Играем с ребенком в словесные игры
консультация по логопедии

Шекериди Яна Анатольевна

Предлагаются словесные игры, в которые родители могут играть со своими детьми дома, на улице, в дороге. Играя в них, вы будете способствовать не только речевому развитию вашего ребёнка, но и развитию его внимания, мышления и памяти. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_s_rebenkom_v_slovesnye_igry2.docx61.45 КБ

Предварительный просмотр:

Играем с ребенком

в словесные игры

Словесные игры – это особые игры. Они сделают значительно богаче словарный запас ребенка, помогут ему быстро найти нужное слово. Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее и убедительнее выражает он свою мысль.

«Хромое слово – кривая речь», - гласит мудрая русская народная пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное, увиденное, суметь точно рассказать об этом, нужно знать много слов, уметь каждое из них поставить на свое место, уметь с ним обращаться.

Разнообразные игры со словами очень помогут Вашим детям в этом!

Игра «Назови три слова»

Ребенку предлагается ответить на вопрос взрослого, при этом необходимо дать три слова-ответа. За правильные ответы ребенок получает «жетон» (это может быть любой сподручный материал: пуговица, скрепка, карандаш и т.п.). В конце игры жетоны обмениваются, например, за 10 жетонов - конфета))

Примерные вопросы: что можно купить? (платье, костюм, брюки) Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? и т.д.

Играйте в игру по очереди. Пусть ребенок Вам тоже задает вопросы и выдает жетоны.

Игра «Придумай слово»

Заранее нужно приготовить карточки с буквами алфавита. Участники игры (мама, папа, ребенок, бабушка и т.д.) по очереди вытаскивают по одной карточке с буквой и называют любое существительное в исходной форме, где бы эта буква встречалась (например: «с» — «свет»; «д» — «дерево»).

После этого игроки вытаскивают еще по одной букве и называют слово, где встречаются уже обе вытащенные буквы («с» и «л» — «солнце»; «д» и «г» — «дорога») и так далее.

Те, кто не справился с заданием и не смог составить слово из доставшихся букв, покидают игру. Выигрывает самый эрудированный и везучий человек (кому достались легкие буквы).

Игра «Три стихии»

Взрослый называет одну из трех стихий: «Земля», «Воздух», «Вода». При этом он бросает мяч одному из игроков. Тот должен поймать мяч и быстро ответить. Если было сказано «Земля», надо назвать зверя, если «Вода» — рыбу, «Воздух» — птицу. Стоит договориться заранее, можно ли, например, называть насекомых («паук» к «Земле», «комар» — к «Воздуху») и других существ («спрут», «медуза» и прочее).

За правильные ответы игроки получают жетон (фант). Тот, кто ошибся, отдает жетон или выбывает. Выигрывает тот, у кого больше всего жетонов.

Игра «Ассоциации»

Взрослый бросает мяч ребенку и называет любое существительное. Тот, поймав мяч, должен назвать другое существительное, связанное по ассоциации с первым. Ребенок должен объяснить, как связаны эти существительные.

Например, взрослый говорит «Сумка». Ребенок: «Учебник. Учебник лежит в сумке». Или: «Магазин: туда ходят с сумкой». Или: «Кожа. Сумка из кожи». А ответы «Большая», «Потерялась» и т.п. не засчитываются, так как это не существительные. Не засчитываются ответы и в том случае, если ребенок не может объяснить, как связаны эти предметы.

Повторять одни и те же слова нельзя.

Игра «Цепочка слов»

Каждый последующий игрок называет слово, начинающееся на ту букву, на которую окончилось слово, названное предыдущим игроком. Требование только одно: все слова должны быть существительными в именительном падеже единственного числа. Например, может получиться такая цепочка: «ЛеС — СорокА — АстероиД — ДуБ — БолотО — ОрдеН» и так далее.

Игра «Найди названный предмет»

Взрослый описывает какой-либо предмет, но не говорит, как он называется, а предлагает ребенку отгадать и показать этот предмет в комнате. Например: «Этот предмет сделан из металла и пластмассы, небольшой, серого цвета, создан человеком, нужен для того, чтобы резать картон и бумагу». (Ножницы.) После правильного ответа взрослый спрашивает, как ребенок догадался, и с помощью вопросов уточняет последовательность описания. Далее предоставляется возможность ребенку описать предмет, не называя его. Взрослый отгадывает и находит этот предмет в комнате, и объясняет, как он догадался.

Игра «Ты – мне, я – тебе»

Взрослый бросает мяч ребенку и называет слово, ребенок должен подобрать слово противоположное по значению (антоним), произнести его и вернуть мяч взрослому.

Обратите внимание, что антонимы подбираются разнообразные. Например: день-ночь, радость-грусть, белый-черный, высокий-низкий, широкий-узкий, грязный-чистый, садиться – вставать, подниматься – спускаться, быстро-медленно, тепло-холодно и т.д.

Игра «Слова - приятели»

Проводится аналогично предыдущей. Отличие в том, что ребенку необходимо подобрать близкое по смыслу слово (синоним).

Например: дом – жилище, здание; идти – шагать, ходить; смеяться – хохотать; смелый – отважный, храбрый и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры 1 класс

Данное мероприятие проводилось в 1 классе на неделе русского языка...

Словесные игры.

Словесные игры....

Весёлые каникулы. Словесные игры.

Словесные игры. Развиваем речь, мышление. фантазию и воображение....

Внеклассное мероприятие "Словесные игры"

Аннотация. Внеклассное логопедическое мероприятие «Словесные игры», проводимое с учащимися 1-2 классов, представляет собой игру-соревнование между командами....

Словесные игры на развитие фонематического восприятия

Словесные игры на развитие фонематического восприятия...

Словесные игры для обучения детей- мигрантов русскому языку

При обучении детей-мигрантов обязательно надо учитывать особенности их мышления. Учителю важно помнить, что закономерности русского языка дети-мигранты воспринимают через призму родного и переносят яв...