Конспект открытого урока по окружающему миру тема: Строение и функции кожи
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

На этом уроке учащиеся работают в группах. Каждая группа определяет изучив дополнительный материал строение и функции кожи. Работа проводилась в 4 группах: с научной литературой, с учебной книгой, моделировали из пластилина строение кожи,  исследовали через лупу. Урок прошел очень интересно все были удовлетворены работой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_po_sisteme_l.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по системе Л.В.Занкова

Автор Балданова Дарима Дармаевна МБОУ Урда-Агинская СОШ.

Тема:  Строение и функции кожи. Урок в 4 классе

Цель: Определить строение  и функции кожи.

Задачи :

  1. Исследовать  форму, строение и функции кожи человека;
  2. Способствовать  добыванию знания через методы: наблюдения, обобщения, синтеза, исследования и поиска научных сведений в справочниках, энциклопедиях,
  3. Смоделировать из пластилина строение кожи.

Оборудование:

  1. увеличительные стёкла
  2. рельефная таблица,
  3. средства ТСО,
  4. пластилин,
  5. стекло или зеркало
  6. энциклопедия и научная литература.

Конкретизация УУД:

Познавательные -  Осуществляется поиск необходимой информации для выполнения исследовательской работы. Строят сообщения в устной или письменной форме. Устанавливают причинно- следственные связи.

Регулятивные: Каждая группа планирует свои действия анализируют, находят нужный ответ и записывают. Каждая группа проводит опыт и выводят нужный ответ.

Коммуникативные: Формулировать собственное мнение, слушать ответы других  и если есть ошибки корректно исправлять.

ХОД УРОКА

  1. Организация начала урока

Проверка рабочих мест. Приветствие гостей.

. Нам помогут стремление к знаниям и взаимовыручка. Возьмите друг друга за руки и пожелайте друг другу удачи.

      2.   Актуализация знаний

-В природе мировой , в борьбе стихий в развитии постоянном Все существа все формы создались и Природа по отношению к человеку настолько мудрая, что она создала человека, который чувствует себя в этом мире как? ( комфортно, уютно удобно, хорошо)  

- Нам хорошо на уроке,  почему? Слушаем музыку, а чтобы слушать музыку, какой орган нам помог? ( уши ). Деятельность учащихся  слушают и распознают какой орган помогает.

- Что вы чувствуете? ( запах благовонья)   какой орган вам помог определить? ( нос)                        

- Вот что у меня? Откуда вы узнали красоту? ( глаза)

-Попробуйте, а что почувствовали?  ( язык) 

   3.   Создание проблемной ситуации

- А сейчас что почувствовали?  Погладила .  Вы почувствовали?

- А теперь ущипните себя,  что вы почувствовали? Какой орган нам помог ?                                                              -Кожа это орган?                                                                                                                                               - А что такое орган? ( О- часть тела, имеющее свое строение, место и выполняющее определенные функции)                                                                                                                        -Какие   функции выполняет ? Строение  кожи знаете? А хотите узнать ?

     4.  Определение предмета исследования тема урока

Д-. Сегодня на уроке мы должны изучить форму, строение и функции  кожи.

У- А чтобы узнать, мы должны исследовать свою кожу

Д.  Эти исследования помогут нам правильно ухаживать за кожей.

     5.   Выбор оборудования

У. Какими воспользуемся приборами?

Д. Можно использовать увеличительное стекло,  учебник и научную литературу.

    6.   Планирование исследования

У. Исследование проведём по группам.  Давайте распределимся на 4 группы по желанию, и лидер каждой группы получит своё задание и инструкцию. Вспомним правила вежливого общения.

Плакат:

1. Слушай, не перебивай.
2. Возражай культурно.
3. Приведи свои доказательства.

Инструкционные карты:

1группа

  1. Исследование формы и места кожи.
    Заштрихуйте тело человека там, где находится кожа.
    Запишите, какая она на ощупь? Какого цвета бывает  кожа?
    Подумайте и сделайте вывод, какую форму имеет кожа?
  2. Взять лист бумаги. Смять лист распрямить, растянуть. Что удалость выполнить. Сравнить с кожей. По рельефной таблице рассказать о коже.

2группа 

Прочитать  с учебника о строении кожи на стр. 70 . Моделировать строение кожи из пластилина . Обобщить

3 группа 

  1. Исследование строения кожи с помощью лупы.
    Рассмотрите через лупу кожи руки выше ладони.
    Что увидели? Какую работу выполняют?
    Сделайте 10 приседаний, проведите по шее и лбу. Проведите пальцем по лбу и по зеркалу. Что наблюдали? Сделайте вывод.

Прочитайте  с учебника и сделайте вывод о функции кожи.

 4 группа

  1. Группа экспертов по научной литературе и  составляет рассказ о строении кожи.

На чистом листе бумаги собрать отпечатки пальцев. Сделать вывод.

Как происходит выделение жира?

7. Исследовательская работа в группах (7 – 10 мин.) Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей каждая группа. Осуществляется поиск необходимой информации о коже, записывают и строят сообщение в устной или  письменной форме. Каждая группа выполняет исследование и практическую работу.

Физминутка « Как живешь?»  движения показывают.

- как живешь?( Вот так!)

- как идешь?

- как бежишь?                           - как от холода дрожишь?

- как  берешь?                                - как даешь?

- как летишь?                               - как плывешь?

- как ползешь?                                  - как грозишь?

8. Ищут нужные ответы и сами формулируют .

1-я группа.

Мы проводили исследование формы и места кожи. Мы пришли к выводу, что кожа покрывает всё тело человека и имеет форму тела. Строение кожи ладоней и внешней ( тыльной ) части кисти рук упругая, эластичная п.ч кожа выпрямилась , а лист нет. Она гладкая, мягкая. На ладонях кожа светлая, линии хорошо видны. У негроидной расы кожа темно-коричневая, светло-коричневая. У европеидной расы-  светло- желтая. У монголоидной расы – бледно-розовая.

У. Представьте, что кожа исчезла. Какую роль она выполняет?

Д. Она защищает человека, внутренние органы.

У. Она защищает органы от повреждений, воды и солнечных лучей.

2-я группа.

Мы, исследовав через лупу увидели маленькие отверстия дырочки. Волоски. Линии. Прочитали  из учебника и узнали, что кожа дышит через них, выходят пот когда жарко, а жир смазывает кожи. После выполнения упражнений на коже появился пот и жир. Мы считаем, что поры нужны для дыхания кожи, пот выделяется, когда жарко, а жир смазывает кожу, чтоб она не пересыхала. . Значит функции: защитная, выделительная

 Кожа защищает от микробов, бактерии. Мы должны применять ванну. Опыт по зеркальцу: остается след п.ч кожа богата жиром.

.У. Знаете ли вы, что на 1кв. см. кожи могут жить до 40 тыс. микробов. Должны ли мы помогать коже избавлению от микробов? В нормальном состоянии за сутки человек выделяет 1л. Пота. При длительном пребывании в условиях высокой температуры 4-6л. Пота в сутки; при тяжёлой физической работе 10-12л. Пота. Чем больше пьём, тем больше потеем

Правила гигиены.

3-я группа. Моделирование из пластилина

Первый слой кожи – эпидермис.
Второй слой – дерма.
Сальные железы – смазывают кожу.
Потовые железы регулируют температуру. Выделяется 99% воды и 1% химических веществ.
В этом слое мы видим нервные окончания, кровеносные сосуды, корни волос и ногтей, меланин – красящее вещество.
Третий слой – подкожный жир.  Если холодно, то кровеносные сосуды сокращаются, меньше крови притекает к поверхности тела, тепло сохраняется внутри организма – кожа бледнеет.

Таким образом кожа поддерживает нормальную температуру тела (36,6 С)

У. Верны ли предположения детей? Слово экспертам.

4 группа

Эксперты. Верно замечено. Добавим, что пот и «гусиная» кожа появляется, когда идёт процесс регуляции температуры. Верхний слой называется эпидермисом. Обновление клеток происходит постоянно через 7 – 10 дней. Отмершие клетки слущиваются. Так кожа сама освобождается от грязи и микробов. Демонстрируют опыт на кукле .Соединяет части тела. Определи предмет. (Шарики – деревянный, резиновый, теннисный, железный)

Мы продемонстрировали осязательную роль кожи: кожа чувствует, особенности поверхности эту работу выполняют нервные окончания, которые пронизывают всю кожу. Благодаря осязательной функции кожи вам удалось определить форму предмета, и из чего он сделан. Кожа чувствует температуру воздуха, боль .Причём разные участки кожи по-разному чувствительны к боли. Припомните, как берут кровь из пальца: острая боль, а вот если проколоть щёку – боль не чувствуется. Отпечатки пальцев разные.

У: В каких сферах деятельности применяют отпечатки пальцев?                                                                              Наука, изучающая линии, рисунок пальцев называется дактилоскопией

Вывод.

У. Убедимся, решили ли мы задачи, которые ставили перед собой? Какое предположение оправдалось?

Д. Устанавливают причинно- следственные связи из сообщения каждой группы.

Ответы по плану на доске.

Доска:

План

1. Кожа покрывает всё тело человека.

2. Состоит из трёх слоёв клеток:

А) эпидермис защищает тело человека;
Б) дерма содержит

нервы,
кровеносные сосуды,
потовые и сальные железы,
корни волос и ногтей;

В) подкожная клетчатка защищает от холода и травм

 10. Рефлексивно- оценочный этап. В Италии в 1646 году произошел такой случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шел « золотой мальчик». Тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провел всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер. От чего он умер?

(Длительное раздражение золотой краской вызвало резкое раздражение кровеносных сосудов кожи. Он потерял много тепла, температура тела понизилась. Сопротивляемость организма резко снизилась. Мальчик заболел, и вскоре умер).

У. Тест поможет нам узнать, насколько вы были внимательными при исследовании и насколько вам было интересно на уроке. Можем ли мы сейчас взять ручку и записать результат в тетрадь? Почему не можем?

.Тест

1. Сколько органов чувств у человека?

А) 6
О) 5
И) 7

2. Кожа – это:

А) важный орган человека;

Б) скелет человека;

В) наружный покров человека;

3.Какие функции выполняет кожа:

А) защищает от грязи, микробов
Б) переваривает пищу;                                                                                                                               В) дышит
г) выделяет пот

4.Через что выделяется жир и пот из организма человека?

А) через поры кожи;
П)  через легкие
К) через кишечник

Здоровый человек- самое драгоценное создание природы.                                               Береги свое здоровье с детства.

Домашнее задание– Рассказывать по плану о строении кожи, собрать пословицы поговорки о здоровье.

У. Выбирайте личико, если все понятно и интересно выбирают – улыбку

                                         Если хоть одно не понятно – серьезное

                                        Если совсем не понятно – хмурое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру Тема: Наши предки – древесные жители

Каждый ученик должен знать о происхождении человека. Об сходствах и различиях человека и обезьян...

Интегрированный урок по окружающему миру Тема: «Строение тела человека»

Интегрированный урок по окружающему миру во 2 классе. Тема "Строение тела человека" Программа "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру Тема: Строение и работа нервной системы человека.2 класс

Цель: Познакомить учащихся со строением и работой нервной системы человека.            ...

Конспект открытого урока по окружающему миру. Тема: Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Данный материал содержит конспект уока и все необходимые наглядные материалы....

Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».

Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока: "Строение тела человека"

Конспект открытого урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. УМК "Школа России". Тема урока: "Строение тела человека"...