Консультация для родителей будущих первоклассников "Подготовка к письму леворукого ребёнка"
консультация по логопедии

Царевская Елена Геннадьевна

Рекомендации для родителей помогут сформировать у ребёнка-левши навык правильной посадки при письме, приёмы держания ручки, выработать хороший почерк, избежать лишних нагрузок при обучении письму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке к школьному обучению для родителей будущих первоклассников

ПОДГОТОВКА К ПИСЬМУ ЛЕВОРУКОГО РЕБЁНКА

Посадка при письме

    При правильной посадке леворукие дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова должна быть немного наклонена направо.

    В классе за партой и дома за столом леворукий ребенок должен всегда сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая рабочая рука соседа по парте не мешала ему при письме.

    Настольная лампа располагается справа от ребенка.

Положение рук

    Руки должны лежать на столе так, чтобы  локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала бы лист.

Положение кисти руки

    Кисти левой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.

Приемы держания ручки

    Существует несколько способов письма левой рукой.

    Первый способ является зеркальным отображением «праворукого» положения. Им чаще всего пользуются дети, не обученные более удобным и правильным приемам письма. Такое положение руки серьезно затрудняет процесс обучения, так как все образцы в тетрадях (прописях) располагаются слева. Начиная списывание, ребенок не имеет возможности ориентироваться на образец. Наблюдается уменьшение или увеличение размеров букв в строке и неверное их написание.

    Второй способ. Кисть левой руки с ручкой располагается над строкой. Этот способ дает ребенку возможность ориентироваться на образец или ранее написанное и уменьшает количество ошибок при письме. Именно к этому способу письма спонтанно и наиболее часто приходят дети – левши.

    Третий способ. Кисть левой руки с ручкой находится под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Однако при письме этим способом нарушаются требования «праворукой» каллиграфии: буквы не имеют наклона вправо, скорее наклонены влево. Но главное здесь – дать ребенку возможность удобного для него письма, максимально снизить вероятность возникновения непроизвольных ошибок.

Положение тетради

    Тетрадь лежит с наклоном вправо так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди. По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы по-прежнему направлен к середине груди ребенка.

    Леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразу определить сторону, с которой нужно начинать писать, путает направления.

    Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения:

  • застегивание и расстегивание пуговиц;
  • завязывание и развязывание лент, шнуровка;
  • перекладывание мелких предметов тремя пальцами, которые держат ручку при письме;
  • всасывание и выпускание воды пипеткой из стакана;
  • плетение из ниток (лент, шнурков) закладок, ковриков, косичек;
  • завязывание узелков, нанизывание бусинок на проволоку

Необходимо обязательно заниматься

 гимнастикой для левой руки:

  • выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони;
  • выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному;
  • руку плотно положить на стол и поочередно сгибать средний, указательный, большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх;
  • пальцы разомкнуты как можно шире, медленно соединяя их, опустить руку вниз;
  • сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях.
  • соединять большой палец с остальными в «колечки» поочерёдно от указательного к мизинцу и обратно

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ХОРОШЕГО ПОЧЕРКА,

Подготовка кисти руки к нагрузкам при письме

Упражнение №1. Ладошки лежат на столе. Поднимаем по одному пальцы сначала одной руки, затем другой. Повторяем в обратном порядке.

Упражнение №2. Ладошки лежат на столе. Поочередно поднимаем пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

Упражнение №3. Зажимаем ручку средним и указательным пальцами. Сгибаем и разгибаем эти пальцы, следим, чтобы ручка или карандаш не опускались ниже большого пальца.

Упражнение №4. На столе лежит 8-10 карандашей (палочек). Одной рукой (не помогая другой) надо собрать в кулак карандаши, беря их по одному, затем так же по одному положить карандаши на стол. Количество карандашей постепенно увеличиваем.

Упражнение №5. Зажимаем ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делаем «шаги» по поверхности стола.

Упражнение №6.  Зажимаем конец  ручки средним и указательным пальцами правой руки. Противоположный конец ручки находится дальше от груди.  Переворачиваем ручку и вкладываем ее длинным концом в левую руку. Очередным переворотом вкладываем ее в правую руку и так далее.

    В этом упражнении ручка вращается в вертикальной плоскости. Руки при этом упираются в край парты так, что локти чуть свешиваются, а ладони приподняты над партой. Если поставить локти на парту, то это упражнение даст возможность вращать ручку в горизонтальной плоскости. 

Упражнение №7. Катаем карандаш между большим и указательным пальцами, затем между большим и средним, безымянным, мизинцем. Следим, чтобы в упражнении принимали участие только два пальца.

Упражнение №8. Большим, указательным и средним пальцами вращаем карандаш по часовой и против часовой стрелки.

Литература:

  1. Безруких М. Леворукий ребёнок в школе и дома. –Екатеринбург, 2001.
  2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. -М, 1995.
  3. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. ГИППВ Аквариум, 1998.
  4. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. С. — П. — Детство — Пресс, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Советы родителям будущих полиглотов»

Консультация«Советы родителям будущих полиглотов»  Для родителей учеников 2х классов...

Консультация для родителей будущих первоклассников.

Как подготовить ребенка к школе?  Многие считают, что ребенок перед школой должен уметь читать и писать, но это не совсем правильно. Необходимо тренировать умения анализировать, рассуждать, разви...

Курс консультаций для родителей будущих первоклассников «Ваш ребёнок-ученик!»

Курс консультаций для родителейбудущих первоклассников«Ваш ребёнок-ученик!»...

Консультация для родителей будущих первоклассников "Значение правильной речи в жизни ребёнка"

Хорошая речь - является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Недостатки речевого развития становятся одной из причин школьной неуспеваемости.  Специалисты рекоме...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.  Каждый родитель с н...

Консультация для родителей будущих первоклассников "Семейное чтение - средство общения родителей и ребёнка"

Инесса Николаевна Тимофеева, исследователь детского чтения, писала в книге «Что и как читать Вашему ребёнку от года до десяти»: «Маленькие ребята жаждут общаться с родителями: вместе...

Готовность ребёнка к школе. Консультация для родителей будущих первоклассников.

Данный материал будет полезен для проведения родительского собрания и индивидуальных бесед с родителями будущих первоклассников....