Рабочая тетрадь Х-Ж
тренажёр по логопедии (2 класс)

Рысаева Нурия Ямилевна

Тренировочные упражнения на дифференциацию букв имеющих кинетическое сходство х-ж

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая тетрадь265.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

                                                                                                 

                                   РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ                                                                                                                                                                    
                             для дополнительных занятий

                        на дифференциацию букв имеющих                                                    

                                   кинетическое сходство                                                                              

                                  х - ж

                                                                     г. Нижневартовск

                                                                           

 

І. Звуки [х] и  [х]. Буквы Х, х.

1.                                    

                                   

Что нарисовано на картинке?

Скажи слово ХЛЕБ так, чтобы ясно слышался первый звук: ХЛЕБ.

Произнеси его отдельно: Х

Создают ли губы, зубы и язык преграду при произнесении звука [х]?

С голосом или без голоса произноситься звук [х]?

2. Как называется профессия человека, который делает операции  людям?

  Скажи слово ХИРУРГ так, чтобы ясно слышался первый звук: ХИРУРГ

  С какого звука начинается слово ХИРУРГ?

  Произнеси его отдельно: Х

  Твердый он или мягкий?

  Создают ли губы, зубы и язык преграду при произнесении звука [х]?

  С голосом или без голоса произноситься звук [х]?

  С какого звука начинается слово ХЛЕБ?

  С какого звука начинается слово ХИРУРГ?

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ: слово БАНТ начинается со звука [х], слово ХИРУРГ начинается со звука: [х]

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ: при произнесении звуков [х], [х] выдыхаемая воздушная струя встречает преграду, преграду образуют задняя часть  спинки языка и мягкое небо (задняя часть спинки языка образует  щель с мягким небом). При образовании звуков [х], [х] голосовые связки раскрыты, не вибрируют, и голос не образуется.

Звуки [х], [х] – согласные звуки (глухие шумные длительные).

3. Знакомство с буквами.

Какой буквой обозначаются звуки [х], [х] в русском языке?

Как называется буква?

Напиши эти буквы.

_________________________________________________________________

Проверка выполнения:

Согласные звуки [х], [х] обозначаются буквами Х, х; Х, х.

Буква называется [ха].

Х, х – печатные буквы.

Х, х –письменные буквы.

Х – заглавная, большая.

х –строчная, маленькая.

ІІ. Звук [ж]. Буквы Ж, ж.

                                                  

1.Что нарисовано на картинке?

 Скажи слово ЖУК так, чтобы ясно слышался первый звук: ЖУК

 Произнеси его отдельно: Ж

 Создают ли губы, зубы и язык преграду при произнесении звука [ж]?

 С голосом или без голоса произноситься звук [ж]?

 Твердо лил мягко произноситься звук [ж]?

2. На елке растут шишки, а на дубе - что?

                                 

Скажи слово ЖЕЛУДИ так, чтобы ясно слышался первый звук: ЖЕЛУДИ

Произнеси его отдельно: Ж

Создают ли губы, зубы и язык преграду при произнесении звука [ж]?

С голосом или без голоса произноситься звук [ж]?

Твердо лил мягко произноситься звук [ж]?

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ: при произнесении звука  [ж] выдыхаемая воздушная струя встречает преграду, преграду образуют зубы и язык; голосовые связки сомкнуты и вибрируют, при этом образуется голос; губы округлены и слегка выдвинуты вперед.

Звук [ж] – твердый согласный (звонкий шумный длительный)

3. Знакомство с буквами .

Какими буквами обозначаются звук  [х] в русском языке?

Как называется буква?

Напиши эти буквы.

_________________________________________________________________

Проверка выполнения:

Согласные звуки [ж],  обозначаются буквами Ж, ж; Ж, ж.

Буква называется [жэ].

Ж, ж – печатные буквы.

Ж, ж –письменные буквы.

Ж – заглавная, большая.

ж –строчная, маленькая.

ІІІ.  Сопоставление звуков [х], [ж] по артикуляции.

План сопоставления звуков.

1. Назови общие артикуляционные признаки у звуков [х], [ж].

2. Назови артикуляционные признаки, которыми различаются звуки [х], [ж].

3. Назови общие акустические признаки, которыми различаются звуки

 [х], [ж].

Проверка выполнения:

Артикуляционные признаки звуков [х], [ж].

Общее: звуки [х], [ж], при произнесении звуков выходящая воздушная струя встречает преграду.

Разное: место образования преграды.

[х], [х] – преграду образуют, задняя часть спинки языка и мягкое небо.

[ж], [ж] – преграду образуют зубы и язык.

Акустические признаки звуков [х], [ж].

Общее: звуки [х], [ж] – шумные длительные

Разное: звук [х] – глухой согласный; звук [ж] – звонкий согласный.

ІV. Сравнение письменных букв Х, Ж.

Задание 1.

Проанализируй букву х, затем букву ж.

План анализа буквы.

1) Из каких элементов состоит буква?

2) Способ соединения элементов.

3) Размер элементов.

4) Чем буква написана?

Задание 2.

Выдели главное в букве х, затем в букве ж.

Проверка выполнения.

Буква х состоит из двух элементов: левый полуовал и правый полуовал.

 

Буква ж состоит из трех элементов: левый полуовал, соединительная линия (наклонная вверх,  и вниз прямая ,и наклонная снова вверх), правый полуовал.

Несущественное в буквах х, ж является высота буквы, ширина, толщина элементов.

Задание 3.

Найди общее, и различное у букв х, ж  и нарисуй их. (Сравни две буквы: что у них общего?  Какими элементами различаются буквы?

Общее:

Различное:

_________________________________________________________________

Проверка выполнения.

Общее:

1. форма элементов : в букве х первый элемент левый полуовал и в букве ж первый элемент левый полуовал; второй элемент буквы х правый полуовал, третий элемент буквы ж правый полуовал.

Различное:

1. количество элементов.

Буква х состоит из двух элементов (           ).

Буква ж состоит из трех элементов (                ).

У буквы ж есть третий элемент – соединительная линия двух полуовалов (  ).

V. Соотнесение звука с буквой.

В Ы В О Д: запоминаем наши «опоры»:

Звук [х] –согласный, преграду образуют задняя часть спинки языка и мягкое небо.

Звук [ж] – согласный, преграду образуют зубы и язык.

Буква  х – состоит из двух элементов (левый полуовал, правый полуовал).

Буква ж – состоит  из трех элементов (левый полуовал, соединительная линия, правый полуовал).

VІ. Тренировочные упражнения на различение звуков

      [х], [х] -  [ж] и букв х, ж.

1. Напиши строчку полуовалов (левый полуовал) по образцу.

2. Напиши строчку полуовалов (правый полуовал) по образцу.

3. Напиши соединительную линию по образцу.

4. Обведи строчную букву х по образцу, проговаривая вслух (левый полуовал, правый полуовал).

5. Обведи строчную букву ж по образцу, проговаривая вслух (левый полуовал, соединительная линия, правый полуовал).

6. Напиши строчную букву х в воздухе, проговаривая вслух.

7. Напиши строчную букву ж  в воздухе, проговаривая вслух.

8. Придумай сам, во что можно превратить букву ж.

9. Придумай сам, во что можно превратить букву х.

10. В каждой строке две одинаковые буквы. Одна из них находиться слева, найди вторую.

        ж

       х

       с

      х

      о

       х

     ж

      с

     о

    ж

Обведи одинаковые буквы в верхней строке красным карандашом, а нижней – синим.

11. Зачеркни в каждой строчке «лишнюю» букву.

    ж

    ж

     ж

     ж

     х

     ж

     х

     х

     х

     ж

     х

     х

12. Прочитай слоги. Обведи по контору с проговариванием все буквы х красным карандашом, все буквы ж синим карандашом.

ха – жа                              хо – жо

жу – ху                              жу – хы

жи – хи                              же - хе

13. Опираясь на точку, допиши элементы букв, проговаривая вслух ( х – первый элемент -  левый полуовал, второй элемент – правый полуовал; ж – первый элемент левый полуовал, второй элемент – соединительная линия, третий элемент – правый полуовал).

14. Напиши букву х красным карандашом, а букву ж – зеленым.

15. Обозначь цифрой количество элементов в каждой букве.

ж                х                 х            ж               ж              х            х        

16. Скажи, сколько элементов буквы х и сколько элементов у буквы ж?

Напиши под каждой цифрой соответствующую букву.

2                3               3             2                3              3               2            

17. Спиши слоги, вместо цифр напиши букву х или  ж.

2а                            3и                         3у

3о                            2у                         2ы

2и                            2а                         3а

2 – буква х

3 – буква ж

Прочитай получившиеся слоги.

18. Зашифруй слоги.

ху                     ха                       жу

ха                     жи                      жо

хи                     хо                       хы

х – цифра 2

ж – цифра 3

19. Напиши слоги под диктовку.

жа ха жи хи же хе жа ха ожо охо ох ож уж ух аха ажа

20. Среди букв  х, о, ж  найди «чужую» и запиши.

21. Расшифруй слова.

2вост                           пету2                  пу2

2леб                              фла3ок               2ор

пиро3ок                       2алат                  сне3ок

эта3                            2алва                   кру3ок

гара3                           2орек                   му2а

22. Зашифруй слова.

хор                  смех                 хлопок

химик             лужа                хижина

жара              лыжи               журавли

кожа              хворост           ножницы

ужи                ножи                хорь

дождик          живот             журнал

23. Скопируй с образца. Запиши под своим рисунком буквы, которые в нем нашел.

24. Найди буквы, которые являются общими для всех слов, и запиши эти буквы.

хижина                    художник

 

25. Найди среди слов «чужое» и запиши его.

а) жар  жук  жир  жуи

б) хлеб хор пух лах хвост

26. Прочитай слова. Обозначь буквами только те звуки, которыми слова различаются:

Жатва – хатка         

27. Составь из букв слова  характеристика другие слова и запиши.

28. Составь слова из набора букв.

кжу                                    ооипржк

илжте                                аажб

аумх                                  олфжка

ааурбх                               упх

оопрх                                 жраа

29. Игра «Муха». Кто больше слов образует?

Таблица 1

    лу

   ло

   тор

     ха

    му

   хо

   жа

    лод

   ра

   ба

   мяк

    ху

Таблица 2

    хо

     о

   чу

    да

    на

   жи

   вод

    вой

    мо

   пру

  деж

    ный

   жем

   лод

   ро

    жой

Координаты для составления слов: «Муха села на слог в первой строчке первого столбика, затем перелетела на две клетки вправо и одну клетку вниз. Какое слово написала муха? Складывать самостоятельно слова.

30. Найди в слове хлебопродукты другие слова и запиши.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

31. В каждое буквосочетание добавь буквы х, или ж чтобы получились буквы.

руба – а                     шоро –

- акет                         - вост

- ук                            эта –

- алва                         пу –

отды -                        сне – ок

- илет                         - обот

32. Убери лишнюю букву из каждого из каждого буквосочетания.

а) хвоорост

б) журнаал

33. Восстанови словарные слова.

бага -                      де – урный                       - елать

- елезо                    - елтый                             - енщина

- илище                  ин – енер                          оде – да

дна – ды                 пасса – ир                         уро – ай

у – ин                     - леборб                            - озайство

- орошо                 горо -                               - ивотное

34.  Что общего и различного в словах?

                       хлеб             и         хлебница

  Общее:                                                  Различное:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

35. Придумай как можно больше слов, используя буквы х, ж и запиши эти слова.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

36. Сделай рисунок с секретом, в котором были бы «спрятаны» буквы х,  ж.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 37. Напиши слова под диктовку.

Жук, пух, жаба, муха, жакет, рубаха, этаж, халва, хвост, снежок, хобот, жилет, отдых, шорох, флажок, гараж, горох, журнал, желтый, ужин, хлопок, хор, лужа, живот, дождик, ужи, жара, химик, хирург, лыжи, ножницы, халва.

38. Спиши предложения, расшифруй слова.

Я  2о3у, 2о3у, 2о3у,

А грибов не  на2о3у.

3ук упал

И встать не  мо3ет.

3дет он –

Кто ему помо3ет

39. Зашифруй слова в загадке (отгадай загадку).

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

40. Спиши стихотворение, вставляя пропущенные буквы х или ж.

Жили дру  но, жили ти - о

Еж, е - ата  и   е-  и - а.

Еж с е  ихой для е  ат

Припасали все подряд.

Вот е  и  а у доро  ки

Видит гриб на толстой  но-  ке.

Гриб большой   е-  и - е    ну  -ен:

Ждут  е - ата  гриб  на   у-  ин.

По – елал   е – и-  е     е-  ик:

- Не жалей,  е - и - а,  но- ек!

И   е – и-  а    убе- ала,

В лапках гриб она  дер-  ала

Е-  ик  дальше  побе-  ал…

В  лу-  е   желтый  лист  ле-  ал.

Еж на иглы лист  нани - ет,

Подбе-  ит  к  норе  побли-  е,

Там  поло-  ит   для  е - ат,

Пусть  зимой  в  тепле  ле - ат!

41. Вставь пропущенные буквы.

     -итрая  лиса  с-ватила    –ирного  пету-а. Приятно  вды-ать  све-ий    

-олодный  возду-.  –лопья  снега –ороводом  кружились  над  землей. О-отник   взял ру-ье  и  поло-ил  в  сумку  -леб  и  су-ари. За-ар   -орошо де-урил  в  -олле. По-у-ли  травы- пришла   -мурая  и  -олодная пора.  –анна

 -орошая –  -озяйка. –уки  и  му-и   -у--ат.

42. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы х или ж.

                               

                                         Поздняя осень.

Поздняя осень. С полей убрали    -леба. Наступили    олода. Небо    

 -муриться. Трава  в  лесу  высо  -ла,  по  -у  -ла,  зеленеет  только  мо-.  На голы- ветка-    нет  листьев. Только –воя  на  елка-   и   сосна-    по- пре-нему зелена. Хрустит  под  ногами   -ворост.  О-отники  вышли  на  о-оту. В  их ру-ьях  – сухой   поро-.    Они   о-отятся на    -ищных    -ивотны- .

43.Исправь ошибки.

      Архип  ужахивает  за  жохлатками  и  петухами. Хаба  пожоха  на лягушку. Мижаил – жороший  худохник. Зажарка  собирал  хелуди. Хвастать  и  хадничать  нехорошо.

44.Зрительно – предупредительный диктант.

     Михаил – хороший художник. Жора ел хурму. Она растет на жарком юге. Женя сварил жирную уху. Жора Хитров жует халву. Захарка собирал желуди. В духовке готовили жаркое, Христина вяжет жакет из пуховой пряжи.

45. Проверочный диктант.

    Железо хуже стали. Оно ржавеет. Трудно резать ножом сухой хлеб. Хомяки – степные жители. Ежи – хищники. Они едят ужей. Высоко над жнивьем кружатся жаворонки.

    Слова для справок: трудно, высоко, - аворонки.

46. Придумай и напиши сочинение по теме «Буква х и буква ж».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   

       

           

         

         

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса

В рабочей тетради представлены у пражнения на развитие внимания, памяти, мышления....

рабочая тетрадь по русскому языку 1 класс

Для дополнительной работе учащихся дома ....

Рабочая тетрадь " Звуки и буквы"

Уважаемые родители будущих первоклассников ! Скачайте материал...

рабочая тетрадь участника научно-практической конференции (начальная школа)

Рабочая тетрадь участника научно-практической конференции (начальная школа) поможет учителям организовывать научно-исследовательскую деятельносить в школе...

рабочая тетрадь участника научно-практической конференции (начальная школа)

Этот материал поможет учителям начальной школы организовать НИР....

Соблюдение орфографического режима в рабочих тетрадях и тетрадях для контрольных работ в начальной школе.

На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в в...

Соблюдение орфографического режима в рабочих тетрадях и тетрадях для контрольных работ в начальной школе.

На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в в...