Слоговая структура слова. Нарушения и пути коррекции.
статья по логопедии (1 класс)

мотькина елена николаевна motjkina_alena@mail.ru +79165859397

 В статье затронута актуальная тема нарушений слоговой структуры слова и эффективные пути коррекции у дошкольников и обучающихся младших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_publikatsii._1_1.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слоговая структура слова. Нарушения и пути коррекции.

        Обязательным компонентом речевых дефектов детей в настоящее время можно считать нарушение слоговой структуры слова. При нормальном развитии ребенка овладение слоговой структурой происходит постепенно через ряд закономерно сменяющихся фаз. Примерные нормы развития слоговой структуры слова таковы:

3 года: воспроизведение слов, состоящих:

  • из 2-х слогов (вата, ива, сова и т. д.);
  • из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.);
  • из 1 слога (мак, сок, дым, и т.д.).

        К трем годам все трудности слогообразования оказываются преодоленными. В этом же возрасте появляется так называемое языковое чутье, когда ребенок способен оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е.Н. Винарская, Д.Б. Слобин, Г.М. Лямина).

4-5 лет: воспроизведение слов:

  • из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица, помидор...);
  • из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, кошка, мостик, скворечник, простокваша, аквариум, парикмахерская, строительство...).

В этот же возрастной период ребенок должен уметь:

  • называть предметные картинки;
  • повторять слова за взрослым;
  • заучивать короткие стихи, рассказывать сказки;
  • отвечать на вопросы (Где подстригают волосы?..).

После пяти лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод. В аквариуме плавают разноцветные рыбки. Строители работают на строительстве высотного дома. Волосы подстригают в парикмахерской.

Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам, а также сообщения о том, где он был, с кем, что видел, с кем играл и т.д.

        Отклонения в воспроизведении слогового состава носят весьма разнообразный характер. Нарушения слоговой структуры слова могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:

  • сокращение (пропуск) слога (“моток” = “молоток”)
  • опускание слогообразующей гласной (“пинино” = “пианино”)
  • увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных (“команата” = “комната”)

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

  • перестановка слогов (“деворе” = “дерево”)
  • перестановка звуков соседних слогов (“гебемот” = “бегемот”)

3. Искажение структуры отдельного слога:

  • сокращение стечения согласных (“тул” = “стул”)
  • вставки согласных в слог (“лимонт” = “лимон”)

4. Уподобление слогов (“кококосы” = “абрикосы”)

5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение):

(“били…били…билитекарь” + “библиотекарь”)

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими):

(“нананасы” = “ананасы”)

7. Контаминации (смешение слов)

(“в холодильнице” = “в хлебнице и холодильнике”)

        Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы. Существует зависимость овладения слоговой структурой слова и от семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка; а по данным последних исследований — от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина)...

В частности, Большакова С.Е. в первую очередь предлагает развивать такие предпосылки формирования слоговой структуры, как оптико- и сомато-пространственные представления, ориентацию в двухмерном пространстве, динамическую и ритмическую организацию движений. Автор предлагает прием мануального подкрепления, облегчающий детям артикуляционные переключения и предотвращающий пропуски и замены слогов. Дается определённый порядок освоения слов с различной слоговой структурой с учётом возрастающей сложности. Игры и задания каждого этапа содержат речевой материал, подобранный в соответствии с программой логопедического обучения.

Примерная очерёдность формирования и коррекции слоговой структуры слова такова:

1. Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации.

2. Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации.

3. Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаги).

4. Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации.

5. Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений.

6. Работа над гласными при помощи мануального подкрепления.

7. Работа над слогами различной структуры.

8. Работа над словами различной слоговой структуры.

9. Работа над словосочетаниями.

10. Работа над составлением предложений.

11. Работа над закреплением материала.

        Следует отметить, что нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь. Поэтому работа над формированием и развитием слоговой структуры слова занимает длительный период и охватывает коррекцию как речевых, так и неречевых процессов.

Список литературы:

  1. Ахутина Т.В. Единицы речевого общения, внутренняя речь, порождение связного высказывания // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985.
  2. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Метод, пособие. М., 2005.
  3. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Методическое пособие тц Сфера Москва 2007 удк 376 ббк 74. 3 Б 79


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия как средство коррекции слоговой структуры слова в условиях школьного логопункта

Логопедическая работа по коррекции нарушений  слоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. Сегодня активно происходит модерни...

Презентация по теме "Коррекция нарушений слоговой структуры слова"

Нарушение слоговой структуры с лова - одно из сложных и трудно поддающихся коррекции нарушений речи. Предлагаю  презентацию по данной теме, которая, я надеюсь, будет полезна учителям-логопедам в ...

КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Нарушение слоговой структуры слова характеризуется  трудностями в произношении слов  сложного  слогового  состава: нарушение порядка в слове, пропуски, добавление новых слогов или ...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Данная статья посвящена вопросам коррекционной работы над звукослоговой структурой слова у детей с нарушениями речи, поэтапному коррекционно-логопедическому воздействию....