Строение и функции речевого аппарата
презентация к уроку по логопедии (1 класс)

Мулеева Надежда Герасимовна

Презентация является приложением вводного занятия, которое направлено на   

  • формирование первоначальных знаний о физиологическом строении речевого аппарата;
  • наблюдение за работой органов речи и артикуляционным укладом;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_apparat_1.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ СОШ № 4 имени Ларисы Ивановны Золотухиной Звуки речи и наш речевой аппарат Учитель-логопед Мулеева Н. Г. Сургут, 2020

Слайд 2

Что такое звуки речи? Звуки речи – это результат сложной работы артикуляционного аппарата, т. е. это то, что мы произносим . Звуки вне речи не имеют значения, они приобретают его только в структуре слова и помогают отличить одно слово от другого и обладают смыслоразличительным значением. Звуки – смыслоразличители называются фонемами.

Слайд 3

Что такое «звук» и «буква»? Запомните! Звуки мы слышим и произносим; Буквы мы видим и пишем.

Слайд 4

Речевой аппарат Речевой аппарат - это целый завод по производству звуков речи, где принимают участие три главные части периферического речевого аппарата: Энергетическая (дыхательная) Генераторная (голосообразующая) Резонаторная (звукообразующая)

Слайд 5

Энергетическая (дыхательная) Это лёгкие с системой дыхательных мышц и подводящие дыхательные пути (бронхи, трахея). Они обеспечивают силу звучания голоса.

Слайд 6

Генераторная ( голосообразующая ) Резонаторная (звукообразующая) Гортань с голосовыми связками и мышцами обеспечивают высоту и тембр голоса . В полости рта и носа рождаются гласные и согласные звуки и их дифференциация по способу и месту образования. Носовая полость выполняет резонаторную функцию – усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость.

Слайд 7

А что такое « Артикуляционный аппарат» ? Слово то какое важное. Уверена, что не все сможете с одного раза правильно произнести это слово. Артикуляционный аппарат – это самый активный орган по производству звуков речи, к которому относятся язык, губы, мягкое нёбо, твёрдое нёбо, нижняя челюсть и т.д.

Слайд 8

Артикуляционный аппарат

Слайд 9

Как образуются звуки речи? Воздух, выдыхаемый из лёгких во время речи, по трахее попадает в гортань. Из гортани выдыхаемая струя воздуха (с голосом или без него) попадает в ротовую или в носовую полость. Самым активным и подвижным органом артикуляционного аппарата являются язык и губы, именно изменение их положения формирует каждый звук речи.

Слайд 10

Органы речи нужно беречь. Как вы думаете, почему? * Легкомысленное отношение к своему организму может привести к различным заболеваниям, необратимым последствиям. А как их беречь? * не кричать, чтобы не охрипнуть; * не пить сильно холодные напитки и не есть ледяное мороженое, чтобы не получить воспаление; * не брать в рот опасные инородные предметы т.к. это может привести к различным физиологическим увечьям.

Слайд 11

Источники информации: Герасимова А. С., Жукова О. С., Кузнецова В. Г. Г 37 Уникальная методика развития речи дошкольника. – СПб.: Издательский Дом «Нева» М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. – 688 с. Садовникова И.Н . Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997 – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития речевого аппарата, применяемые во время обучения в грамоте.

Во время обучения в грамоте на каждом уроке применяются различные упражнения для артикуляционной разминки и для дыхательной гимнастики. В данном материале эти упражнения даны на русском и якутском язы...

Упражнения для развития мышц речевого аппарата.

Упражнения для развития мышц речевого аппар...

Особенности формирования двигательной функции артикуляционного аппарата и произносительной стороны речи у детей с аномалией уздечки языка.

Особенности формирования двигательной функции артикуляционного аппарата и произносительной стороны речи у детей с аномалией уздечки языка.Признаки короткой уздечки языка....

"Кожа, ее строение и функции" по курсу "Мы и окружающий мир" (4-й класс) в рамках системы обучения Л.В. Занкова

По системе развивающего обучения Л.В. Занкова я работаю 21 год. Недавно познакомилась с технологией “Развитие критического мышления через чтение и письмо” (РКМЧП). Оказалось, что цели данной тех...

Конспект открытого урока по окружающему миру тема: Строение и функции кожи

На этом уроке учащиеся работают в группах. Каждая группа определяет изучив дополнительный материал строение и функции кожи. Работа проводилась в 4 группах: с научной литературой, с учебной книгой, мод...

Строение и функции кожного покрова

Конспект урока по окружающему миру по теме "Кожа"...

Статья по предмету окружающий мир для 3 класса на тему "Основы строения и функций организма человека"

Данный материал содержит наглядную информацию об основных системах человеческого организма, об их функциях и особенностях строения....