Главные вкладки

    Конспект открытого урока по окружающему миру тема: Строение и функции кожи
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

    На этом уроке учащиеся работают в группах. Каждая группа определяет изучив дополнительный материал строение и функции кожи. Работа проводилась в 4 группах: с научной литературой, с учебной книгой, моделировали из пластилина строение кожи,  исследовали через лупу. Урок прошел очень интересно все были удовлетворены работой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_okruzhayushchego_mira_po_sisteme_l.docx24.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира по системе Л.В.Занкова

    Автор Балданова Дарима Дармаевна МБОУ Урда-Агинская СОШ.

    Тема:  Строение и функции кожи. Урок в 4 классе

    Цель: Определить строение  и функции кожи.

    Задачи :

    1. Исследовать  форму, строение и функции кожи человека;
    2. Способствовать  добыванию знания через методы: наблюдения, обобщения, синтеза, исследования и поиска научных сведений в справочниках, энциклопедиях,
    3. Смоделировать из пластилина строение кожи.

    Оборудование:

    1. увеличительные стёкла
    2. рельефная таблица,
    3. средства ТСО,
    4. пластилин,
    5. стекло или зеркало
    6. энциклопедия и научная литература.

    Конкретизация УУД:

    Познавательные -  Осуществляется поиск необходимой информации для выполнения исследовательской работы. Строят сообщения в устной или письменной форме. Устанавливают причинно- следственные связи.

    Регулятивные: Каждая группа планирует свои действия анализируют, находят нужный ответ и записывают. Каждая группа проводит опыт и выводят нужный ответ.

    Коммуникативные: Формулировать собственное мнение, слушать ответы других  и если есть ошибки корректно исправлять.

    ХОД УРОКА

    1. Организация начала урока

    Проверка рабочих мест. Приветствие гостей.

    . Нам помогут стремление к знаниям и взаимовыручка. Возьмите друг друга за руки и пожелайте друг другу удачи.

          2.   Актуализация знаний

    -В природе мировой , в борьбе стихий в развитии постоянном Все существа все формы создались и Природа по отношению к человеку настолько мудрая, что она создала человека, который чувствует себя в этом мире как? ( комфортно, уютно удобно, хорошо)  

    - Нам хорошо на уроке,  почему? Слушаем музыку, а чтобы слушать музыку, какой орган нам помог? ( уши ). Деятельность учащихся  слушают и распознают какой орган помогает.

    - Что вы чувствуете? ( запах благовонья)   какой орган вам помог определить? ( нос)                        

    - Вот что у меня? Откуда вы узнали красоту? ( глаза)

    -Попробуйте, а что почувствовали?  ( язык) 

       3.   Создание проблемной ситуации

    - А сейчас что почувствовали?  Погладила .  Вы почувствовали?

    - А теперь ущипните себя,  что вы почувствовали? Какой орган нам помог ?                                                              -Кожа это орган?                                                                                                                                               - А что такое орган? ( О- часть тела, имеющее свое строение, место и выполняющее определенные функции)                                                                                                                        -Какие   функции выполняет ? Строение  кожи знаете? А хотите узнать ?

         4.  Определение предмета исследования тема урока

    Д-. Сегодня на уроке мы должны изучить форму, строение и функции  кожи.

    У- А чтобы узнать, мы должны исследовать свою кожу

    Д.  Эти исследования помогут нам правильно ухаживать за кожей.

         5.   Выбор оборудования

    У. Какими воспользуемся приборами?

    Д. Можно использовать увеличительное стекло,  учебник и научную литературу.

        6.   Планирование исследования

    У. Исследование проведём по группам.  Давайте распределимся на 4 группы по желанию, и лидер каждой группы получит своё задание и инструкцию. Вспомним правила вежливого общения.

    Плакат:

    1. Слушай, не перебивай.
    2. Возражай культурно.
    3. Приведи свои доказательства.

    Инструкционные карты:

    1группа

    1. Исследование формы и места кожи.
      Заштрихуйте тело человека там, где находится кожа.
      Запишите, какая она на ощупь? Какого цвета бывает  кожа?
      Подумайте и сделайте вывод, какую форму имеет кожа?
    2. Взять лист бумаги. Смять лист распрямить, растянуть. Что удалость выполнить. Сравнить с кожей. По рельефной таблице рассказать о коже.

    2группа 

    Прочитать  с учебника о строении кожи на стр. 70 . Моделировать строение кожи из пластилина . Обобщить

    3 группа 

    1. Исследование строения кожи с помощью лупы.
      Рассмотрите через лупу кожи руки выше ладони.
      Что увидели? Какую работу выполняют?
      Сделайте 10 приседаний, проведите по шее и лбу. Проведите пальцем по лбу и по зеркалу. Что наблюдали? Сделайте вывод.

    Прочитайте  с учебника и сделайте вывод о функции кожи.

     4 группа

    1. Группа экспертов по научной литературе и  составляет рассказ о строении кожи.

    На чистом листе бумаги собрать отпечатки пальцев. Сделать вывод.

    Как происходит выделение жира?

    7. Исследовательская работа в группах (7 – 10 мин.) Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей каждая группа. Осуществляется поиск необходимой информации о коже, записывают и строят сообщение в устной или  письменной форме. Каждая группа выполняет исследование и практическую работу.

    Физминутка « Как живешь?»  движения показывают.

    - как живешь?( Вот так!)

    - как идешь?

    - как бежишь?                           - как от холода дрожишь?

    - как  берешь?                                - как даешь?

    - как летишь?                               - как плывешь?

    - как ползешь?                                  - как грозишь?

    8. Ищут нужные ответы и сами формулируют .

    1-я группа.

    Мы проводили исследование формы и места кожи. Мы пришли к выводу, что кожа покрывает всё тело человека и имеет форму тела. Строение кожи ладоней и внешней ( тыльной ) части кисти рук упругая, эластичная п.ч кожа выпрямилась , а лист нет. Она гладкая, мягкая. На ладонях кожа светлая, линии хорошо видны. У негроидной расы кожа темно-коричневая, светло-коричневая. У европеидной расы-  светло- желтая. У монголоидной расы – бледно-розовая.

    У. Представьте, что кожа исчезла. Какую роль она выполняет?

    Д. Она защищает человека, внутренние органы.

    У. Она защищает органы от повреждений, воды и солнечных лучей.

    2-я группа.

    Мы, исследовав через лупу увидели маленькие отверстия дырочки. Волоски. Линии. Прочитали  из учебника и узнали, что кожа дышит через них, выходят пот когда жарко, а жир смазывает кожи. После выполнения упражнений на коже появился пот и жир. Мы считаем, что поры нужны для дыхания кожи, пот выделяется, когда жарко, а жир смазывает кожу, чтоб она не пересыхала. . Значит функции: защитная, выделительная

     Кожа защищает от микробов, бактерии. Мы должны применять ванну. Опыт по зеркальцу: остается след п.ч кожа богата жиром.

    .У. Знаете ли вы, что на 1кв. см. кожи могут жить до 40 тыс. микробов. Должны ли мы помогать коже избавлению от микробов? В нормальном состоянии за сутки человек выделяет 1л. Пота. При длительном пребывании в условиях высокой температуры 4-6л. Пота в сутки; при тяжёлой физической работе 10-12л. Пота. Чем больше пьём, тем больше потеем

    Правила гигиены.

    3-я группа. Моделирование из пластилина

    Первый слой кожи – эпидермис.
    Второй слой – дерма.
    Сальные железы – смазывают кожу.
    Потовые железы регулируют температуру. Выделяется 99% воды и 1% химических веществ.
    В этом слое мы видим нервные окончания, кровеносные сосуды, корни волос и ногтей, меланин – красящее вещество.
    Третий слой – подкожный жир.  Если холодно, то кровеносные сосуды сокращаются, меньше крови притекает к поверхности тела, тепло сохраняется внутри организма – кожа бледнеет.

    Таким образом кожа поддерживает нормальную температуру тела (36,6 С)

    У. Верны ли предположения детей? Слово экспертам.

    4 группа

    Эксперты. Верно замечено. Добавим, что пот и «гусиная» кожа появляется, когда идёт процесс регуляции температуры. Верхний слой называется эпидермисом. Обновление клеток происходит постоянно через 7 – 10 дней. Отмершие клетки слущиваются. Так кожа сама освобождается от грязи и микробов. Демонстрируют опыт на кукле .Соединяет части тела. Определи предмет. (Шарики – деревянный, резиновый, теннисный, железный)

    Мы продемонстрировали осязательную роль кожи: кожа чувствует, особенности поверхности эту работу выполняют нервные окончания, которые пронизывают всю кожу. Благодаря осязательной функции кожи вам удалось определить форму предмета, и из чего он сделан. Кожа чувствует температуру воздуха, боль .Причём разные участки кожи по-разному чувствительны к боли. Припомните, как берут кровь из пальца: острая боль, а вот если проколоть щёку – боль не чувствуется. Отпечатки пальцев разные.

    У: В каких сферах деятельности применяют отпечатки пальцев?                                                                              Наука, изучающая линии, рисунок пальцев называется дактилоскопией

    Вывод.

    У. Убедимся, решили ли мы задачи, которые ставили перед собой? Какое предположение оправдалось?

    Д. Устанавливают причинно- следственные связи из сообщения каждой группы.

    Ответы по плану на доске.

    Доска:

    План

    1. Кожа покрывает всё тело человека.

    2. Состоит из трёх слоёв клеток:

    А) эпидермис защищает тело человека;
    Б) дерма содержит

    нервы,
    кровеносные сосуды,
    потовые и сальные железы,
    корни волос и ногтей;

    В) подкожная клетчатка защищает от холода и травм

     10. Рефлексивно- оценочный этап. В Италии в 1646 году произошел такой случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шел « золотой мальчик». Тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провел всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер. От чего он умер?

    (Длительное раздражение золотой краской вызвало резкое раздражение кровеносных сосудов кожи. Он потерял много тепла, температура тела понизилась. Сопротивляемость организма резко снизилась. Мальчик заболел, и вскоре умер).

    У. Тест поможет нам узнать, насколько вы были внимательными при исследовании и насколько вам было интересно на уроке. Можем ли мы сейчас взять ручку и записать результат в тетрадь? Почему не можем?

    .Тест

    1. Сколько органов чувств у человека?

    А) 6
    О) 5
    И) 7

    2. Кожа – это:

    А) важный орган человека;

    Б) скелет человека;

    В) наружный покров человека;

    3.Какие функции выполняет кожа:

    А) защищает от грязи, микробов
    Б) переваривает пищу;                                                                                                                               В) дышит
    г) выделяет пот

    4.Через что выделяется жир и пот из организма человека?

    А) через поры кожи;
    П)  через легкие
    К) через кишечник

    Здоровый человек- самое драгоценное создание природы.                                               Береги свое здоровье с детства.

    Домашнее задание– Рассказывать по плану о строении кожи, собрать пословицы поговорки о здоровье.

    У. Выбирайте личико, если все понятно и интересно выбирают – улыбку

                                             Если хоть одно не понятно – серьезное

                                            Если совсем не понятно – хмурое.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по окружающему миру. Тема: "Природа и мы".

    К данному уроку дети  подготовили презентации в виде альбомов и брошюры....

    Конспект открытого урока по окружающему миру Тема: Наши предки – древесные жители

    Каждый ученик должен знать о происхождении человека. Об сходствах и различиях человека и обезьян...

    Конспект «открытого» урока по окружающему миру в 4 – Б классе по теме «Средние века: время рыцарей и замков»

    Тема«Средние века: время рыцарей и замков»Задачи урока   ·     сформировать представление у детей о средневековье;·     познакомить с мировыми ре...

    Конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Моря,озера и реки России" и презентация.

    Учебный материал посвящен изучению и местоположению морей, озер и рек  на территории России....

    План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

    Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...