Кожа, особенности кожного покрова
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Медведева Елена Дмитриевна

 

Цели: 1. Организовать учебно- поисковую деятельность учащихся на уроке  с целью:

Ø развития системного мышления;

Ø поиска ответа на проблемный вопрос;

Ø развития умения высказывать суждения по результатам практической работы.

             2. Создать условия для формирования личностных  качеств:

Ø ответственности;

Ø способа поведения;

Ø коммуникативности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx31.42 КБ
Office presentation icon prezentaciya.ppt1.46 МБ

Предварительный просмотр:

               Конспект урока по окружающему миру по теме:

               «Кожа, особенности кожного покрова ».

                         (система Л.В.Занкова, 4 класс).

                                                                      Медведева Елена Дмитриевна,

                                                                          учитель начальных классов  

                                                                     МБОУ СОШ № 82 г. Ульяновска.

            Тема: Кожа, особенности кожного покрова . 

Цели: 1. Организовать учебно- поисковую деятельность учащихся на уроке  с целью:

  1. развития системного мышления;
  2. поиска ответа на проблемный вопрос;
  3. развития умения высказывать суждения по результатам практической работы.

             2. Создать условия для формирования личностных  качеств: 

  1. ответственности;
  2. способа поведения;
  3. коммуникативности.

Универсальные учебные действия

Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, сохранять мотивацию к учёбе, развивать способность к самооценке, умение анализировать свои действия.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, выполнять учебные действия, умело отстаивать свою позицию, вносить необходимые коррективы, уметь организовать свою деятельность, согласовывая с действиями товарища.

Познавательные: анализировать текст, делать выводы. Выделять главное, проводить сравнение. Устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению, строить понятное для партнёра высказывание, задавать вопросы. Работать в парах, контролировать свои действия.

Тип урока: урок- исследование.

Основная деятельность на уроке: учебно- поисковая.

Оборудование: мультимедиа, предметы для наблюдений и опытов (лупы, зеркала, чёрная ткань, лист бумаги), тестовая работа, таблица.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг.момент (положительный настрой учащихся )

- Я рада вас видеть. Думаю, что урок сегодня , будет интересным,  познавательным , принесёт вам радость общения в парах. Успехов вам и удачи!

Слушают, воспринимают.

II. Актуализация

    знаний.

- Откроем содержание нашего  учебника. Посмотрите и вспомните, кто и что было главным, при изучении пройденных тем?

- Здоровье - это самое главное богатство каждого из нас. Знания о своём организме, о мерах применяемых для охраны здоровья - всем очень полезны. Сегодня мы продолжим изучать организм человека. Я верю в то, что вы узнаете много нового.

Человек, его организм и способы сохранения здоровья.

III. Постановка

    учебной задачи.

- Предметом изучения будет ...

  Впрочем, для этого отгадайте

  загадку и определите тему

  урока.

 Слайд 1.( учитель читает  загадку).

-Сверху прикрываю,

 Защищаю и дышу,

 Пот наружу выделяю,

Температурой тела руковожу.

- Какова же тема нашего урока?

- Да, речь пойдёт о коже, но

  наша тема может звучать и по-

  другому. Давайте уточним

  тему урока. Где можно это сделать?

Слайд 2.

- Откройте учебник, прочитай- те тему.

- На какие вопросы мы должны будем ответить?

Кожа.

В учебнике.

Читают:

- Кожа. Особенности

  кожного покрова.

  Ответы детей (Из чего состоит кожа? )

IV. Открытие

   нового  знания

( построение проекта выхода из затруднения)

Поиграем в игру.

(Вызывается ученик, поворачивается спиной к ученикам, учитель даёт различные предметы).

- Какие свойства объекта вы  смогли определить?

- Какие ощущения   воспринимает кожа?

- Как называется это свойство кожи?

Слайд 3.

- Исходя из этого, какую функцию мы вспомнили?

- Какие функции кожи упомянуты в загадке? Что вам известно об этих функциях кожи?

- Достаточно ли этих знаний,

  чтобы иметь представление о

  коже?

Ученик их отгадывает.

Размер, форму, из чего сделано.

Ответы учащихся ( боль, давление, тепло, холод. )

Осязание.

Осязательную функцию.

Ответы детей.

V. Постановка учебной проблемы

Слайд 4. Что случилось с      мальчиком?

1. Работа с учебником.

- Прочтём на стр. 76 учебника о

  случае, который произошёл в

   Италии в 1646 году.

- Что же случилось с

   мальчиком?

- Значит, как- то нарушилась

  деятельность кожи. А как?

 - Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужны полные знания о коже. Надо знать строение кожи и её функции.

- А что для этого необходимо?   Для нахождения ответа мы с вами станем Шерлоком Холмсом. Кто из вас знает кто

  такой Шерлок Холмс?

2. Работа в парах.

Исследование l. Из чего  состоит кожа - «одежда нашего тела»?

1.

 - Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия- поры.

- Как вы думаете, для чего  нужны эти отверстия?

- Что ещё вы увидели?

- Волоски - это тоже часть

  кожи.

2.

-Рассмотрите кожу рук. Обратите внимание на строение кожи ладоней. Что вы видите на кончиках пальцев?

3.

- Давайте проведём опыт. Покрасьте большой палец гуашью и отпечатайте его на бумаге. Рассмотрите отпечатки в паре,  с соседними парами.

Сделайте вывод.

- Знаете ли вы где используется эта особенность кожи?

Слайд 5.

- Кожа покрывает всё наше тело, какова её функция при этом?

- От чего защищает кожа человеческий организм?

-Представьте, что было бы с человеком, если бы не было кожи?

 - Наша кожа первая воспринимает все воздействия внешней среды, особенно кожа рук и лица. Что же ей дает возможность не стираться в течении всей жизни человека?

- Проведем следующий опыт.

Исследование 2. Эпидермис- наружный слой кожи.

1.

- Потрите руку о тёмную жёсткую материю. Что вы видите?

- Как вы думаете что это?

Слайд 6,7. - Надкожица (наружный слой)- эпидермис.

- Наружный слой кожи постоянно обновляется. Верхний слой её отшелушивается и отпадает, а под ним уже готов новый слой клеток.

Через кожу наш организм соприкасается с окружающей средой, на коже оседает пыль, микробы, она не дает им проникнуть внутрь.

- Какой вывод следует сделать о гигиеническом состоянии кожи?

Исследование 3.

- Возьмите лист бумаги. Сомните его, распрямите, растяните лист.

- Что вам удалось выполнить? Что не удалось?

- Выполните тоже самое с кожей на тыльной стороне руки.

- Что вы заметили? Какой можно сделать вывод о коже?

-Как вы думаете, почему после всех манипуляций кожа приняла первоначальный вид?

 -Проведём исследование.

Исследование 4.

- Проведите по лбу пальцем.

  Прижмите его к зеркалу.

- Что осталось на зеркале?

- Что это за пятно?

- Как происходит выделение жира?

Слайд 8. Сальные железы.

- Так почему кожа приняла первоначальный вид?

- Сальные железы не единственные железы в коже. Когда нам жарко- мы потеем. А откуда берётся пот?

Слайд 9. Потовые  железы.

- Потовых желёз в нашем организме около 3 млн. Пот выделяется через поры. Пот - это вода и растворённые в ней вещества.

Слайд 10.

- Проведя эти исследования, о какой функции мы узнали? (вывешивает табличку на доску).

Читают  1 абзаца.

Высказывают предположения.

Ответы учащихся.

Выполняют задание.

Высказывают мнения.

Волоски.

На ладонях кожа более светлая, с ярко выраженным рисунком. Особенно выделяется рисунок на кончиках пальцев .

У каждого человека рисунок индивидуален  и является своеобразным «паспортом». Вероятность совпадений практически невозможно.

Криминалистика.

Защитная.

Ответ учащихся ( от повреждений, не пропускает воду, от микробов).

Высказывают предположения.

Беловатый след.

Мельчайшие кусочки кожи.

Ответы учащихся.

Выполняют задание, отвечают на вопрос.

Кожа прочная, эластичная, упругая, мягкая.

Высказывают предположения.

Пятно.

Пятно жира, которое выделяет кожа.

Через поры.

Сальные желёзки выделяют кожное сало, оно выделяется на поверхность и смазывает кожу, делая её эластичной, упругой.

Предположения.

Выделительная.

VI. Физминутка.

- Выполним несколько физических упражнений и понаблюдаем, что произойдёт с нашим организмом. Сделайте 5 приседаний, 5 прыжков на одной ноге, 5- на другой, 5- на двух.

- Посмотрите друг на друга. Что произошло?

- Попробуйте объяснить почему?

Кожа покраснела.

Ответы учащихся.

VI. Самостоятельная работа.

- Ответ на данный вопрос, вы узнаете самостоятельно, прочитав текст в учебнике:

с. 77 со 2 абзaца.

- Какая температура считается нормальной для человека?

-Как организму удается поддерживать постоянную температуру?

Слайд 11.

-  Мы познакомились с ещё одной функцией кожи. Как вы думаете, как она называется?

Слад 12.

- Возвратимся к вопросу, который был поставлен в начале урока. Вспомните.

- Кто же теперь сможет объяснить, что произошло с мальчиком, когда краска

непроницаемой плёнкой закрыла всю его кожу?

Читают текст учебника.

Регулируют

кровеносные сосуды: то сужаются, то расширяются.

Терморегулирующая.

Что  случилось с мальчиком?

Поры были закрыты золотом, кожа не дышала, не выделяла пот и жир, не выводились вредные вещества. Мальчик провел много времени в холодном зале и потерял много тепла. Температура его тела понизилась. Он сильно заболел и умер.

VII. Итог. Рефлексия.

Сейчас вы поработаете в парах, ответите на вопросы теста, для того чтобы проверить свои знания и узнать, всё ли вы запомнили сегодня на уроке.

Слад 13.

- А теперь давайте проверим, правильно ли вы ответили на вопросы теста. Посмотрите на доску и сверьте ответы.

Выполняют задание.

Сверяют с ответом на слайде.

VIII. Домашнее задание.

На выбор:

1. Вы знаете четыре функции кожи в нашем организме. Но и это не всё. А вы знаете, что без нормальной работы кожи наши кости были бы непрочными и мягкими?

Ответ на вопрос- как связана работа кожи с нашими костями- попробуйте найти сами в дополнительной литературе.

2. С. 76- 82 прочитать, ответить на вопросы.

Ответы учащихся.

Список литературы:

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса: В 2 частях. – 5-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009.
  2. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы, или 135 уроков здоровья (1-4 классы). Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: ВАКО, 2005.
  3. Окружающий мир. 3-4 классы: поурочные планы по системе Л.В.Занкова  (компакт-диск) – Издательство «Учитель», 2010.

Приложение1.

              Тест для проверки полученных знаний по теме «Кожа».

1. Кожа- это орган…

 а) обоняния;

 б) осязания ;

 в) вкуса .

2. Сигналы от поверхности  кожи к мозгу передаются

а) кровеносными сосудами;

б) сальными железами ;

в) нервами.

3. Терморегуляция организма происходит за счёт работы

а) сальных желёз;

б) потовых желёз;

в) кровеносных сосудов.

4. Через поры выделяется 

а) пот ;

б) кожное сало;

в) кровь.

5. Кожа выполняет следующие функции:

а) осязательную;

б) защитную ;

в) терморегуляцию организма;

г) выделительную.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник в начальных классах "Покрова Пресвятой Богородицы" с презентацией

Это мероприятие об истории возникновения праздника "Покрова Пресвятой Богородицы", с житиями святого Андрея....

"Кожа. Особенности кожного покрова, функции кожи"

Цели: способствовать  формирование знаний о коже, её особенностях, функциях;расширение представлений о правилах гигиены тела;Научить действовать при обморожении, повреждениях кожного покрова.Созд...

"Кожа. Особенности кожного покрова, функции кожи"

Цели: способствовать  формирование знаний о коже, её особенностях, функциях;расширение представлений о правилах гигиены тела;Научить действовать при обморожении, повреждениях кожного покрова.Созд...

Зачем нужна гигиена. Особенности кожного покрова

конспект урока по окружающему миру 4 класс СРО Занкова...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Особенности кожного покрова"

Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Особенности кожного покрова"(система Л.В.Занкова). Урок  - исследование построен  в рамках системно - деятельностного подхода с использованием при...

урок в 4 классе по теме "Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите организма."

Урок по окружающему миру в 4 классе на основе деятельностного подхода по учебнику А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова и др. (ОС «Школа 2100») «Технология урока, направленного на формирован...

Строение и функции кожного покрова

Конспект урока по окружающему миру по теме "Кожа"...