Рабочая программа коррекционного курса «Удивительный мир звуков и слов»
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Данный коррекционный курс направлен на:

- осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения;

- формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

- знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

- овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnyy_kurs_volshebnyy_mir_zvukov_i_slov.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

«Ачинская школа № 3»

Утверждаю

Директор

КГБОУ «Ачинская школа № 3»

_______________ И.Л.Шадрина

Приказ № __________________

от «____» ____________ 2019 г.

                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                               

Рабочая программа коррекционного курса

«Удивительный мир звуков и слов»

Ачинск 2019

Реализация программы помогает достичь двух целей:

Познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которой является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников.

Социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции

Основные задачи работы

Обучающие

Формировать лексический компонент речи:

- уточнять, обогащать, активизировать словарный запас;

- учить навыкам проведения морфемного анализа и синтеза слов;

- развивать умения проводить дифференциацию родственных и неродственных слов;

- развивать умения осуществлять подбор родственных слов с опорой на сходство значений и общность буквенного состава.

Формировать грамматическую сторону речи:

- формировать синтаксический компонент речи и связную речь:

- расширять фразу до необходимого объёма;

- формировать навык построения связного речевого высказывания.

Развивающие

- развивать невербальные психические функции в единстве с развитием речи:

- развивать словесно-логическое мышление, мыслительные операции;

- развивать речеслуховую память и внимание;

- формировать временные и пространственные представления;

- развивать зрительно-моторные координации,

- развивать творческие способности.

Воспитывающие 

- воспитывать интерес к занятиям, повысить школьную мотивацию:

- создавать на занятиях эмоционально-позитивную атмосферу;

- формировать смысловую мотивацию к участию в совместной с учителем деятельности;

- воспитывать адекватную самооценку.

Данный коррекционный курс направлен на:

- осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

- знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

- овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

    В курсе «Удивительный мир звуков и слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

В программе выделены три блока:

I блок: «Занимательная грамматика» рассчитан на 1 год обучения. Дети знакомятся со звуками и буквами, их различием, учатся грамоте.

II блок: «Секреты русского языка» рассчитан на 2 и 3 год обучения. Он включает в себя изучение в занимательной форме следующих разделов русского языка: фонетики, орфографии, словообразования, лексики, морфологии.

III блок: «К тайнам слова» рассчитан на 4 год обучения. Дети подробно, в занимательной форме изучают синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Дети узнают, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.

Принципы:

Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

1.занимательность;

2.научность;

3.сознательностиь и активность;

4.наглядность;

5.доступность;

6.связь теории с практикой;

7.индивидуальный подход к учащимся

Формы проведения занятий:

-лекции;

-практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

-анализ и просмотр текстов;

-самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Основные методы и технологии:

-технология разноуровневого обучения;

-развивающее обучение;

-технология обучения в сотрудничестве;

-коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Описание места коррекционного курса в учебном плане.

«Удивительный мир звуков и слов» - внеурочный курс для школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление учащихся. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Частота занятий 1 раз в неделю, форма организации – подгрупповые занятия.

Ценностные ориентиры содержания занятий.

Важными ориентирами содержания данного курса являются:

- развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

- формирование представлений о языке как универсальной ценности;

- изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

- развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);

- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

- развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

- включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Курс внеурочной деятельности «Удивительный мир звуков и слов» разработан на основе базовых методических рекомендаций Ястребовой А. В., Садовниковой Н. И., Ефименковой Л. Н., а также специальных компьютерных программ «Азбукослов», «Баба Яга учится читать».

Планируемые результаты освоения коррекционного курса:

В процессе изучения курса «Удивительный мир звуков и слов» ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и др.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Личностные результаты:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Волшебный мир звуков и слов»

Первый год обучения (33 ч)

№ п/п

Направления деятельности

Количество часов

1

Сказочный переполох

1

2

В Страну Слов. Первые встречи.

1

3

Буквенная мозаика. К тайнам волшебных слов.

1

4

Игры со словами

1

5

Выбор друзей в Стране Слов. Веселые буквы гласные

1

6

К несметным сокровищам Страны Слов. Интересные согласные Н, Р , М, Й, Л.

2

7

Чудесные превращения слов. Удивительные невидимки звуки.

1

8

В гости к Алфавиту

1

9

Сказка о веселом язычке

1

10

К тайнам звуков и букв. Артикуляционная гимнастика.

1

11

Чистоговорки и скороговорки.

1

12

В Страну Говорящих скал. Занимательные кроссворды.

1

13

Решаем анаграммы

1

14

В Королевстве Ошибок.

1

15

Парад орфограмм

1

16

Безударные гласные

1

17

Парные согласные

1

18

Непроизносимый согласный

1

19

Чудеса в Стране Слов

1

20

К словам разнообразным, одинаковым, но разным

1

21

На карнавале слов

1

22

Слова-спорщики

1

23

Слова - друзья

1

24

Месяцы - кудесники

1

25

Фразеологизмы

1

26

Необычный урок. Разгадываем ребусы.

1

27

Олимпиада по русскому языку

1

28

Когда один, когда много.

1

29

Экскурсия в прошлое

2

30

Полет в будущее. Игры с буквами и словами.

1

31

Занимательные кроссворды

1

32

Итоговое занятие

1

Второй год обучения (34 ч)

№ п/п

Направления деятельности

Количество часов

Мир полон звуков

6

1

Звуки вокруг нас.

1

2

Фабрика речи.

1

3

Бессмыслица + бессмыслица = смысл.

1

4

Полоса препятствий.

1

5

Рисуем звуками.

1

6

Трудности словесного ударения.

1

Азбука, прошедшая сквозь века

5

7

Буквы старые и новые.

1

8

Так считали наши предки.

1

9

Страницы древних книг.

1

10

Живая и весёлая буква алфавита.

1

11

Загадки русской графики.

1

Всему название дано

5

12

Рождение языка.

1

13

Сколько слов в языке?

1

14

Имена, имена, имена…

1

15

Увлекательные истории о самых простых вещах.

2

16

Словари — сокровищница языка.

1

Как делаются слова

7

17

“Дальние родственники”.

1

18

Слова “готовые” и “сделанные”.

1

19

Есть ли “родители” у слов?

1

20

Внимание, корень!

1

21

Такие разные суффиксы.

1

22

Когда нужно “приставить”, “отставить” и “переставить”?

1

23

Что нам стоит слово построить?

1

Секреты правильной речи

10

24

Словарное богатство русского языка.

1

25

Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать “молодой старик”.

1

26

Выбираем точное слово.

1

27

Одно или много?

1

28

Когда у слов много общего?

1

29

Когда значения спорят?

1

30

Слова одинаковые, но разные.

1

31

“Местные жители” и “иностранцы”.

1

32

Как рождаются фразеологизмы?

1

33

Выбор фразеологизма в речи.

1

Третий год обучения (34 ч)

№ п/п

Направления деятельности

Количество часов

Из истории языка

2

1

Старые и новые слова в языке.

1

2

Сокровища бабушкиного сундука.

1

Загадки простого предложения

10

3

“Велосипед разбил трамвай”, или Непорядок в предложении.

1

4

Важные мелочи.

1

5

Требуется определение.

1

6

Важные обстоятельства.

1

7

Необходимо дополнить.

1

8

“Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж”.

1

9

Стройтесь в ряд!

1

10

Запятые, по местам!

1

11

“Самый длинный однородный ряд”.

1

12

“Повтори и продолжи”.

1

Лабиринты грамматики

2

13

Слово в грамматике.

1

14

Как “работают” слова, или Для чего нужна грамматика.

1

О существительных по существу

13

15

“Лебедь белая плывёт”.

1

16

Может ли род быть общим?

1

17

Как на уроках русского языка может пригодиться счёт?

1

18

Как быть, если нет окончания?

1

19

Один, два, много.

1

20

Почему именительный падеж назвали именительным?

1

21

Как “работает” родительный падеж?

1

22

“Щедрый” падеж.

1

23

Винительный падеж — великий маскировщик.

1

24

Падеж-работяга.

1

25

Любимая “работа” предложного падежа.

1

26

Кому принадлежат имена собственные?

1

27

“Собственные имена в моей семье”.

1

Такие разные признаки предметов

7

28

Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах.

1

29

“Красны девицы” и “добры молодцы”.

1

30

Всё познаётся в сравнении.

1

31

Всегда ли “умный — умнейший”: сравниваем и оцениваем.

1

32

Что из чего и для чего?

1

33

Что кому принадлежит?

1

34

Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных.

1

Четвертый год обучения (34 ч)

№ п/п

Направления деятельности

Количество часов

Поиграем со звуками, словами и предложениями

7

1

Смотрю, говорю, слушаю.

1

2

Лексические загадки.

1

3

Анаграммы, ребусы, шарады.

1

4

Словесный конструктор.

1

5

Логогрифы. Листовертни.

1

6

Палиндромы (или перевёртыши)

1

7

Занимательная грамматика.

1

Пора действовать!

14

8

Что значит действовать?

1

9

Для чего нужны глаголы?

1

10

Делать и сделать — не одно и то же.

1

11

Меняемся ролями.

1

12

Вчера, сегодня, завтра.

1

13

Одно вместо другого.

1

14

Один – много.

1

15

Она меня поняла и приняла.

1

16

Кто говорит, кто действует?

1

17

Сумею победить!

1

18

Мечтаем и фантазируем.

1

19

Дай-подай… и поезжай!

1

20

Живые образы.

1

21

Орфографический поединок.

1

Числа и слова

4

22

Для чего нужны числительные?

1

23

Важные даты истории нашей страны (города, края).

1

24

Рекорды в цифрах.

1

25

За семью печатями.

1

Прочные связи

9

26

Треугольный шарик.

1

27

Как водить машину за нос?

1

28

Послушный “подчинённый”.

1

29

О “земляной” или “земной” красоте.

1

30

Строгий “управляющий”.

1

31

Связаны смыслом.

1

32

Согласуем, управляем, примыкаем.

1

33

“Путешествие туда и обратно”.

1

34

Любимые игры со словами

1

 

 

Список литературы

1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1994. – 400с.

2. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 009. — № 7.

3. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — Пб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.

4. Джежелей О.В. Читаем и играем: Пособие для обучения выразит. чтению и разумному поведению: Книга для учащихся нач. классов. – М.: Просвещение, 1994. – 96 с.

5. Жаворонок: Книга для учащихся нач. классов. /Авт.-сост. О.В.Джежелей. – М.: Просвещение, 1995. – 96 с.

6. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001.

7. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, А.А. Улицкий. — Минск: Фирма “Вуал”, 1993.

8. Калмыкова И.Р. 50 игр с буквами и словами. – Ярославль: Академия Холдинг, 2001. – 112 с. (Серия: “Потехе – час”).

9. Климанова Л.Ф. Читалочка: Книга для чтения в 1 кл. – М.: Просвещение, 1994. – 96 с.

10. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.

11. Никитин Ю.З. Весёлые уроки. – Смоленск: Русич, 2000. – 128 с. (“Нам не скучно”).

12. Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы /под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с.)

13. Серия “Папка дошкольника”. Ребусы, игры, головоломки. ООО “ВК “Дакота”. – Киров.

14.Тридцать три Егорки. Русские народные скороговорки. /Сост. Г.Науменко. – М.: Дет. лит., 1989. – 32 с. (Книга за книгой).

15. Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Как научить ребёнка думать и говорить? – НПФ “Унисерв”. – М.: 1993. – 172 с.

16. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Сост. Н.В.Ёлкина, Т.И.Тарабарина.–Ярославль: “Академия развития”, 1997. – 224 с.

17.https://easyen.ru/load/logoped/shkolnikam/programma_vneurochnoj_dejatelnosti_volshebnyj_mir_zvukov_i_slov/482-1-0-57784


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Удивительный мир" для учащихся 1-4 классов

Рабочая программа учебного курса "Удивительный мир"  дляучащихся  1-4 классов по предмету Окружающий мир может быть использована во внеурочной деятельности....

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)

Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получаю...

Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по литературному чтению"

Рабочая  программа  коррекционного  курса  "Индивидуальные  коррекционные  занятия  по  литературному  чтению"...

Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по математике"

Рабочая  программа  коррекционного  курса "Индивидуальные  коррекционные  занятия  по  математике"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с ЗПР (7.1)

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся  с задержкой психического развития на основе Адаптированной основной общеобразо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучпающихся с ЗПР (7.2)

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся  с задержкой психического развития на основе Адаптированной основной общеобразо...