Артикуляционная гимнастика с движениями. «Сказка о Веселом Язычке. В зоопарке»
картотека по логопедии

Некрасова Кира Александровна

Данные упражнения помогут развить мышцы артикуляционного аппарата весело и интересно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_gimnastika_vystuplenie_na_bolshoy_peremene_2016.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«ЗАВОДОУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

(МАОУ «СОШ №2»)

Артикуляционная гимнастика с движениями.

«Сказка о Веселом Язычке.

В зоопарке»

Учитель-логопед Некрасова Кира Александровна

Заводоуковск, 2016

Жил-был Весёлый Язычок в своём домике. Догадайтесь, что это за домик.

В домике этом

Красные двери

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Что за красные двери у домика? А какие звери охраняют этот дом?

Как и любым мышцам, нашему языку и губам нужна гимнастика.

Я вам расскажу сказку, а вы повторяйте за мной упражнения.

Жил да был Язычок. И вот однажды ему в голову пришла мысль, а почему бы ему не сходить в зоопарк, в город, где живут его друзья звери.

Учимся делать упражнения «Чашка» и  «Котёнок лакает молоко».

У Язычка жил котёнок и, прежде чем уйти, Язычок покормил его. Он взял чашку.

(Изобразить руками «чашку»)

Язычка загнём края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

(Широко открываем рот, кладём широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем её за верхние зубы. Затем предлагаем ребёнку опустить язык, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.)

И налил в неё молока.

Котёнок любит молоко: (Изобразить острые ушки у котёнка на голове прижатыми друг к другу пальцами)

Нальёшь - и нет ни капли вмиг.

Лакает быстро т легко,

«Лопаткой» высунув язык.

(Широко открываем рот, делаем 4-5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даём ребёнку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.)

Учимся делать упражнение «Улыбка».

Вышел Язычок из дома, а навстречу ему

Улыбается щенок, (Изобразить загнутые ушки щенка на голове согнутыми прижатыми друг другу пальцами)

Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог,

Вот, смотри. Сейчас.

(Широко разводим уголки губ, обнажив сжаты зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даём ребёнку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.)

 

Учимся делать упражнение «Мостик».

И тут в окошко выпрыгнул котёнок, бросился щенок на него. А котёнок когти выпустил, спинку выгнул. (Напрячь согнутые пальцы).

Выгляни в окошко –

Там увидишь кошку.

Кошка спинку выгнула,

Зашипела, прыгнула,

Рассердилась киска –

Не подходите близко!

(Открываем рот. Выгнув спинку у язычка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3-5 сек. Затем предлагаем ребёнку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.)

Учимся делать упражнение «Лопатка».

Собачка побегала за котёнком и (Изобразить на лице усталость)

Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнёт, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит.

(Широко открываем рот. Кладём мягкий спокойный язык на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд. Убираем язык. Даём ребёнку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.)

Упражнение «Хоботок».

Вдоль дороги росли красивые цветы, над которыми жужжали шмели.

Толстый шмель - мохнатый дядька,(показать руками толстяка)

На пион душистый сядь-ка.

Хоботком достань нектар –

Лета солнечного дар.

(Положит расслабленный язык на нижнюю губу. Свернуть его «трубочкой». Выполнить упражнение 3-5 раз.)

Упражнение «Иголочка».

Вокруг на деревьях птицы распевали чудесные песни.

У птички клювик очень колкий

И тонкий, острый, как иголка.

(Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперёд тонкий язычок. Фиксируем положение на 3-5 сек. Убираем язычок, закрываем рот. Даём ребёнку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3-4 раза.)

Упражнение «Почисть нижние зубы»

У самого входа в зоопарк Язычок увидел, как

Толстый дворник – серый кот

Подметает у ворот. (Изобразить как подметают метлой)

Влево, вправо, влево, вправо.

Дворник двор подмёл на славу.

(Поставить язык мостиком и двигать мостик за нижними зубами влево-вправо.  Рот при этом широко открыт.)

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот.

Пришел Язычок в зоопарк, а там:

Бегемотик рот открыл, (показать руками толстяка)

Подержал. Потом закрыл.

Подразним мы бегемота –

Подшутить над ним охота.

(Повторяем упражнение 3-5 раз. Даём ребёнку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3-4 раза.)

Упражнение «Трубочка».

Дальше по дороге увидел Язычок слонёнка. (Ладошками с разведёнными в стороны пальцами изобразить уши слона)

Хоботок слонёнок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губы в трубочку сложи

Ч слонёнку покажи.

(Вытягиваем губы вперёд, как для поцелуя, держим в таком положении 3-5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даём ребёнку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.)

Упражнение «Хомячок».

Увидел Язычок, как из норки выглянул хомячок. (Свесить согнутые в локтях руки перед грудью, изобразив лапки)

Хомячок надует щёчки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щёчки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

(Предлагаем ребёнку надуть щёки при закрытом рте и подержать в таком положении 3-5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторить упражнение 3-4 раза.)

Упражнение «Вкусный мёд»

На пригорке сидел медведь с бочкой мёда. (Показать руками толстую бочку)

Знает это весь народ:

Любит мишка вкусный мёд.

Язычком губу оближет

И подсядет к мёду ближе.

(Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Затем проводим по нижней губе. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем упражнение 6-8 раз. Закрываем рот. Даём ребёнку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.)

Упражнение «Орешек».

А рядом на сосне сидела белка, которая

Щёлкает орешки (Сжимать и разжимать кулачки)

Обстоятельно, без спешки.

Упираем язычок

Влево-вправо, на бочок.

( При закрытом рте упираем напряжённый кончик языка то в левую, то в правую щёку. Выполняем упражнение 6-8 раз. Закрываем рот. Даём ребёнку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.)

Упражнение «Индюк».

А под сосной жил индюк со своим семейством. (Изобразить важность)

Целый день индюк болтал

И ни капли не устал.

Просто важным очень стал,

Вот об этом и болтал.

(Погладить верхнюю губу широким языком сверху-вниз, подключив голос.)

Упражнение «Почистим верхние зубы».

Далее стоял небольшой пруд, в котором обитали бобры. У бобров длинные зубы. И они каждое утро их чистят. (Рукой показать как чистят зубы )

Чудо-щётка у бобра,

Чистит зубы он с утра.

Раз, два, три! Раз, два, три!

Вот как ловко! Посмотри!

(Поставить кончик языка на верхние зубы изнутри и как бы почистить их, двигая кончик языка влево-вправо.)

Упражнение «Барабанщик».

А на ромашковой лужайке (Напряжёнными указательными пальцами изображать игру на барабане)

Барабанит громко зайка.

Барабанит целый день,

Взгромоздясь на старый пень.

(Произносить звук Д, подняв широкий язык к альвеолам. Рот широко открыт. Сначала выполнить упражнение в медленном темпе, затем в более быстром темпе.)

Упражнение «Маляр».

В своём домике

Начал слон ремонт с утра,

Красит лучше маляра. (Показать рукой с расслабленной кистью как белят потолок)

Поднял хобот высоко,

Водит кисточкой легко.

Упражнение «Подуй на ленту».

Зоопарк был украшен разноцветными флажками, которые развевались на ветру.

(Сделать «лопатку» языком. Положить на неё полоску бумаги и подуть, придерживая полоску губами).

Упражнение «Качели»

Возле зоопарка были аттракционы. И Язычок пошёл на качели.

Выше дуба, выше ели (Руки поднимать и опускать вверх вместе с языком)

На качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели

Язычком «качать качели»?

(Широко открываем рот, кладём язык за нижние зубы, поднимаем за верхние зубы. Выполняем упражнение 6-8 раз. Закрываем рот. Даём ребёнку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.)

Упражнение «Паровоз».

Затем он покатался на паровозике. (Изобразить руками движение колёс паровоза)

Паровозик, паровоз,

Белый пар из-под колёс,

Яркий свет огромных фар,

Слева пар и справа пар.

( Надуть обе щеки, а потом выпускать воздух из уголков рта слева и справа. Выполнить упражнение 2-4 раза.)

Упражнение «Лошадка».

А ещё вокруг зоопарка можно было прокатиться на лошадке. Сел Язычок на лошадку и поскакал. (Изобразить руками, как держим лошадку за вожжи)

Звонко цокают копытца,

Конь идёт к реке напиться.

Хвост пушистый у коня,

Как косичка у меня.

(Присасывать широкий язык к нёбу, а потом щелчком ронять его. Рот широко открыт. Сначала выполнить упражнение в медленном темпе, а потом в более быстром темпе.)

Наступил вечер. И язычок вернулся домой. Возле дома росла яблоня. Она цвела красивыми белыми цветами. И вдруг подул ветерок. И цветы с яблони полетели в разные стороны.

Посмотрел Язычок на небо. На тёмном покрывале стали появляться первые звёздочки. Понял Язычок, что ему пора спать. (Соединить ладошки и изобразить будто уснули)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по логопедии на тему: СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)

При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...

Самая популярная сказка о веселом язычке

Широко применяемая методика сказкотерапии  применима и в артикуляционной гимнастики. Дети как младшего возраста, так и школьного с легкостью воспринимают идею поиграть...

Формирование правильных дифференцированных движений речевого аппарата с помощью артикуляционной гимнастики

В статье описываются классификации артикуляционных упражнений, сформулированы требования, которые необходимо предъявлять к артикуляционным упражнениям при различных нарушениях звукопроизношения....

Веселая артикуляционная гимнастика (автор Н.В.Нищева

Артикуляционная гимнастика в стихах....

сказка о веселом язычке

как родителям заниматься с детьми, используя сказку...

Картотека артикуляционных упражнений. Язычок в зоопарке.

Картотека упражнений для губ, щёк, языка. Двусторонние карточки с иллюстрациями, стихотворным текстом и описанием упражнений. Позволит интересно провести гимнастику, повторить названия животных и их д...

Использование наглядности при проведении артикуляционной гимнастики. Логопедическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики Панда Артик.

В данной статье описывается авторское пособие "Панда Артик", которе можно использовать для наглядности во время проведения артикуляционной гимнастики....