Карта логопедического обследования учащихся младшего школьного возраста со сложными (множественными) нарушениями развития
методическая разработка по логопедии по теме

Карта помогает провести логопедическое обследование учащихся младшего школьного возраста со множественными нарушениями развития и представить полученные результаты в структурированном виде. Карта содержит примерные виды заданий и состоит из разделов: исследование неречевых психических функций, состояния моторной сферы, анатомического строения артикуляционного аппарата, состояния дыхательной и голосовой функций, импрессивной, экспрессивной, письменной речи, исследования коммуникативных навыков и навыков самообслуживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta_logopedicheskogo_obsledovaniya.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Карта логопедического обследования учащихся младшего школьного возраста со сложными (множественными) нарушениями развития

Анкетные данные

Фамилия, имя учащегося_____________________________________________

Дата рождения, возраст______________________________________________

Класс_____________________________________________________________

Исследование неречевых психических функций

  1. Общие данные
  1. Контактность (вступает в контакт: сразу/с течением времени; со всеми окружающими/избирательно; контакт формальный (чисто внешний); в контакт не вступает, проявляет негативизм)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

*  Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы (поведение соответствует/не соответствует ситуации; активен/пассивен; самоагрессия/агрессивность к другим людям; настроение (бодрое, спокойное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения); сосредоточенность на 4-5 мин. /несосредоточенность; помощь принимает/не принимает)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Исследование слухового восприятия

* определение источника звука (наличие/отсутствие реакции на звук, возникающий вне поля зрения, но рядом с ухом/ на определенном расстоянии)_______________________________________________________;

*узнавание и различение неречевых звуков (шумы, звуки природы, звучащие игрушки)_________________________________________________;

* узнавание и различение речевых звуков (голоса знакомых людей; осознание собственного голоса)______________________________________;

* различение звуков по силе звучания (громкий, тихий)

__________________________________________________________________

  1. Исследование зрительного восприятия.

* фиксирование взгляда (на источнике света, на предметах, игрушках, на лице человека; продолжительность фиксации)

__________________________________________________________________;

* прослеживание за движущимся предметом ______________________;

* поиск предмета взглядом _____________________________________;

* сличение предметов (находит ли два одинаковых предмета)_________________________________________________________;

* различение предметов, игрушек по цвету, форме, величине__________________________________________________________

_________________________________________________________________;

  1. выделение части целого, узнавание предмета по его части

__________________________________________________________________;

* соотнесение предмета с его плоскостным изображением (узнавание предметов на картинках)____________________________________________;

* зрительный контроль действий своих рук (зрительно-моторная координация)

__________________________________________________________________;

3. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.

* ориентировка в схеме собственного тела (различает правую и левую  руку, ногу, глаз, ухо) _______________________________________________;

* ориентировка в пространстве (различает направления: «вверху», «внизу», «слева», «справа»)

__________________________________________________________________;

* ориентирование в пространстве на листе бумаги (различает положение рисунка на листе бумаги «вверху», «внизу», «слева», «справа», «посередине», соразмерность рисунков) _______________________________;

* собирание предметов из 2-4 частей _____________________________;

*складывание картинок из двух частей (горизонтальный, вертикальный, диагональный разрезы) _________________________________________________________________;

* складывание картинок из палочек по образцу («крыша» и «дерево» из 3-4 палочек)_____________________________________________________;

* сооружение несложных построек по образцу (домик и башенка из 3-4 кубиков )_________________________________________________________. 

Исследование состояния моторной сферы

  1. Состояние мелкой моторики рук.

(все упражнения выполняются по подражанию логопеду)

* кинестетическая организация движений (согнуть пальчики, сжать пальчики в кулачок, сложить пальчики вместе «щепотью», сначала на правой, потом на левой руке) _________________________________________________________________;

* кинетическая организация движений (дотронуться каждым пальчиком до подушечки большого пальца, для ведущей руки)

_________________________________________________________________;

* манипуляции с предметами (сложить 3-4 небольших игрушки в ведерко, а потом поочередно доставать их)_____________________________;

* навыки работы с материалами: пластилин, глина, воск (умение разминать, отщипывать, раскатывать, размазывать, прищипывать материал)_________________________________________________________;

* навыки работы с ножницами (умение резать, отрезать материал по начерченным линиям, вырезать геометрические формы, фигуры)

_________________________________________________________________;

* графо-моторные навыки (умение держать мел, кисть, карандаш; рисовать горизонтальные, вертикальные, наклонные линии в различном направлении, от начальной точки, по двум точкам; рисование геометрических фигур, предметов по трафарету, контуру, по образцу)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________.

Отмечается: ведущая рука ____________; точное и четкое выполнение, недостаточно четкое; координация в норме/дискоординация, неловкость; быстрый/средний/медленный темп выполнения движений; способность к переключению; самостоятельность выполнения: выполняет самостоятельно/с помощью педагога: педагог поддерживает руку за локоть и направляет движения руки, движения выполняются «рука в руку».

2. Состояние мимической моторики.

а) выполнение произвольных мимических движений (при выполнении игровых заданий по подражанию логопеду)

* надуть щеки («толстячок»)_____________________________________

* показать, как ты ешь лимон («кисло»)___________________________

* показать, как ты ешь конфету («сладко»)_________________________

б) выполнение мимических движений в непроизвольном плане (при наблюдении), отражение эмоционального состояния при помощи мимики

__________________________________________________________________

Отмечается: мимика живая/ вялая; выразительная/ недостаточно выразительная/ амимичность; адекватная/неадекватная ситуации; доступность выполнения движений в произвольном, в непроизвольном плане.

3. Состояние артикуляционной моторики.

а) выполнение произвольных артикуляционных движений (по подражанию логопеду)

Движения нижней челюсти:

* открыть и закрыть рот_________________________________________

Движения губ:

* широко улыбнуться___________________________________________

* сделать губки «хоботком», как у слоника_________________________

Движения языка:

* показать широкий язычок______________________________________

* показать узкий язычок________________________________________

* покачать язычок влево - вправо_________________________________

* поднять и опустить язычок вверх - вниз__________________________

Движения мягкого нёба:

* широко открыть рот и зевнуть__________________________________

б) выполнение артикуляционных движений в непроизвольном плане (при наблюдении)

__________________________________________________________________

Отмечается: удерживает/не удерживает заданную позу; движения точные, в полном объеме/ движения недостаточно точные, не в полном объеме/ выраженные изменения объема и точности артикуляционных движений; наличие/отсутствие парезов/параличей; тонус  (норма, гипотонус, гипертонус, дистония); тремор; саливация в норме/гиперсаливация;  оральная апраксия.

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы: без патологии; толстые/тонкие; короткие ____________________

уздечка верхней губы – без патологии, укорочена _______________________;

Зубы: без патологии; крупные/мелкие; редкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, зубной ряд – сформирован/не сформирован _________________________________________________________________;

Прикус: без патологии, прогнатия, прогения, открытый (боковой, передний) _________________________________________________________;

сужение верхней челюсти, протрузия (выступление межчелюстной кости)____________________________________________________________;

Твердое нёбо: без патологии; широкое/ узкое; плоское/высокое, готическое; наличие рубцовых изменений, наличие дефектов переднего или среднего отделов твёрдого нёба

____________________________________________________________________________________________________________________________________;

Мягкое нёбо: без патологии; укороченное/длинное; раздвоенное, отклоняется в сторону, наличие рубцовых изменений __________________________________________________________________;

Язык: без патологии; массивный/маленький; длинный/короткий; широкий/узкий_____________________________________________________;

подъязычная связка – без патологии, короткая, спайка с тканями подъязычной области

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

Состояние дыхательной и голосовой функций

* тип физиологического дыхания: верхнеключичичное, грудное (костальное), брюшное (абдоминальное), смешанное (костоабдоминальное)

__________________________________________________________________;

* объем дыхания (достаточный, недостаточный)____________________

__________________________________________________________________;

* речевой выдох: сформирован / несформирован, длительность

____________________________________________________________________________________________________________________________________;

* состояние голосовой функции: сила, высота, наличие/отсутствие носового оттенка голоса ____________________________________________.

Исследование импрессивной речи

1. Понимание инструкций

* понимание простых инструкций с жестом («иди ко мне», протянуть ребенку руки)

_________________________________________________________________;

* понимание и выполнений простых словесных инструкций

_________________________________________________________________;

* понимание двухступенчатых словесных инструкций («возьми у меня карандаши и положи их в шкаф»)

_________________________________________________________________;

* понимание инструкций, содержащих предлоги места и направления (на, в, под)

__________________________________________________________________.

2. Пассивный словарь (объем, соответствие возрасту, понимание обращенной речи)___________________________________________________

__________________________________________________________________

* наличие реакции на собственное имя __________________________;

* наличие реакции на запреты («нет», «нельзя»)____________________;

* понимание существительных (показать по просьбе логопеда отдельные предметы, части тела, лица)

_________________________________________________________________;

* понимание обобщающих слов (показать картинки по предложенным темам)

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________;

* понимание названий действий

____________________________________________________________________________________________________________________________________;

* понимание названий признаков_________________________________

__________________________________________________________________;

* понимание вопросов (Что? Где? Куда? Кого?)_____________________

__________________________________________________________________.

3. Понимание грамматических форм словоизменения

* понимание форм единственного и множественного числа существительных

____________________________________________________________________________________________________________________________________;

* понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (показать называемые логопедом предметы)

___________________________________________________________________________________________________________________________________.

Исследование экспрессивной речи

1. Общая характеристика речи__________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Наличие/отсутствие речевой инициативы (желание вступать в контакт, общаться, используя речь)

__________________________________________________________________

3. Возможности речевого подражания:

* покачай куклу (а-а)___* гудит пароход (у-у)____* плачет кукла (у-а) ___

* дети кричат (а-у)_______* машина сигналит (би-би)

*  лошадка ржет (и-го-го) _____ * как кашу будешь кушать (ам-ам)________

* молоточек стучит (тук-тук)_____ * мышка пищит (пи-пи-пи) ____________

* курочка кудахчет (ко-ко-ко) ______* позови утку (у-тя)_______________

* позови птицу (гу-ля)______________* кошка мяукает (мяу)______________

Отмечается: максимальное количество произносимых слогов (по числу слогообразующих гласных в словах, воспроизводимых ребенком); правильность/нарушение постановки ударения в слове.

4.  Активный словарь

* наличие крика, вокализаций ___________________________________;

* изолированное произнесение гласных звуков _________________________________________________________________;

* изолированное произнесение согласных звуков __________________________________________________________________;

* произнесение сочетаний звуков по цепочке (та-та-та...)______________________________________________________________;

* произнесение двойных слогов (та-та, ма-ма)

_______________________________________________________________;

* произнесение слогов с определенным смыслом («ам-ам» - есть)

__________________________________________________________________;

* умение произносить:

- звукоподражания («ау», «ав»)__________________________________;

- существительные (назвать по 3-4 картинки по лексическим темам: игрушки, посуда, одежда, обувь, животные)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;

- глаголы (назвать по картинкам): ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;

- прилагательные (назвать по картинкам): цвета (красный, синий, зеленый, желтый); величину (большой, маленький); вкус (сладкий, кислый)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

5. Грамматический строй речи

* употребление существительных в им.п. ед. и мн. числа (назвать по картинкам);

____________________________________________________________________________________________________________________________________

* согласование прилагательных с существительными ед. ч. мужского и женского родов (назвать по картинкам)

____________________________________________________________________________________________________________________________________;

* употребление предложно-падежных конструкций с предлогами в, на, под (назвать по картинкам)

___________________________________________________________________________________________________________________________________;

* употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (назвать по картинкам)

___________________________________________________________________________________________________________________________________.

Исследование связной речи

  1. Лепетная речь (отнесенный/несоотнесенным лепет)

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________;

* Произнесение отдельных слов__________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________;

  1. Наличие фразовой речи (сложные/простые предложения; распространенные/нераспространенные предложения; наличие/отсутствие аграмматизмов; умение связно и понятно для всех рассказывать о переживаемых событиях)

              - фраза без аграмматизма, состоящая из двух-трех и более слов;

    - короткая фраза с аграмматизмом из двух-трех лепетных и полных слов

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Исследование письменной речи

* знание печатных букв ________________________________________

__________________________________________________________________

* умение узнавать свое имя среди других печатных слов __________________________________________________________________;

* может различать ____ кол-во слов, написанных печатно ___________

__________________________________________________________________;

* тип чтения: аналитико-синтетическое (побуквенное); послоговое; глобальное ________________________________________________________;

* умение читать простые, часто встречающиеся заголовки, обращения

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;

* умение писать буквы _________________________________________;

*умение писать свои имя, фамилию ______________________________;

*умение писать отдельные слова_________________________________

__________________________________________________________________.

Исследование коммуникативных навыков

1.Виды коммуникации, использующиеся учащимся в процессе общения:

а) вербальная коммуникация: умение выражать просьбу, желание, побуждение, отвечать на вопросы, сообщать о чем-либо посредством речи, умение участвовать в диалоге

__________________________________________________________________;

б) невербальная коммуникация:

* экспрессивно-мимические средства общения:

    -жесты (естественные, специальные) __________________________

_________________________________________________________________;

    - мимика (улыбка, взгляд) ___________________________________;

* предметно-действенные средства общения:

    - позы, движения, приближения ______________________________;

    - вручение, протягивание взрослому предметов _________________;

*коммуникация с использованием натуральных предметов, фотографий (рисунков), пиктограмм, символов, календарей

___________________________________________________________________________________________________________________________________.

2. Возможности коммуникации (способность выражать просьбы, желания, делиться своими эмоциями, комментировать действия)

__________________________________________________________________.

3. Сфера общения (способность учащегося общаться со взрослыми, со сверстниками; со знакомыми, с незнакомыми людьми)___________________

__________________________________________________________________.

4. Проявления коммуникативных нарушений: мутизм речи; наличие эхолаличной речи; разговор с самим собой: монолог, аутодиалог; повторение отрывков из книг и фильмов (фонографическая речь);

трудности употребления личных местоимений: отсутствие упоминаний о себе в 1-ом лице, неправильное употребление личных местоимений; трудности установления адекватного визуального контакта: отсутствие фиксации взгляда на лице человека, избегание взгляда глаза в глаза, взгляд «мимо», «сквозь», неподвижный.

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

Исследование навыков самообслуживания

  1. Еда

* принимает пищу через соску __________________________________;

* берет кашеобразную пищу губами с ложки ______________________;

* умеет откусывать твердую пищу от большого куска

_____________________________________________________________;

Навыки жевания:

* умеет жевать мягкую пищу (хлеб, сыр)__________________________;

*умеет жевать твердую пищу (сухарь, яблоко)_____________________;

Навыки глотания:

* умеет проглатывать жидкость _________________________________;

* умеет проглатывать тяжелые жидкости (кисель, кефир) ___________;

* умеет проглатывать кашеобразную пищу ________________________.

2. Умывание:

* умеет тереть руки друг о друга ________________________________;

* умеет вытирать руки полотенцем ______________________________.

3. Одевание/раздевание

* умеет застегиваться, если есть пуговицы ________________________;

* зашнуровывает обувь ________________________________________;

* застегивает ремень, завязывает пояс ____________________________.

Заключение:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспресс обследование учащегося младшего школьного возраста.

Образец обследования учащихся младшего школьного возраста....

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата учащихся младшего школьного возраста средствами физической культуры.

В настоящее время система школьного образования находится в процессе реформирования, поиска новых адекватных современных технологий и методик обучения. Переходный период сам по себе несет опреде...

Консультация для родителей и учителей начальных классов на тему: «Предупреждение нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста».

Консультация для родителей  и учителей начальных классов на тему: «Предупреждение нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста»....

Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: "Развитие позитивной самооценки учащихся."

Данное занятие используется в работе с тревожными учащимися младшего школьного возраста и выполняет следующие задачи: снятие эмоционального и физического напряжения, повышение самооценки учащихся, пов...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Коррекция устной и профилактика нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста (1 класс) в условиях логопедического пункта »

Программа социально-педагогической, коррекционно-развивающей направленностидля детей младшего школьного  возраста (6 -8 лет)срок реализации программы: 1 год...

Формирование координационных способностей у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Сенсорные нарушения. Проприоцепция.

Доклад. Краткие тезисы. Презентация работы инструктора адаптивной физической культуры, с детьми начальной школы, имеющие тяжелые множественные нарушения развития. Формирование координационных спо...