Сказки для артикуляционной гимнастики
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Грицан Лидия Александровна

Сказки для артикуляционной гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст19.03 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКИ О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ.

«Путешествие на лошадке»

Основой этой сказки является цоканье языка - упражнение «лошадка». Скачем на «лошадке» в лес (зимний, летний, осенний, в зависимости от времени года).

Детям нравится, когда у них уточняют, какого цвета их «лошадки».

-Прррууу! Остановились (вибрационные упражнения для губ). Описываем, что мы видим в лесу. Мы видим грибочки. Собираем грибочки. Дети выполняют упражнение «грибок». Можно задать вопросы о количестве и названии собранных грибов. Например: «Я собрал пять подосиновиков и две лисички». Собрали грибы, устали. Увидели на опушке леса домик. Осмотрели воображаемый домик и увидели в нем неокрашенный потолок. «Давайте покрасим потолок». Дети красят потолок в тот цвет, который им нравится. Выполняется упражнение «маляр». Можно задать вопрос: «какого цвета твой потолок?» (Мой «потолок» розового цвета).

Теперь можно отдохнуть. Давайте растопим печку и погреемся у огня. Закроем глаза, протянем руки, почувствуем тепло на пальчиках, на лице, во всем теле. Откроем глаза и подуем на язычки пламени. Вдох и долгий плавный выдох. Отдохнули и захотели покушать. Давайте будем печь блинчики и есть их с вкусным вареньем.

Дети выполняют упражнение «блинчики», «вкусное варенье».

Поели, а теперь пора отправляться в обратный путь. Вышли на поляну, вдохнули свежий воздух. Ой! Кого же мы слышим? Это дятел стучит и лечит деревья. Дети выполняют упражнение «дятел».

А теперь попрощаемся с осенним лесом и «поедем на лошадке» в садик. Дети любят в своих фантазиях создавать образ своей лошадки: «Я путешествовала на лошадке-принцессе с короной на голове, золотыми крыльями и со звездочкой во лбу». Вместо лошадки дети иногда выбирают образ зебры, антилопы и т.д.

«Путешествие в зоопарк на лошадке»

В зоопарке нас радостно встречают зверушки. Мы поскакали к индюкам. Они нас встречают веселым клокотанием. Упражнение «индюк» (широким языком водим по верхним губам «бл-бл-бл-бл») выполняем три раза: мама-индюшка, папа-индюк и маленький индюшонок. Во время выполнения упражнения можно менять интонацию голоса.

Поскакали дальше и увидели впереди слоника. Вытягиваем вперед губки. Поскакали снова и увидели хомячков. Выполняем упражнение «хомячок толстенький и худенький» (надуваем и втягиваем щечки). Вот мелькает беличий хвостик (выполняем упражнение «маятник»). А тут пробежал беленький зайчик (поднимаем и опускаем верхнюю губку).

Скачем дальше и видим в клетке сердитого волка: «У-у-у-у». Вытягиваем губки, затем нижнюю губку прикусываем верхними зубками. Опять поскакали и видим, как лосенок сосет молочко мамы-лосихи (чмокаем губками). Вдруг слышим, как рядом кто-то фыркает – это колючий ёжик (вибрация губками).

Ой! А здесь котенок застрял в кустиках. Мы должны ему помочь выбраться (губы в улыбке, медленно высовываем язычок через тонкую щель между губками). Наконец-то котенок выбрался. Молодцы! А теперь, ребятки, поскачем обратно в детский сад.

За одно занятие можно выполнить 3-4 упражнения. Вторая часть занятия посвящается развитию связной речи. Беседуем с детьми, подводим итоги, составляем и распространяем предложения. Например: «Кого мы встречали в зоопарке?» (индюков, хомячков, волка и так далее). «Какой был волк?» (страшный и злой). Мы видели волка. Мы видели злого волка. Необходимо прорабатывать слоговую структуру сложных слов (отхлопать по слогам, выложить слово из кубиков, из палочек, выполнить прыжки или шаги в медленном темпе по количеству слогов в слове).

- Ёжик что делает? (ёжик фыркает).

- Какой ёжик (фыр – ка – ю – щий).

«Путешествие домой к мамочке»

А сейчас наша волшебная лошадка станет «машиной времени», и мы с ее помощью окажемся утром у себя дома с мамочкой. Мы проснулись и побежали целовать своих родных – маму, папу, братика, бабушку и т.д. (выполняем упражнение «воздушный поцелуй»).

А теперь пойдем чистить зубки (выполняем чистящие движения кончиком языка слева направо, сверху вниз по зубкам, губы в улыбке).

- Улыбнитесь! Какие у вас красивые зубки! Теперь умываем наши щечки, губки, все лицо (поглаживание лица ладонями и подушечками пальцев).

Вышли из ванной. Ой! Какой вкусный запах из кухни! (Спокойный вдох носом, плавный выдох ртом). Мама печет блинчики, пойдем ей поможем (упражнение «блинчики»). Все вместе садимся за стол и едим блинчики с вареньем (жевательные движения боковыми краями языка, облизываем верхние и нижние губы). Очень вкусно! Благодарим мамочку и снова посылаем ей «воздушный поцелуй». Показываем, что мы сыты и больше не хотим есть, прижимаем губки к деснам и зубам.

Предлагаем мамочке посмотреть «фокус» - сдувание с кончика носа кусочка ватки или салфетки, когда воздух проходит через середину широкого поднятого язычка. Мама очень довольна нами. Прощаемся со всеми домашними и на нашей «лошадке» возвращаемся в детский сад.

Во второй части занятия-сказки составляем «живые предложения».

 «Живое предложение» - это когда каждый ребенок запоминает по одному слову в предложении. Сначала логопед выстраивает детей в нужной последовательности. Дети по очереди говорят слова предложения (громко, отчетливо, выразительно). Затем можно усложнить задание, давая детям возможность самим выбрать правильную последовательность слов в предложении.

Мама пекла блинчики.

Теперь распространим предложение:

Какая мама? (Заботливая). Какие блинчики? (Вкусные).

Заботливая мама пекла вкусные блинчики.

Сказка о птенчике

Жил-был маленький птенчик. Как-то раз он остался в гнезде один. Мама с папой улетели за кормом. Птенчик очень хотел кушать и широко открывал рот. Он был храбрый и очень настойчивый (широко открываем рот и удерживаем 4-5 секунд, затем закрываем и отдыхаем; выполняем 3-4 раза).

Вот наконец-то прилетела мамочка и покормила птенчика (чмокающие движения щечками и вытянутыми губками).

После выполнения упражнения следуют ответы на вопрос: «В какого птенчика ты превращался?» - («Я был совенком», «Я был орленком», «Я был галчонком» и так далее).

Сказка о котенке

Жил-был маленький, рыженький и любопытный котенок по имени Тати. Тати ходил по комнате и все вокруг обнюхивал. На коврике выполняем упражнение «кошечка» (для общей моторики). Мы, как котенок Тати, будем все нюхать (спокойный вдох носом и долгий выдох через рот). Вот котенок увидел мешочек из-под игрушек. Тати очень хотел узнать, что же находится внутри мешочка. Котенок тихонько забрался в него и изнутри начал тыкать мордочкой по всему мешочку. А теперь в котеночка превращается наш язычок, а мешочком будет наш ротик (рот закрыт, языком изнутри массируем всю внутреннюю поверхность рта: дёсна, щеки, нёбо). Тати немного устал, выбрался из мешочка и пошел пить молочко (упражнение «котенок лакает молоко»).

Затем короткая беседа и составление предложений:

- Кем был наш язычок? (котенком Тати)

- Какой котенок? (гибкий, ловкий, любопытный) - Котенок что делает? (нюхает, лакает, залезает, тыкает и т.д.)

«Живое предложение» - тати лакает молоко.

Фонематический анализ и синтез слова «Тати».

 Делим на слоги слова «вытягивает», «любопытный», «обнюхивает».

Сказка об улыбке

Жили-были два мальчика. Одного звали Витя, а другого – Коля. Они вместе катали машинки, строили башни, бегали по улице.

Однажды они не поделили игрушку и поссорились. Витя и Коля перестали играть вместе и долго не разговаривали друг с другом. Им было скучно и грустно. В это время рядом пролетела волшебная «улыбка». Она не любила, когда дети или взрослые ссорились. «Улыбка» покружилась рядом с Витей и села на его губки. Тут Коля увидел, как Витя улыбается ему. Коля улыбнулся в ответ и протянул Вите игрушку. «Улыбка» сотворила чудо – мальчики снова стали дружить и вместе играть.

Затем короткая беседа и составление предложений:

- Какая улыбка? (радостная, волшебная, удивительная, чудесная, веселая, красивая, широкая).

Составление предложений:

- Мы улыбаемся широко.

- Мы улыбаемся весело.

- Мы улыбаемся радостно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика

При подготовке детей к школе очень часто использую упражнения для развития артикуляционного аппарата...

Артикуляционная гимнастика

Письмо формируется на основе устной  речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.  Чтобы ребёнок научился  произносить сложные звуки  С,...

Презентация . Артикуляционная гимнастика

В данной презентации представлен комплекс упражнений для выполнения артикуляционной гимнастики на логопедических занятиях . Презентацию можно использовать как на занятиях в начальной школе так и в дет...

Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида

Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....

Методическая разработка по логопедии на тему: СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)

При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...

Артикуляционная гимнастика с движениями. «Сказка о Веселом Язычке. В зоопарке»

Данные упражнения помогут развить мышцы артикуляционного аппарата весело и интересно....

Использование наглядности при проведении артикуляционной гимнастики. Логопедическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики Панда Артик.

В данной статье описывается авторское пособие "Панда Артик", которе можно использовать для наглядности во время проведения артикуляционной гимнастики....