Главные вкладки

    Строение и функции кожного покрова
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Конспект урока по окружающему миру по теме "Кожа"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx19.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема.Строение и функции кожного покрова.

    Конспект урока по окружающему миру 4 класс.

    Бурова С.Г.

    МОУ «СОШ № 82» г.Саратова

            Учитель начальных классов

    Цель: Определить строение и функции кожи.

    Задачи : Исследовать форму, строение и функции кожи человека; Способствовать добыванию знания через методы: наблюдения, обобщения, синтеза, исследования и поиска научных сведений в справочниках, энциклопедиях;

    Оборудование:  увеличительные стёкла

    рельефная таблица,

     средства ТСО,

     пластилин,  

    стекло или зеркало

     энциклопедия и научная литература

    ХОД УРОКА

    1.Организация начала урока. Проверка рабочих мест.

    Приветствие гостей.

     Нам помогут стремление к знаниям и взаимовыручка. Возьмите друг друга за руки и пожелайте друг другу удачи.

    2. Актуализация знаний

     - В природе мировой , в борьбе стихий в развитии постоянном. Все существа все формы создались и Природа по отношению к человеку настолько мудрая, что она создала человека, который чувствует себя в этом мире как? ( комфортно, уютно удобно, хорошо)

     - Нам хорошо на уроке почему?

     Слушаем музыку, а чтобы слушать музыку, какой орган нам помог? ( уши )

     - Что вы чувствуете? ( запах благовонья) какой орган вам помог определить? ( нос)

     - Вот что у меня? Откуда вы узнали красоту? ( глаза)

     -Попробуйте, а что почувствовали? ( язык)

    3.Создание проблемной ситуации

     - А сейчас что почувствовали? Погладила .

    Вы почувствовали?

     - А теперь ущипните себя, что вы почувствовали?

     Какой орган нам помог ?

     -Кожа это орган?

     - А что такое орган? ( часть тела, имеющее свое строение, место и выполняющее определенные функции)

     -Какие функции выполняет ?

    Строение кожи знаете? А хотите узнать ?

     4. Определение предмета исследования тема урока

    Д-. Сегодня на уроке мы должны изучить форму, строение и функции кожи. У- А чтобы узнать, мы должны исследовать свою кожу

    Д. Эти исследования помогут нам правильно ухаживать за кожей.

    5. Выбор оборудования

    У. Какими воспользуемся приборами?

    Д. Можно использовать увеличительное стекло, учебник и научную литературу.

    5.Планирование исследования

    У. Исследование проведём по группам. Давайте распределимся на 4 группы по желанию, и лидер каждой группы получит своё задание и инструкцию. Вспомним правила вежливого общения.

     Плакат:

     1. Слушай, не перебивай.

    2. Возражай культурно.

    3. Приведи свои доказательства.

    Инструкционные карты:

    1группа .

    Исследование формы и места кожи. Заштрихуйте тело человека там, где находится кожа. Запишите, какая она на ощупь? Какого цвета бывает кожа? Подумайте и сделайте вывод, какую форму имеет кожа? 2. Взять лист бумаги. Смять лист распрямить, растянуть. Что удалость выполнить. Сравнить с кожей. По рельефной таблице рассказать о коже

    2группа.

    Прочитать с учебника о строении кожи на стр. 70 . Моделировать строение кожи из пластилина . Обобщить.

     3 группа

    Исследование строения кожи с помощью лупы. Рассмотрите через лупу кожи руки выше ладони. Что увидели? Какую работу выполняют? Сделайте 10 приседаний, проведите по шее и лбу. Проведите пальцем по лбу и по зеркалу. Что наблюдали? Сделайте вывод. Прочитайте с учебника и сделайте вывод о функции кожи.

    4 группа

      Группа экспертов по научной литературе и составляет рассказ о строении кожи. На чистом листе бумаги собрать отпечатки пальцев. Сделать вывод. Как происходит выделение жира?

    6.Исследовательская работа в группах (7 – 10 мин.)

    7.Физминутка « Как живешь?»

     - как живешь?( Вот так!)

    - как идешь?

     - как бежишь?

     - как от холода дрожишь?

    - как берешь?

    - как даешь?

     - как летишь?

     - как плывешь?

     - как ползешь?

     - как грозишь?

     8. Отчёт по работе

     1-я группа.

    Мы проводили исследование формы и места кожи. Мы пришли к выводу, что кожа покрывает всё тело человека и имеет форму тела. Строение кожи ладоней и внешней ( тыльной ) части кисти рук упругая, эластичная п.ч кожа выпрямилась , а лист нет. Она гладкая, мягкая. На ладонях кожа светлая, линии хорошо видны. У негроидной расы кожа темно-коричневая, светло-коричневая. У европеидной расы- светло- желтая. У монголоидной расы – бледно-розовая. У. Представьте, что кожа исчезла. Какую роль она выполняет?Д. Она защищает человека, внутренние органы. У. Она защищает органы от повреждений, воды и солнечных лучей.

    2-я группа.

    Мы, исследовав через лупу увидели маленькие отверстия дырочки. Волоски. Линии. Прочитали из учебника и узнали, что кожа дышит через них, выходят пот когда жарко, а жир смазывает кожи. После выполнения упражнений на коже появился пот и жир. Мы считаем, что поры нужны для дыхания кожи, пот выделяется, когда жарко, а жир смазывает кожу, чтоб она не пересыхала. . Значит функции: защитная, выделительная Кожа защищает от микробов, бактерии. Мы должны применять ванну. Опыт по зеркальцу: остается след п.ч кожа богата жиром. .У. Знаете ли вы, что на 1кв. см. кожи могут жить до 40 тыс. микробов. Должны ли мы помогать коже избавлению от микробов? В нормальном состоянии за сутки человек выделяет 1л. Пота. При длительном пребывании в условиях высокой температуры 4-6л. Пота в сутки; при тяжёлой физической работе 10-12л. Пота. Чем больше пьём, тем больше потеем Правила гигиены.

    3-я группа.

    Моделирование из пластилина Первый слой кожи – эпидермис. Второй слой – дерма. Сальные железы – смазывают кожу. Потовые железы регулируют температуру. Выделяется 99% воды и 1% химических веществ. В этом слое мы видим нервные окончания, кровеносные сосуды, корни волос и ногтей, меланин – красящее вещество. Третий слой – подкожный жир. Если холодно, то кровеносные сосуды сокращаются, меньше крови притекает к поверхности тела, тепло сохраняется внутри организма – кожа бледнеет. Таким образом кожа поддерживает нормальную температуру тела (36,6 С) У. Верны ли предположения детей?

    Слово экспертам.

    4 группа

    Эксперты. Верно замечено. Добавим, что пот и «гусиная» кожа появляется, когда идёт процесс регуляции температуры. Верхний слой называется эпидермисом. Обновление клеток происходит постоянно через 7 – 10 дней. Отмершие клетки слущиваются. Так кожа сама освобождается от грязи и микробов. Демонстрируют опыт на кукле .Соединяет части тела. Определи предмет. (Шарики – деревянный, резиновый, теннисный, железный) Мы продемонстрировали осязательную роль кожи: кожа чувствует, особенности поверхности эту работу выполняют нервные окончания, которые пронизывают всю кожу. Благодаря осязательной функции кожи вам удалось определить форму предмета, и из чего он сделан. Кожа чувствует температуру воздуха, боль .Причём разные участки кожи по-разному чувствительны к боли. Припомните, как берут кровь из пальца: острая боль, а вот если проколоть щёку – боль не чувствуется. Отпечатки пальцев разные.

     У: В каких сферах деятельности применяют отпечатки пальцев? Наука, изучающая линии, рисунок пальцев называется дактилоскопией Вывод. У. Убедимся, решили ли мы задачи, которые ставили перед собой?

    Ответы по плану на доске.

    Доска:

    План

    1. Кожа покрывает всё тело человека.

    2. Состоит из трёх слоёв клеток: А) эпидермис защищает тело человека; Б) дерма содержит нервы, кровеносные сосуды, потовые и сальные железы, корни волос и ногтей; В) подкожная клетчатка защищает от холода и травм

    9.Рефлексия

     В Италии в 1646 году произошел такой случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шел « золотой мальчик». Тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провел всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер. От чего он умер?

    (Длительное раздражение золотой краской вызвало резкое раздражение кровеносных сосудов кожи. Он потерял много тепла, температура тела понизилась. Сопротивляемость организма резко снизилась. Мальчик заболел, и вскоре умер)

    10.Узелки на память.

    У. Тест поможет нам узнать, насколько вы были внимательными при исследовании и насколько вам было интересно на уроке.

    Можем ли мы сейчас взять ручку и записать результат в тетрадь? Почему не можем? .

    Тест

    1. Сколько органов чувств у человека?А) 6 О) 5 И) 7 2. Кожа – это: А) важный орган человека; Б) скелет человека; В) наружный покров человека; 3.Какие функции выполняет кожа: А) защищает от грязи, микробов Б) переваривает пищу; В) дышит г) выделяет пот 4.Через что выделяется жир и пот из организма человека? А) через поры кожи; П) через легкие К) через кишечник

    Здоровый человек- самое драгоценное создание природы. Береги свое здоровье с детства.

    Домашнее задание. Рассказывать по плану о строении кожи, собрать пословицы поговорки о здоровье.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Строение и функции речевого аппарата

    Презентация является приложением вводного занятия, которое направлено на   формирование первоначальных знаний о физиологическом строении речевого аппарата;наблюдение за работой орг...

    "Кожа. Особенности кожного покрова, функции кожи"

    Цели: способствовать  формирование знаний о коже, её особенностях, функциях;расширение представлений о правилах гигиены тела;Научить действовать при обморожении, повреждениях кожного покрова.Созд...

    "Кожа. Особенности кожного покрова, функции кожи"

    Цели: способствовать  формирование знаний о коже, её особенностях, функциях;расширение представлений о правилах гигиены тела;Научить действовать при обморожении, повреждениях кожного покрова.Созд...

    "Кожа, ее строение и функции" по курсу "Мы и окружающий мир" (4-й класс) в рамках системы обучения Л.В. Занкова

    По системе развивающего обучения Л.В. Занкова я работаю 21 год. Недавно познакомилась с технологией “Развитие критического мышления через чтение и письмо” (РКМЧП). Оказалось, что цели данной тех...

    Кожа, особенности кожного покрова

    Цели: 1. Организовать учебно- поисковую деятельность учащихся на уроке  с целью:Ø развития системного мышления;Ø поиска ответа на проблемный вопрос;Ø развития умения высказывать суждения по...

    Конспект открытого урока по окружающему миру тема: Строение и функции кожи

    На этом уроке учащиеся работают в группах. Каждая группа определяет изучив дополнительный материал строение и функции кожи. Работа проводилась в 4 группах: с научной литературой, с учебной книгой, мод...

    Зачем нужна гигиена. Особенности кожного покрова

    конспект урока по окружающему миру 4 класс СРО Занкова...