МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
методическая разработка по логопедии

Аверкина Галина Николаевна

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Представлена методика проведения логопедического обследования детей с системой оценки. Материал для обследования подобран для детей  8-9 лет. Данный материал может заинтересовать практикующих логопедов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

                                                                         

Для определения качества преподавания учебного предмета применяется образовательный мониторинг. Мониторинг - это комплекс исследовательских процедур, который позволяет выявить характер изменений в конкретном объекте за определенный период времени. При разработке методики проведения мониторинга были использованы материалы из методик  О.И.Азовой [2011], Т.В.Ахутиной и Т.А.Фотековой [2002], Л.В.Венедиктовой и Р.И.Лалаевой [2004], А.Р.Лурия [2002], И.Н.Садовниковой [1997].

Мониторинг позволяет правильно оценить степень, направление и причины отклонения в работе педагога.

Результаты мониторинговой деятельности оказывают непосредственное влияние на целеполагание, организационные и содержательные основания, определяют необходимость внесения корректив.

            Объект мониторинга: оценка качества логопедической работы

Предмет мониторинга: динамика развития устной и письменной речи учащихся

Цель: выявление индивидуальных речевых особенностей учащихся, отслеживание динамики сформированности устной и письменной речи учащихся.

Задачи:

  1. Разработка и подбор инструментария для определения уровня сформированности всех сторон речи учащихся
  2. Обеспечение регулярного сбора информации об уровне сенсомоторного, лексико-грамматического развития учащихся, уровне развития связной речи, уровне развития навыков письма и чтения
  3. Анализ и обработка результатов, выявление динамики сенсомоторного, лексико-грамматического развития учащихся, динамики развития связной и письменной речи
  4. Определение целей и задач, направлений и содержания, методов и приемов коррекционной  работы на последующем этапе

             Таким образом, мониторинг осуществляется на основании методов педагогической и психологической диагностики: педагогическое наблюдение, тестирование, письменный и устный опрос, контрольные работы, дидактические игры диагностического характера, анализ продуктов деятельности, практические работы. Обследование всех компонентов речи выявляет характер патологии, ее структуру, степень выраженности нарушений речевых компонентов, индивидуальные особенности проявления, уровень развития учащихся за определенный период. Результатом мониторинга является составление плана  работы по  коррекции имеющихся нарушений.

        Планирование индивидуальных и групповых занятий напрямую определяется теми показателями отклонения речевого развития, которые выявлены в процессе обследования.

Представленная система мониторинга познавательно-речевого развития детей:

  • имеет четкую возрастную адресацию и комплексный характер;
  • отражает систематичность изучения состояния речи и фиксации результатов, динамичность наблюдения за характером развития речи воспитанников;
  • способствует выявлению зон актуального и ближайшего речевого развития;
  • создает основу для дифференцированного обучения и воспитания детей с учетом уровня речевого развития.

Периодичность проведения мониторинга - первичное (на начало года) и итоговое (конец года).

При работе с пособиями авторов были выявлены возможные риски и, в связи с этим, предусмотрены способы их коррекции. Так, материал для обследования из других источников может не соответствовать возрасту, возможностям и способностям учащихся (способы коррекции: материал адаптируется в соответствие с программой, новыми требованиями, теме или разделу изучаемого предмета (правописание, русский язык, чтение) на период обследования). Некоторые задания могут быть трудны для слухового восприятия и понимания  (способы коррекции: использование наглядных материалов в виде предметных и сюжетных картинок, например, при обследовании грамматического строя речи, связной речи). Не все задания могут быть понятны учащимся в силу недостаточного умственного развития (способы коррекции: снижение уровня сложности, использование стимулирующей помощи).  Снижение внимания из-за длительности обследования, накопления усталости учащимися (способы коррекции: соблюдение охранительно-педагогического режима, учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся; дифференцированный подход – проведение обследования индивидуально и с группой учащихся). Иногда наблюдается непонимание целесообразности проведения логопедического обследования со стороны родителей (способы коррекции: беседы с родителями; информирование о результатах обследования; разработка совместно с учителем плана работы по коррекции нарушений; сообщения на МО, педагогических советах о результатах обследования).

При обследовании речи учащегося заполняется речевая карта, которая разработана в ходе практической деятельности (Приложение 1), и протокол обследования устной речи (Приложение 2). По методике Т. А. Фотековой предлагается 4 уровня успешности: высокий – 100 - 80%; выше среднего – 79,9 -65%; средний – 64,9 - 45%; низкий – 44,9% и ниже. Если 40 баллов принять за 100 %, то для определения уровня успешности ученика необходимо количество баллов за выполнение всех проб умножить на 100 и поделить на количество максимальных баллов – 40, то получим уровень успешности. На основе анализа речевой карты и протокола вычерчивается индивидуальный речевой профиль (Приложение 3), отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить динамику речевого развития.

В речевом профиле прослеживается динамика речевого развития ребенка, способствующая оценке эффективности коррекционного воздействия, корректировке и прогнозированию образовательных результатов программы. На основе речевого профиля разрабатывается  индивидуальный коррекционно-образовательный план работы с каждым ребенком.

Приложение 1

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Ф. И. О., год рождения, возраст на момент обследования

Домашний адрес, телефон

Ф.И.О. родителей

Сведения из опроса родителей

Заключение ПМПК

Логопедическое обследование

Состояние артикуляционного аппарата

Состояние невербальных психических функций, интеллекта, волевой сферы

Начало года

Конец года

Устная речь

Начало года

Конец года

Фонематическое восприятие

Звукопроизношение

 

Состояние словаря

Грамматический строй речи

Связная речь

Письменная речь

Начало года

Конец года

Письмо

Чтение

 

Заключение

На начало учебного года

На конец учебного года

Перспективный план работы

Начало учебного года

Конец учебного года

Логопед: ______________

Дата:__________________

Логопед: ______________

Дата:__________________

Приложение 2

Протокол обследования

ученика (цы) ___ класса ___________________________________________

Дата обследования _______________________ 20_____ года

1.        Исследование неречевых психических функций

Пробы

1

2

3

4

5

6

Всего

Баллы

2.        Исследование состояния речезрительных функций

Пробы

1

2

3

Всего

Баллы

3.        Исследование состояния речеслуховой функции

Пробы

1

2

3

Всего

Баллы

4.        Исследование состояния звукопроизношения

Условия

Исследуемые звуки

ц

с

с’

з

з’

ш

ж

ч

н

л

л’

р

р’

гласные

другие

При изолированном произношении

В слогах: открытых без стечения согласных

В слогах: закрытых без стечения согласных

В слогах: со стечением согласных

В словах: в начале

В словах: в середине

В словах: в конце (кроме звонких)

Во фразах

В связной речи

5.        Сформированность звукослоговой структуры слова

Пробы

1

2

Всего

Баллы

6.        Исследование способности дифференциации фонем

Пробы

1

2

Всего

Баллы

7.        Исследование языкового анализа и синтеза

Пробы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Всего

Баллы

8.        Исследование словарного запаса

Пробы

1

2

3

4

5

6

7

Всего

Баллы

9.        Исследование состояния грамматического строя речи

Пробы

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего

Баллы

10.        Исследование письменной речи

Пробы

1

2

3

Всего

Баллы

Приложение 3

Индивидуальный речевой профиль

ученика (цы) ___________________________________________

           

Название пробы

Мах балл %

ма

Сред.балл , %

уч.год

уч.год

уч.год

уч.год

уч.год

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

1

Состояние зрительно-пространственных функций

5

100%

2

Состояние речеслуховых функций

5

100%

3

Сформированность звукослоговой структуры слова

5

100%

4

Сформированность фонематического восприятия

5

100%

5

Сформированность языкового анализа и синтеза

5

100%

6

Уровень словарного запаса

5

100%

7

Грамматический строй речи

5

100%

8

Письменная речь

5

100%

Всего:

40

100%

4 уровень – 100-80 % (высокий)                    3 уровень – 79,9 – 65 % (выше среднего)

2 уровень – 64,9 – 50 % (средний)                 1 уровень – 49,9% и ниже (низкий)

Приложение 4

Анализа ошибок письма

учащихся_____________                                           20___ - 20___ уч. год

Результаты обследования письменной речи

Списывание с печатного текста

Списывание с рукописного текста

Диктант

Примеры ошибочного письма

Примеры ошибочного письма

Примеры ошибочного письма

Начало учебного года

Конец учебного года

Начало учебного года

Конец учебного года

Начало учебного года

Конец учебного года

Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания (акустическая)

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза

Оптическая дисграфия

Аграмматическая дисграфия

Орфографические ошибки, допущенные при выполнении заданий

ВЫВОДЫ

Начало учебного года

Конец учебного года



Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

РАЗРАБОТАЛА: логопед Аверкина Галина Николаевна

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

(материал подобран для возраста: 8-9 лет)

1.Исследование зрительно-пространственных функций

    1.Определение ведущей руки.

     Процедура: предлагается выполнить следующие пробы: переплетение пальцев (при леворукости большой палец левой руки оказывается сверху); «поза Наполеона» (скрещивание рук на груди, при леворукости кисть правой руки оказывается сверху;  предлагается взять предмет одной (любой) рукой.

     Инструкция: «Сложи пальцы рук в «Замочек», «Возьми карандаш со стола», «Подойди к шкафу и возьми книгу», «Скрести руки на груди».

     Речевой материал для исследования: словесные инструкции-задания логопеда.

     2.Выполнение пробы Хэда:

     Процедура: ученику предлагается синхронно воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив.    

     Инструкция: «Дотронься левой рукой до правого уха, правой рукой за правое ухо, правой рукой за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

     Речевой материал для исследования: словесная инструкция логопеда и показ действия.

     3. Исследование оптико-кинестетической организации движений.

     Процедура: Логопед предлагает учащемуся выполнить следующие пробы на праксис позы: кольцо, коза, зайчик.

     Инструкция: «Попробуй выполнить следующие действия. …»

     Речевой материал для исследования: словесные инструкции логопеда и стихотворный материал.

   1.Соедини  из большого  и указательного пальцев  руки - кружок:

«Что стряслось у тети Вали? У нее очки пропали! Нет очков у тети Вали. Очевидно, их сломали!»

     2. Подожми пальцы рук, а мизинец и указательный держи  выпрямленными. («Козочка»): «Идет коза рогатая за малыми ребятами.  Кто кашку не есть, молоко не пьет? Забодаю, забодаю!»

      3.Сожми пальцы в кулачок, только указательный и средний пальцы выпрями и разведи в стороны («Зайка»). «Серый зайчик скачет ловко. В лапке у него морковка»

     Оценка результатов:

5 – безошибочное выполнение проб правой, левой и двумя одновременно;

4 – безошибочное выполнение проб правой, левой;

3 – выполнение проб одной рукой;

2 – правильное выполнение только одной рукой при помощи второй, наличие синкенезий;

1 – трудности при выполнении проб одной рукой, наличие синкенезий.

     4.Динамическая организация движений.

     Процедура: учащемуся предлагается выполнить следующие упражнения: поочередное сгибание и разгибание пальцев рук в кулак, поочередное прикосновение пальцев к столу, поочередное прикосновение большого пальца ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам. Задания выполняются правой, левой руками и двумя руками вместе. Изменяется темп упражнений от медленного к быстрому.

     Инструкция: «Посмотри, как я делаю, и сделай, как я».

     Речевой материал для исследования:

     1.Руки над поверхностью стола (показ). Попеременно постукивай  ими по поверхности стола, как будто капают капельки дождя: «Дождик-дождик, полно лить, малых детушек мочить!» (изображать дробь дождевых капелек).

     2.Соедини поочередно большой палец с другими пальцами: «Привет большак. Привет указка. Привет середка. Привет сиротка. Привет крошка-митрошка. Здравствуй, ладошка!» (хлопок)

     3.Положи руки на стол и выполняй следующие движения: 1).Позиция «кулак-кулак»): а) ладони прижать к столу, б) одновременно сжать два кулачка(5-6 раз). 2). Позиция «ладонь-кулак»: а) ладони прижать к столу, б) разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу.  «Хочешь? Тоже делай так: то - ладонь, а то кулак» (5-6 раз).

Оценка результатов:

5 – выполнение всех упражнений без ошибок.

4 – самостоятельное выполнение всех проб одной рукой.

3 – трудности при выполнении упражнений одной рукой, наличие синкенезий, помощь эффективна.

2 – задание практически не выполняется, наличие синкенезий, помощь неэффективна.

1 - задание не выполняется, отказ от помощи логопеда.

     5.Слухомоторная организация движений.

Процедура: Учащемуся предлагается прослушать и повторить ряд ударов (простых и акцентированных).

     Инструкция: «Прослушай ряд ударов и повтори как я»

     Речевой материал для исследования: ритмы /-/-/-/; //-//-//; ///-///-///; /-//-/-//;  ///-///-///; //-///-//-///; /-///-/-///-/-///-/

     Оценка результатов:

5 – воспроизведения ряда ударов без ошибок.

4 – допущена одна ошибка в акцентированной серии ударов

3 - при выполнении в акцентированных сериях ударов допущено 2-3 ошибки

2 – правильное выполнение только простых ударов.

1 – при выполнении заданий допущено более трех ошибок.

     6.Состояние графо-моторных навыков.

     Процедура: логопед предлагает выполнить следующие графические пробы:

ллл, ЛЛЛ, лЛлЛ.

     Инструкция: «Продолжи строку».

     Речевой материал для исследования: ряды букв, которые необходимо ученику продолжить (ллл, ЛЛЛ…; аАаА, ааа…; ввВВ, вВвВ…; ттт, ТтТт…)

     Оценка результатов:

5 – не испытывает затруднения при выполнении задания;

4 – при выполнении допущено 1-2 ошибки;

3 – при выполнении задания  2-4 ошибки;

2 – при выполнения задания 5-6 ошибок, частые отрывы руки от бумаги с самого начала выполнения задания;

1 – при выполнении присутствует множество (более 6) ошибок, присутствуют частые отрывы руки от бумаги, незначительный «уход» со строки.

     7. Исследование состояния речезрительных функций.

     1. Процедура: логопед предлагает испытуемому рассмотреть печатные и рукописные буквы (вперемешку)  и назвать буквы.

     Инструкция: «Посмотри на картинку и назови буквы.

Речевой материал для исследования: карточки с изображением печатных и письменных букв.

     2. Процедура: логопед предлагает учащемуся узнать буквы в усложненных условиях: «Зашумленные буквы», изображенные пунктиром, недописанных элементов букв, правильно и зеркально написанных буквы; узнать буквы, наложенные друг на друга.

     Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и назови какие буквы ты видишь.»

     Речевой материал для исследования: картинки с изображениями букв в «зашумленных условиях», правильном и зеркальном изображении, буквы  с наложением друг на друга.

     3.Процедура: ребенку предлагается конструировать и реконструировать печатные и рукописные буквы из составляющих их элементов.

     Инструкция: «Дорисуй недостающий элемент, чтобы получилась буква», «Какая буква получилась?», «Какой элемент нужно убрать, чтобы получилась другая буква?»

     Речевой материал для исследования: картинки с изображениями букв с недостающими и лишними элементами.

     Оценка результатов:

5 – правильное, самостоятельное выполнение задания: ребенок находит неправильное написание буквы, безошибочно называет буквы, написанные в «Зашумленных» условиях;

4 – правильное, самостоятельное выполнение задания, но ребенок затрачивает очень много времени на выполнение;

3- правильное выполнение задания при незначительной помощи логопеда, а на выполнение задания затрачивается большее количество времени;

2- испытуемый долго выполняет задание, путает расположение элементов букв, допускает ошибки кинетического и кинестетического характера, когда дописывает элемент, то предлагает только один вариант буквы, не замечая другие буквы;

1 – ребенок не нашел ни одной буквы, не смог конструировать и реконструировать буквы, отказался от выполнения задания.

     2. Исследование речеслуховой функции.

1.  Состояние произвольной речеслуховой памяти:

а) Запоминание  слов.

     Процедура: ученику называют 10 знакомых для него слов.

     Инструкция: «Я буду называть слова. Ты внимательно слушай и постарайся  запомнить слова. (логопед перечисляет слова). Теперь назови слова, которые запомнил».

     Речевой материал для исследования: мяч, носки, шкаф, брюки, ботинки, тарелка, куртка, машина, воробей, зонт, собака.

     Оценка результатов:

5 - названы  10 слов;

4 - названы 7-9 слов, но, возможно, добавление лишних слов;

3 - названы 4-6 слов,

2 – названы 4-6 слов, возможно, с внесением лишних слов;

1 – названы меньше 3-х слов.

б) Запоминание  предложений.

     Процедура: логопед произносит предложения, предложения состоят  из знакомых испытуемому слов.

     Инструкция: «Я буду говорить предложение, слушай внимательно,  постарайся его запомнить. Теперь повтори предложение».

    Речевой материал для исследования: Предложения для повторения (Наступило жаркое лето. Солнце ярко светило и дул тёплый ветерок. По небу пыли белые, как вата, облака. В траве стрекотали кузнечики.)

     Оценка результатов:

5 - без ошибок воспроизведены все предложения;

4 - допущены 1-2 ошибки (как грамматического, так и лексического характера);

3 - допущены 3-4 ошибок (как грамматического, так и лексического характера);

2 - допущены 5-6 ошибок (как грамматического, так и лексического характера);

1 - допущено более шести ошибок.

     2.  Состояние слуховой непроизвольной памяти.

     Процедура: Испытуемому показывают 10 картинок с предметами, которые ему знакомы, и одновременно с показом  картинок логопед называет слова, связанные по смыслу с картинками. Затем, испытуемый, посмотрев на картинку, должен сказать слово, которое называл логопед.

     Инструкция: «Я буду показывать картинку и называть слово. Затем, когда я буду повторно тебе показывать эту картинку, то тебе необходимо вспомнить слово, которое я называла при показе картинки в первый раз и назвать это слово».  

     Речевой материал для исследования:

Предметные картинки: собака, зонт, топор, тарелка, ведро, звезда, снежинка,

Слова: кошка, дождь, дрова, суп, вода, небо.

     Оценка результатов:

5 – испытуемый воспроизводит все 10 слов без ошибок и добавления лишних слов;

4 - испытуемый воспроизводит 8-7 слов, возможны добавления своих слов;

3 – испытуемый воспроизводит 6-5 слова, добавляя лишние слова;

2 - испытуемый воспроизводит 4-3 слова, добавляя лишние слова;

1 – испытуемый воспроизводит 1-2 слова, или не выполняет задание.

         3. Исследование состояния звукопроизношения.

В данном исследовании определяется характер специфических ошибок в речи и на письме: дефектную артикуляцию в различных условиях, отсутствия, замены, смешения звуков. В процессе исследования используют предметные  и сюжетные картинки, слоги, слова, логопед использует предложения, чисто-говорки, стихотворения, тексты, включающие звук, произношение которого исследуется.

     Так как у учеников массовой общеобразовательной школы отмечается нарушение произношения сложных по артикуляции звуков, то у них прежде всего исследуют произношение звуков [С, С', 3, 3', Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Л', Р, Р'] в различных условиях (при изолированном произношении звуков; в слогах: открытых без стечении согласных, закрытых без стечении согласных,  и со стечением согласных; в начале, середине и конце слов (логопед предлагает предметные картинки); во фразах (придумывание предложений по картинке, повторение предложений за логопедом); в связной речи: в тексте и при пересказе текста).

Результаты исследования звукопроизношения вносятся в таблицу. Отсутствие звука обозначается прочерком. При замене звуков - записывается звук-заместитель.  Сокращенно в таблицу записывается характер искажения: бок. боковое, вел. велярное, г/г губно-губное, г/з губно-зубное, м/з межзубное произношение, п/з призуб-ное, ув. увулярное, шип. шипящее, и т. д.

Условия

Исследуемые звуки

с

с’

з

з’

ц

ж

ч

л

л’

р

р’

При изолированном произношении

В слогах:

открытых без стечения согласных

закрытых без стечения согласных

со стечением согласных

В словах: в начале

в середине

в конце (кроме звонких)

Во фразах

В связной речи

1. Исследование звука при изолированном произношении.

     Процедура: Логопед называет звуки. Испытуемый внимательно слушает и повторяет звуки за логопедом.

     Инструкция: «Я буду произносить звуки, ты внимательно слушай и повторяю за мой».

     Речевой материал для исследования: звуки  [С], [С], [3], [3'], [Ц], [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], [Л], [Л'], [Р], [Р'].

          2.  Исследование произношения звука в слогах.

Процедура: Испытуемый повторяет за логопедом слоги.

Инструкция: «Я буду произносить слоги. Ты внимательно слушай и повторяй».

Речевой материал для исследования:

[с]: са, со, су, сы, сэ, ас, ос, ус, эс, ис, тос, пас, кус, выс, мис, тса.

[с’]: се, си, сё, сю, ись, ась, ось, есь, юсь, ёсь, нось, гсю, ссё, кси.

[з]: за, зо, зу, зы, зэ, аз, оз, уз, эз, тоз, паз, куз, тза, кзы, атз, окз, умз, итз.

[з’]: зе, зи, зё, зю, изь, озь, езь, юзь, ёзь, пезь, лузь, нозь, гзю, кзи.

[ц]: ца, цо, цы, цэ, ац,оц, уц, эц, иц, тоц, пац, куц, выц, миц, тца, умц, итц.

[ш]: ша, шо, шу, аш,ош, уш,эш, иш, тош, куш, выш, тша, тшо, кшы, окш, умш.

[ж]: жа ,жо, жу, жэ, жы, аж,иж, ож, уж, эж, тож, паж, гжы, окж, ыпж, эыж.

[щ]: ща, що, щу, щы, щэ, ащ,ощ, ющ, ущ, тща, кущ, выщ, кщы, умщ, гщо.

[ч]: ча, чо, чу, чэ, чи, чы оч, ач, уч, юч, пач, точ, атч, учт, эчт, умч, окч, итч.

[л]: ла, ло, лу, лы, лэ, ал, эл, ул, ил, па, кул, выл, глы, клы, атл, итл.

[л’]: ле, ли, лё, лю, иль, оль, ель, глю, тлё, кли, плё.

[р] : ра, ро, ру, рэ, ар, ор, ур, эр, тор, пар, кур, тра, тро, окр, итр.

[р’]: ре, рё, ри, рю, ирь, арь, орь, трё, нре, крю, норь, грю.

          3. Исследование произношения звуков в словах.

     Процедура: Логопед показывает предметные картинки, в названии которых исследуемый звук произносится в начале, конце, середине слова. Испытуемому необходимо определить местоположение заданного звука (в начале, в середине, на конце слова).

    Инструкция: «Скажи одним словом, что нарисовано на картинке. Назови, где в названном слове  - [заданный звук] в начале, в середине или на конце слова».

Речевой материал для исследования: предметные картинки с заданным звуком в разной позиции.

[с]: снеговик, кактус, оса, колос, носорог, снежинка.

[с’]: седло, лось, сено, рысь, сосиска, сиденье.

[з]: кузнечик, стрекоза, заяц, коза, забор, зонт.

[з’]: козёл, зяблик, зерно, зима, зеркало.

[ц]: цапля, кузнец, дворец, цыпленок.

[ш]: шалаш, шапка, кошка, шуба, шарик.

[ж]: жаба, кинжал, жираф, жук, пирожок.

[щ]: кощей, роща, щека, щука, борщ.  

 [ч]: чашка, чайник, калач, качели.

[л]: белка, лопата, крокодил, стул, яблоко.

[л']: колесо, король, листик, улитка, лягушка.

[р]: рак, гора, тигр, роза, костер, рыба, помидор.

[р]: река, карета, шарик.

     4. Исследование произношения звука в предложениях.

     Процедура: Логопед предлагает испытуемому  повторять  предложения.

     Инструкция: «Я буду произносить предложения, слушай внимательно и повтори за мной предложение».

     Речевой материал для исследования:

[с]: Светит ясно солнышко.

[с’]: На сирень села синица.

[з] : У Зои заболел зуб.

[з’]: У Зины земляника в корзине.

[ц]: Бегают две курицы по улице.

[ш]: Мышонок Мыша был шалуном.

[ж]: Испугались медвежонка еж с ежихой и стрижонком.

[щ]: Щуку тощую с реки притащили рыбаки

[ч]: Стоит черный чемодан.

[л]: Раз солгал - на век лгуном стал.

[л]: Ливень льет как из ведра.

[р]: Роет землю старый крот.

[р]: Варя варит компот.

          5. Исследование произношения звуков в тексте.

     Процедура: Логопед дает испытуемому текст и просит прочитать данный текст.

     Инструкция: «Почитай данный текст».

     Речевой материал для исследования:

Ребята шли ловить рыбу. Саша нёс удочки. Вова и Коля взяли сеть. Саша поймал пять окуней. Вова поймал лещика. Коле попался маленький карась.

          6. Исследование произношения звуков при пересказе текста.

     Процедура: Логопед дает испытуемому  задание: послушать текст, а затем  -пересказать данный текст.

     Инструкция: Послушай  внимательно текст и, за тем, перескажи этот текст.

     Речевой материал для исследования:

БЕЛКА

В старой сосне дупло. В дупле живёт рыжая белка. Она часто прыгает по веткам. Насушила белочка грибов, насобирала орехи и шишки.  Спрятала свои запасы. Это корм зверьку на всю зиму.

ЗАЦ И ЁЖИК

Встретились зайчик и ёжика. Зайчик говорит ежику:

- Ёжик, все звери весной линяют и барсуки, и лисица, и белки, и мы, зайцы… И только ты, бедный Ёжик, в старой шубе ходить!

- Глупый ты, Заяц. Я не в старой шубе хожу, а только в старых колючках. Они мне и осенью нужны. (Э.Шим)

     

     4. Исследование умения воспроизводить сложную звукослоговую структуру слова.

     1. Исследование умения воспроизводить слова со сложной звукослоговой

структурой. 

     Процедура: Логопед показывает предметные картинки. Испытуемый, глядя на картинку, называет  слово (что изображено на картинке).

     Инструкция: «Посмотри и назови, что изображено на картинке»

     Речевой материал для исследования: предметные картинки (паровоз, бетономешалка, трамвай, троллейбус, велосипед, телевизор, самокат).  

 Оценка результатов:

5 – испытуемый назвал, что изображено на картинках, словами со сложной звукослоговой структурой без ошибок;

4 – испытуемый допустил 1-2 ошибки;

3 – испытуемый допустил 3-4 ошибки;

2 – допустил более 5 ошибок;

1 – испытуемый не справился с заданием, все слова вызвали трудности.

          2. Исследование умения воспроизводить предложения, состоящие из слов со сложной звукослоговой структурой.

     Процедура: Логопед просит испытуемого  прочитать предложения, которое состоит из слов со сложной звукослоговой структуры.

     Инструкция: «Прочитай данные предложения».

Речевой материал для исследования: карточки с предложениями для исследования (Двадцатиэтажный дом построили на проспекте имени Луначарского. Начались тренировки на секции рукопашного боя. Все участники театральной постановки приехали  на фестиваль «Солнцеворот»).

     Оценка результатов:

5 – испытуемый самостоятельно четко, самостоятельно  и правильно воспроизводит предложений, состоящих из слов со сложной звукослоговой структуры;

4 – испытуемый допускает единичные ошибки,

3 - испытуемый допускает единичные ошибки, принимает помощь логопеда

2 – испытуемый допускает многочисленные грубые ошибки, запинается почти на каждом слове;

1 – испытуемый не справился с заданием, слова со сложной звукослоговой структурой вызвали трудности.

     5.Исследование способности дифференциации фонем.

     По результатам выполнения определяется  способность испытуемого дифференцировать звуки: по звонкости глухости, твердости мягкости, свистящие шипящие и т. д.

     1.Исследование способности дифференцировать звуки при повторении серии слогов.

     Процедура: Испытуемый вслед за логопедом повторяет слоги.

Инструкция: «Внимательно слушай и повторяй за мной слоги».

     Речевой материал для исследования: слоги с артикулярно и фонетически близкими звуками.

а) Из двух слогов: бапа, паба, гака, тада, дата, заса, саза, саша, шаса, сапа, паса, жаша, шажа, зажа, жаза, шаша, чатя, тяча, щача, сяща, щася.

б) Из трех слогов: бапаба, пабапа, кагака, гакага, датада, тадата, засаза, сазаса, цасаза, сацаса, сашаса, шасаша, жашажа, шажапа, чатяча, чащача, щачаща.

     Оценка результатов:

5 – испытуемый правильно произносит серию слогов;

4 – испытуемый допускает единичные ошибки;

3 - испытуемый допускает ошибоки, но после помощи логопеда произносит правильно

2 - испытуемый допускает большое количество ошибок

1 - испытуемый допускает ошибки во всех сериях слогов, не выполняет задания даже после дополнительных разъяснений логопеда.

          2.Исследование умения различать на слух звуки речи в словах -квазиомонимах.

     Процедура: Логопед показывает серию картинок, иллюстрирующих слова-квазиомонимы. Испытуемому необходимо назвать слова-квазиомонимы и составить из них предложения.

     Инструкция: «Посмотри на картинки и назови, что изображено на картинках. Придумай с этими словами предложения».

     Речевой материал для исследования: картинки, иллюстрирующие слова-квазиомонимы.

а) Картинки, иллюстрирующие словам-квазиомонимы, по дифференциации свистящие и шипящих звуков: [С-Ш]: крыса-крыша, [С-Ш]: мишка-миска, [С-З]: коса-коза, [З-С]: роза-роса, [Г-К]: гость-кость;

б) Картинки, иллюстрирующие словам-квазиомонимы, по дифференциации звуков [Р],[Л], [Й]: [Р-М]: рак-мак, [Р-Л]: рак-лак, [Р-Й]: марка-майка;

в) Картинки, иллюстрирующие словам-квазиомонимы, по дифференциации звонких и глухих согласных звуков: [З-Ч]: зайка-чайка, [С-З]: коса-коза, [Д-Т]: удочки-уточка, [Ф-В]: софа-сова, [П-Б]: почках- бочка, [Ж-Ш]: ужи- уши;

г) Картинки, иллюстрирующие словам-квазиомонимы, по дифференциации мягких и твёрдых согласных звуков: [С-С']: рысь рис, [Ф-Ф']: фокус -фикус, [М-М']: мишка мышка, [Т-Т']: танки тяпки, [П-П']: пальцы- пальцы.

     Оценка результатов:

5 – испытуемый правильно понимает и воспроизводит все близкие по звучанию слова;

4 – испытуемый допускает единичные (1-2) повторяющиеся ошибки при дифференциации разных групп звуков, при этом различает на слух слова- квазиомонимы;

3 - допускает от 3 до 6 ошибок при дифференциации разных групп звуков, при этом различает на слух слова- квазиомонимы;

2 – при показе картинок испытуемый допускает стойкие повторяющиеся многочисленные ошибки;

1 – испытуемый отказывается  выполнять задания.

         6. Исследование языкового анализа и синтеза.

     1. Определение количества слов в предложении.

     а) Процедура:  Логопед вслух читает предложения и просит испытуемого внимательно послушать предложения и определить количество слов в каждом прослушанном предложении.

     Инструкция: «Я буду читать предложения, а ты определи, сколько в них слов».

     Речевой материал для исследования: предложения (Осенью деревья одеты в пестрые платьица. Осенью зайчик меняет свою шубку).

     б) Процедура: Логопед вслух читает предложения и просит испытуемого определить последовательность слов .

     Инструкция: «Я сейчас буду читать предложения, а ты определи, последовательность слов в них (какое слово 1,2,3 и т.д.).

     Речевой материал для исследования: предложения (Один мальчик нарисовал лесного зверька с длинными ушами, с большими задними ногами и маленьким хвостиком. Он подписал, как зовут зверька, чтобы никто не сомневался).

Оценка результатов:

5 - испытуемый правильно понимает инструкцию и  правильно определяет количество слов в предложении;

4 - испытуемый допускает  1-2 ошибки, в том числе исправленных при оказании помощи;

3 - испытуемый допускает  3-6 ошибки, в том числе исправленных при оказании помощи;

2 – испытуемый допускает многочисленные ошибки, выполняет задания только используя  дополнительную помощь;

1 – испытуемый не определяет    количество слов в предложении, не принимает помощи.

          2. Синтез слов в предложении.

     Процедура: Логопед дает ученику разрезные карточки со словами и предлагает  составить предложения из разрезных карточек составить предложения.

     Инструкция: « Я даю тебе карточки со словами. Составь из предложенных слов предложения».

Речевой материал: разрезные карточки со словами:

- Даша, весной, Маша, цветы, посадили.

- два, с, Володе, играми, диска, подарили.

     Оценка результатов:

5 – испытуемый самостоятельно и правильно выполняет задания в полном объеме;

4 – испытуемый выполняет задания после нескольких попыток;

3 - испытуемый выполняет задания после нескольких попыток, с помощью подсказок и наводящих вопросов логопеда;

2 – испытуемый допускает большое количество ошибок после активной помощи логопеда;

1 – испытуемый не понимает задания даже после наводящих вопросов и подсказок.

          3. Исследование слогового анализа.

     Процедура: Логопед называет слова. Испытуемый должен определить количество  слогов в слове.

     Инструкция: «Я буду говорить слова, ты внимательно слушай эти слова и отхлопай в ладоши количество слогов в каждом слове».

     Речевой материал для исследования: слова (пароход, дом, карусель, рама, машина, мама, рак).

     Оценка результатов:

5 – испытуемый самостоятельно правильно определяет количество слогов в слове;

4 - испытуемый выполняет задание самостоятельно, но допускает несколько негрубых ошибок;

3 – испытуемый выполняет задание после нескольких подсказок и наводящих вопросов логопеда;

2 – испытуемый допускает многочисленные ошибки, не принимает помощи, количества сделанных хлопков не соответствует количеству произнесенных слогов;

1 – испытуемый не определяет количество слогов и не выделяет последовательно слоги из слова, несмотря на правильное разделение слова на слоги при проговаривании или отхлопывании.

       

      4. Исследование синтеза слогов.

     а) Процедура: Испытуемому ребенку предлагают серию картинок из которых ему необходимо выбрать те картинки, , в названии которых 1(2,3) слог (а).

     Инструкция: «Посмотри на картинки и выбери те из них, которые состоят из 1 (2,3) слога (ов)».

     Речевой материал для исследования: предметные картинки (табуретка, тарелка,  ваза, таз, ручка, чашка).

     б) Процедура: Логопед предлагает испытуемому ребенку придумать слова с определенным количеством слогов.

     Инструкция: «Придумай слова, которые состоят из 1 (2,3) слога (ов)».

     в) Процедура: Логопед произносит слоги. Испытуемый ребенок должен составить из произнесенных логопедом слогов слова и предложения.

     Инструкция: «Я буду произносить слоги. Произнеси слоги слитно, чтобы получились слова и предложения, которые я произнесла по слогам».

     Речевой материал для исследования: слоги (те-ле-ви-зор, па-ро-ход, ва-за, вер-то-лет; к мо-рю ве-ла тро-пин-ка, вол-ны би-лись о бе-рег).

     Оценка результатов:

5 – испытуемый правильно и осознанно выполняет задания;

4 – испытуемый выполняет задания после нескольких попыток , незначительной помощи логопеда;

3 - испытуемый выполняет задания после нескольких попыток , наводящих вопросов и подсказок  логопеда;

2 – испытуемый допускает большое количество ошибок после развернутой помощи логопеда;

1 – испытуемый не выполняет задание даже после наводящих вопросов и подсказок логопеда.

          5.Исследование фонематического анализа.

     а) Процедура: Логопед произносит слоги. Испытуемый ребенок должен прослушать слоги и определить заданный звук.

     Инструкция: «Хлопни в ладоши , если услышишь в слоге звук [ж]».

Речевой материал для исследования: слоги (жа,па,по, ту, жу, ру, ор, уп,иж, еш).

     б) Процедура: Логопед произносит слова. Испытуемый ребенок должен прослушать слова и определить есть ли в них заданный звук.

     Инструкция: «Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук [л] ([щ] )» .

     Речевой материал :

[л]: ДЕРЕВО РАМА КОШКА ЛАМПА ПОСУДА ЛАК МАК

[Щ]:  ЩУКА КАЧЕЛИ ЩИ ДРОВА ПЕЧКА ЩЕЛКА ЩЕПКА

     в) Процедура: Логопед произносит слова. Испытуемый ребенок должен прослушать слова и определить, какой звук в слове - первый (последний).

     Инструкция: «Послушай слова и назови первый ( последний ) звук в словах?»

     Речевой материал для исследования: слова на определение первого звука(гвоздика, уточка, мороз, мухомор, ворон, стол, дрова, петушок); слова на определение последнего звука (дача, лопата, ель, бак, лук, кровать, ученик, бусы, дверь).

     г) Процедура: Логопед произносит слова. Испытуемый ребенок должен прослушать слова и определить место заданного звука в слове.

     Инструкция: «Прослушай слова и определи, где находится звук ( начало, середина, конец) в слове».

     Речевой материал для исследования: слова

[С]: сок, кусок, морс, миска, сосиска

     д) Процедура: Логопед произносит слова. Испытуемый ребенок должен прослушать слова и определить количество звуков в данном слове.

     Инструкция: «Я буду произносить слова. Ты внимательно слушай и определи сколько звуков в словах?» .

     Речевой материал для исследования: слова ( лестница, ведро, диван, окн, сосуд, стакан, дерево, масло, собака, руки, перчатки, холодильник, черемуха).

     е) Процедура: Логопед произносит слова. Испытуемый ребенок должен прослушать слова и определить место звука по отношение к другим в слове.

     Инструкция: «Послушай слова и назови, какой по счету звук [с] ([ч])?»

Речевой материал для исследования: слова со звуками [С] (сок, кусок, морс, собака, миска, сосиска) и [Ч] (челка, четки, матч, чашка, мяч).

     Оценка результатов:

5 – испытуемый понимает инструкцию, определяет наличие звука, места звука в слове, в том числе по отношению к другим звукам, определяет общее количество звуков в каждом слове;

4 – испытуемый допускал две и более ошибки при определении порядка и количества звуков в слове;

3 - испытуемый допускал две и более ошибки при определении порядка и количества звуков в слове, использовал помощь логопеда;

2 – испытуемый допускает многочисленные ошибки, не использует помощь логопеда, допускает ошибки после приведения примеров, отсутствует критичность по отношению к полученному результату;

1 – не понимает инструкции логопеда, испытуемый не выполняет задание, не принимает помощи, отказывается выполнять задания.

          6. Исследование фонематического синтеза.

     Процедура: Логопед произносит звуки. Ребенок должен составить слова из  звуков, произнесенных логопедом.

     Инструкция: «Я буду произносить звуки. Послушай внимательно и составь слова из произнесенных мною звуков».

     Речевой материал для исследования: звуки [В],[А],[Т],[А],[К],[А],[Р],[Т],[О],[Ш],[К],[А],[[М],[А],[Л’],[И],[Н], [А], [Л’], [И] ,[М] ,[О], [Н].

Оценка результатов:

5 – испытуемый самостоятельно выполняет задание: объединяет звуки в слова, понимает значение синтезированных слов;

4 – испытуемый допускает две и более ошибки при синтезе звуков в слово;

3 - испытуемый допускает две и более ошибки при синтезе звуков в слово, использует помощь логопеда;

2 – испытуемый не синтезирует звуки в слова, осуществляет подбор акустически близких слов или бессмысленное объединение звуков, не принимает помощи логопеда, не понимает синтезированные слова;

1 – испытуемый не понимает инструкции логопеда, не выполняет заданеие, не принимает помощи логопеда.

           7. Исследование фонематического представления.

     а) Процедура: Логопед просит испытуемого ребенка придумать слова, в которых заданный звук будет стоять (начале, середине, конце слова) в разной позиции.

     Инструкция: «Придумай слова со звуком [ж], который будет в начале (конце, середине) слова».

     б) Процедура: Логопед просит испытуемого ученика придумать слова с 4-5 звуками и  показать картинки, в обозначении которых слова, в которых есть 4-5 звуков.

     Инструкция: «Придумай слова с 4 - 5 звуками». «Покажи картинки, в обозначении которых  слова с 5 звуками».

Речевой материал: предметные картинки (клен, скамейка, роза, заяц, лампа, утюг, медведь, чайник).

Оценка результатов:

5 – испытуемый осуществляет самостоятельно подбор слов с заданным звуком, правильно определяет количество звуков в слове;

4 – испытуемый допукает 1-3 при подборе слов с заданным количеством звуков;

3 - испытуемый допукает от 4 ошибок при подборе слов с заданным количеством звуков, в том числе исправленных при повторном выполнении задания использовал помощь логопеда;

2 – испытуемый медленно выполняет задание, допускает 3-4 ошибки, даже при использовании помощи логопеда;

1 – испытуемый не составляет слова с заданным количеством звуков, не принимает помощи логопеда, не понимает задание, отказывается выполнят задание.

     7. Исследование лексической стороны речи.

     1. Исследование экспрессивной речи.

     а) Процедура: Логопед показывает испытуемому ученику серию картинок и предлагает ученику назвать их, подобрать обобщающие слова, самостоятельно продолжить тематический ряд.

     Инструкция: «Посмотри на картинки. Назови, что изображено на картинках? Назови  все это одним словом? Какие картинки можно еще нарисовать, чтобы продолжить заданную серию картинок?»

     Речевой материал для исследования: предметные картинки (стул, шкаф, полка, табурет, тумбочка, тапочки, туфли, ботинки, сапоги, босоножки, кроссовки, поезд, самолет, корабль, катер).

     б) Процедура: Логопед показывает картинки с изображением животных. Испытуемый ученик должен назвать детенышей показанных животных.

     Инструкция: «Посмотри картинки. Назови животных, которые изображены на картинках. Назови детенышей этих животных».

     Речевой материал для исследования: предметные картинки (собака, кошка, тигр, заяц, лиса, бурундук, бобер, утка, волк, свинья, верблюд).

Оценка результатов:

5 – испытуемый самостоятельно называет картинки, правильно подбирает обобщающие понятия, точно называет детенышей всех животных. Соответствует возрасту объем словарного запаса;

4 - испытуемый допускает ошибки при объяснении значений, испытывает  трудности в актуализации нужных слов.

3 – испытуемый допускает ошибки при объяснении значений, испытывает затруднения при классификации предметов, трудности в актуализации нужных слов. При выполнении заданий - медленный темп;

2 – испытуемый допускает ошибки при объяснении значений, медленно выполняет задания, бедный словарный запас;

1 – испытуемый неправильно выполняет задания, отказывается отвечать. Бедный словарный запас: объем активного словаря в пределах обихода. У испытуемого не сформированы процессы классифицирования предметов.

          2.Исследование способности называть предмет по предъявленному действию, который этот предмет выполняет.

     а) Процедура: Логопед называет действия предметов. Испытуемый подбирает названия предметов, соответствующие действиям, которые называет логопед.

     Инструкция: «Я буду называть действия предметов. Послушай внимательно  и назови, кто это может быть».

     Речевой материал для исследования: вопросы логопеда («Кто сказал «мяу»?, «Кто жужжит и жалит?»,  «Кто  издает звук «кря-кря»?, «Кто говорит «ме-е-е-е»?, «Кто скачет галопом?», «Кто с большой с длинным хвостом прыгает по деревьям?», «Кто живет в Австралии и прыгает?»)

          б) Процедура: Логопед называет слова-глаголы. Испытуемый ребенок по смыслу подбирает к названным глаголом существительные.

      Инструкция: «Я буду произносить слова, обозначающие действия предмета. Тебе необходимо подобрать по смыслу как можно больше слов к действию».

     Речевой материал для исследования: слова, обозначающие действия предмета (бежит, ест, едет, качается, сверкает, растет, пьет, кувыркается, поет, кланяется, болит, плывет).

          в) Процедура: Логопед называет глаголы и перечисляет существительные к ним. Испытуемый ребенок должен подобрать к одному и тому же глаголу  подходящие по смыслу названия «живого» и «неживого» предмета.

      Инструкция: «Я буду называть действие предмета. Тебе необходимо подобрать к глаголу подходящие по смыслу «живой» и «неживой» предмета».

     Речевой материал: слова-глаголы (идет, летит, сидит, прыгает, плывет, едет) и предметные картинки к словам-глаголам (человек, дождь, самолет, чайка, корабль, рыба, ребенок со скакалкой, мячик, поезд, машина, собака, мальчик).

     Оценка результатов:

5 – испытуемый правильно выполняет задания: самостоятельно к названным глаголам подбирает предметные картинки по смыслу;

4 - испытуемый самостоятельно исправляет ошибку после повторного уточнения задания (логопедом);

3– испытуемый правильно выполняет задание, прибегая к незначительной помощи логопеда или самостоятельно исправляет ошибку после повторного уточнения задания (логопедом);

 2 – испытуемый испытывает затруднения при выполнении задания и затрачивает на выполнение задания большее количество времени, допускает 3-4 ошибки, прибегает к помощи логопеда;

1 – испытуемый не выполняет задание, не принимает помощи логопеда.

         3. Исследование умения называть действия, которые может выполнять предъявленный предмет.

      а) Процедура: Логопед показывает испытуемому ребенку карточки-картинки с изображениями предметов (животные, предметы техники и т.д.). Испытуемому ребенку необходимо подобрать по смыслу к каждому предмету действия, которые предъявленный предмет может выполнять.

     Инструкция: « Я буду показывать тебе картинки. Тебе необходимо назвать то, какие действия этот предмет может делать»

      Речевой материал для исследования: предметные картинки (мальчик, мышка, корова, змея, кошка, собака, ворона, бегемот, рыбка) и слова для справок (мяукает, лает, плывет, бежит, ползет, каркает, щебечет, скачет, грызет, лакает, клюет).

   

 б) Процедура: Логопед показывает предметные картинки с изображением профессий. Испытуемый ребенок должен назвать подходящие глаголы к каждой картинке.

      Инструкция: «Я буду показывать тебе картинки. Тебе надо назвать, кто что делает».

      Речевой материал для исследования: предметные картинки с изображением профессий (монтер, строитель, пекарь, комбайнер, пианист, певец, врач, швея, маляр, скульптор, балерина, шофер, продавец, повар, парикмахер) и слова для справок (лепит, учит, лечит, танцует, красит, варит, играет, исполняет, шьет, продает, поет, строит, стрижет).

Оценка результатов:

5 – испытуемый самостоятельно и правильно выполняет задания без помощи логопеда;

4испытуемый выполняет задание самостоятельно после нескольких попыток

 3 - испытуемый допускает незначительное количество ошибок при незначительной помощи логопеда;

 2 – испытуемый выполняет задание, но допускает большое количество ошибок, даже после развернутой помощи логопеда;

1 -  испытуемый не может выполнить задание даже после развернутой помощи логопеда.

   

      4. Исследование способности подбирать признаки к предмету.

     а) Процедура: Логопед называет слова, обозначающие признак предмета (прилагательные). Испытуемый ребенок подбирает к прилагательным существительное по смыслу.

     Инструкция: «Я буду называть слова, а ты назови (отгадай) предмет по его признакам».

     Речевой материал для исследования: слова, произносимые логопедом (белый, пушистый, невесомый, серебристый; детский, интересный, полнометражный, приключенческий, цветной; высокий, многоэтажный, кирпичный; мелкий, мокрый, моросящий; душистый, красивый, опыляемый; гудящий, металлический, четырехколесный) и слова для справок (снег, фильм, дом, дождь, цветок, мотоцикл).

     б) Процедура: Логопед называет прилагательные. Испытуемый ребенок должен подобрать к прилагательным существительные и составить предложение.

     Инструкция: «Я буду называть слова, а ты должен подобрать к ним существительное и составить предложение».

     Речевой материал для исследования: слова, произносимые логопедом (быстрый, скорый; яркое, сияющее; глубокое, теплое, пенящее; вкусный, малиновый, прохладный) и слова для справок (поезд, солнце, море,сок).

     Оценка результатов:

5 - испытуемый самостоятельно и правильно выполняет задания;

4 - испытуемый допускает незначительные ошибки, самостоятельно их исправляет, после повторного предъявления этого задания логопедом,

3 - испытуемый допускает незначительные ошибки, после помощи логопеда правильно выполняет задание ;

2 - испытуемый выполняет задания, допуская большое количество ошибок;

1 - испытуемый неправильно выполняет задание, отказывается от помощи логопеда, отказывается выполнять задание.

          8. Исследование состояния грамматического строя речи.

     1. Исследование умения изменять слова по числам, падежам, временам.

      а) Исследование умения употреблять существительные во множественном и единственном числе.

     Процедура: Логопед показывает предметную картинку, изображенную в единственном числе. Испытуемый ребенок записывает это слово во множественном числе. Далее логопед показывает картинку с изображением предметов во множественном числе. Испытуемый ребенок должен записать изображаемый предмет в единственном числе.

      Инструкция: «Я буду показывать картинку. Тебе необходимо записать изображенный предмет в единственном (множественном) числе».

      Речевой материал для исследования: предметные картинки (щенок, котенок, тетрадь, машина, стол, листья, кошки, книги, кисточки, стулья).

     б) Исследование умения склонять существительные по падежам.

     Процедура: Логопед называет слова, а испытуемый ребенок должен изменить окончания названных слов по падежам.

      Инструкция: «Я буду называть слово, тебе необходимо с помощью моих вопросов изменить это слово. Например, слово «кошка». Нет кого? -  «кошки» и т.д.

     Речевой материал для исследования: слова и наводящие вопросы. Слова:  кошка, жираф, бинокль, флаг. Наводящие вопросы: «Это что ? », «Нет кого ?», «Дать молока кому?», «Вижу кого ?», «Играю с кем?», «Рассказываю о ком?»    

          в) Умение правильно использовать предлоги в предложно-падежных конструкциях:

     Процедура: Логопед читает предложения, пропуская предлоги. Испытуемый ребенок должен повторить предложение, правильно вставляя необходимые предлоги.

     Инструкция: « Я буду читать предложения с ошибками. Тебе надо повторить предложение, исправляя эти ошибки».

      Речевой материал для исследования: предложения (Ученик забыл положить пенал ручками и карандашами портфель. Стакан малиновым соком. Родители  пошли театр интересный спектакль.)

          г) Исследование умения правильно согласовывать прилагательные с существительным в роде и числе и косвенных падежах.

     Процедура: Логопед показывает предметные картинки с изображенными разноцветными предметами и разной величины. Испытуемый ребенок должен  называть предмет и его цвет.

     Инструкция: «Я буду показывать картинку. Тебе необходимо назвать что изображено и ответить на мои вопросы: «Что это?», «Какого цвета этот предмет?», «Какой по величине этот предмет?»

     Речевой материал для исследования: предметные картинки  с изображением предметов разных цветов и предметов разных по величине (белый медведь, красный мак, синий халат, желтый шар, коричневые вагоны).

     д)Исследование умения согласовывать существительные с количественными числительными.

     Процедура: Логопед начинает считать предметы. Испытуемый ребенок должен продолжить счет предметов до пяти.

      Инструкция: «Я начну считать, а ты продолжи счет до пяти». Например, один карандаш, два карандаша, три карандаша четыре… и т..д.)

      Речевой материал для исследования: одна гиря…, один велосипед…, один поезд…, одна книга.

          е) Исследование умения правильно употреблять глаголы в единственном числе и множественном числе настоящего времени.

     Процедура: Логопед показывает сюжетные картинки. Испытуемому ребенку необходимо описать, что происходит на картинке.

     Инструкция: «Я буду показывать картинку. Посмотри и опиши, что делают герои на картинке?»

     Речевой материал для исследования: сюжетные картинки (Девочка моет огурцы Девочки моют огурцы. Мальчик читает книгу Мальчики читают книги. Девочка прыгает на скакалке Девочки прыгают на скакалках.)

          ж) Исследование умения изменять глаголы прошедшего времени по родам.

     Процедура: Логопед показывает сюжетные картинки. Испытуемому ребенку необходимо описать, что происходит на картинке.

     Инструкция: «Я буду показывать картинку. Посмотри и назови, что делают изображенные персонажи»

     Речевой материал для исследования: сюжетные картинки (Чашка разбилась. Котенок испугался. Карандаш сломался. Дерево спилили.)

Оценка результатов:

5 – испытуемый правильно и самостоятельно выполняет задания;

4 – испытуемый правильно выполняет задание, самостоятельно исправляет свою ошибку после повторного предъявления (уточнения) задания;

3 - испытуемый правильно выполняет задание при незначительной помощи логопеда.

2– испытуемый допускает многочисленные грубые ошибки;

1 – испытуемый не умеет образовывать грамматические формы, даже по аналогии, даже после развернутой помощи логопеда.

     

     2. Исследование сформированности умения словообразования.

     а) Исследование умения использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы для образования новых форм имен существительных.

     Процедура: Логопед показывает предметную картинку. Испытуемому ребенку необходимо назвать предмет ласково. и просит ребенка назвать этот предмет ласково.

     Инструкция: «Посмотри на картинку. Назови изображенный предмет так, чтобы слово звучало ласково».

     Речевой материал для исследования: предметные картинки (диван, книга, дом, собака, ключ, лампа, кукла, дверь, пень).

          б) Исследование умения образовывать имена существительные с помощью суффиксов.

     Процедура: Логопед просит начало предложения. Испытуемому ребенку необходимо продолжить предложение, образуя новые слова-существительные, обозначающие название профессий.

     Инструкция: «Я буду произносить начало предложения, тебе необходимо его продолжить. Например, «Повар варит суп. А хлеб печет…. (пекарь)»

     Речевой материал для исследования: Фразы, произносимые логопедом:

Детей учит….. Автобус водит …. Людей лечит…. Операции делает…. В кино играют…. Книги пишет….  Букеты составляет…. На корабле служат….

 Слова для справок: учитель, водитель, врач, хирург, актеры, писатель, флорист, моряки.  

     в) Исследование умения образовывать относительные прилагательные.

     Процедура: Испытуемому ребенку необходимо продолжить предложение и ответь на последующий вопрос логопеда.

      Инструкция: «Я буду показывать картинку. Тебе надо сказать из чего сделан изображенный предмет. И ответь на вопрос «Какой это предмет ( назвать материал)?

Речевой материал: Предметные картинки (шуба, книга, сковорода, игрушка, каша, котлета). Наводящие вопросы: «Из чего сделана шуба? Шуба какая?», «Из чего сделана книга? Книга какая?», «Из чего сделана сковорода? Сковорода какая?», «Из чего сделана игрушка? Игрушка какая?», «Из чего сварили кашу? Каша какая?», «Из чего изготовили котлету? Котлета какая?»

     Слова для справок: мех-меховая, из бумаги-бумажная, из чугуна-чугунная, из пластмассы-пластмассовая, из гречки-гречневая, из мяса-мясная.

          г) Исследование умения подбирать однокоренные слова.

     Процедура: Логопед показывает предметные картинки. Испытуемому ребенку необходимо назвать то, что изображено на картинке и назвать однокоренные слова.

     Инструкция: « Я буду показывать картинку. Назови что изображено на картинке и к этому слову слова с одинаковым корнем. Например, «гора» (горный).

     Речевой материал для исследования: предметные картинки (собака, рис, стекло, вода)

      Оценка результатов:

5 – испытуемый правильно и самостоятельно выполняет задания;

 4 – испытуемый правильно выполняет задания после уточнения задания самостоятельно исправляет неправильный ответ;

3 - испытуемый правильно выполняет задания с незначительной помощью логопеда;

 2 – испытуемый образует от данного слова другие его формы или образует несуществующие слова;

1 – испытуемый неправильно выполняет задания или отказывается от выполнения заданий.

          9. Исследование письменной речи.

     Исследуются письменные работы учащихся. Логопед анализирует характер, количество ошибок в письменных работах учеников. Испытуемым предлагается выполнить три вида задания: диктант, списывание, пересказ.

     1.Процедура: Ученик записывает под диктовку логопеда текст. Логопед проверяет диктант: анализирует характер и количество ошибок.

     Инструкция: «Я буду читать рассказ. Тебе необходимо под мою диктовку записать рассказ в тетрадь».

     Речевой материал для исследования: текст диктанта.

ЗИМОЙ

Наступил морозный солнечный денёк. Во дворе много детей. Петя катался на коньках по льду. Вера и Саша отправились в парк на лыжах. Малыши катались с горки. Весело зимой!

     Оценка результатов:

5работа написана без ошибок;

4при написании работы допущена одна ошибка;

3при написании работы допущены две ошибки;

2 - при написании работы допущено 2-3 ошибки

1– при написании работы допущено более трех ошибок;

 

   2.Процедура: Логопед предлагает ученику списать текст, записанный на доске.

     Инструкция: «Посмотри, на доске записан рассказ. Перепиши рассказ в свою тетрадь».

     Речевой материал для исследования: текст для списывания.

     Вот из закончилось лето. Повеяло прохладой. Участились дожди. Листик клена сорвался с ветки дерева и полетел. Он летел и видел, что кругом на земле лежат желтые и пурпурные листики. Как будто пестрым ковром устланы тропинки, дорожки и дворы.

     Оценка результатов:

5 - при написании работы допущено 1-2 ошибки с самокорекцией;

4 – при написании работы допущены не более трёх ошибок с самокоррекцией;

3   – при написании работы допущены от 4 до 5 ошибок, большая часть которых самостоятельно исправлена испытуемым;

2 - при написании работы допущены более 6 ошибок;

1 – навык списывания у испытуемого не сформирован.

     

3.Процедура: Логопед предлагает ученику пересказать текст.

      Инструкция: «Послушай небольшой рассказ и попытайся его пересказать».

     Речевой материал для исследования: текст для пересказа.

     

РЫБАЛКА

     Игорь и Алеша братья. Они с отцом отправились на речку. У воды дул теплый ветерок, и квакали лягушки. Мальчики стали ловить рыбу. Игорь поймал карася. Алеша окунька. Отец похвалил сыновей.

     Оценка результатов:

5 – испытуемый последовательно излагает предложенный материал, показывает высокий уровень обобщения;

4 – испытуемый передает основное содержание сюжета, не нарушая последовательность событий, упуская детали описания;

3 - испытуемый допускает негрубые нарушения причинно-следственных связей при пересказе, упускает детали описания;

 2 – испытуемый допускает нарушения в пересказе логику изложения событий, грубые нарушения причинно-следственных связей;

 1 – испытуемый пересказывает отдельные события, нарушая логику изложения фактов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВКР на первую категорию Методики психолого-педагогического обследования старших дошкольников

Общие подходы  и требования к определению процедуры и содержания психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста. Методики психолого-педагогического обследования старш...

Карта логопедического обследования учащихся младшего школьного возраста со сложными (множественными) нарушениями развития

Карта помогает провести логопедическое обследование учащихся младшего школьного возраста со множественными нарушениями развития и представить полученные результаты в структурированном виде. Карта соде...

логопедическое обследование устной и письменной речи

Логопедическое обследование основано на методике Фотековой, Ахутиной, только уменьшено и упрощено в несколько раз, так же сопровождается картинным материалом, на основе которого непосредственно провод...

Методика проведения логопедического массажа. Комплексы массажных движений.

1. Методические указания к проведению расслабляющего, активизирующего массажа2. Массаж плечевого пояса, шеи, мимической мускулатуры3. Массаж мышц губ, языка, щек, мягкого, твердого неба.4. Инструмента...

Методика проведения психологического обследования детей с ЗПР к школьному обучению

Очень важно перед поступлением детей ЗПР в 1 класс выявить сформированность навыков обучения; общую осведомленность и социально-бытовую ориентировку; знания и представления об окружающем; сформированн...

«Банк диагностических методик, реализуемых в логопедическом обследовании обучающихся»

Содержание.I.  Обследование письменной речи. (Входная диагностика, промежуточная диагностика, итоговая диагностика).Диктанты с 1-4 кл.Диктанты с 5-7 кл.II. Обследование состояния общей моторики.I...