Что такое логопедическая диагностика на готовность к школе?
консультация по логопедии

Лемешко Елена Владимировна

Что такое лолгопедическая диагностика на готовность к школе?

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Что такое логопедическая диагностика на готовность  ребенка к школе?                  

                                                                    Логопед:Лемешко.Е.В.


       Очень часто перед поступлением в школу, ребенку необходимо пройти логопедическую диагностику на готовность ребенка к школе. Зачастую родители не знают что это такое, как проходит и для чего она нужна. В статье попробуем подробно и доступно разобраться, что же это такое логопедическая диагностика? В логопедический кабинет приглашается ребенок с одним из родителей (мамы или папы). Родитель садится в стороне, а ребенок с логопедом за стол. Приятным доброжелательным тоном логопед знакомится с ребенком, располагает его к себе. На столе перед ребенком расположены дидактические материалы, методики.

Ребенок, который поступает в школу, должен знать:

- правильно произносить все звуки родного языка;

- различать и называть слова с определенным звуком;

- уметь определять место звука в слове (начало, середина, конец);

- делить слова на слоги;

- составлять слова из слогов;

- иметь представление о предложении;

- уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;

- подбирать синонимы и антонимы;

- использовать разные способы образования слов;

- пересказывать знакомые сказки и рассказы;

- составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).

Диагностика речевой готовности к школе предполагает обследование всех компонентов речи:

- Состояние словарного запаса.

- Сформированность грамматического строя речи.

- Правильность произношения звуков.

- Умение различать звуки речи на слух.

- Сформированность звукового и звукобуквенного анализа и синтеза.

- Владение связной речью.

Методы, которые применяет логопед на диагностики (наблюдение, беседа).

При выявлении состояния речевого развития детей особое место отводится специальным наблюдениям, которое проводятся в процессе ситуаций общения между сверстниками и взрослыми, речевого сопровождения игровой и продуктивной деятельности, режимных моментов (прогулка).

Наблюдение дает возможность составить предварительное представление о возможностях каждого ребенка в сфере связного высказывания, об инициативности и способности вступать в беседу и поддерживать диалог, о составе фраз, правильности составления простых и сложных предложений, о правильно исполняемой слоговой структуре, о лексическом запасе, о грамматическом оформлении фраз, о фонетическом наполнении слов, об особенностях выразительных средств и темпо-ритмической окраске.

Следующий метод, на который следует обратить внимание – беседа. Нужно помнить: в процессе беседы ребенок без отклонений в речевом развитии умеет поддерживать общение репликами, модуляцией голоса, интонацией, мимикой, жестами и другими невербальными средствами.

Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла (значения) слов им предлагают специально подобранные задания, дидактические упражнения и игры.

Проверка экспрессивной и импрессивной речи.

Проверка экспрессивной речи:

1) оценить уровень моторной реализации;

2) осуществить проверку сформированности словообразовательных навыков:

        2.1.) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами,

        2.2.) образование от существительных относительных прилагательных,

        2.3.) образование от существительных качественных прилагательных,

        2.4.) образование от существительных притяжательных прилагательных;

3) проверить синтаксис или возможности грамматического структурирования:

        3.1.)  составление фраз по картинкам,

        3.2.) повторение предложений разного словонаполнения и грамматической сложности,

        3.3.) составление предложений из слов,

        3.4.) верификация предложений,

        3.5.) дополнение предложений с пропущенными предлогами,

        3.6.) предложить закончить предложения,

        3.7.) образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах;

4) обследовать состояние связной речи:

        4.1.) составление рассказа по серии сюжетных картинок,

        4.2.) пересказ текста;

5) проверить номинативную функцию речи:

        5.1.) называние предметов, изображённых на картинках,

        5.2.) называние изображённых на картинках действий,

Проверка импрессивной речи:

6) Проверка акустического анализа, слухо-речевой памяти, семантической дифференцияции слов:

        6.1.) понимание далёких по звучанию и значению слов, обозначающих предметы,

        6.2.) понимание близких по звучанию слов, обозначающих названия предметов,

        6.3.) понимание далёких по звучанию и значению слов, обозначающих действия

        6.4.) понимание близких по значению слов, обозначающих действия;

7) проверить понимание сложных логико-грамматических конструкций:

7.1.) понимание обратимых конструкций, а именно активных с обратным порядком слов и пассивных с прямым и обратным порядком,

7.2.) понимание обратимых предложных конструкций с обозначением места;

8) обследование фонематического восприятия (повторение слогов с фонетически близкими звуками.

            Из всего перечисленного можно сделать вывод, что логопедическая диагностика нужна, в ней нет ничего страшного. Если в процессе диагностики логопед выявил речевые нарушения, то обязательно в заключении логопед прописывает рекомендации родителям о необходимости занятия с логопедом, чтобы в дальнейшем не было проблем с речью у ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика речевой готовности детей к школе.

Каждый поступающий в школу ребенок, прежде всего за годы обучения в начальной школе, должен хорошо овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. Правильное...

Рекомендации по проведению диагностики изучения готовности первоклассников к обучению в школе

В подготовленный материал входит:1. Анкеты для родителей2. Изучение готовности ребенка к школе3. Как подготовить ребенка к школе4. Примерные варианты заданий для тестирования5. Самодиагностика развити...

«Диагностика психологической готовности ребенка к школе (сравнительный анализ эффективности диагностических подходов)» Обобщение опытом

Тема данной работы «Диагностика психологической готовности ребенка к школе (сравнительный анализ эффективности диагностических подходов)». Проблема поиска эффективного и надежного психологическо...

«Логопедическая диагностика готовности первоклассников к обучению в школе. Определение успешности будущего школьника»

Диагностическая работа составлена на основе использования материалов для проведения стартовой диагностики первоклассников известных авторов используемых методик. Методики адаптированы и применяемы в р...

Стартовая диагностика уровня готовности первоклассников к школе

Методика позволяет учителю правильно выстраивать образовательную программу класса, а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка....

Логопедическая диагностика готовности первоклассников к обучению в школе. Определение успешности будущего школьника

Уважаемые родители! Данные диагностики будут применяться на практике, для выявления уровня будущей успешности обучения в школе. Диагностическая работа составлена на основе использования материалов для...