Формирование координационных способностей у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Сенсорные нарушения. Проприоцепция.
презентация к уроку по физкультуре (1 класс)

Тюппа Светлана Александровна

Доклад. Краткие тезисы. Презентация работы инструктора адаптивной физической культуры, с детьми начальной школы, имеющие тяжелые множественные нарушения развития. 

Формирование координационных способностей. Сенсорное нарушения. Основные методы, приемы развития и коррекции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_doklada_.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование координационных способностей у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Сенсорные нарушения. Проприоцепция.

Координационные способности  (КС ) -  это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций.

Развивая КС, мы формируем школу движения, которая в дальнейшем поможет разучиванию и освоению новых, более сложных движений, навыков и физических качеств: сила, быстрота, выносливость.

Развитие КС является важной частью процесса физического воспитания у детей с ТМНР. Развивая КС, мы формируем школу движения, которая в дальнейшем поможет разучиванию и освоению новых, более сложных движений, навыков и физических качеств: сила, быстрота, выносливость.

КС можно разделить на 3 группы:
- пространственно-временные параметры (зависят от "чувства пространства", "чувства времени" и "мышечного чувства");
- способность поддерживать статическое  и динамическое равновесие (зависят от способности удерживать устойчивость позы в положении стоя и во время перемещений);
- способность выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности.

Средствами развития координационных способностей у детей с ТМНР являются упражнения, игры, игровые упражнения с преодолением координационных трудностей. К ним  относятся: общеразвивающие упражнения с предметом (мячи разных размеров, гимнастические палки,  обручи) и без предмета; специальные упражнения с оборудованием; ходьба по уменьшенной площади опоры; ползание, лазание.

Одна из главных задач: обеспечение разностороннего  развития координационных способностей, путем:

- ориентирования в пространстве;

- быстроты и точности реагирования  на сигналы;

- развития равновесия;

- точность воспроизведения движений.

Основные методические приемы развития КС у детей с ТМНР:

- Симметричные и асимметричные движения;

- Элементы новизны в изучаемых упражнениях (изменение и.п., направления, темпа, амплитуды, привычных условий);

- Смена напряжения и расслабления мышц (релаксационные упражнения);

- Упражнения для вестибулярного аппарата (повороты, внезапные остановки, наклоны, упражнения или ходьба на ограниченной, повышенной или подвижной опоре)

- Упражнения на мелкую моторику;

- Задания или упражнения, требующие согласованности совместных действий;

- Упражнения с предметами;

- Игры.

Сенсорное нарушение – это нарушение, связанное с нарушением в части нервной системы, ответственной за восприятие. К сенсорным нарушениям также относят нарушения опорно-двигательной функции.

ПРОПРИОЦЕПЦИЯ – ощущение тела в пространстве, а также частей тела в относительно друг другу.

Все скоординированные действия зависят от проприоцепции. Если она нарушена по причине неврологии, то ходьба или стояние на одном месте становится очень сложным занятием.

Признаки нарушения проприоцептивной системы: моторная неловкость ребенка, частое спотыкание, неестественное балансирование руками, неуклюжесть, хождение на носочках, быстрая утомляемость.

Основные методы и приемы работы по исправлению:

- Дыхательные упражнения;

- Психогимнастика в игровых упражнениях и игровых ситуациях;

- Коммуникативные и ролевые игры;

- Ароматеропия и музыкотерапия;

- Релаксация, элементы рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Развитие связной речи у детей с нарушенным слухом в специально организованных условиях обучения и вос­питания (детских садах, дошкольных отделениях при школах, школах-ин...

Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста и определение уровня их развития.

В этом материале представлен цикл занятий для развития координации у младших школьников,улучшение способности к ориентированию в пространстве, и тренировка ряда акробатиеских элементов. Так же здесь п...

Формирование пространственного мышления у детей младшего школьного возраста с глубокими нарушениями зрения.

Аннотация:В данной статье приводится описание исследовательской работы, направленной на изучение развития пространственного мышления у детей с глубокими нарушениями зрения, и анализ полученных результ...

Cтатья на тему: " Использование методических приёмов работы с текстом на уроках литературного чтения как средства формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"

В статье предложены и охарактеризованы особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи, важность осознанного чтения и сформированности читательской копетенции, даны...

Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи...

Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования: «Формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста через проектную деятельность»

Актуальность опыта обусловлена тем, что в связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, способных нестандартно и качеств...