Главные вкладки

    Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста и определение уровня их развития.
    методическая разработка по физкультуре (3 класс) на тему

    Тимошенко Анна Сергеевна

    В этом материале представлен цикл занятий для развития координации у младших школьников,улучшение способности к ориентированию в пространстве, и тренировка ряда акробатиеских элементов. Так же здесь представленны тесты, которые помогут диагностировать на начальном этапе уровень развития координационной системы у детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема цикла: развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста и определение уровня их развития.

    Выбранная параллель: 3 классы

               

    P1060119

    Урок № 1.

    Тема: Развитие способностей к дифференцированию силовых параметров движения у учеников 3 класса.

    Цель: оценить способность учеников к точному воспроизведению заданных двигательных действий.

    Задачи: 1. Совершенствование техники выполнения кувырков вперёд.

                    2.Развитие скоростно-силовых способностей.

                    3.Контроль за развитием двигательных качеств – тестирование.

                    4.Развитие коммуникативных навыков.

    Инвентарь: Гимнастические маты, конусы.

    Вводная часть: (5мин.) Учитель проводит построение и проверяет готовность обучающихся к уроку. Рассказывает о акробатике, как о сложно-координационных видах спорта.

    Подготовительная часть: (10 мин.)Класс движется по залу в колонне. Во время ходьбы, по сигналу  дети останавливаются и воспроизводят позу, которую в начале задания выбирает учитель. (например: стойка ноги вместе руки вверху, полуприсяд руки на пояс)

    Строевые упражнения: Упражнения выполняются по диагонали зала (из точки 1 в точку 2), а по сторонам зала (из точки 2 в точку 3) выполняется ходьба и построение в шеренгу. При выполнении заданий следует обращать внимание на то, чтобы дистанция между учениками не была меньше 3 шагов. А также, чтобы все упражнения выполнялись точно.

    1)Ходьба на носках, руки вверх

    2)Ходьба в полуприсеяде, руки в стороны

    3)Ходьба с наклонами вперед на каждый шаг

    4)До середины зала обычный бег, после середины бег спиной вперед

    5)До середины скрестный шаг правым боком, после середины скрестный шаг левым боком

    6)Бег с поворотом на 360 градусов в центре зала

    1

    3                          2

    Общеразвивающие упражнения: Упражнения выполняются взявшись за руки

    1)И.П. – лицом друг к другу, руки внизу

    1-2 – поднимание рук в стороны

    3-4 – вверх

    5-6 – в стороны

    7-8 – вниз

    2)И.П. – лицом друг к другу, руки согнуты

    Попеременные движения руками вперед и назад. В течение выполнения упражнения темп постепенно нарастает.

    3)И.П. – правым (левым) боком друг к другу, руки внизу.

    Повороты головы вправо и влево. Обратить внимание на то, чтобы темп был медленным или средним.

    4) И.П. - правым (левым) боком друг к другу, правая (левая) на плечо партнеру, свободная рука на поясе.

    1-2 –полуприсед

    3-4 – И.П.

    5-6 – присед

    7-8 – И.П.

    Обратить внимание на правильное выполнение полуприседа и приседа. Партнеры поддерживают друг друга и стараются не упасть.

    5)И.П. - правым (левым) боком друг к другу, правая (левая) на плечо партнеру, свободная рука на поясе.

    1 – мах левой вперед

    2 – И.П.

    3 - мах правой вперед

    4 – И.П.

    6)И.П. – спиной друг к другу, руки согнуты в локтях и заведены за руки партнера.

    1-2 –наклон вправо

    3-4 – И.П.

    5-6 – наклон влево

    7-8 – И.П.

    7)И.П. – боком друг к другу, руки вверх

    Подняться на полупальцы, по сигналу учителя закрыть глаза. Стоять 5 сек., потом 5 сек. Отдых. Повторить упражнение 3 раза.

    Основная часть: (25 мин)

    Эстафета с использованием акробатических элементов. Ученики рачитываются по 3 и образуют соответственно расчету 3 команды.

    Далее команды выполняют задания, где за победу получают 3 очка, за 2 место – 2 очка и за 3 место – 1 очко. Обратить внимание на то, чтобы упражнения выполнялись четко и правильно. Особое внимание уделить акробатическим элементы  (своевременное взятие группировки, правильную постановку головы при кувырках).

    1. Выполнить 5 перекатов в группировке. Побежать до конуса, оббежать его и вернувшись обратно передать эстафету.
    2. Выполнить перекат правым боком, добежать до конуса, сделать переходы из упора присев в упор лежа толчком двух ног ( 5 раз) и вернуться назад.
    3. Выполнить перекат левым боком, добежать до конуса, сделать 5 выпрыгиваний вверх из упора присев и прибежать обратно.
    4. Выполнить кувырок вперед , добежать до конуса, обежать его и вернувшись передать эстафету.

    В конце эстафеты подсчитываются результаты и распределяются места.

    Изучение техники выполнения нескольких кувырков вперёд.

    Учитель объясняет как правильно выполнить несколько кувырков вперёд подряд. Чем это исполнение отличается от исполнения одного кувырка. Напоминает о правильной постановке рук и головы на кувырках, а также своевременном взятии группировки. Затем он распределяет всех занимающихся по станциям, при этом сам он находится на станции № 1 . По свистку ребята переходят по часовой стрелкие на следующую станцию.

    Станция №1 – выполнение нескольких кувырков вперед

    Станция №2 – выполнение одного кувырка вперед

    Станция №3 – выполнение перекатов в группировке из положения упор присев

          1        

         3

         2

    Тестирование №1

    Ученики выполняют тест под названием «3 кувырка вперед». Школьник встает у края матов, уложенных в длину, приняв основную стойку. По команде он принимает положение  упора присев и последовательно, без остановки выполняет 3 кувырка вперёд, стремясь сделать это за наименьший промежуток времени. После последнего кувырка ученик вновь принимает основную стойку. Фиксируется время выполнения задания  и оценка результата.

    Заключительная часть: (5мин.) Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки за урок и сообщает домашнее задание.

    Домашнее задание: Написать виды спорта, которые так же можно отнести к сложно-коорднационным.

    Урок №2.

    Тема: Совершенствование вестибулярной устойчивости у детей 9 - 10 лет.

    Цель: оценить способность учеников к выполнению упражнений в равновесии.

    Задачи: 1.Закрепление техники выполнения упражнений в статическом и динамическом                             равновесии.

                    2.Развитие координационных способностей.

                    3.Контроль за развитием двигательных качеств – тестирование.

                    4.Развитие интереса к сложно-координационным видам спорта.

    Инвентарь: Гимнастические маты, гимнастические скамейки.

    Вводная часть: (5мин.) Учитель проводит построение класса, производит расчет по порядку и отмечает отсутствующих. Проводит беседу о важном значении координационных способностей для нашего организма, приводит в пример профессии, в которых важна координация (например, монтажник-высотник)

    Подготовительная часть: (10 мин.)Ученикам по очереди предлагается выходить из строя и выполнить следующее упражнение. Встать в стойку ноги вместе руки вперед, закрыть глаза. Выполнить прикосновение указательным пальцем к кончику носа (поочередно, сначала правой, затем левой рукой). Затем проанализировать результаты.

    Общеразвивающие упражнения на развитие координационных способностей:

    1)И.П. – о.с.

    1 – руки в стороны

    2 – руки вперед

    3 – руки вверх

    4 – И.П.

    Повторить 4 раза. Следить за точным выполнением (руки должны быть прямыми и точно вверх, в стороны).

    2) Учитель показывает различные вариации положения рук, а ученики должны, не отставая, точно повторить эти движения, например:

    1 –правая рука в сторону, левая вверх

    2 – правая рука вверх , левая вперед

    3 – правая рука вперед, левая назад

    4 – правая рука назад, левая в сторону

    3)И.П. – стойка ноги вместе, руки вверху. Разноименные вращения руками (правую – вперед, левую – назад, и наоборот)

    4)И.П. –стойка руки в стороны.

    1 - поворот направо, кисти развернуть ладонями вверх

    2 – И.П.

    3 – 4 – то же в другую сторону

    Повторить упражнения 4 раза в разные стороны, для отдыха встряхнуть руки.

    5) Упражнения «Мельница».

    6) И.П. – О.С. Выполняется наклон вперед, руками опереться об пол и «идти» ими вперёд, постепенно переводя тело в положение «упор лежа» (Ноги остаются на месте). На 4 счета выполнить «упор лежа», на 4 вернуться обратно.

    7) И.П. – о.с.

    1 – прыжок вправо, повернуться на 90 градусов вправо

    2 – прыжок в И.П.

    3 – прыжок влево, повернуться на 90 градусов влево

    4 – прыжок в И.П.

    (Повторить 4 раза) затем перейти на шаг и перестроится в одну колонну.

    Основная часть: (25 мин.)

    Упражнения на гимнастических скамейках

    Упражнения выполняются на 1 ряду скамеек, потом делается перекат правым боком на мате, повторяется это же упражнение на 2 ряду скамеек и делается после этого перекат левым боком на втором мате. И так по кругу. Если дети хорошо подготовлены и с легкостью выполняют упражнения на скамейках, то вместо второго ряда скамеек можно использовать гимнастическое бревно.

    1. Пройти (чтобы убедиться в том, насколько хорошо дети ориентируются на скамейке)
    2. Пройти приставным шагом правым боком на 1 ряду скамеек, левым боком на другом.
    3. Пройти: шаг – руки в стороны, шаг – руки вверх, шаг – руки вперед, шаг – опустить руки.
    4. Пройти в полуприседе на первой скамейке и в полном приседе на второй, руки в стороны.
    5. Пройти спиной вперед (это упражнение требует особого внимания, поэтому необходимо следить за каждым учеником, в случае необходимости помогать и подстраховывать).Это упражнение выполняется только на первой скамейке на втором ряду выполняется упражнение «Ножницы».Ходьба с медленным поворотом вокруг своей оси. Следить, чтобы ученики не торопились при выполнении поворотов. На первом ряду скамеек повороты через правое плечо, на втором через левое.
    6. Ходьба на четвереньках( на первой – лицом вперед, на второй – ногами).
    7. Опираясь руками о скамейку, перепрыгнуть ее (с небольшим продвижением вперед), потом перепрыгнуть обратно и так до конца.

    Упражнения в равновесии

    Класс строится в колонну по 5 и размыкается по залу. По сигналу преподавателя ученики выполняют стойку на правой (левой) ноге, другая согнута вперед. Тот, кто опускает ногу или падает принимает положение упора присев. Так до тех пор, пока не останется один ученик. (задании можно усложнить, если при его выполнении закрыть глаза). После выполнения упражнения педагог выделяет тех, кто лучше всех справился с заданием.

    Тестирование №2

    Ребятам предлагается пройти следующий тест: ученик встает на гимнастическую скамейку и выполняет 3 поворота вокруг своей оси. В это время учитель засекает время за которое выполняется задание.

    Если ученик падает или касается руками пола или скамейки, то тест надо повторить.

    Заключительная часть: (5мин).

    Учитель подводит итоги урока, сообщает о результатах тестирования и ставит оценки занимающимся.

    Домашнее задание: Выполнить доклад на тему: «Сложно-координационные виды спорта».

    Урок №3.

    Тема: Развитие способности к ориентированию в пространстве

    Цель: оценить способность учеников к выполнению упражнений без зрительного анализатора.

    Задачи: 1.Закрепление техники выполнения нескольких кувырков вперед.        

                    2.Развитие координационной выносливости.

                    3.Контроль за развитием двигательных качеств – тестирование.

                    4.Воспитание целеустремленности при выполнении упражнений, формирование    потребности к ЗОЖ.

    Инвентарь: Гимнастические маты, гимнастические скамейки, обручи, шведская стенка, канаты ( скакалки).

    Вводная часть: (5мин.) Учитель проводит построение класса и сообщает о целях и задачах текущего урока. Затем беседует с учениками о важном умении ориентировании в пространстве.

    Подготовительная часть: (10 мин.) Стоя в шеренге, ученики кладут руки на плечи друг к другу и готовятся выполнить задания в группе.

    1. Стойка на правой, левая согнута вперед
    2. Стойка на левой, правая согнута назад
    3. Выполнить полуприсед
    4. Выполнить полный присед

    После выполнения заданий учитель дает команду закрыть глаза и ребята пробуют выполнить уже знакомые задания с закрытыми глазами.

    Общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками:

    В ходе разминки применять «запрещенное движение» (например палка внизу, ноги врозь).

    1. И.П. – о.с.Палка вниз

    1-руки вверх, правая нога назад на носок, посмотреть на палку (прогнуться)

    2- И.П.

    3-то же самое, но назад ставиться левая нога на носок

    4- И.П.

    1. И.П. – о.с.Палка вниз

    1-2 – круговые движения прямыми руками перед собой начиная в правую сторону. (Повторить 4 раза) Выполнить круговые движения руками с палкой в левую сторону. (Повторить 4 раза)

    1. И.П. – о.с.Палка вниз хватом снизу. 1-согнуть руки, палка к груди; 2 –руки вперед (тыльная сторона ладоней смотрит вниз); 3 – согнуть  руки; 4 –И.П. (Повторить 4 раза)
    2. И.П. – о.с.Палка вниз. 1- согнуть руки, поднимая локти максимально вверх (палка поднимается вдоль туловища); 2 – палка вперед; 3 – согнуть руки, поднимая локти максимально вверх; 4- И.П.
    3. И.П. – о.с.Палка вперед 1- поворот туловища налево, правая рука с палкой остается на месте, левая рука влево.2- вернуться в И.П. взяться за палкой левой рукой (обе руки держат палку); 3- поворот туловища направо, левая рука держит палку на месте, правая рука вправо; 4- И.П. (повторить 4 раза)
    4. И.П. – о.с.Палка вниз. 1-перешагнуть через палку правой ногой;2-перешагнуть через палку левой ногой;3- перешагнуть назад через палку правой ногой;4- перешагнуть назад через палку левой ногой. (повторить 4 раза)
    5. И.П. – о.с.Палка вниз.1-наклон, положить палку на пол;2- о.с.;3- наклон, взять палку с пола;4- о.с. (повторить 4 раза)

    Основная часть: (25 мин)

    Круговая тренировка:  Ученики распределяются по станциям, где выполняют определенные упражнения в течение отведенного учителем временем. По сигналу, ученики переходят на следующую станцию по часовой стрелке.

    станция №1 – перекаты назад в группировке.

    станция №2 – ходьба по гимнастической скамейке спиной вперед.

    станция №3 – Ходьба по гимнастическому бревну, сгибая ноги вперед, руки в стороны.

    Станция №4 – Выполнение стойки ноги вместе, руки вверху с закрытыми глазами.

    Преодоление полосы препятствий:

    Начиная со станции №1 ученики выполняют 3 кувырка вперед, затем выполняют передвижение в упоре стоя на коленях по гимнастической скамейке, далее ходьба вдоль шведской стенке (по 2-3 рейке),затем перепрыгивание из одного обруча в другой (прыжки с ноги на ногу)и завершается круг ходьбой по канату, руки в стороны.

     

                                                                                 

    Тестирование №3

    Учитель делает коридор из канатов (скакалок). Ученик становится в начало этого коридора и ему завязывают глаза. Затем ученика раскручивают вокруг своей оси (2-3 раза) и предлагают пройти до конца коридора. Если ребенку удалось пройти до конца, то тест считается успешно пройденным.

    Заключительная часть: (5мин).

    Учитель сообщает занимающимся о результатах тестирования. Хвалит учеников за хорошее выполнение заданий и сообщает домашнее задание.

    Домашнее задание: Ученикам предлагается дома побеседовать с родителями на тему того, как сложно – координационные упражнения и упражнения в равновесии могут пригодиться в жизни.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад «Развитие математических способностей у детей младшего школьного возраста в ГПД»

    На  занятиях  в  ГПД  развиваюncz  математические  способности  первоклассников  через  игру  и  занимательные  упражнения  по...

    "Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятии в мастерской "Сувенир"

    В данной презентации обобщен опыт работы в детском объединении "Сувенир"...

    Приемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста (Методические рекомендации)

    Творческие способности - являются сердцевиной интеллекта. Должна ли идея быть совершенно новой, чтобы считаться творческой? Является ли ар­тистизм или эстетическое наслаждение необходимым услови...

    Методическая разработка занятия по теме: " Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста".

    Диагностические исследования психологов, многочисленные наблюдения педагогов показывают, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстр...

    Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста

    Доклад на тему" Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста"...

    “Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста».

    “Развитие  творческих  способностей  у  детей  младшего  школьного  возраста» обусловлена противоречием между ростом потребности общества в людях, имеющих прочные, г...