Конспект урока по окружающему миру Тема: Строение и работа нервной системы человека.2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Цель: Познакомить учащихся со строением и работой нервной системы человека.              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx32.55 КБ

Предварительный просмотр:

« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».

В.А. Сухомлинский

Конспект урока по окружающему миру

Тема: Строение и работа нервной системы человека.

(учебник Н. Я. Дмитриевой «Окружающий мир», 2ч.,4кл., стр.28-31)

Система развивающего обучения Л. В. Занкова.

Цель: Познакомить учащихся со строением и работой нервной системы человека.              Задачи:

  1. Формирование познавательной мотивации  посредством содержания и вариативности заданий,  создания проблемной ситуации и использования ИКТ.
  2. Развитие логического мышления: мыслительных операций анализа, синтеза и обобщения через исследовательскую работу и самопознание.
  3. Развитие учебно-организационных умений: планирование своей деятельности для решения учебной задачи, развитие самооценки и самоконтроля.
  4. Создание условий для учебного сотрудничества через организацию парно-групповой работы.
  5. Создание условий для сохранения психического и физического здоровья учащихся на уроке посредством использования здоровьесберегающих технологий и овладение нормами здорового образа жизни.
  6. Дальнейшее формирование интереса к предмету на основе обогащения социального опыта учащихся.

Этапы урока и их продолжительность.

1. Организационный момент                         1мин.

2. Мотивационная часть                                 2мин.

3. Актуализация знаний                                  2мин.

4. Проверка домашнего задания                    4мин.

5. Постановка цели урока                               1мин.

6. Изучение нового материала                       10мин.

7. Релаксация                                                    2мин.

8. Закрепление материала

  • исследовательская работа                 5мин.
  • экспресс-анализ                                  5мин.
  • блиц-опрос                                          3мин.

9.Включение в систему новых знаний           3мин.

10. Рефлексия учебной деятельности             2мин.

Средства:

  1. Учебник Н. Я.Дмитриевой «Окружающий мир», 2ч.
  2.  Компьютер для показа  презентации и прослушивания музыкального фрагмента.
  3. Карточки для работы в парах. ( Приложение 1)
  4. Индивидуальные карточки для проведения блиц - опроса. (Приложение 2)
  5. Модель головного мозга.
  6.  Карточки для составления схемы работы нервной системы.
  7. Уголок «Будь здоров».

Ход урока

1. Организационный момент. (слайд 1)

У. - Кто сегодня будет лучшим?

- Кто сегодня станет первым? (Я сегодня буду лучшим. Я сегодня стану первым.)

- Ну, скажи-ка мне, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ли у тебя в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку… (пять) (слайд 2)

2. Мотивационная часть. (слайд 3)

У.- На предыдущих уроках мы узнали о великих достижениях в области науки и техники. Но тайной оставался сам человек.

Что такое человек, как он мыслит, как он воспринимает мир, от чего зависит его поведение и его поступки? Этот вопрос очень сложен.

Для меня человек – это вселенная, это безграничное пространство, которое несёт в себе множество неразгаданных тайн.

 Только в 19 веке ученые стали делать открытия в области изучения человека.

3. Актуализация знаний. (слайд 4)

У.- Назовите имена ученых, которые были первыми исследователями человека.  (Иван Михайлович Сеченов и Иван Петрович Павлов).

- Чему были посвящены их исследования? ( Они изучали органы чувств человека).

- Какие органы чувств вы знаете? (Глаза, уши, кожа, нос, язык).

- Работая в парах, соедините стрелочкой органы чувств и их функции. (слайд 5)

Вкус                     язык

Слух                     кожа            

Осязание              уши

Обоняние             глаза

Зрение                  нос

4. Проверка домашнего задания.

У.- Приведите примеры ситуаций из жизни и прокомментируйте, какие органы чувств восприняли информацию и какие действия последовали. ( Мама поспешила на кухню, почуяв запах подгоревшей еды. Информацию получил нос…) и др.

5. Постановка цели урока. (слайд 6)

У.- А вы никогда не задумывались над тем, почему так происходит? Вы увидели красный сигнал светофора и остановились. Вы случайно дотронулись до горячего утюга и рука сама отдёрнулась.

Значит, есть в нашем организме орган, который приказывает нам совершать эти действия.

Сформулируйте проблему, над которой мы будем сегодня работать. ( Нам нужно узнать, какой орган приказывает нам совершать нужные действия).

- Предположите, о каком органе пойдёт речь?

Этот орган расположен в полости черепа.

- Что в «чёрном» ящике? (Головной мозг).

- Итак: проблема решена. Головной мозг управляет нашими действиями. На этом наш урок можно закончить? ( Нет! Мы не знаем, как устроен головной мозг и как он управляет нашими действиями).

- Что же мы будем сегодня изучать и исследовать на уроке? (Мы будем изучать и исследовать головной мозг человека).

- Итак: изучать и исследовать головной мозг человека мы будем по следующему плану.

  1. Эврика!
  2. Исследовательская работа.
  3. Самопознание.
  4. Блиц-опрос.

У. - В результате полученных знаний мы проверим правильность нашей гипотезы: что именно головной мозг управляет всеми действиями человека.

6.Изучение нового материала.

У. -Каждая группа  выполняет своё задание. (задание каждой группе даётся на карточках) Источником получения нужной информации будет наш учебник.

« Испокон века книга растит человека».

Заполнив сообща все «белые пятна» таблицы, мы совершим открытие.

(Работают три группы учащихся).

1гр.У.- Прочитайте первую часть текста (стр.28) Поделись полученными знаниями о строении головного мозга человека.

2гр. У.- Прочитайте вторую часть текста (стр.29)

Как попадает информация в мозг?

3гр. У.- Прочитайте третью часть текста (стр.29-30)

Что является связующим звеном между мозгом и органами?

7. Сбор информации. (слайд 7)

У.- Как же устроен мозг человека? (Отвечает участник первой группы).

Дополнительный материал.

На экране слайд: строение головного мозга.

У.- Головной мозг расположен в полости черепа. В головном мозге имеется белое и серое вещество. Серое вещество покрывает полушария и образует кору головного мозга. Её толщина составляет 2-3 см. В коре мозга больше клеток, чем людей на всём земном шаре.

- Вывод:  это командир нашего организма. ( Головной мозг управляет всей деятельностью организма).

У. - Как попадает информация в мозг? (слайд 8) (Отвечает участник второй группы).

Просмотр слайда о передачи сигнала в мозг.

Сделаем вывод. (Все сигналы идут от органов чувств и по нервам попадают в головной мозг).

- На что внешне похожи нервы? ( На провода).

- Значит, сигнал бежит по нервам, как по проводам.

-Что же является связующим звеном между мозгом и органами чувств? ( Отвечает участник третьей группы. Спинной мозг является связующим звеном между головным мозгом и органами).

Просмотр слайда  о строении спинного мозга. (слайд 9)

Вывод: спинной мозг расположен в позвоночном канале.

У.- Он имеет вид длинного белого шнура. Он сокращает и приводит мышцы в движение. Спинной мозг-это диспетчер, который контролирует движение сигнала от органов чувств к головному мозгу.

- Все группы справились с заданиями. Объединим все полученные знания в единое целое и сделаем открытие. ( Головной мозг, спинной мозг и нервы образуют нервную систему человека). (слайд 10)

-Благодаря нервной системе организм человека работает как единое целое. Чем крепче нервная система, тем крепче здоровье человека.

- Наша гипотеза оказалась правильной, но не точной. В чём её неточность? (Деятельностью организма управляет не только головной мозг, а вся нервная система).

8. Релаксация (слайд 11)

- Нервная система нуждается в отдыхе. Звучит тихая музыка.

У.- « Мне по наследству передана сильная здоровая крепкая нервная система.

Все мозговые механизмы работают правильно.

Нервная система совершенствуется, рождается активное, энергичное мышление. Вы сохраняете прекрасное настроение и великолепное самочувствие».

9. Закрепление материала. Исследование нервной системы.

- Проверим состояние вашей нервной системы. (Учащиеся по желанию выходят к доске и участвуют в эксперименте.

У.- Сигнал в головной мозг идёт с огромной скоростью 120 м/сек. У кого-то быстрее, у кого-то медленнее.

Проведём исследование.

Методика: линейка держится вертикально. Испытуемый вытягивает руку вперёд. По сигналу линейка опускается, испытуемый должен её подхватить. Чем меньше расстояние, тем лучше реакция, тем крепче нервная система.

Вывод:

- Что же руководило нашими действиями? (Нашими действиями руководила вся нервная система).

- Составим схему работы всех частей нервной системы. (слайд 12)

- Какие органы чувств получили информацию? ( Глаза и уши)

 - Куда поступила информация? (В головной мозг).

- Какому органу головной мозг дал команду начать движение? (Спинной мозг привёл в движение мышцы)

- Как передавалась информация? ( По нервам)

Мы убедились, как слаженно сработали все отделы нервной системы.

10. Экспресс-анализ. Самопознание

- Попробуем составить о себе самое общее представление.

Учитель демонстрирует модель человеческого мозга.

У.- Важную роль в жизни человека играют большие полушария мозга: левое и правое.

Ваша мыслительная деятельность, ваши черты характера зависят от того, деятельность какого полушария преобладает. Зная  особенности своего головного мозга, вы можете прогнозировать выбор будущей профессии. (Учащиеся выполняют предложенные задания)

У.-1.Переплетите пальцы рук. Какой палец оказался сверху? (слайд 13)

Левый - вы человек эмоциональный. В будущем вы - художники, музыканты, писатели.

Правый - у вас преобладает логический склад ума. Вы - будущие учёные, инженеры, конструкторы.

2. Попробуйте «прицелиться», глядя на мишень.

Левый глаз - мягкий, уступчивый характер.

Правый глаз - твёрдый, настойчивый характер.

3. Аплодируем вместе.

Если удобнее хлопать левой рукой - вы боитесь принимать самостоятельные решения.

Если удобнее хлопать правой рукой - вы человек решительный.

Вы зарядились положительными эмоциями, а положительные эмоции укрепляют нашу нервную систему.

11. Блиц - опрос. (слайд14)

У.- Проверим степень осознания изученного материала. (Ученик выбирает соответствующую своему уровню усвоения форму задания и приступает к выполнению).

Используется двусторонняя карточка. На одной стороне только вопросы, на другой - вопросы с предполагаемыми ответами. Ученик выбирает задание по степени помощи.

1.Какой учёный занимался исследованием нервной системы?_____________

(М.В.Ломоносов, И.П. Павлов)

2.Какой главный орган нервной системы?____________

(сердце, головной мозг)

3. Кто передаёт информацию по нервной системе? ______________

(мышцы, нервы)

4.Что находится в позвоночнике?_____________

(серое вещество, спинной мозг)

Взаимопроверка. (Учащиеся меняются карточками и выполняют взаимопроверку).

12. «Включение в систему новых знаний» (слайд15)

У.- Сегодня мы открыли новые знания о человеке, о строении его нервной системы.

М. Горький говорил: «Знать необходимо не затем, чтобы только знать, но для того, чтоб научиться делать».

- Как вы понимаете смысл этих слов? (Знания нужно уметь применять в жизни).

- Для чего мы изучали строение головного мозга и всей нервной системы? ( Чтобы знать, что руководит деятельностью нашего организма. Мы должны беречь свою нервную систему).

13. Домашнее задание.

У.- Найдите на стр.31 ответ на вопрос: нуждается ли нервная система в отдыхе?

Сформулируйте первое правило здоровой нервной системы. ( Ученик читает выбранный отрывок. Крепкий сон 9 -10 часов..)

-Дома вы подумаете над тем, какие ещё правила должен соблюдать человек, чтобы его нервная система была крепкой и здоровой.

-На следующем уроке мы заполним листок здоровья недостающими правилами.

14. Рефлексия.

- Вспомним пункты плана, по которым мы исследовали нервную систему.

- Поставьте звёздочку около того этапа, на котором вам было всё понятно и на котором вы получили новые для себя знания.

****  Умница!

***    Молодец!

Спасибо за урок.

Формируемые УУД

1.Организационный момент: готовность и способность к саморазвитию, мотивация к познанию нового (Л)

2. Мотивационная часть:волевая саморегуляция(Р), действие смыслообразования(Л).

3. Актуализация знаний: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  использование знаково-символических средств;логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения (П).Контроль, коррекция учебных действий (Р). Достижение договорённостей в принятии общего решения, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К).

4.  Проверка домашнего задания: осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

5. Постановка цели урока: осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

6. Изучение нового материала: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез,знаково-символическое  моделирование (П). Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли (К).

7. Закрепление материала: установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование (П). Самопознание (Л). Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка-оценивание качества и уровня усвоения (Р). Планирование учебного сотрудничества (К).

8. Включение в систему новых знаний: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л). Построение логической цепочки рассуждений, доказательство, осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П).

9. Рефлексия: общенаучные: умение структурировать знания (П). Умение выражать свои мысли (К).  Волевая саморегуляция; оценка, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование (Р).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру, тема: «Путешествие по Франции и Великобритании» (3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: создание условий для первоначального представления учащихся о странах Франция и Великобритания.Планируемые результатыПредметные:- знать страны, их столицы, достопримечательн...

Интегрированный урок по окружающему миру Тема: «Строение тела человека»

Интегрированный урок по окружающему миру во 2 классе. Тема "Строение тела человека" Программа "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Посмотри вокруг" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление с целями и задачами раздела; формирование представления о  понятиях «горизонт», «линия горизонта», стороны горизонта; формирование ...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Водные богатства" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о  разнообразии водоёмов, частях реки.Планируемые результаты:Предметные: -знать: разнообразие водоёмов, части реки, происхождение водоёмов;-у...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Токтар Аубакиров - первый казахский космонавт", 4 класс

Цели деятельности учителя: систематизация и расширение представлений детей о кос­монавтике, о Казахстане - космической стране, о вкладе Токтара Аубакирова в развитие страныПланируемые результаты:П...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Водные богатства" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с разнообразием водоёмов; умение различать части реки.Планируемые результаты:Предметные:- знать разнообразие водоёмов;- знать все части...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Явления природы». (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель: формирование знаний о явлениях природы, развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни.Планируемые результатыПредметные: -знать: понятия «явления природы» и &laq...