Строение и функции кожного покрова
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Бурова Светлана Григорьевна

Конспект урока по окружающему миру по теме "Кожа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.Строение и функции кожного покрова.

Конспект урока по окружающему миру 4 класс.

Бурова С.Г.

МОУ «СОШ № 82» г.Саратова

        Учитель начальных классов

Цель: Определить строение и функции кожи.

Задачи : Исследовать форму, строение и функции кожи человека; Способствовать добыванию знания через методы: наблюдения, обобщения, синтеза, исследования и поиска научных сведений в справочниках, энциклопедиях;

Оборудование:  увеличительные стёкла

рельефная таблица,

 средства ТСО,

 пластилин,  

стекло или зеркало

 энциклопедия и научная литература

ХОД УРОКА

1.Организация начала урока. Проверка рабочих мест.

Приветствие гостей.

 Нам помогут стремление к знаниям и взаимовыручка. Возьмите друг друга за руки и пожелайте друг другу удачи.

2. Актуализация знаний

 - В природе мировой , в борьбе стихий в развитии постоянном. Все существа все формы создались и Природа по отношению к человеку настолько мудрая, что она создала человека, который чувствует себя в этом мире как? ( комфортно, уютно удобно, хорошо)

 - Нам хорошо на уроке почему?

 Слушаем музыку, а чтобы слушать музыку, какой орган нам помог? ( уши )

 - Что вы чувствуете? ( запах благовонья) какой орган вам помог определить? ( нос)

 - Вот что у меня? Откуда вы узнали красоту? ( глаза)

 -Попробуйте, а что почувствовали? ( язык)

3.Создание проблемной ситуации

 - А сейчас что почувствовали? Погладила .

Вы почувствовали?

 - А теперь ущипните себя, что вы почувствовали?

 Какой орган нам помог ?

 -Кожа это орган?

 - А что такое орган? ( часть тела, имеющее свое строение, место и выполняющее определенные функции)

 -Какие функции выполняет ?

Строение кожи знаете? А хотите узнать ?

 4. Определение предмета исследования тема урока

Д-. Сегодня на уроке мы должны изучить форму, строение и функции кожи. У- А чтобы узнать, мы должны исследовать свою кожу

Д. Эти исследования помогут нам правильно ухаживать за кожей.

5. Выбор оборудования

У. Какими воспользуемся приборами?

Д. Можно использовать увеличительное стекло, учебник и научную литературу.

5.Планирование исследования

У. Исследование проведём по группам. Давайте распределимся на 4 группы по желанию, и лидер каждой группы получит своё задание и инструкцию. Вспомним правила вежливого общения.

 Плакат:

 1. Слушай, не перебивай.

2. Возражай культурно.

3. Приведи свои доказательства.

Инструкционные карты:

1группа .

Исследование формы и места кожи. Заштрихуйте тело человека там, где находится кожа. Запишите, какая она на ощупь? Какого цвета бывает кожа? Подумайте и сделайте вывод, какую форму имеет кожа? 2. Взять лист бумаги. Смять лист распрямить, растянуть. Что удалость выполнить. Сравнить с кожей. По рельефной таблице рассказать о коже

2группа.

Прочитать с учебника о строении кожи на стр. 70 . Моделировать строение кожи из пластилина . Обобщить.

 3 группа

Исследование строения кожи с помощью лупы. Рассмотрите через лупу кожи руки выше ладони. Что увидели? Какую работу выполняют? Сделайте 10 приседаний, проведите по шее и лбу. Проведите пальцем по лбу и по зеркалу. Что наблюдали? Сделайте вывод. Прочитайте с учебника и сделайте вывод о функции кожи.

4 группа

  Группа экспертов по научной литературе и составляет рассказ о строении кожи. На чистом листе бумаги собрать отпечатки пальцев. Сделать вывод. Как происходит выделение жира?

6.Исследовательская работа в группах (7 – 10 мин.)

7.Физминутка « Как живешь?»

 - как живешь?( Вот так!)

- как идешь?

 - как бежишь?

 - как от холода дрожишь?

- как берешь?

- как даешь?

 - как летишь?

 - как плывешь?

 - как ползешь?

 - как грозишь?

 8. Отчёт по работе

 1-я группа.

Мы проводили исследование формы и места кожи. Мы пришли к выводу, что кожа покрывает всё тело человека и имеет форму тела. Строение кожи ладоней и внешней ( тыльной ) части кисти рук упругая, эластичная п.ч кожа выпрямилась , а лист нет. Она гладкая, мягкая. На ладонях кожа светлая, линии хорошо видны. У негроидной расы кожа темно-коричневая, светло-коричневая. У европеидной расы- светло- желтая. У монголоидной расы – бледно-розовая. У. Представьте, что кожа исчезла. Какую роль она выполняет?Д. Она защищает человека, внутренние органы. У. Она защищает органы от повреждений, воды и солнечных лучей.

2-я группа.

Мы, исследовав через лупу увидели маленькие отверстия дырочки. Волоски. Линии. Прочитали из учебника и узнали, что кожа дышит через них, выходят пот когда жарко, а жир смазывает кожи. После выполнения упражнений на коже появился пот и жир. Мы считаем, что поры нужны для дыхания кожи, пот выделяется, когда жарко, а жир смазывает кожу, чтоб она не пересыхала. . Значит функции: защитная, выделительная Кожа защищает от микробов, бактерии. Мы должны применять ванну. Опыт по зеркальцу: остается след п.ч кожа богата жиром. .У. Знаете ли вы, что на 1кв. см. кожи могут жить до 40 тыс. микробов. Должны ли мы помогать коже избавлению от микробов? В нормальном состоянии за сутки человек выделяет 1л. Пота. При длительном пребывании в условиях высокой температуры 4-6л. Пота в сутки; при тяжёлой физической работе 10-12л. Пота. Чем больше пьём, тем больше потеем Правила гигиены.

3-я группа.

Моделирование из пластилина Первый слой кожи – эпидермис. Второй слой – дерма. Сальные железы – смазывают кожу. Потовые железы регулируют температуру. Выделяется 99% воды и 1% химических веществ. В этом слое мы видим нервные окончания, кровеносные сосуды, корни волос и ногтей, меланин – красящее вещество. Третий слой – подкожный жир. Если холодно, то кровеносные сосуды сокращаются, меньше крови притекает к поверхности тела, тепло сохраняется внутри организма – кожа бледнеет. Таким образом кожа поддерживает нормальную температуру тела (36,6 С) У. Верны ли предположения детей?

Слово экспертам.

4 группа

Эксперты. Верно замечено. Добавим, что пот и «гусиная» кожа появляется, когда идёт процесс регуляции температуры. Верхний слой называется эпидермисом. Обновление клеток происходит постоянно через 7 – 10 дней. Отмершие клетки слущиваются. Так кожа сама освобождается от грязи и микробов. Демонстрируют опыт на кукле .Соединяет части тела. Определи предмет. (Шарики – деревянный, резиновый, теннисный, железный) Мы продемонстрировали осязательную роль кожи: кожа чувствует, особенности поверхности эту работу выполняют нервные окончания, которые пронизывают всю кожу. Благодаря осязательной функции кожи вам удалось определить форму предмета, и из чего он сделан. Кожа чувствует температуру воздуха, боль .Причём разные участки кожи по-разному чувствительны к боли. Припомните, как берут кровь из пальца: острая боль, а вот если проколоть щёку – боль не чувствуется. Отпечатки пальцев разные.

 У: В каких сферах деятельности применяют отпечатки пальцев? Наука, изучающая линии, рисунок пальцев называется дактилоскопией Вывод. У. Убедимся, решили ли мы задачи, которые ставили перед собой?

Ответы по плану на доске.

Доска:

План

1. Кожа покрывает всё тело человека.

2. Состоит из трёх слоёв клеток: А) эпидермис защищает тело человека; Б) дерма содержит нервы, кровеносные сосуды, потовые и сальные железы, корни волос и ногтей; В) подкожная клетчатка защищает от холода и травм

9.Рефлексия

 В Италии в 1646 году произошел такой случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шел « золотой мальчик». Тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провел всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер. От чего он умер?

(Длительное раздражение золотой краской вызвало резкое раздражение кровеносных сосудов кожи. Он потерял много тепла, температура тела понизилась. Сопротивляемость организма резко снизилась. Мальчик заболел, и вскоре умер)

10.Узелки на память.

У. Тест поможет нам узнать, насколько вы были внимательными при исследовании и насколько вам было интересно на уроке.

Можем ли мы сейчас взять ручку и записать результат в тетрадь? Почему не можем? .

Тест

1. Сколько органов чувств у человека?А) 6 О) 5 И) 7 2. Кожа – это: А) важный орган человека; Б) скелет человека; В) наружный покров человека; 3.Какие функции выполняет кожа: А) защищает от грязи, микробов Б) переваривает пищу; В) дышит г) выделяет пот 4.Через что выделяется жир и пот из организма человека? А) через поры кожи; П) через легкие К) через кишечник

Здоровый человек- самое драгоценное создание природы. Береги свое здоровье с детства.

Домашнее задание. Рассказывать по плану о строении кожи, собрать пословицы поговорки о здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строение и функции речевого аппарата

Презентация является приложением вводного занятия, которое направлено на   формирование первоначальных знаний о физиологическом строении речевого аппарата;наблюдение за работой орг...

"Кожа. Особенности кожного покрова, функции кожи"

Цели: способствовать  формирование знаний о коже, её особенностях, функциях;расширение представлений о правилах гигиены тела;Научить действовать при обморожении, повреждениях кожного покрова.Созд...

"Кожа. Особенности кожного покрова, функции кожи"

Цели: способствовать  формирование знаний о коже, её особенностях, функциях;расширение представлений о правилах гигиены тела;Научить действовать при обморожении, повреждениях кожного покрова.Созд...

"Кожа, ее строение и функции" по курсу "Мы и окружающий мир" (4-й класс) в рамках системы обучения Л.В. Занкова

По системе развивающего обучения Л.В. Занкова я работаю 21 год. Недавно познакомилась с технологией “Развитие критического мышления через чтение и письмо” (РКМЧП). Оказалось, что цели данной тех...

Кожа, особенности кожного покрова

Цели: 1. Организовать учебно- поисковую деятельность учащихся на уроке  с целью:Ø развития системного мышления;Ø поиска ответа на проблемный вопрос;Ø развития умения высказывать суждения по...

Зачем нужна гигиена. Особенности кожного покрова

конспект урока по окружающему миру 4 класс СРО Занкова...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Особенности кожного покрова"

Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Особенности кожного покрова"(система Л.В.Занкова). Урок  - исследование построен  в рамках системно - деятельностного подхода с использованием при...