Статья "Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в начальной школе с детьми ОВЗ"
статья по логопедии (1 класс)

Коренченко Снежана Игоревна

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. Известно, что младший школьный возраст является важным этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период, так же как и в дошкольный, идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

За последние время существенно возросло количество детей, у которых наблюдаются различные трудности обучения в начальной школе. Это требует поиска новых организационных форм помощи и приёмов обучения. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они росли здоровыми и счастливыми и смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья39 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в начальной школе с детьми ОВЗ»

Учетель-логопед ГБОУ школа №568 Красносельского района

Санкт-Петербурга Коренченко Снежана Игоревна

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. Известно, что младший школьный возраст является важным этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период, так же как и в дошкольный, идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

За последние время существенно возросло количество детей, у которых наблюдаются различные трудности обучения в начальной школе. Это требует поиска новых организационных форм помощи и приёмов обучения. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они росли здоровыми и счастливыми и смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Данные образовательные технологии можно разделить на  три подгруппы:

- технология сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний (динамические паузы, физминутки, пальчиковая гимнастика, дыхательная, для глаз);

- коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия);

-технология обучения здоровому образу жизни (проблемно игровые методики, игротерапия, массаж и самомассаж).

В этой статье мне хотелось бы остановиться на использовании музыки в логопедической работе –музыкотерапии.

Согласно исследованиям отечественных ученых,  на эмоции можно оказывать значительное влияние музыкой, и именно из этого факта исходит музыкотерапия. Музыка, в особенности та, которая нравится ребенку, порождает определённые психические и соматические процессы, вызывает в нём определённые чувства, эмоции, настроения, аффекты, изменения в поведении и одновременно влияет на важнейшие вегетативные функции, моторику, а тем самым и на речь. Исходя, из этого можно проследить положительное влияние музыки на логопедических занятиях.

Сравнивая музыку и речь, мы можем исходить из их общих черт. К таковым, прежде всего, относится их звуковая основа. И музыка и речь основываются  на звуковых сигналах, поэтому обе они  являются акустическими средствами общения. Способы переноса информации как акустические комплексы музыкального и речевого выражения с антропологической точки зрения также имеют много общего.

Музыка и речь используют одни и те же средства переноса и воспринимаются одними и теми же органами восприятия акустических сигналов. « Одни и те же органы служат как для образования речи, так и для пения. Воспринятые и обработанные акустические сигналы подвергаются немедленному превращению в визуально-двигательные реакции и наоборот, как это происходит при письме и чтении слов, нот, при дирижировании. В воспринимающей и воспроизводящей деятельности активно участвуют в равной степени двигательные и слуховые пути, ядра афферентных и эфферентных нервов мозга, а также сетевидное образование и лимбическая система. Височная извилина имеет аудитативную функцию при слушании музыки и речи. За музыкальную функцию отвечают области передней и средней части темпоральной извилины, пространство перед областью восприятия речи (расположенное, в обеих темпоральных извилинах)».

Связь между музыкой и речью основана на общих акустических и выразительных элементах, таких как ритм, мелодия, гармония, громкость, динамика, акцент (ударение) и просодия.

Специфические свойства музыкального ритма, влияющие на ритм речи, описали в своих трудах многие авторы, например М. Е. Хватцев (1951). Подробно этот вопрос изучал Карл Орф. Его труд « Работа в школе музыка для детей, народные песни» является сборником различных способов выражения ритма, мотивационно исходящим из мира детских интересов. Значительное положительное влияние указанной методической системы состоит в непосредственной активации и всесторонней стимуляции творчества ребёнка.

Так же, безусловно, сохранению здоровья способствует применение игровой системы. Движение, активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе: покажи, на что похожа эта буква, нарисуй свое восприятие предмета, изобрази свое настроение. Дети на этих занятиях вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения.

 Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Статья о  применении  здоровьесберегающих  технологий  на логопедических  занятиях....

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях.

В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих це...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.

Создание здоровьесберегающей среды на логопедических занятиях. Из опыта работы учителя-логопеда. МОУ гимназия №1 г.Жуковского....

Здоровьесберегающие технологии на логопедическом занятии.

 Здоровьесберегающие технологии — предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направлен­ных на защиту и обеспечение здоровья, формирование це...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.

Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к усв...

СОЧЕТАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Успешное овладение знаниями в начальных классах   невозможно без интереса детей к учёбе.   Инновационные методы воздействия и здоровьесберегающие технологии  в деятельности ло...