Главные вкладки

    Формирование правильных дифференцированных движений речевого аппарата с помощью артикуляционной гимнастики
    статья по теме

    В статье описываются классификации артикуляционных упражнений, сформулированы требования, которые необходимо предъявлять к артикуляционным упражнениям при различных нарушениях звукопроизношения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование правильных дифференцированных  движений речевого аппарата с помощью артикуляционной

    гимнастики

    Мы  правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

    Выработать движения артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. А.Н. Гвоздев писал, что звук представляет собой сложный комплекс таких кинем (движение органа речи при производстве звука), которые легко разъединяются и слагаются в новые единства, так что из их комбинации может получиться отсутствующий в усваиваемом русском языке звук... Выработка той или иной кинемы открывает возможность к усвоению всех звуков, которые не могли быть произнесены ребенком из-за ее отсутствия.

    Необходимо сформировать недостающие движения органов артикуляции; внести коррекцию в неправильно сформировавшееся движение. В тех случаях, когда звук искажается за счет нарушений в способе или месте его образования, необходимо сочетание обоих приемов.

    Для формирования артикуляционной базы разработаны типы упражнений, дидактические требования и методические рекомендации. Процесс формирования артикуляционных движений осуществляется как произвольный и осознанный: ребенок учится произносить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения формируются сначала по зрительному подражанию: логопед перед зеркалом показывает правильное выполнение упражнения, объясняет какие движения следует произвести, предлагает ему повторить.

    Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка. При образовании различных звуков каждый орган артикуляционного аппарата занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.

    В современной логопедии существует две классификации артикуляционных упражнений.

    Автором первой классификации является Т.Б. Филичева. По данной классификации все артикуляционные упражне6ния делятся на две группы: статические и динамические.

    Статические упражнения направлены на удержание определенной артикуляционной позы.

    Динамические упражнения направлены на переключение с одного уклада на другой, противоположный первому.

    Требования, которые необходимо предъявлять к проведению артикуляционных упражнений:

    1. Выработать умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую.
    2. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
    3. Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу (это явление носит название коартикуляции).
    4. Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно, чтобы ребенок не утомлялся. В паузах можно переключить его на другой вид работы.
    5. Уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.
    6. По мере овладения движением, необходимым для реализации звука, логопед переходит к отработке движений, обязательных для других звуков.

    Автором второй классификации является М.Ф. Фомичева. Она  делит все упражнения на общие и специальные.

    К общим упражнениям относятся все статические и все динамические упражнения.

    К специальным  относятся упражнения, необходимые для постановки каждого отдельного звука.

    Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы. Каждый комплекс имеет определенную направленность.

    1. Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата.
    2. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения свистящих звуков.
    3. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения шипящих звуков.
    4. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звука «л».
    5. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звука «р».

    Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе будут различными.

    Требования, предъявляемые к артикуляционной гимнастики:

    В старшей группе следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе.

    В подготовительной к школе группе для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков. Эта работа способствует развитию у ребенка фонематического слуха.

    При дислалии нет необходимости в обилии упражнений для органов артикуляции, достаточно тех, в результате которых окажутся сформированными необходимые движения. Работа ведется над отдельными собственно речевыми движениями, которые не сформировались у ребенка в процессе развития.

    При дизартрии нарушение произносительной стороны речи обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

    Нарушение звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи.

    К таким структурам относятся:

    • периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щек, нижней челюсти, глотки, гортани. диафрагмы, грудной клетки);

    • ядра этих периферических двигательных нервов, расположенных в стволе головного мозга;

    • ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга и осуществляющие элементарные эмоциональные безусловнорефлекторные речевые реакции типа плача, крика, смеха, отдельных эмоционально-выразительных восклицаний и др.

    При проведении артикуляционной гимнастики с детьми с дизартрией большое значение имеет тактильно-проприоцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий.

    На начальных этапах работу проводят с максимальным подключением других, более сохранных анализаторов(зрительного, слухового, тактильного). Многие упражнения проводят с закрытыми глазами, привлекая внимание ребенка к проприоцептивным ощущениям ребенка. Артикуляционная гимнастика дифференцируется в зависимости от формы дизартрии и тяжести поражения артикуляционного аппарата.

    Перед работой по развитию подвижности речевой мускулатуры проводят упражнения для мимических мышц лица. Уже с дошкольного возраста у ребенка развивают произвольность и дифференцированность мимических движений и контроль за своей мимикой. Ребенка учат по инструкции закрывать и открывать глаза, хмурить брови, надувать щеки, проглатывать слюну, закрывать и открывать рот.

    Для развития достаточной силы мышц лица, губ используют специальные упражнения с сопротивлением, применяя стерильные салфетки, трубочки. Ребенок обхватывает трубочку губами и старается ее удержать, несмотря на попытки взрослого вытянуть ее изо рта.

    Артикуляционная гимнастика языка начинается с воспитания активного прикосновения концом языка к краю нижних зубов. Затем развивают общие, менее дифференцированные движения языка вначале в пассивном плане, затем в пассивно-активном и, наконец, активные движения.

    Стимуляция мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений путем раздражения корня языка шпателем. Закрепление осуществляют произвольными покашливаниями.

    Важным разделом артикуляционной гимнастики является развитие более тонких и дифференцированных движений языка, активизация его кончика, отграничение движений языка и движений челюсти. Полезны упражнения по  стимуляции движений кончика языка при открытом рте, неподвижной челюсти. Развитие артикуляционной моторики ведется систематически, длительно, используя общий комплекс и специфические упражнения. Работа облегчается использованием игр, которые подбираются в зависимости от характера и степени тяжести поражения артикуляционной моторики, а так же с учетом возраста ребенка.  

    С П И С О К      Л И Т Е Р А Т У Р Ы

    1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика (комплекс упражнений). М., 2000 г.

    1. «Логопедия». Учебник под редакцией Волковой Л.С., Шаховской С.Н. М., 1999 г.

    1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Москва-Воронеж, 1997 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Упражнения для развития речевого аппарата, применяемые во время обучения в грамоте.

    Во время обучения в грамоте на каждом уроке применяются различные упражнения для артикуляционной разминки и для дыхательной гимнастики. В данном материале эти упражнения даны на русском и якутском язы...

    Строение и функции речевого аппарата

    Презентация является приложением вводного занятия, которое направлено на   формирование первоначальных знаний о физиологическом строении речевого аппарата;наблюдение за работой орг...

    Упражнения для развития мышц речевого аппарата.

    Упражнения для развития мышц речевого аппар...

    Игры для развития речевого аппарата

    Игры, которые  можно проводить на уроках литературного чтения....

    Развитие речевого аппарата на уроках чтения в начальной школе

    В статье отображен опыт работы со скороговорками на уроках чтения в начальной школе. Прилагаются скороговорки....

    Подготовим речевой аппарат

    Подготовим речевой аппарат. Провожу в начале урока, перед изучением нового материала....

    Формирование правильной осанки у школьников с помощью уроков физкультуры

    Формирование правильной осанки у школьниковс помощью уроков физкультурыКрасненкова Татьяна Николаевна,учитель физической культурыГБОУ Гимназия №540...