Артикуляционная гимнастика «Сказки о Весёлом Язычке»
статья по логопедии

Ковалёва Светлана Викторовна

Ни для кого не секрет, что наибольшее количество времени ребенок проводит дома. Поэтому так важно правильно организовать деятельность малыша, направленную на развитие детской речи. Каждый родитель желает видеть своего ребенка не по возрасту развитым и смышленым, но не всегда желаемое сходится с действительным.  В идеале, занятия по логопедии, должны проводиться специалистом. Однако даже самые простые упражнения, приведенные ниже, помогут в домашних условиях с пользой проводить время с малышом, развивая и обучая его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_skazki_pro_yazychok.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Курганская специальная (коррекционная) школа № 8»

Артикуляционная гимнастика

«Сказки о Весёлом Язычке»

С.В.Ковалева,

учитель нач. классов

(олигофренопедагог)

Ни для кого не секрет, что наибольшее количество времени ребенок проводит дома. Поэтому так важно правильно организовать деятельность малыша, направленную на развитие детской речи. Каждый родитель желает видеть своего ребенка не по возрасту развитым и смышленым, но не всегда желаемое сходится с действительным.  В идеале, занятия по логопедии, должны проводиться специалистом. Однако даже самые простые упражнения, приведенные ниже, помогут в домашних условиях с пользой проводить время с малышом, развивая и обучая его.

ПЕРВАЯ СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ

Жил да был Весёлый Язычок.

У Весёлого Язычка был домик. Домик очень интересный. Это рот. Вот какой интересный дом был у Весёлого Язычка.

Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. Губами.

Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбнуться так, чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Да так и осталась стоять открытой. Потом закрылась первая дверка. Снова открылась. Закрылась. Потом открылись обе дверки в домике Весёлого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Весёлого Язычка есть постелька, где он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень весёлый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Сейчас Язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо.

А теперь пусть Язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт.)

Потом Весёлый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз, почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая.

Вот и вся сказка про Весёлого Язычка.

ВТОРАЯ СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ

Жил-был Весёлый Язычок в своем домике.

В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями
Белые звери.
Любят зверюшки
Конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик — рот.

Двери в домике то открываются, то закрываются.

Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе).

Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).

А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»).

Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом котенок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт).

Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок.

ТРЕТЬЯ СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ

Рот — домик, губы — двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет
Весёлый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка.

(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение "Стрелочка".)

Наш Весёлый Язычок

Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.

(Упражнения "Часики", "Змейка".)

Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.

(Упражнение "Улыбка", "Жало", "Стрелочка".)

На крылечке полежал,
На качели побежал.
Вверх взлетел он смело...
Но пора за дело.
(Упражнения "Лопаточка", "Качели".)

 

Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
(Упражнение "Заборчик".)

 

Гвозди, молоток и клещи —
Нужные плотнику вещи.
Молоток стучит "тук-тук!",
Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя "т-т-т".)

 

Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать. (Упражнение "Маляр".)

 

Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
— Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения "Лошадка", "Гармошка", "Футбол".)

 

Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок.
Лег в кроватку и умолк.

(Упражнения "Горка", "Лопаточка".)

ЧЕТВЁРТАЯ СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ

Твой весёлый Язычок
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!

Наша сказка – вам подсказка,
Ведь зарядку каждый день
Должен делать непослушный
Язычок,
Забыв про лень.


Вот проснулся
Язычок
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Розовая кошка.


(Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.)


Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.


(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 - -10.)

Стучит молоточек

вот забит гвоздочек.
Светит солнышко с утра

– в гости к тётушке пора!


(Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт")

Тетушка Щёчка

Племянника ждёт,
Блинчики с маком
К обеду печёт.
Кашку сварила, чай заварила,
Даже варенья банку открыла.

(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами произносить "пя – пя – пя")

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,
И копытами лошадка -
Цок, цок, цок, цок, цок, цок.
В горку медленно идёт:
Цок, цок, цок, цок, цок, цок.
А с горы стрелой несётся:
Цок, цок, цок, цок, цок, цок.
(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, затем быстрее).

Тётушка племянничка

Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает.
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье,
Да и каша манная –
Просто объедение –
Ням – ням – ням – ням.

(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз).

Под окошком – блл, блл, блл –

Индюки болтают.
Индюшачьей речи
Никто не понимает.
На качели индюки
Весело кивают.
Покататься
Язычку
"Блл, блл!" – предлагают.

(Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не послышится сочетание "Бл – бл – бл" ("болтушка")).

Ну – ка, детки, с Язычком

Вместе покатаемся!
Поиграем в паровозик
И поулыбаемся:"И – у! И – у! И – у!"

(Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.)

Дайте Язычку дуду

И ещё пять шариков
Покатать комариков!
Надуваем шарики:
"Садитесь, комарики!"

(Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.)

Вот интересная игра –

Воздушный Колобок.
Из щёчки в щёчку покатать
Его не каждый мог.

(Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.)

Ой, потемнело

Все вокруг,
Сильный вихрь
Поднялся вдруг.
Язычок затрепетал,
Задрожал и затрещал:
Бррр – бррр – бррр…

(Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.)

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;
Пя – пя – пя – пя – пя – пя
Отдыхаем все, друзья!

(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя – пя – пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.)

Сентябрь, 2025 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по логопедии на тему: СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)

При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...

Занятие "Весёлый язычок"

Занятие "Весёлый язычок". Артикуляционная гимнастика с язычком....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Весёлый язычок»

В современном обществе существует большая проблема – это обучение детей государственному русскому языку с разным уровнем развития речи, а тем более двуязычием. Это обусловлено как происходящими ...

Артикуляционная гимнастика с движениями. «Сказка о Веселом Язычке. В зоопарке»

Данные упражнения помогут развить мышцы артикуляционного аппарата весело и интересно....

Сказки для артикуляционной гимнастики

Сказки для артикуляционной гимнастики...

Использование наглядности при проведении артикуляционной гимнастики. Логопедическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики Панда Артик.

В данной статье описывается авторское пособие "Панда Артик", которе можно использовать для наглядности во время проведения артикуляционной гимнастики....

Рабочая программа по учебному курсу "Весёлый язычок" для обучающихся 3 класса специальной (коррекционной) школы - интерната.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Веселый язычок» для обучающихся 3 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушени...