Музыкотерапия как средство коррекции слоговой структуры слова в условиях школьного логопункта
статья по логопедии (1 класс) по теме

Филатова Надежда Николаевна

Логопедическая работа по коррекции нарушений  слоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. Сегодня активно происходит модернизация содержания  школьного образования.  Наряду с традиционными формами обучения и широко распространенными методическими приемами, все большую роль приобретают альтернативные формы обучения.  К нетрадиционным методам педагогики относится музыкотерапия. Занятия с логопедом в школе  чаще всего проходят во второй половине дня, а это не самое продуктивное время для усвоения нового материала. Поэтому очень важно, чтобы они  носили занимательный характер. Использование методов музыкотерапии органично дополняет традиционные формы работы школьного  логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_filatova.docx24.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкотерапия как средство коррекции слоговой структуры слова в условиях школьного логопункта.

Учитель-логопед

Филатова Надежда Николаевна

МОУ  П-Пригородная СОШ

«Слово и действие становятся высоко значительными,

когда музыка берет их на свои крылья».

А.В.Луначарский

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей с нарушениями речи. Более 40 % первоклассников, приходя сегодня в школу, имеют различные речевые проблемы.

Среди разнообразных нарушений речи у детей  школьного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот недостаток речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть и у детей, страдающих только фонетико-фонематическим недоразвитием. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.

Логопедическая работа по коррекции нарушений  слоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. Важно отметить, что овладение слоговой структурой слова положительно сказывается на развитии  остальных компонентов речевой системы.

Дети с речевыми нарушениями часто не могут контролировать своё дыхание, нерационально расходуют воздух в процессе речевого высказывания, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито музыкально-ритмическое чувство, интонационная, ритмическая, мелодическая сторона речи, двигательная сфера. Известно, что у значительной части детей, с речевыми нарушениями, имеются нарушения слухового восприятия и эмоционально-волевой сферы.

Сегодня активно происходит модернизация содержания  школьного образования.  Наряду с традиционными формами обучения и широко распространенными методическими приемами, все большую роль приобретают альтернативные формы обучения.  К нетрадиционным методам педагогики относится музыкотерапия.

Особое место музыка и движения занимают в коррекции отклонений в развитии детей с различными проблемами. Зарубежные  педагоги и психологи прошлого (Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли) и отечественные учёные (Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, А.И. Граборов и др.), занимавшиеся изучением детей с проблемами, указывали на важную роль искусства, музыки в развитии детей.

Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, способна не только привлекать внимание детей, заинтересовать и доставлять удовольствие, возбуждать эстетическую эмоцию, но и значительно обогатить, эмоционально окрасить   представления ребенка о сложном материальном и социальном мире, который его окружает. Своим непрямым, невербальным характером музыкальное искусство воздействует как мощный стимул коммуникации и интеграции.

Активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми.

 Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. Таким образом, музыка, музыкальное воздействие может оказать большую помощь в коррекционной работе, в частности в работе над слоговой структурой речи.

Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений, пение песен, ритмические движения под музыку.

Для усвоения различения слов по их слоговому составу необходима специальная работа над слухоречевым ритмом. Она может быть проведена с помощью внедрения в коррекционный процесс различных видов музыкальной деятельности, которые развивают слуховое восприятие ребёнка, обостряют слуховое внимание и делают его более восприимчивым к ошибкам в произношении.

Коррекционная работа по развитию слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи основана на развитии  чувства музыкального темпа и ритма.

Применяя метод музыкотерапии – логоритмику,  можно ускорить решение этих задач.

Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на инструментах; самостоятельная музыкальная деятельность с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь движения с музыкой; включение речевого материала.

Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты  песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх, указания ведущего (режиссера) сценария и т. п.  Введение слова дает возможность создавать также и целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях.

Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности  детей с речевой патологией.

Начинаясь с простейших заданий-игр, музыкальные упражнения постепенно усложняются, тем самым, становясь все увлекательнее. Так, первичные заданияцелесообразновыстроить на примарном певческом диапазоне (в рамках интервалов прима - терция), в дальнейшем,  расширяясь до октавы. Более разработанными становятся и ритмические движения, сопровождающие вокальное исполнительство. С усложнением используется  и  речевой материал: сначала   слова из открытых слогов, затем с закрытым слогом, затем слова со стечением согласных.

В качестве напева для подобных заданий   используются знакомые народные и авторские мелодии с ярким ритмическим рисунком.  

Музыкальные игры вносят в  коррекционно-развивающий процесс разнообразие и эмоциональность. Соответственно психофизическому развитию дети  легко поддаются воздействию посредством игр. У  детей младшего школьного возраста,   имеющих речевые нарушения, внимание неустойчивое, они с трудом задерживается на одном предмете длительное время.  Их особенно затрудняет раздвоенность внимания. Часто ребенок забывает правильно дышать или останавливает дыхание на некоторое время при выполнении двигательных заданий. Поддержание правильного дыхания можно осуществить через организованное участие его в подражании  звукам в речитативе или песне, которые должны так сочетаться, чтобы соответствовать совершаемым движениям и физическим упражнениям.

Музыкальное сопровождение игр ведёт к еще более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости, продолжительности, воспитывает чувство ритма, темпа, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка.

Игра на детских инструментах также эффективна для развития чувства  музыкального темпа и ритма, а, следовательно, и слоговой структуры слова.

Для развития ритмического чувства, в большей степени, используются инструменты ударной группы или же любые инструменты, имеющие звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритмический рисунок, а другой его повторяет.  

Применение на практике разнообразных средств музыкальной деятельности позволяет включить в коррекционный процесс даже замкнутых, малоактивных детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения.

В ходе коррекционной работы  у детей совершенствуетсячувства музыкального ритма и темпа, а  на этой основе и формирование слоговой структуры слова.

Занятия с логопедом в школе  чаще всего проходят во второй половине дня, а это не самое продуктивное время для усвоения нового материала. Поэтому очень важно, чтобы они  носили занимательный характер.  

Введя в структуру урока  динамические музыкальные паузы с использованием средств музыкальной деятельности можно значительно разнообразить учебный процесс, сделать  его более продуктивным и эффективным.

 Использование методов музыкотерапии органично дополняет традиционные формы работы школьного  логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия педагога  с другими участниками образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со слоговыми таблицами как средство развития технической стороны чтения у учащихся 1 класса, имеющих ФФНР, в условиях школьного логопункта.

Чтение оказывает значительное влияние  на усвоение программы общеобразовательной школы. Сейчас немало  детей, которые не могут овладеть полноценным навыком чтения на протяжении всего периода...

Педагогический проект ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА

Цель проекта: формирование  навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся  первых классов   с задержкой психического развития  через  специальные игры и упражнения в ...

КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Нарушение слоговой структуры слова характеризуется  трудностями в произношении слов  сложного  слогового  состава: нарушение порядка в слове, пропуски, добавление новых слогов или ...

Формирование и коррекция слоговой структуры слова у детей с патологией речевого развития.

Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является...

Коррекция слоговой структуры слова у детей с моторной алалией

Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноц...