ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Весёлый язычок»
рабочая программа по логопедии

Кузьменко Екатерина Олеговна

В современном обществе существует большая проблема – это обучение детей государственному русскому языку с разным уровнем развития речи, а тем более двуязычием. Это обусловлено как происходящими в последние годы миграционными процессами, так и исторически сложившимся национальным составом региона. Решение данной проблемы возможно через разработку и реализацию рабочей    программы для детей слабо владеющих русским языком.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dlya_detey-inofonov_vesyolyy_yazychok.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

           (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

                               «Весёлый язычок»

Год разработки: 2020

Направление: социальное

Возраст учащихся: 7-10 лет

Срок реализации:1 год

                                                                                                                                 

                                                     Разработчик: Кузьменко Е.О.

                                                      1 квалификационная категория

2020-2021 учебный год                                                                  

Пояснительная записка

Речь – наша визитная карточка. Культура речи отображает образ мысли человека, уровень воспитания, образования и осознанности.

Формирование коммуникативной компетенции является одной из важнейших задач ФГОС, одним из значимых результатов школьного обучения.

Однако в современном обществе существует большая проблема – это обучение детей государственному русскому языку с разным уровнем развития речи, а тем более двуязычием. Это обусловлено как происходящими в последние годы миграционными процессами, так и исторически сложившимся национальным составом региона.

Всех детей-мигрантов разделяют на две группы: дети-билингвы и дети - инофоны.

        Традиционно, детей, которые сразу начинают говорить на двух языках, называют билингвами.      Билингвы – это те, кто вырос в семье двуязычия. Для учащихся-билингвов русский язык является почти родным.

Дети-инофоны - это учащиеся, чьи семьи недавно мигрировали из стран ближнего зарубежья. Они владеют русским языком лишь на бытовом уровне. Дети часто не понимают значения многих употребляемых ими слов, т.к. дома родители в основном общаются со своими детьми на родном языке. В образовательном учреждении эти дети вынуждены общаться с педагогами и сверстниками только на русском языке, вследствие чего у них возникает языковой барьер, который создает определенные трудности.

Большая часть детей, у которых родной язык русский, приходит в школу, практически владея грамматикой родного языка. У детей других национальностей (чаще всего у аварцев, азербайджанцев) уровень владения русским языком различен: от незначительных нарушений в звуковом оформлении речи до грубых нарушений в лексико-грамматическом строе речи. У детей наблюдается:

  1. низкий словарный запас, незнание некоторых слов, а также неточное, недифференцированное употребление многих лексических значений слов.
  2. слабое  владение функцией словоизменения и словообразования;
  3. большое количество аграмматизмов;
  4. ошибки в использовании падежей,
  5. ошибки в письменной речи, такие как, пропуски согласных, искажение структуры предложения, нарушение предложно-падежных конструкций, ошибки употребления йотированных гласных и другие.

        В результате, можно сделать вывод, что русская речь этих детей обеднена. Недостаточная степень владения языком создает у детей-инофонов проблемы общения со сверстниками и учителями. Диагноз может быть различным – от фонетико-фонематического недоразвития до общего недоразвития речи любого уровня, отягощённого билингвизмом.

        Решение данной проблемы возможно через разработку и реализацию рабочей    программы для детей слабо владеющих русским языком.

        Настоящая рабочая   программа «Веселый язычок» разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- В соответствии с письмом Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

- Указ Президента РФ от 19.12.2012г. №1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
  • Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;

- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 N 38528)

на основе:

- примерной образовательной программы начального общего образования;

- учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы№4.

Цель программы: развитие речевой и социальной адаптации детей-инофонов посредством повышения уровня владения русской речью.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

Задачи:

- Обогащение и уточнение словарного запаса учащихся.

- Формирование навыков словообразования и словоизменения.

- Обучение правильному грамматическому оформлению предложений.

- Формирование связной речи.

- Развитие артикуляционных навыков.

- Развитие фонематического восприятия.

- Развитие внимания к языковым явлениям, памяти, мышления.

- Формирование навыков общения на русском языке.

-Воспитание чуткости к грамматической правильности своей речи на неродном            (русском) языке.

- Воспитание терпимости и взаимоуважения в условиях межнационального общения.

Направления работы:

  • формирование у детей правильного звукопроизношения;
  • формирование фонематического восприятия;
  • развитие связной речи;
  • воспитание и социализация детей с опорой на языковые ценности носителей языка.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  1. Активное включение родителей детей мигрантов в процесс адаптации.
  2. Занимательность.
  3. Наглядность.
  4. Доступность.
  5. Индивидуальный подход к учащимся.

Методы и формы занятий: 

- беседа;

-ролевая игра;

-упражнения по межличностной коммуникации;

-дыхательные и двигательные упражнения;

-методы самовыражения (в рисунке, в создании образа);

-уроки с использованием ИКТ технологий;

-игровые и проблемные ситуации,

-дидактические игры на развитие познавательных процессов,

-чтение и инсценирование;

-слушание и заучивание стихов, рассказов,  

-речевые игры,  

-работа над произношением в целях развития фонологических, грамматических, коммуникативных навыков.

Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на обучающихся начальной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

Критерии оценки эффективности курса:

      Основными критериями оценки эффективности данной программы являются данные, полученные в результате первичного и повторного логопедического обследования. Первичное обследование проводится в начале учебного года, повторное — по окончании курса занятий. Косвенным показателем эффективности может быть успешность в обучении, отзывы учителей и родителей.

                                Предполагаемые результаты:
1.    Усвоить правильное произношение звуков речи;
2.    Уметь четко различать и дифференцировать усвоенные звуки речи.

3.    Уметь отчетливо произносить слоговые сочетания и слова различной ритмико-интонационной структуры.

4.    Давать развернутое описание предмета (явления, ситуации), указав наиболее существенные признаки.

5.    Описывать собственные действия и действия других лиц, указав время действия.

6.    Уметь рассказывать о себе, о своей семье, друзьях и прочее.

7.    Строить рассказ по сюжетной картинке.
8.    Уметь самостоятельно находить речевое решение в новой ситуации.

9.    Повышение самооценки у участников группы. 


Список литературы.

  1. Аникина А.Е., Павлова Н.В. Обучение детей с двуязычием русскому языку // Школьный логопед. 2004. №3.
  2. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М.  и др.  Логопедия. / Под ред. Волковой Л.С. –М., 1995.
  3. Гаврикова М.Ю. «Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи. 1-4 класс».- М.:ВАКО,2007.
  4. Ефименкова Л. Н.  Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда/ М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006.
  5. Жиренко О.Е.Гайдина Л.И. «Учим русский с увлечением-2. Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1-4 классы».-М.:5 ЗА ЗНАНИЯ,2005.
  6. Лалаева Р. И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. – С-П. 1998.
  7. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. С-П., 2004.
  8. Пожиленко Е.А. Волженский мир звуков и слов (пособие для логопедов).- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
  9. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б., Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Основы логопедической работы с детьми. М., 2003.
  10. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.

Календарно – тематическое планирование

на 2020-2021 учебный год.

Грамматические темы

Лексические темы

Содержание

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1

1

Диагностика

Исследование устной речи детей.

1.09-4.09

2-3

2-3

Слова, обозначающие предметы.

Школа, учебные принадлежности, игрушки, дом, животные.

Знакомство со словами-предметами. Активизация словарного запаса в рамках лексических тем. Предметы живые и неживые. Дифференциация вопросов кто? -что? Развитие артикуляционной моторики, слухового внимания, памяти.

7.09-11.09

14.09-18.09

4

4-5

Единственное и множественное число существительных.

Учебные принадлежности, игрушки, домашние животные, части тела.

Формирование практических навыков словоизменения. Знакомство с числительным один, одна.

21.09-25.09

28.09-2.10

5

6

Слова, обозначающие действия предметов.

Домашние животные.

Образование слов-действий от звукоподражаний типа «мяу» -мяукает, «му» -мычит.

Подбор слов-предметов к словам-действиям. Развитие артикуляционной моторики.

5.10-9.10

6

7

Простое двусоставное нераспространенное предложение.

Дикие животные. Детеныши животных.

Знакомство с понятием «Предложение». Составление предложений из двух слов с опорой на графическую схему и без нее.  Развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук.

12.10-16.10

7

8-9

Согласование существительного и глагола в числе.

На уроке.

На перемене.

В лесу.

Знакомство с формами единственного и множественного числа глаголов. Формирование практических навыков согласования существительных и глаголов в числе. Развитие артикуляционной и мелкой моторики, слухового внимания, памяти.

19.10-23.10

26.10-30.10

8

10-11

Согласование существительного и глагола прошедшего времени единственного числа в роде.

Части суток.

Режим дня.

Семья.

Образование глаголов прошедшего времени. Развитие фонематического восприятия, подвижности органов артикуляционного аппарата.

9.11-13.09

16.11-20.11

9-10

12

Слова, обозначающие признаки предметов.

Овощи.

Фрукты.

Одежда.

Цветы.

Деревья.

Знакомство со словами, обозначающими признаки. Подбор признаков к предметам. Образование относительных прилагательных от существительных. Совершенствование навыков словообразования. Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, памяти. Развитие речевой произвольности и коммуникативных навыков.

23.11-27.11

11

13-14

Согласование прилагательного с существительным в роде, числе..

Одежда.

Овощи.

Фрукты.

Цветы.

Мебель.

30.11-4.12

7.12-11.12

12

15

Местоимения мой, моя.

Одежда.

Семья.

Игрушки.

Согласование местоимений и существительных в роде.

Подбор существительных к местоимениям. Развитие фонематического восприятия, внимания к языковым явлениям, навыков самоконтроля за речью.

14.12-18.12

13

16

Местоимения чей, чья.

Животные, одежда, учебные принадлежности, игрушки.

Согласование местоимений и существительных. Подбор существительных к местоимениям. Работа над вопросно-ответной формой речи с использованием местоимений чей, чья, мой, моя. Образование притяжательных прилагательных. Формирование практических навыков правильного употребления местоимений.

21.12-25.12

14

17

Форма винительного падежа существительного без предлогов.

Продукты питания.

Распространение простого двусоставного предложения дополнением и определением. Образование винительного падежа существительных. Активизация словарного запаса.

11.01-15.01

15

18

Форма дательного падежа существительного без предлогов.

Домашние животные.

Распределение простого двусоставного предложения дополнением и определением. Образование дательного падежа существительных. Развитие слухового восприятия, зрительной и слуховой памяти.

18.01-22.01

16

19

Форма родительного падежа существительного без предлогов.

Птицы.

Животные.

Распространение простого двусоставного предложения дополнением и определением. Образование родительного падежа существительных. Развитие логического мышления, навыков эффективного общения.

25.01-29.01

17

20

Форма творительного падежа существительного без предлогов.

Профессии.

Распространение простого двусоставного предложения дополнением и определением. Образование творительного падежа существительных. Формирование практических навыков правильного употребления падежных форм существительных без предлогов.

1.02-5.02

18

21

Форма винительного падежа прилагательного.

Продукты питания.

Распространение простого двусоставного предложения дополнением и определением. Формирование навыков согласования прилагательного с существительным в винительном падеже.

8.02-12.02

19

22

Форма дательного падежа прилагательного.

День рождения.

Распространение простого двусоставного предложения дополнением и определением. Формирование навыков согласования прилагательного с существительным в дательном падеже.

15.02-19.02

20

23

Форма родительного падежа прилагательного.

Птицы.

Животные.

Распространение простого двусоставного предложения дополнением и определением. Формирование навыков согласования прилагательного с существительным в родительном падеже.

22.02-26.02

21

24

Форма творительного падежа прилагательного.

Продукты питания.

Распространение простого двусоставного предложения дополнением и определением. Формирование практических навыков правильного употребления падежных форм прилагательных без предлогов. Формирование навыков согласования прилагательного с существительным в творительном падеже. Развитие слухового восприятия, зрительной и слуховой памяти. Развитие логического мышления, навыков эффективного общения.

1.03-5.03

22-23

25

Закрепление падежных форм существительного и прилагательного без предлогов.

Повторение ранее изученных тем.

Распространение простого предложения. Формирование практических навыков правильного употребления падежных форм существительных и прилагательных без предлогов. Формирование навыков согласования прилагательного с существительным в падеже.

8.03-12.03

24

26

Предлоги в, на.

Мебель.

Формирование представления о семантическом, синтаксическом значении предлога. Составление словосочетаний и предложений с предлогами по картинкам, действиям. Выделение предлогов из словосочетаний, предложений.

15.03-19.03

25

27

Предлоги с, со.

Посуда.

Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию, по серии сюжетных картинок.

Распространение простого двусоставного предложения определением, дополнением.

29.03-2.04

26

28

Предлоги по, к.

Дом и его части.

Распространение простого двусоставного предложения обстоятельством. Пересказ текста с опорой на картинный план, по представлению.

5.04-9.04

27

29

Предлоги от, у.

Город, транспорт.

Составление рассказов по сюжетной картинке, серии картин, по картинному плану. Выделение предлогов из словосочетаний, предложений. Распространение простого двусоставного предложения определением, обстоятельством, дополнением.

12.04-16.04

28-29

30-31

Закрепление всех отработанных предлогов.

Времена года.

В саду.

На огороде.

В лесу.

Закрепление практических навыков правильного употребления падежных конструкций с предлогами. Пересказ текстов описательно-повествовательного характера, составленных по демонстрируемому действию, по картинкам, воспринятых на слух. Составление рассказов по картинкам, по представлениям.

19.04-23.04

26.04-30.04

30-33

32-33

Составление рассказов по картинке, по серии сюжетных картин, по схеме.

Повторение.

Составление собственных связных высказываний описательно-повествовательного характера по демонстрируемому действию, картинкам, представлениям. Работа с деформированным текстом. Развитие связной речи, навыков самоконтроля, речевой произвольности.

3.05-7.05

10.05-14.05

34

34

Диагностика.

Исследование устной речи детей.

17.05-21.05

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Весёлый язычок"

Занятие "Весёлый язычок". Артикуляционная гимнастика с язычком....

Рабочая программа курса «Русские народные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

1.  Пояснительная записка1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путе...

Рабочая программа курса «Современные подвижные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

1.  Пояснительная записка 1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Галиевой Э.А., к общеразвивающей программе дополнительного образования для детей-инвалидов с нарушениями умственного развития «День за днем» по формированию навыков персональной безопасности.

Данная программа внедрена к работе с детьми-инвалидами в Центре реабилитации детей-инвалидов Калининского р-на Санкт-Петербурга по формированию начальных навыков персональной безопасности у детей с от...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа ««Начальное техническое моделирование»  разработана в соответствии с «Законом об образовании...

Дополнительная общеразвивающая программа Художественной направленности «Весёлые краски»

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая ...