 |
28 | Послушный “подчинённый”. | 1 |
29 | О “земляной” или “земной” красоте. | 1 |
30 | Строгий “управляющий”. | 1 |
31 | Связаны смыслом. | 1 |
32 | Согласуем, управляем, примыкаем. | 1 |
33 | “Путешествие туда и обратно”. | 1 |
34 | Любимые игры со словами | 1 |
Список литературы
1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1994. – 400с.
2. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 009. — № 7.
3. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — Пб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
4. Джежелей О.В. Читаем и играем: Пособие для обучения выразит. чтению и разумному поведению: Книга для учащихся нач. классов. – М.: Просвещение, 1994. – 96 с.
5. Жаворонок: Книга для учащихся нач. классов. /Авт.-сост. О.В.Джежелей. – М.: Просвещение, 1995. – 96 с.
6. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001.
7. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, А.А. Улицкий. — Минск: Фирма “Вуал”, 1993.
8. Калмыкова И.Р. 50 игр с буквами и словами. – Ярославль: Академия Холдинг, 2001. – 112 с. (Серия: “Потехе – час”).
9. Климанова Л.Ф. Читалочка: Книга для чтения в 1 кл. – М.: Просвещение, 1994. – 96 с.
10. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.
11. Никитин Ю.З. Весёлые уроки. – Смоленск: Русич, 2000. – 128 с. (“Нам не скучно”).
12. Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы /под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с.)
13. Серия “Папка дошкольника”. Ребусы, игры, головоломки. ООО “ВК “Дакота”. – Киров.
14.Тридцать три Егорки. Русские народные скороговорки. /Сост. Г.Науменко. – М.: Дет. лит., 1989. – 32 с. (Книга за книгой).
15. Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Как научить ребёнка думать и говорить? – НПФ “Унисерв”. – М.: 1993. – 172 с.
16. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Сост. Н.В.Ёлкина, Т.И.Тарабарина.–Ярославль: “Академия развития”, 1997. – 224 с.
17.https://easyen.ru/load/logoped/shkolnikam/programma_vneurochnoj_dejatelnosti_volshebnyj_mir_zvukov_i_slov/482-1-0-57784
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/21/picture-966116-1669036639.jpg)
Рабочая программа учебного курса "Удивительный мир" для учащихся 1-4 классов
Рабочая программа учебного курса "Удивительный мир" дляучащихся 1-4 классов по предмету Окружающий мир может быть использована во внеурочной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-588924-1423398661.jpg)
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)
Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получаю...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/06/picture-1036077-1525595756.jpg)
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по литературному чтению"
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по литературному чтению"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/06/picture-1036077-1525595756.jpg)
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по математике"
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по математике"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/01/picture-823439-1475321411.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с ЗПР (7.1)
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся с задержкой психического развития на основе Адаптированной основной общеобразо...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/01/picture-823439-1475321411.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучпающихся с ЗПР (7.2)
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся с задержкой психического развития на основе Адаптированной основной общеобразо...
Рабочая программа Коррекционный курс: «Путешествие по Стране Звуков и Букв» АООП для обучающихся С задержкой психического развития (вариант 7.2)
Рабочая программа направлена на коррекцию недостатков речевого развития у школьников....